Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2: Воспитание в первобытном обществе



2016-09-16 478 Обсуждений (0)
Вопрос 2: Воспитание в первобытном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарождение воспитания относят к тому же времени, когда появился человек современного физического типа (40 - 35 тыс. лет назад). Окружающий мир— воспринимался человеком как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно воз­никшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию.

Зачатие педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания - практическое воспитание. Воспитание зароди­лось одновременно как умственное, физическое, нравственно-эмоцио­нальное взросление. Оно не было системным. Его содержание обогаща­лось по мере обогащения общественного опыта и познания человека. В начале воспитание сводилось к передаче жизненного опыта (2-3 млн. лет назад). Выделение человека из животного мира сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта. Предкам современных людей следовало знать: съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, обладать силой и выносливостью. Мощным средством передачи опыта явилось возникновение речи.

Постепенно воспитание стало переходить в ранг осо­бой деятельности (оно явилось частью повседневной борьбы человека за выживание). Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось в тесной связи с эволюцией форм примитивного труда. Труд выступал ус­ловием существования людей. При этом была важна передача практического трудового опыта. Без помощи взрослых дети таким опытом овладеть не могли. Таким образом, возрастает роль взрослых в организации обучения детей в условиях тру­довой деятельности. Специфической чертой человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех детей одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами в воспитании являлись пол и возраст детей. Воспитание происте­кало из общинного образа жизни и было связано с развитием орудий труда, обычаями и традициями старших поколений.

В 9 - 8 тысяч. до н.э. в ряде регионов мира (Малая, Передняя, Сред­няя Азия) происходит социальное и имущественное расслоение перво­бытного общества. Основной социальной ячейкой становитьсясемья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращает­ся в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Складывается воспитание различных представителей общины: вождей, жрецов, воинов и др.

Дети со слов родителей и путем подражания, в практической деятельности воспринимали опыт и ин­формацию.

Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Люди первобытной эпохи использовали неосознанно отдельные дидактические приемы при передаче опыта. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, разделывать шкуру, находить и собирать съедобные растения и др. Основным приемом эмоционально - психологического воздействия взрослых явля­лось механическое повторение. Но по мере усложнения жизнедеятельно­сти менялись и приемы передачи социального опыта. Появились зачатки организационных форм воспитания. Постепенно воспитание сосредото­чилось в руках специально назначенных для этого лиц. В общинах охот­ников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших маль­чиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкамбытовой трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины следили за тем, чтобы дети не нарушали уставленных общиной запретов. По мере взросления мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и др. Женщины обучали девочек- под­ростков ведению домашнего хозяйства. Маленьким членам общины пре­доставлялась значительная свобода в поведении. Наказание не могло быть жестоким (удар палкой по следу ребенка). Но постепенно положение ме­няется - расслоение общины ужесточает воспитание. Часто стали применять физическое наказание. Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных «Домов молодежи» для детей и подростков. Это были прототипы школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям. Основной формой занятий оставались совместные игры. Характер деятельности, состав воспитанни­ков и наставников в домах молодежи постепенно менялись.

В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, а в более старшем возрасте - раздельно. При патри­архально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Вос­питание мальчиков, полностью переходит к старейшим и жрецам. По ме­ре имущественного расслоения общины появляются отдельные дома мо­лодежи для бедных и для состоятельных членов общины

Все подростки обоего пола, достигнув 10- 15 лет, проходилиинициа­цию - процедуру посвящения во взрослую жизнь. У мальчиков она была более сложной и длительной, чем у девочек. Она проходила в виде религиозного обряда и со­провождалась песнопениями, ритуальными танцами.

 

Вопрос 4: Воспитание и школа в античном мире (Древний Рим)

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под не­усыпным присмотром матерей вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет находились под наблюдением отца, изучали домашние и полевые работы, овладевали искусством владения оружием. Нередко на глазах ребенка творилась расправа над рабом. Семья была ответственна за воспитание юных римлян.

Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме. К Ш в. до н.э. вос­ходит появление профессии наставника. Рабыни следили за детьми 4-5 лет. Рабы - педагоги обучали мальчиков чтению, письму, счету. Начиная со II в. до н.э. на образование стали оказывать влияние традиции эллинских центров Античного мира. Но римское образование не теряло своей само­бытности. При сохранении семейного воспитания и общественных учеб­ных заведений это образование имело практическую направленность. Но из программы исключались изящные искусства (музыка и пение). Глав­ная цель: обеспечить карьеру в политике или военной карьере.

В 1 в. основными дисциплинами были: грамматика, риторика, диа­лектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура.

К V в. исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформи­лась программа СЕМИ свободных искусств: тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлисьтривиаль­ные школы. Сроки обучения в них не превышали двух лет. Учились де­вочки и мальчики с 7 лет. Изучали: латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Считать учились по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко использовались физические наказания плетью, палкой, в ходу были и поощрения успевающих учеников. Частные грамматические школы - школы повышенного типа. Обучались подростки с 12 до 16 лет. Тут добавлялись греческий язык, основы римского права, грамматика, латинский язык, риторика. Количество учеников было ог­раничено, а обучение индивидуальным. В ряде частных школ для детей состоятельных граждан предусматривалась и физическая подготовка, но не обучали танцам и пению. Военную подготовку молодежь проходила в военных формированиях -Легионах.

В IV в. появилисьриторические школы. Тут изучали греческую и римскую литературу, математику, астрономию, основы права, филосо­фию. Широко использовались диспуты. Эти школы готовили юристов для государственной машины Римской империи. Становление философской мысли происходило под влиянием эллинской традиции.

 

Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции:

· Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа.

· Предполисный период (11-9 века до н.э.) период формирования горо­дов.

· Архаический период (8-6 века до н.э.)

· Классический период (5-первая половина - 4 века до н.э.)

· Эллинизм (4-1 века до н.э.).\



2016-09-16 478 Обсуждений (0)
Вопрос 2: Воспитание в первобытном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2: Воспитание в первобытном обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)