Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»



2016-09-16 582 Обсуждений (0)
Проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 0.00 из 5.00 0 оценок




Литература 30-40 гг. ХХ века.

30-е годы стали едва ли не самой кровавой страницей в отечественнойистории последних столетий.

В начале 30-х годовпрошли последние политические процессы над пре-жними оппонентами большевиков - бывшими меньшевиками и эсерами. Главным сигналом для развертывания борьбы с "вредителими" из числанаучно-технической интеллигенции во всех отраслях хозяйства послужило вконце 20-х годов так называемое "шахтинское дело". По нему были привлеченык ответственности инженеры и техники Донецкого бассейна. Они обвинялись всознательном вредительстве, в организации взрывов на шахтах, нарушении тех-ники безопасности и т.п. Суд оправдал 4 из 53 подсудимых, четверым опреде-лил меры наказания условно, 9 человек - к заключению сроком от 1 до 3 лет.Большинство из них приговорены к заключению от 4 до 10 лет. 11 человек при-говорены к растреллу.

В том же году было объявлено о раскрытии еще одной контрреволюцион-ной организации Трудовой крестьянской партии. Ее руководителями объявили-видных экономистов Кондратьева, Чаянова, Юровского и некоторых других. 25 - 7 декабря 1930 года в Москве состоялся процесс над группой вид-ных технических специалистов, обвиненных во вредительстве и контрреволюци-онной деятельности - процесс Промпартии. К суду были привлечены восемь че-ловек: Рамзин, Куприянов Ситнин и др. Они признали все обвинения, выдвину-тые против них.

С начала 30-х годов разворачивается массовая репрессивная кампанияпротив кулаков и середняков. В 1936 году состоялся первый из крупнейших московских процессов надлидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых оказались ближай-шие соратники Ленина - Зиновьев, Каменев и др. Их обвиняли не только вубийстве Кирова, но и в попытках убить сталина и свергнуть советскуювласть. Прокурор Вышинский потребовал расстрела подсудимых. Суд удовлетво-рил его требование. С ноября 1934 года стали действовать для вынесения приговоров по де-лам "врагов народа" и членов их семей внесудебные органы.

В 1937 году состоялся второй процесс, в ходе которого была осужденаеще одна группа лидеров "ленинской гвардии". В том же году была репрессиро-вана большая группа высших офицеров во главе с маршалом Тухачевским. В марте 1938 года были расстреляны бывший глава правительства Рыкови "любимец партии" Бухарин.

В августе 1940 года по приказу Сталина был убит Троцкий. По официальным данным, начиная с 1930 года по обвинениям в контрре-волюционной деятельности были осуждены 3 778 234 человека, в том числе786 098 смертных приговоров.

Проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врача” и многочисленные газетные фельетоны. Только в шестидесятые годы к писателю пришла широкая известность и, увы, посмертная слава. Родился Михаил Афанасьевич в Киеве на Воздвиженской улице в мае 1891 года. Отец его был преподавателем Духовной академии, мать в молодости работала учительницей. Дом на Андреевском спуске, атмосфера семейного тепла, интеллигентности и образованности навсегда остались в сознании писателя.
Окончив Первую киевскую гимназию, Булгаков поступает на медицинский факультет университета. Подобно другим деятелям русской культуры, вышедшим из разночинной среды и получившим прекрасное образование, Михаил Булгаков обладал четкими представлениями о чести русского интеллигента, которой ни разу не изменил.
Смело можно сказать, что итоговым произведением Булгакова, вобравшим в себя все идеи и помыслы писателя, звучавшие в более ранних произведениях, стал роман “Мастер и Маргарита”. Неудивительно, что роман этот полифоничен, богат сложными философскими и нравственными проблемами, захватывает широкий круг тем. О “Мастере и Маргарите” написано много критических статей, роман исследовали литературоведы разных стран мира. Роман содержит несколько пластов смысла, он необычайно глубок и сложен.
Попытаемся кратко охарактеризовать проблематику произведения и ее связи с основными героями романа. Глубочайшая философская проблема — проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника — находит отражение в нескольких сюжетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, политических гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Более всего тема угнетения, преследования неординарной, талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Недаром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее глубинного воздействия на психологию и душу человека проявляется и в истории Иешуа и Пилата.
Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сюжетную ткань повествования о судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете повесть — повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Здесь раскрывается тонкий психологизм Булгакова. Пилат — носитель власти. Этим обусловлена двойственность героя, его духовная драма. Власть, которой наделен прокуратор, вступает в противоречие с порывом его души, не лишенной чувства справедливости, добра и зла. Иешуа, беззаветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с глухой властью, бедный философ погибает. Однако в душу Пилата Иешуа заронил сомнение и раскаяние, мучившие прокуратора долгие века. Так, идея власти связана в романе с проблемой милосердия и прощения.
Для понимания этих вопросов важен образ Маргариты и посмертная судьба двух любящих друг друга героев. Для Булгакова милосердие выше мести, выше личных интересов. Маргарита громит квартиру критика Латунского, погубившего Мастера, но отвергает предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду, забывая о собственном страстном желании вернуть Мастера.
Булгаков указывает своим героям путь душевного обновления, преображения. Роман с его мистицизмом, фантастическими эпизодами бросает вызов рационализму, мещанству, пошлости и подлости, а также гордыне и душевной глухоте. Так, Берлиоза с его самодовольной уверенностью в завтрашнем дне писатель приводит к гибели под колесами трамвая. Иван Бездомный, напротив, оказывается способным преобразоваться, отказавшись от прошлых заблуждений. Здесь возникает еще один интересный мотив — мотив духовного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косном обществе считается разумом. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать более своих жалких стихов. Булгаков осуждает воинствующий атеизм, не имеющий истинной моральной основы. Важная мысль автора, утверждаемая его романом, — мысль о бессмертии искусства. “Рукописи не горят”, — говорит Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей благодаря ученикам, продолжающим дело учителя. Таков Левий Матвей. Таков и Иванушка, которому Мастер поручает “написать продолжение” своего романа. Таким образом, автор заявляет о преемственности идей, их наследовании. Необычно истолкование Булгаковым функции “злых сил”, дьявола. Воланд и его свита, находясь в Москве, возвращали к жизни порядочность, честность, карали зло и неправду.
Именно Воланд приводит Мастера и его подругу в их “вечный дом”, даруя им покой. Мотив покоя также знаменателен в булгаковском романе.
Нельзя забывать и о ярких, замечательных своей выразительностью и сатирической остротой картинах московской жизни. Существует понятие “булгаковской Москвы”, появившееся благодаря таланту писателя подмечать детали окружающего мира и воссоздавать их на страницах своих произведений.
Проблематика романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует серьезных исследований. Однако можно сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не полюбить это необычное, яркое и притягательное произведение. Именно поэтому талант Булгакова завоевал столько искренних поклонников во всем мире.



2016-09-16 582 Обсуждений (0)
Проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)