Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Запрет на придание обратной силы толкованию, ухудшающему положение налогоплательщика



2016-09-16 530 Обсуждений (0)
Запрет на придание обратной силы толкованию, ухудшающему положение налогоплательщика 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос по толкованию. КС – 13-П от 8 октября 1997; 1-П от 21 января 2010 – нельзя. ОДНАКО в правоприменительной практике суды достаточно часто нарушают этот принцип.

Например, практика по тонкой капитализации. Президиум ВАС 15 октября 2011: данные правила не блокируются международным договором (до этого вся практика шла против). Налоговые органы начали применять данное правило с обратной силой. Исходят из того, что это истинное понимание налогового права, которые было всегда. Верно же было бы исходить из того, что практика – это тоже регулятор общественных отношений.

 

Из конституционного принципа единой финансовой, включая налоговую, политики (статья 114 Конституции Российской Федерации) вытекает, что законно установленными в субъектах Российской Федерации могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, устанавливаемыми федеральным законом. Одним из таких общих принципов налогообложения и сборов, как отмечается в Постановлении Кон-ституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года по делу о проверке кон-ституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федера-ции", является принцип, согласно которому перечень региональных налогов и сборов, кото-рые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федера-ции, носит исчерпывающий характер, что предполагает ограничение по введению дополни-тельных налогов, а также по повышению ставок налогов. Этой цели служит и установление средних ставок земельного налога в Законе Российской Федерации "О плате за землю".

Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, уста-навливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогопла-тельщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это требование распро-страняется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Российской Федерации.

Оспариваемый Закон Санкт - Петербурга в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривает, что налогоплательщики уплачивают земель-ный налог равными долями в следующие сроки: до 15 июля, до 15 сентября и до 15 ноября 1995 года. Его статьей 2 утверждены новые ставки земельного налога в Санкт - Петербурге с диффе-ренциацией по зонам градостроительной ценности территории и административным районам. При этом для значительного числа налогоплательщиков утверждение новых ставок означало необходимость уплаты земельного налога в гораздо больших размерах, чем было установлено в 1994 году.

Данный Закон принят Законодательным Собранием Санкт - Петербурга 21 июня 1995 года, подписан мэром Санкт - Петербурга 14 июля 1995 года и вступил в силу с 1 июля 1995 года (пункт 2 статьи 4). Между тем он был опубликован в приложении к журналу "Вестник Законодательного Собрания Санкт - Петербурга" N 5 за 1995 год, подписанному в печать 1 августа 1995 года. Исходя из буквального смысла нормы Закон был введен в действие, а также применен до опубликова-ния, что противоречит статье 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В инструктивном письме Государственной налоговой инспекции по Санкт - Петербургу от 7 августа 1995 г. N 25-07/6172 было разъяснено, что в связи с тем, что Закон Санкт - Петербурга опубликован уже после наступления первого срока платежа (т.е. после 15 июля), начисление и уплату земельного нало-га за 1995 год следует производить в соответствии с пунктом 34 Инструкции Госналогслужбы Рос-сийской Федерации от 17 апреля 1995 г. N 29 по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" равными долями в остающиеся до конца года сроки платежей, т.е. 15 сентября и 15 ноября 1995 года.

Однако, как следует из буквального смысла Закона Санкт - Петербурга и факта его введе-ния в действие с 1 июля 1995 года, первый платеж, который должен был производиться налого-плательщиками до 15 июля, надлежало также производить по новым, утвержденным статьей 2 Закона ставкам земельного налога. Таким образом, новые ставки земельного налога распро-странялись на уже осуществленные (или подлежащие осуществлению) платежи, ранее исчис-ленные из ставок земельного налога, установленных на 1994 год. Такой порядок введения в дей-ствие закона, ухудшающего положение налогоплательщиков, означает придание ему обратной силы. Неуплата земельного налога к 15 июля 1995 года по новым ставкам могла послужить осно-ванием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства в форме начисления пени за каждый день просрочки (статья 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю") по всем трем платежам, предусмотренным оспариваемым Законом. В этом случае налогоплательщики привлекались бы к ответственности за налоговые правонарушения в связи с теми действиями по уплате налога, которые были ими совершены до момента, когда вновь при-нятый закон вступал в силу, что не соответствует статье 54 (часть 2) Конституции Российской Фе-дерации, согласно которой никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

7. Статья 57 Конституции Российской Федерации запрещает законодателю придавать об-ратную силу законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогопла-тельщиков. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу име-ющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы в актах официального или иного толкова-ния либо правоприменительной практикой.

Как следует из статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", налоговым пе-риодом земельного налога является год. Следовательно, исчисленный в соответствии с прави-лами оспариваемого Закона Санкт - Петербурга налог подлежал уплате за налоговый период в целом, т.е. за весь 1995 год, включая и те месяцы, которые предшествовали вступлению данного Закона в силу. Органы местного самоуправления и органы государственной власти вправе уста-навливать дифференцированные по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории ставки налога на городские земли, однако это их полномочие не может использоваться для придания законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, обрат-ной силы.

 

Например, практика по тонкой капитализации. Президиум ВАС 15 октября 2011: данные пра-вила не блокируются международным договором (до этого вся практика шла против). Налоговые органы начали применять данное правило с обратной силой. Исходят из того, что это истинное понимание налогового права, которые было всегда. Верно же было бы ис-ходить из того, что практика – это тоже регулятор общественных отношений.



2016-09-16 530 Обсуждений (0)
Запрет на придание обратной силы толкованию, ухудшающему положение налогоплательщика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Запрет на придание обратной силы толкованию, ухудшающему положение налогоплательщика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)