Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


За канон акафистов Богородице с кондаки и икосы – триста поклонов. Тут же указывается и несколько иной распорядок с меньшим числом молитв и поклонов, взамен каждой службы



2016-09-16 545 Обсуждений (0)
За канон акафистов Богородице с кондаки и икосы – триста поклонов. Тут же указывается и несколько иной распорядок с меньшим числом молитв и поклонов, взамен каждой службы 0.00 из 5.00 0 оценок




Многие наши духоносные старцы, молитвенники и подвижники и наставники веры и благочестия, до самого последнего времени рекомендовали ревнующим о деле своего спасения мiрянам употребление чёток и даже сами дарили им свои собственные чётки «в благословение».

Вот как, например, пишет о значении чёток наш великий духовный наставник последнего времени святитель Феофан, Вышенский Затворник:

«... Когда становимся на молитву, то и минуты не пройдёт, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение, и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла, как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтоб не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так: скажут – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», или «грешную» и переложат одну чёточку между пальцами; скажут так в другой раз и ещё переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, – поясной или земной как охота, или при маленьких чёточках – поясной, а при больших – земной. Правило всё при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые... Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в следованной Псалтири в конце, и в.других пропорциях, – для усердных, и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, – например, на Валааме и в Соловках, -- все службы таким образом справляют. Если хотите, или иногда захотите, и вы своё правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его, как прописано. Про всякий случай посылаю вам чёточки. Прочитав это, не подумайте, что гоню вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мiрянина, а не от монаха. И многие мiряне и мiрянки молятся сим образом. И вам пригодится сие. (Из кнги: «Что есть духовная жизнь и, как на неё настроиться?» Письма Еп. Феофана. XLVII стр. 173-П5).

Характерно, что всё это святитель Феофан пишет молодой девушке из светского общества, стремившейся к духовной жизни и вступившей с ним по этому поводу в переписку.

Вот как, следовательно, должны мы, православные христиане, смотреть на молитву по чёткам!

ВОПРОС: Где должен находиться священник во время пения полиелея (пения: «Хвалите Имя Господне») и до чтения св. Евангелия включительно: в алтаре пред аналоем среди храма?

Одни священники во время пения «Хвалите Имя Господне» открывают царские врата и, предшествуемые свещеносцем, выносят св. Евангелие на средину храма, оттуда начинают каждение, читают на аналое положенное святое Евангелие, благословляют прикладывающихся к св. Евангелию верующих и после окончания целования уносят св. Евангелие в алтарь. Некоторые священники оставляют лежать св. Евангелие на аналое до окончания пения Великого Славословия и при пении заключительного «Святый Боже» вносят св. Евангелие в алтарь. Многие священники во время пения «Хвалите Имя Господне» только лишь открывают царские врата, не выносят св. Евангелие на середину храма, с алтаря начинают каждение, на престоле читают Евангелие и только лишь тогда выносят для целования на середину храма, а по целовании сразу уносят в алтарь. Буду очень благодарен за разъяснение, какие действия священника правильны.

ОТВЕТ: Ответить на Ваш вопрос, как и на многие подобные вопросы, касающиеся богослужебной практики, не так-то просто. В разных поместных православных церквах и даже в одной нашей Русской Православной Церкви существовало всегда и до настоящего времени существует немало различий в богослужебной практике. Поэтому не так легко сделать категорическое утверждение о правильности или неправильности того или иного богослужебного обряда. Безусловно неправильно только то, что противно духу нашей св. Православной веры, что нарушает церковные каноны и что идёт вразрез не только с буквой, но и с духом, внутренним смыслом нашего Богослужебного Устава (Типикона). Лишь с такой точки зрения подходя, можно решаться выносить суждение о правильности или неправильности той или иной богослужебной практики.

В указанном Вами случае надо прежде всего обратиться к нашему Типикону. Прежде всего надо знать, что «Хвалите Имя Господне», по Уставу не всегда поётся. «Хвалите Имя Господне», или полиелей, поётся только во бдениях великих праздников» а также на утренях тех средних праздников, в которые положено бдение или полиелей, то-есть во всех тех случаях, когда полагается петь величание празднику или святому. Что касается воскресных дней, то, как сказано в 17-й главе Типикона, «от сырныя недели даже до Воздвиженья Честнаго Креста упраждняется полиелей. По отдании же Воздвиженья Честнаго Креста Господня сыропустныя, кроме предпразднества и попразднества Рождества Христова и Богоявления .... в воскресные дни на утрени поется полиелей». Но в Русской Церкви, вопреки Уставу, крепко вошёл обычай круглый год петь полиелей.

Когда по уставу не положено петь полиелея, вместо него поются особым напевом «Непорочны», то-есть 17-я кафизма, начинающаяся словами: «Блаженни непорочнии» (что на практике в настоящее время совсем вышло из употребления), а после них в воскресные дни так называемые «Тропари по непорочных» – «Ангельский собор удивися» с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».

При начале пения полиелея или «непорочных» отверзаются царские двери, и священник с диаконом совершают каждение всего храма. Если бывает после полиелея величание празднику или святому, то каждение это начинается с середины храма, где ставится икона праздника или святого, по пропетии величания.

Нигде в Уставе мы не находим указания, чтобы Евангелие выносилось на середину храма при начале пения полиелея. Наоборот, как это ясно видно из 2-ой главы Устава, Евангелие в воскресные дни читается в алтаре, причём согласно объяснению толкователей, алтарь в это время изображает собою как бы гроб Господень, из которого раздаётся весть о воскресении Христовом. В дни же великих праздников, когда поётся величание, Евангелие читается среди народа перед иконой праздника на середине храма, и Евангелие возвещает тогда о событии праздника.

Только по прочтении Евангелия на воскресной утрени, как говорит 2-я глава Типикона, «исходит священник святыми дверьми со Евангелием, держа е при персях своих, предъидущема же его от обою страну двема подсвещникома со свещами: имея же и фелонь опущен долу, стоит посреде храма, держа святое Евангелие при персях своих, подсвещники же от обою страну. И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, также целует Евангелие, и паки творит поклон един: (не до земли творит поклоны, но малыя, преклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятидесятницу всю, колена не приклоняют). Таже и братия вся идут два два по чину, творят и тии подобне прежде два поклонения, и целуют св. Евангёлие, и паки едино поклонение, и к настоятелю поклон». По целовании же святого Евангелия осеняет ирей братию со Евангелием и входит во святый алтарь».

На практике, особенно в приходских храмах, Св. Евангелие, по изнесении его из алтаря, полагается на аналое посередине храма и остаётся там, пока все молящиеся не приложатся к нему, после чего оно относится в алтарь. Нигде в Уставе не говорится, что священник должен благословлять целующих Св. Евангелие людей, но этот благочестивый обычай весьма широко распространён в приходских храмах, и большинство верующих к нему привыкли. В книге «Последование утрени, вечерни, полунощницы», изд. в Киеве в 1861 г., сказано: «По прочтении Евангелия, иерей выносит оное на середину церкви, предъидущу ему диакону со свещею, полагает е на аналои и, целовав вместе с диаконом, отходят в алтарь. По 2-й ектении иерей исходит во храм и вносит в алтарь св. Евангелие, осеняя им из царских врат людей», надо полагать, вносит тогда, когда оканчивается целование Евангелия. Но в позднейших изданиях этой книги уже не говорится, что иерей, целовав Евангелие, входит в алтарь. Гораздо благоговейнее и благоприличнее оставаться ему при Евангелии, пока люди лобызают Евангелие, находясь как бы на страже при нём, и лишь тогда уходит в алтарь, вместе с Евангелием, когда все приложатся к нему. Это будет согласоваться и с указаниями 2-й главы Типикона, согласно коим иерей не оставляет Евангелия во всё время целования, а «держит его при персех своих».

Обращаем внимание верующих на то, как следует творить поклоны, прикладываясь к св. Евангелию, а равным образом – к св. иконам и ко всякой вообще святыне. К сожалению, теперь это мало кто знает и соблюдает, а между тем в храме всё должно быть «благообразно и по чину» (I Корне. 14, 40). Сначала полагаются два поклона (причем Устав подчёркивает, что в воскресные дни и Господские праздники, а также во весь период от Пасхи до Пятидесятницы колен не приклоняют, а потому поклоны эти должны быть малыми, то-есть следует, наклоняя голову, прикасаться рукой до земли, затем прикладываются к святыне, и в заключение делается ещё один, третий поклон.



2016-09-16 545 Обсуждений (0)
За канон акафистов Богородице с кондаки и икосы – триста поклонов. Тут же указывается и несколько иной распорядок с меньшим числом молитв и поклонов, взамен каждой службы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: За канон акафистов Богородице с кондаки и икосы – триста поклонов. Тут же указывается и несколько иной распорядок с меньшим числом молитв и поклонов, взамен каждой службы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)