Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законность применения полицией мер административного принуждения: основания, порядок, правила



2016-09-16 1029 Обсуждений (0)
Законность применения полицией мер административного принуждения: основания, порядок, правила 0.00 из 5.00 0 оценок




Прямое административное принуждение осуществляется на строго правовой основе. Эту основу образуют «полицейские законы» и подзаконные нормативные акты. Особое место среди них принадлежит Закону РФ о полиции, Закону РФ о безопасности, КоАП РФ, Таможенному кодексу РФ, Федеральному конституционному закону о чрезвычайном положении, Уставу патрульно-постовой службы полицииобщественной безопасности и др. Нормами этих актов определяются основания применения мер прямого административного принуждения, определяется круг субъектов прямого принуждения и их компетенция, устанавливаются процедуры применения принуждения, которые создают необходимые гарантии для охраны прав и свобод граждан.

Для применения компетентными органами прямого административного принуждения необходимы соответствующие основания.

 

Прямое административное принуждение — это первичная полицейская реакция, вызванная одним из юридических фактов, имеющих значение с точки зрения охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

К таким фактам относятся:

- административное правонарушение;

- отклоняющееся от правопорядка поведение;

- возникновение угроз техногенного, природного, биологического характера;

- полицейская оценка складывающейся ситуации.

Последние три группы юридических фактов в литературе по административному праву иногда называют «особыми условиями». Для применения полицейским органом прямого административного принуждения значение имеют все обозначенные группы юридических фактов, которые в практической жизни оказываются тесно связанными. Что касается «особых условий», то они, как правило, предшествуют совершению административных правонарушений.

Отклонение от правопорядка — это действие, не образующее состава административного правонарушения, но в силу объективных обстоятельств дезорганизующее общественный порядок. Например: давка граждан при посадке на электричку; беспорядочная толкотня зрителей при выходе со стадиона после окончания матча. Отнесение отклонения от правопорядка к административному правонарушению затрудняет уяснение сущности правонарушения. С другой стороны, правомерно считать отклонение от правопорядка самостоятельной разновидностью юридических фактов, не сводимой ни к правонарушениям, ни к событиям, но такой разновидностью, которая требует применения прямого административного принуждения'.

Угрозы техногенного, природного, биологического характера — это складывающиеся ситуации возникновения аварий и катастроф, лесных пожаров, стихийных бедствий, эпидемий, инфекционных заболеваний. Угрозы возникновения данных явлений и тем более их возникновение, развитие и расширение требуют в целях обеспечения безопасности общества применения прямого административного принуждения (например, проведение карантинных мероприятий, оцепление участков местности при ликвидации стихийных бедствий, аварий).

Полицейская оценка складывающейся ситуации. Это — оценка, на основе которой сложившаяся конкретная ситуация рассматривается органами полиции и ее должностными лицами как требующая полицейского вмешательства и применения прямого административного принуждения. Следует подчеркнуть, что данная оценка — правовая, опирающаяся на нормы закона, но вместе с тем учитывающая элементы усмотрения в деятельности органов полиции. Об этом достаточно ясно говорит ст. 20 Закона РФ о полиции («Применение физической силы»): 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей…

Административное правонарушение как нарушение общественного порядка, паспортных правил, правил дорожного движения, санитарных и противопожарных правил влечет применение мер административной ответственности к виновным лицам, но этим мерам обычно предшествуют меры прямого административного принуждения в виде административного задержания, доставления в органы МВД и т.д.

Прямое административное принуждение как реакция государства на определенные обстоятельства, угрожающие общественному порядку и безопасности общества, проявляется в различных формах насильственного воздействия на поведение граждан: от физического прикосновения с использованием боевых приемов борьбы и специальных средств (резиновые палки, наручники, служебные собаки) до применения огнестрельного оружия. Формы прямого административного принуждения — правовые, хотя, как правило, единого нормативного акта, регулирующего систему мер прямого принуждения, нет. Прямое административное принуждение регламентируется многими законами и подзаконными актами.

Прямое административное принуждение — это полицейская (правоохранительная) реакция на объективный факт административного правонарушения, отклонения от правопорядка техногенной и иной угрозы общественному порядку и безопасности общества. Данная реакция направлена на то, чтобы непосредственно прекратить нарушение, восстановить порядок путем понуждения субъекта к выполнению ранее возложенной на него обязанности. Поэтому «доза» принуждения ограничивается здесь оптимальной потребностью, которая позволяет устранить отклонение, прекратить нарушение, нейтрализовать угрозу, предпринять принудительные действия в соответствии с полицейской оценкой складывающейся ситуации.

Прямое административное принуждение применяется лишь уполномоченными на подобное принуждение органами и должностными лицами, а это — полицейские органы или органы, наделенные правом осуществлять прямое административное принуждение. Круг этих органов строго определен законодательством. К ним относятся: органы МВД, Госнаркоконтроля, таможенные органы, органы ФСБ, ФСО и т.д. Множественность субъектов полицейской власти, осуществляющих прямое административное принуждение, — еще одна его характерная черта.

Прямое административное принуждение распространяется на широкий круг субъектов административного права, т.к. реализуется в рамках внеслужебного — полицейского правоотношения: «органы полиции — граждане (организации)». Иначе говоря, субъект полицейской власти, осуществляющий прямое административное принуждение, и принуждаемое лицо не являются членами одной организации.

Важной гарантией законности применения прямого административного принуждения служат процессуальные требования к органам, осуществляющим такого рода принуждение. В процессуальных нормах детализируются условия и порядок применения принудительных мер.

Некоторые из которых, наиболее часто применяемые в практике деятельности сотрудников органов внутренних дел, мы и рассмотрим.

3. Общая правовая характеристика отдельных мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции:

3.1. Статья 27.2. Доставление;

n 1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

n 2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

n 3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Пределы применения

n Исходя из целей, доставление физического лица не может быть осуществлено без наличия поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (пп. 1-3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса);

n Статьей 27. 2 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на доставление;

n В статье 27.2 Кодекса назван перечень помещений, в которые с целью составления протокола об административном правонарушении доставляется физическое лицо;

n Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок, фиксируется время доставления;

n О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

n Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

 

3.2. Статья 27.3. Административное задержание;

n 1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении

n 3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

n 4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

n 4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

n 4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

n 5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

n 1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.



2016-09-16 1029 Обсуждений (0)
Законность применения полицией мер административного принуждения: основания, порядок, правила 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законность применения полицией мер административного принуждения: основания, порядок, правила

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1029)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)