Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема «Понятие и сущность исследования как вида деятельности»



2016-09-16 2316 Обсуждений (0)
Тема «Понятие и сущность исследования как вида деятельности» 5.00 из 5.00 4 оценки




Тема 1.1. «Введение в курс

"Основы учебно-исследовательской деятельности студентов (ОУИДС)"»

 

В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений го­ворится, что после окончания обучения учащиеся должны: быть способными к самостоятельному поиску истины, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектиро­ванию своей деятельности; обладать стремлением к самосовер­шенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, са­моразвитию); стремиться к творческой самореализации.

 

При выполнении курсовых работ, дипломных проектов, вы­ступлении с докладами на научных конференциях, написании ста­тей начинающие исследователи нередко проявляют удивительную неосведомленность в той или иной научной области вообще и в гносеологии (теории научного познания) — в частности. Логика научных работ студентов нередко строится по аналогии с други­ми учебными работами, отсутствует осознанный научный подход к выбору проблемы изучения, структуры и методов исследова­ния и т.д.

 

Актуальность курса «Основы учебно-исследовательской дея­тельности студентов» в системе среднего профессионального образования не вызыва­ет сомнения. Особенно большую методологическую и практичес­кую значимость этот учебный курс приобретает в условиях от­крытого образования.

Оно предполага­ет общенациональный доступ к информационным технологиям, обучение, индивидуализированное по времени, темпам, содер­жанию, свободе выбора студентами образовательной стратегии и путей ее реализации.

В целостной системе принципов открытого профессионального образования наиболее значимы­ми являются:

принцип нелинейного структурирования информации и само­го процесса обучения.Этот принцип предполагает обучение на основе трех системных модулей:

1) базового (освоение студента­ми фундаментальных знаний, ведущих научных методов по про­филирующим дисциплинам);

2) основного (овладения студента­ми образовательными компетентностями на уровне образова­тельного стандарта);

3) расширенного (привлечение студентов к изучению дополнительного теоретического материала с целью решения усложненных профессиональных задач, разработка специальных курсов с явно выраженной исследовательской на­правленностью);

принцип потенциальной избыточности учебной информации.Этот принцип предполагает такую организацию образовательно­го процесса, при которой всякое учебное и научно-поисковое за­дание, предлагаемое студентам, максимально стимулирует их реф­лексивную деятельность, способствует активизации когнитивных (связанных с познанием) процессов, побуждает к самостоятельно­му завершению работы по формированию системы профессио­нальных компетентностей как в стенках образовательного учреж­дения, так и в последипломный период;

принцип социальной актуальности, формируемой при обучении студентов системе профессиональных компетентностей.Под профессиональными компетентностями подразумеваются знания, умения, навыки в сочетании с готовностью и способностью ре­шать сложные профессиональные задачи современными методами.

 

Предметом учебного курса «Основы учебно-исследо­вательской деятельности студентов» являются избранные аспек­ты методологии и практики научных исследований.

Методология научного исследования (methodos — путь исследования, теория, учения и lohosслово) есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах иссле­довательской деятельности.

Обычно текст курсовой и дипломной работы состоит из следу­ющих частей: введения, основной части (2-3 главы), заключе­ния, списка литературы, приложения (Приложения 1 — 3). Мето­дологический аппарат исследования описывается во введении. Возникает вопрос: как, в какой последовательности расположить элементы методологического аппарата? Иначе говоря, каким дол­жен быть план введения?

Традиционно этот план выглядит следу­ющим образом.

1. Методологическая часть:

а) актуальность исследования;

б) проблема;

в) тема;

г) объект исследования;

д) предмет исследования;

е) цели исследования;

ж) гипотеза;

з) задачи;

и) новизна исследования (теоретическая и практическая);

2. Процедурная часть:

а) логика (этапы) исследования;

б) методы исследования на каждом его этапе;

в) структура дипломной (курсовой) работы. Последовательность элементов может быть и несколько иной. В ряде случаев предмет исследования определяется исходя из его объекта, целей и гипотезы. Это позволяет изменить последова­тельность соответствующих элементов. Текст введения может за­вершаться информацией о новизне исследования. Важно, однако, чтобы все элементы методологического аппарата связывала внут­ренняя логика.

 

Тема «Понятие и сущность исследования как вида деятельности»

 

Исследование понимается преимущественно как процесс вы­работки новых знаний, вид познавательной деятельности челове­ка. Это один из четырех универсальных типов мыслительной де­ятельности человека, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.

Исследованиеэто тип деятельности, предполагающий извле­чение чего-то «из следа», т.е. восстановление некоторого поряд­ка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.Это есть принципиальная осо­бенность организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, анали­тических навыков. В отличие от проектирования, конструирова­ния и организации исследование — самый «деликатный» по отно­шению к объекту вид деятельности, главная цель которого — ус­тановление истины, наблюдение за объектом практически без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Развитие способности и навыков исследовательской деятельности является важной зада­чей образования и воспитания как средства оценки своей дей­ствительности, ее возможных последствий.

Источник исследования как вида деятельности— в свойствен­ном человеческой природе стремлении к познанию. Можно согла­ситься с утверждением философов, что наука развилась из свой­ственного человеку инстинкта исследования окружающей среды, инстинкта непрерывного поиска, инстинкта уменьшения неизве­стного, который заложен буквально в каждом человеке. Спонтан­ное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно все­гда сопровождает его, независимо от способностей и социально­го статуса, служит мощным средством освоения действительно­сти.

С появлением науки выделяется профессиональная группа людей — ученые, главным видом деятельности которых выступает исследование. В дальнейшем наука «приватизирует» исследо­вание, и в общественном сознании закрепляется стереотип, что исследование как способ деятельности ограничивается сферой науки. В настоящее время исследование как тип деятельности теряет свою исключительную принадлежность к научной отрасли, оставаясь прочно связанным с ней в сознании большинства лю­дей. В этих условиях значительно сокращается количество людей, владеющих исследовательским типом мышления — одним из са­мых сложных и богатых его типов, что ведет к развитию репродуктивности восприятия окружающего, потреблению готовых форм, предлагаемых массовой культурой, развитию «клипового восприятия», когда воспринимаются лишь ограниченные по объе­му информационные массивы, что ведет к атрофии способностей к анализу и выработке собственного мнения к содержанию ин­формации.

Примерами проникновения «клиповой» культуры в учебную деятельность являются распространение «кратких изложений» произведений классиков литературы, отсутствие хотя бы фраг­ментов документов в учебниках по истории и обществознанию.

Вместе с тем давно поставлена проблема развития в образо­вании новых подходов, которые могли бы дать возможность не просто осваивать суммы готовых знаний, а использовать методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества и актуальной необходимости для каждого человека осваивать принципиально новые специаль­ности, инструменты деятельности и т.д. Исследование как инст­румент освоения действительности в ближайшее время может за­нять в образовании центральную роль, стать главным предметом обучения.

Очень скоро научное исследование может стать главной фор­мой организации обучения в сфере образования. Именно поэто­му в учебном исследовании мы постоянно должны возвращаться к науке, ее истории, методологии, чтобы «выстроить» культурную преемственность развития исследовательского типа деятельности. Вместе с тем следует отличить и отграничить его от науки, что об­легчает его институциализацию в сфере образования как давно известного способа освоения действительности и средства орга­низации образовательной деятельности.

Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов вхождения исследования как типа деятельности в сфе­ру образования с целью конструирования и организации этого процесса путем разработки исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей по их распростране­нию в образовательных учреждениях.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процес­са движения к истине. Эта ценность непреходяща для исследова­тельского типа мышления. Существуют две особенности ценно­стной установки на истину в исследовательской деятельности. Первая особенность — ее конструктивно-деятельностный, а не декларативный, характер. Установку на истину нельзя вме­нить поучениями, поскольку сама эта ценность «проявляет себя» по результату в деятельностном контексте. Иначе говоря, в иссле­довании должно быть что-то установлено (или не установлено), обнаружено (или не обнаружено). Соответственно и педагогиче­ская задача преподавателя, организующего исследование, — не пространные пояснения и поучения, а фиксация результатов, полученных в его ходе. Интересно в этой связи заметить, что само понятие истины, если провести небольшой этимологический анализ, тесно связано с понятием существования (бытия).

Вторая особенность — непосредственное влияние уста­новки на индивидуальный педагогический стиль. Составляющими ценностной установки на истину служат объективность, терпи­мость к иному мнению, последовательность в действиях. Каждый педагог, взяв на вооружение такую цель, неизбежно изменяет способы взаимодействия с обучающимися.

Ценностью исследования определенно является его неизменно деятельностный характер. Исследовательская деятельность требу­ет непрерывного созидания идей, мыследеятельности, практиче­ской деятельности, которая служит критерием проверки выдвига­емых гипотез на предмет их истинности. Такая деятельность — предметная основа для построения организованного процесса обучения. Необходимо отметить воспитательный аспект ценности деятельности: именно понимание, внутреннее чувствование чело­веком беспроигрышное, постоянной целесообразной деятельно­сти в противовес пассивности, определяет активный склад лично­сти, позволяющий человеку постоянно ставить перед собой новые цели и решать задачи. Это определяет и личностный успех, и реальный вклад человека в развитие общества.

С предыдущей ценностью связана ценность творческого под­хода к решению проблем. Она предполагает готовность и способ­ность человека при решении возникающих проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями, не доволь­ствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рам­ки нормативных систем.

Ценностью можно определить и необходимость постоянной коммуникации: только при развитой коммуникации оказывается возможным увязать позиции всех участников процесса в единый деятельностный режим. Обретение этой ценности способствует пониманию человеком мышления как процесса коллективного, осознанию того, что новые идеи, решения, могут придти только при коллективном обсуждении в разнопозиционном сообществе.

Еще одна ценность исследования связана с продуктивностью. Каждый цикл деятельности воплощается в конкретном результа­те — продукте, который выражен в культурных текстах, облада­ет завершенностью и культурно-исторической значимостью.

Данные ценности являются объективными предпосылками для применения исследования в сфере образования, поскольку отве­чают внутренним потребностям детско-юношеского возраста в познании окружающего мира, в активности, общении, через ко­торые происходит деятельностное освоение окружающей дей­ствительности. Исследование задает названным потребностям культурные рамки развития, что позволяет упорядочить спонтан­ные проявления, характерные для этого возраста и выстроить культурносообразный образовательный процесс.

Выстраивание ценностной основы личности на перечислен­ных выше ценностях создает реальную альтернативу активно навязываемым через средства массовой информации и ряд соци­альных институтов «образцов новой культуры», главными осно­ваниями которых на деле являются материальные ценности и стереотипы массового сознания. Такой подход обеспечивает ус­ловия для продвижения на рынок массовых товаров посред­ственного культурного уровня, имеющих наиболее значитель­ный спрос, поэтому такой процесс хорошо оплачивается произ­водителям.

Планирование научного исследования.



2016-09-16 2316 Обсуждений (0)
Тема «Понятие и сущность исследования как вида деятельности» 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Тема «Понятие и сущность исследования как вида деятельности»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)