Теме 1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ
Рассмотрим такие виды исследовательских работ, как составление планов, тезисов, конспектов, написание рефератов, аннотаций, рецензий, отзывов, статей и докладов, поскольку они имеют универсальный характер как в плане изучения различных учебных дисциплин, так и в плане их использования аудиторное или во внеучебное время.
Таблица 3. Виды учебно-исследовательских работ
Дадим более подробную характеристику технологии выполнения этих видов самостоятельной работы студентов. План.План — самая короткая форма фиксации информации. Он: · отражает последовательность изложения · мысли и обобщает ее; · раскрывает содержание текста; · восстанавливает в памяти содержание источника; · заменяет конспекты и тезисы; · помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщения, отчет); · улучшает сделанную запись; » ускоряет проработку источника информации; « организует самоконтроль; · сосредоточивает внимание и стимулирует самостоятельность работы; " оживляет в памяти хорошо знакомый текст. Но нужно помнить, что план не передает фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи. С помощью плана можно составлять записи разного рода: готовить сообщения, доклады, рефераты. Кроме того, он организует самоконтроль. Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму: · чтение текста целиком; · деление его на смысловые части; · озаглавливание частей (на первых порах — заголовки, отражающие содержание части); · воспроизведение текста по составленному плану. Принципы составления плана Готового текста 1. Установление членения текста на смысловые блоки 2. Определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока 3. Формирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое Создаваемого текста 1. Прогнозирование структуры создаваемого текста (введение, основная часть, заключение) 2. Определение главной мысли каждой части 3. Установление круга важных вопросов в каждой части 4. Формулирование пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом логическое целое Выписки.Делая выписки, следует выполнять следующие правила. 1. Вчитайтесь в название статьи (параграфа, раздела), осмыслите его. 2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения кратко записывайте основные мысли. 3. Стремитесь к лаконичности. 4. Отделяйте одну мысль от другой. 5. В конце работы выпишите все библиографические данные источника.
Справка.Студенты могут готовить статистические, терминологические, биографические, исторические, производственно-технологические и т.п. справки со ссылкой на источник. Целесообразно давать задания по подготовке разнообразных справок с опережающей целью. Например, преподаватель перед изучением новой темы предлагает 1-2 студентам подготовить справки, иллюстрирующие конкретные положения лекции. Тезаурус.Задание по составлению тезауруса дается в связи с прочитанным, оно также педагогически целесообразно для осуществления внешней обратной связи. Так, выстраивая ряд категорий, базовых понятий на доске перед началом объяснения, рассказа, лекции, преподаватель может в процессе ознакомления с новым материалом проверить уровень его усвоения каждым студентом. Для этого он обращает внимание студентов на проработанные понятия и дает задание выстроить тезаурус, используя только их. По тому, как, в какой последовательности выстраивается эта перевернутая пирамида базовых понятий, можно сделать вывод об уровне усвоения воспринимаемого. Тезаурус используется также для первичного закрепления только что прослушанного, особенно в том случае, когда у преподавателя остается 7-10 минут до завершения занятия. В этом случае тезаурус составляется уже не по названным понятиям, а по всему их объему. Сорбоннки. Сорбоннки — это маленькие карточки, содержащие новые понятия, встретившиеся студентам в процессе самостоятельной проработки какой-то темы, раздела, параграфа. Причем, на одной стороне карточки располагается название понятия (орфографически правильно записанное, с указанием ударения), а на другой — определение, раскрывающее смысл, значение этого понятия. Таким образом, у каждого студента создается банк подобных сорбоннок по каждой дисциплине, которые можно использовать не только при ответах на практических занятиях, семинарах, но и на зачетах. Тезисы: · повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно); · всегда имеют доказательства; · подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; · позволяют обобщить материал; · используются для критического анализа статьи, доклада, сообщения. Существуют различные виды тезисов. По структуре выделяют простые, сложные, основные тезисы (рис. 4, 5). По содержанию они могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Каждый пункт плана может быть оформлен (развернут) в виде тезисов. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются: · преамбула; · основное тезисное положение; · заключительный тезис.
При составлении тезисов студенту можно рекомендовать такой порядок действий. 1. Познакомьтесь с содержанием материала, при этом обратите внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет вам в работе. 2. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана, стикера или отчеркиванием). 3. Определите главную мысль каждой части (можно подчеркиванием). 4. Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте. 5. Тезисы пронумеруйте — это позволит сохранить логику авторских суждений. 6. Отделяйте один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ним. Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: «Известно, что», «Следует отметить, что», «Однако», «При этом важно, что», «Предполагается, что'», «Специалисты ставят своей задачей». Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств: «Ставит вопрос», «Считает», «Сравнивает», «Приводит пример», «Перечисляет», «Характеризует», «Подчеркивает». Тезисы с точки зрения нормативности являются одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля. Поэтому нарушение жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов считается искажением стилистической и коммуникативной норм. В числе типичных ошибок, допускаемых студентами при тезировании, — подмена тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. Конспект: · подразумевает объединение плана, выписок и тезисов; · показывает внутреннюю логику изложения; · содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы; " отражает отношение составителя к материалу; · может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями. Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность. При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |