Общий алгоритм конспектирования
1. Прочитайте текст, отметьте в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составьте перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, и простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения. 2. Посмотрите в словаре значения новых непонятных слов, выпишите их в тетрадь или словарь в конце тетради. 3. Вторично прочитайте текст, одновременно записывайте основные мысли автора. Запись ведется своими словами. Важно стремиться к краткости, пользоваться правилами записи текста. 4. Прочитайте конспект еще раз, доработайте его. Остановимся кратко на особенностях создания конспектов различных видов. План-конспект — пересказ прочитанного или услышанного в виде плана. Он краток, прост, быстро составляется и заполняется. Достоинства плана-конспекта: он учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как содержание материала плохо восстанавливается в памяти. Этапы работы 1. Составьте план прочитанного текста или воспользуйтесь готовым. 2. Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи. 3. Сформулируйте и запишите вывод. Аннотация.Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе. Виды аннотаций и их структура схематически представлены на рис. 8, 9.
Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации, заключаются в следующем: · композиция аннотации должна быть внутренне логична, она может отличаться от композиции исходного текста; · отбор сведений, формулирование выводов и их расположение зависят от характера аннотации; · язык аннотации должен быть лаконичным, простым, ясностью; · аннотация на статьи оформляется на библиографической карточке, дается без абзацев; · средний объем — 500 печатных знаков. Аннотация имеет две обязательные части: · содержательную характеристику первоисточника, цель автора; · указание на адресата аннотируемого текста.
Кроме названных частей, могут быть и факультативные части: · композиция, структура первичного текста; · иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише. При характеристике содержания текста используются следующие речевые клише: «В статье (книге) рассматривается»; «В книге изложены»; «Статья посвящена»; «В статье даются»; «В основу работы положено»; «Автор останавливается на следующих вопросах»; «Автор затрагивает проблемы»; «Цель статьи — показать»; «Цель автора — объяснить (раскрыть)»; «Целью статьи является изучение»; «Автор ставит своей целью проанализировать». При характеристике композиции работы применяются такие речевые клише: «Книга состоит из... глав (...частей)»; «Статья делится на ... части»; «В книге выделяются ... главы». При характеристике назначения текста — такие: «Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)»; «Сборник рассчитан»; «Предназначается широкому кругу читателей»; «Для студентов, аспирантов»; «Книга заинтересует». Основная ошибка в составлении аннотации — избыточность информации, длинноты в формулировке мыслей. Одно из важнейших правил рецензента — избегать лишнего: вводных слов и предложений, сложных предложений. Рецензия и отзыв. Рецензия — это разбор и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения. В рецензии указываются достоинства и недостатки работы, даются ее оценка, детальный анализ. Отзыв — это мнение, впечатление о произведении без детального его анализа; важной является общая оценка. Структура рецензии и отзыва графически изображена на рис. 10.
Статья.Основные этапы работы над статьей: · определение темы, ее анализ, составление плана/тезисов; · работа над первым вариантом статьи на основе плана/тезисов; · завершение работы, анализ, совершенствование, исправление текста.
Доклад.Доклад может быть представлен в устной и письменной форме. Письменный доклад — это запись устного сообщения по какой-либо теме объемом от 5 до 15 страниц. В таком докладе не обязательно: · выделять структурные элементы работы в виде плана; » выделять заголовки внутри текста; · ссылаться на использованную литературу по ходу текста. Однако необходимо приводить список всех используемых источников в конце работы. При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы: 1) подберите литературу по изучаемой теме, познакомьтесь с ее содержанием; 2) отметьте наиболее существенные места или сделайте выписки, пользуясь закладками; 3) составьте план доклада; 4) на основе рекомендаций по составлению тематического конспекта и плана напишите доклад, в заключении которого обязательно выразите свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию; 5) прочитайте текст и отредактируйте его; 6) оформите доклад в соответствии с требованиями.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1112)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |