Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общий алгоритм конспектирования



2016-09-16 1112 Обсуждений (0)
Общий алгоритм конспектирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Прочитайте текст, отметьте в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составьте перечень основных мыслей, содер­жащихся в тексте, и простой план, который поможет группиро­вать материал в соответствии с логикой изложения.

2. Посмотрите в словаре значения новых непонятных слов, выпишите их в тетрадь или словарь в конце тетради.

3. Вторично прочитайте текст, одновременно записывайте ос­новные мысли автора. Запись ведется своими словами. Важно стремиться к краткости, пользоваться правилами записи текста.

4. Прочитайте конспект еще раз, доработайте его.

Остановимся кратко на особенностях создания конспектов различных видов.

План-конспектпересказ прочитанного или услышанного в виде плана. Он краток, прост, быстро составляется и заполняет­ся. Достоинства плана-конспекта: он учит выбирать главное, чет­ко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить матери­ал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как содержание матери­ала плохо восстанавливается в памяти.

Этапы работы

1. Составьте план прочитанного текста или воспользуйтесь го­товым.

2. Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи.

3. Сформулируйте и запишите вывод.

Аннотация.Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе. Виды аннотаций и их структура схемати­чески представлены на рис. 8, 9.

 

 

Основные требования, предъявляемые к составлению аннота­ции, заключаются в следующем:

· композиция аннотации должна быть внутренне логична, она может отличаться от композиции исходного текста;

· отбор сведений, формулирование выводов и их расположе­ние зависят от характера аннотации;

· язык аннотации должен быть лаконичным, простым, яснос­тью;

· аннотация на статьи оформляется на библиографической карточке, дается без абзацев;

· средний объем — 500 печатных знаков.

Аннотация имеет две обязательные части:

· содержательную характеристику первоисточника, цель ав­тора;

· указание на адресата аннотируемого текста.

 

Кроме названных частей, могут быть и факультативные части:

· композиция, структура первичного текста;

· иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.

При характеристике содержания текста используются следу­ющие речевые клише: «В статье (книге) рассматривается»; «В книге изложены»; «Статья посвящена»; «В статье даются»; «В основу работы положено»; «Автор останавливается на следую­щих вопросах»; «Автор затрагивает проблемы»; «Цель статьи — показать»; «Цель автора — объяснить (раскрыть)»; «Целью ста­тьи является изучение»; «Автор ставит своей целью проанализи­ровать».

При характеристике композиции работы применяются такие речевые клише: «Книга состоит из... глав (...частей)»; «Статья де­лится на ... части»; «В книге выделяются ... главы».

При характеристике назначения текста — такие: «Статья пред­назначена (для кого; рекомендуется кому)»; «Сборник рассчитан»; «Предназначается широкому кругу читателей»; «Для студентов, аспирантов»; «Книга заинтересует».

Основная ошибка в составлении аннотации — избыточность информации, длинноты в формулировке мыслей. Одно из важ­нейших правил рецензента — избегать лишнего: вводных слов и предложений, сложных предложений.

Рецензия и отзыв.

Рецензия — это разбор и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального про­изведения. В рецензии указываются достоинства и недостатки работы, даются ее оценка, детальный анализ.

Отзыв — это мнение, впечатление о произведении без деталь­ного его анализа; важной является общая оценка.

Структура рецензии и отзыва графически изображена на рис. 10.

 

Статья.Основные этапы работы над статьей:

· определение темы, ее анализ, составление плана/тезисов;

· работа над первым вариантом статьи на основе плана/тезисов;

· завершение работы, анализ, совершенствование, исправле­ние текста.

 

Доклад.Доклад может быть представлен в устной и письмен­ной форме.

Письменный доклад — это запись устного сообщения по ка­кой-либо теме объемом от 5 до 15 страниц. В таком докладе не обязательно:

· выделять структурные элементы работы в виде плана; » выделять заголовки внутри текста;

· ссылаться на использованную литературу по ходу текста. Однако необходимо приводить список всех используемых источников в конце работы.

При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:

1) подберите литературу по изучаемой теме, познакомьтесь с ее содержанием;

2) отметьте наиболее существенные места или сделайте выпис­ки, пользуясь закладками;

3) составьте план доклада;

4) на основе рекомендаций по составлению тематического кон­спекта и плана напишите доклад, в заключении которого обяза­тельно выразите свое отношение к излагаемой теме и ее содержа­нию;

5) прочитайте текст и отредактируйте его;

6) оформите доклад в соответствии с требованиями.




2016-09-16 1112 Обсуждений (0)
Общий алгоритм конспектирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общий алгоритм конспектирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1112)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)