Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Собственность:сущность,типы, формы, спецификация



2016-09-16 610 Обсуждений (0)
Собственность:сущность,типы, формы, спецификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Собственность — сложная и многогранная категория, которая выражает всю совокупность общественных отношений: экономических, социальных, правовых, политических, национальных, морально-этических, религиозных и др. Собственность — это совокупность отношений между хозяйствующими субъектами по поводу присвоения средств производства и его результатов.

Общественная собственность означает общее присвоение средств производства и его результатов. Субъекты общественной собственности относятся друг к другу как равноправные совладельцы. В этих условиях основной формой индивидуального присвоения становится распределение дохода, а мерой его распределения — труд.

Общественная собственность существует в двух формах: государственной и коллективной (рис. 3.12).

Государственная собственность — это система отношений, при которой абсолютные права на управление и распоряжение собственностью осуществляют органы (институты) государственной власти.

Государственная собственность делится на общегосударственную и муниципальную (коммунальную).

Общегосударственная собственность — это общая собственность всех граждан страны, которая не делится на доли и не персонифицируется между отдельными участниками экономического процесса.

Собственность необходима государству для выполнения своих экономических, социальных и оборонных функций. Объектами государственной собственности могут быть природные ресурсы (земля, ее недра, леса, воды, воздушное пространство), энергетика, транспорт, связь, дороги, учебные заведения, учреждения национальной культуры, фундаментальная наука, оборонные и космические объекты ИТ. п.

Муниципальная (коммунальная) собственность — это собственность, которая находится в распоряжении региональных государственных органов (области, города, района и т. п.).

Коллективная собственность включает в себя следующие ее виды.

Кооперативная собственность — это объединенная собственность членов отдельного коллектива, созданная на добровольных началах для осуществления совместной деятельности. Собственность кооператива формируется в результате объединения имущества, денежных взносов его членов и доходов, полученных от их общей трудовой деятельности. Каждый член кооператива имеет одинаковые права на управление и доход, который распределяется согласно внесенному паю и трудовому вкладу членов кооператива.

В Украине насчитывается около 30 тыс. кооперативов, среди которых наиболее мощным и организационно-оформленным звеном является потребительская кооперация, объединяющая свыше 1,1 млн членов-пайщиков в 1700 потребительских обществах и 265 союзах разного уровня.

Собственность трудового коллектива — общая собственность, переданная государством или другим субъектом в распоряжение коллектива предприятия (на условиях выкупа или аренды), которая используется согласно действующему законодательству. Коллективная собственность может существовать в разных видах в зависимости от источника выкупа. Если предприятие выкуплено за счет накопленной прибыли, то создается неделимая собственность коллектива предприятия. Если предприятие было выкуплено за счет личных доходов его работников, то образовывается паевая собственность.

Собственность общественных и религиозных объединений создается за счет собственных средств, пожертвований граждан или организаций либо путем передачи государственного имущества. Субъектами такой собственности являются партии, профсоюзы, спортивные общества, церкви и другие общественные организации.

Смешанная собственность объединяет разные формы собственности — частную, государственную, коллективную, кооперативную и пр., в том числе и собственность иностранных субъектов.

 

Полное» либеральное определение права частной собственности, которое к настоящему времени стало уже хрестоматийным, было предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов: 1) право владения, т. е. исключительного физического контроля над вещью; 2) право пользования, т. е. личного использования вещи; 3) право управления, т. е. решения, как и кем вещь может быть использована; 4) право на доход, т. е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею (иными словами — право присвоения) ; 5) право на «капитальную ценность» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи; 6) право на безопасность, т. е. иммунитет от экспроприации; 7) право на передачу вещи по наследству или по завещанию; 8) бессрочность; 9) обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; 10) ответственность в виде взыскания, т. е. возможность отобрания вещи в уплату долга; 11) остаточный характер, т. е. ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причинеПонятие пучка прав.

 

Субьект рынка.

Субъекты рынка

1) производители, организации, оптовые и розничные торговыеорганизации, специалисты по маркетингу, различные группы потребителей, то есть все те, кто предлагаетсвои товары и услуги через продажу, все те, кто покупает их; 2 ) это обособленные собственники,, которымпринадлежат права владения, использования и распоряжения своим имуществом. К субъектам рынкаотносятся домохозяйства и отдельные личности, фирмы основанные на индивидуальной и коллективнойсобственности, государства.

Благо ,классификация.

Бла́го — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются всеимущественные блага.

В экономической теории предмет признается благом при наличии и совпадении следующих четырех условий[1]:

человеческая потребность;

свойства предмета делают его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности;

познание человеком этой причинной связи;

возможность распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности.

По природе

По потребности в распределении благ

Даровые блага — блага, которые существуют в таких количествах, что их распределение не требуется.

Редкие блага, которые, в свою очередь, делятся

 

Конкурентные — пользование благом мешает пользоваться этим благом остальным.

Неконкурентные — любой может пользоваться благом, не мешая другим.

По исключаемости:

Исключаемые блага — блага, к которым имеет доступ только заплативший.

Неисключаемые блага — блага, от которых трудно отсечь «зайцев».

Все редкие блага можно разделить на четыре категории:

По возможности контроля ценности потребителем

Блага явного качества — ещё до выбора можно проверить качество.

Блага скрытой полезности — качество определяется уже после покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых. Например, товары бытовой химии.

Блага на доверии (англ. credence goods) — пользователь оказывается в неведении по поводу качества даже после покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага. К этой категории относятся:

блага с незаметным долгосрочным эффектом (витамины, медицинское обслуживание).

сложные услуги, для которых трудно сказать о качестве их исполнения (некоторые медицинские услуги, автосервис).

товары, у которых один из важнейших признаков качества — отсутствие катастрофических отказов (сантехника, автомобиль, веб-хостинг).

Одобряемые блага и неодобряемые блага — блага, ценность которых определяется обществом. Пример одобряемого блага — балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в целом и одобряемым — в некоторых субкультурах.

 

Провалы рынка и государства.

Провалы рынка:

 

.ситуации, в которых действие механизма конкурентных рынков не приводит к максимизации общественной полезности.


К провалам рынка относят:

монополизм;

асимметрия информации;

внешние эффекты (экстерналии).


Провалы государства:

ситуации, в которых государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов;


К провалам государства относят:

недостаток объективной информации для принятия оптимальных для общества решений;

бюрократизм в принятии экономических решений;

недостаток контроля над бюрократией;

несовершенство политического процесса;

недостаток мотивации к эффективному ведению дел в государственной структуре.

 

Спрос и предложение.

Закон спроса и предложения. Цена рыночного равновесия.

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения — важнейших экономических рычагов рыночной экономики.

Спрос — это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса — деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы — продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса.

Если цены растут, то спрос уменьшается.

Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Как связано предложение с ценой? Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товаров называется кривей предложения. По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов (производителей) и объем предложения на рынке (S). Итак, кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие потребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают.

Механизм спроса и предложения. Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т. е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равновесие и установятся рыночная цена товара и его общий объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т. е. когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена — цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса. Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке. Это выражается в следующем:

-увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

-уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

-рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

-сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийный механизм поиска равновесных цен, т. е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.

Рыночное равновесие и его модели.

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения

.Модели рыночного равновесия

 

.1 Модель Вальраса

 

Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво.

Леон Вальрас (1834-1910) Франко-швейцарский экономист, основатель математического направления экономического анализа.

Согласно Л. Вальрасу, избыток вызывает конкуренцию между продавцами. Поэтому для того чтобы привлечь покупателей продавцы начинают снижать цену. При снижении цены объем спроса будет расти, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие.

В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. В таком случае конкурировать за дефицитный товар начнут покупатели. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0,Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.

При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения):

 


Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов предложения при заданных ценах.

Пусть реальная рыночная цена будет выше цены равновесия , как это представлено на рисунке.

При этой цене объем спроса составит , а объем предложения .

 


Возникает избыток предложения, и на рынке возникает тенденция к понижению цены.

 


Напротив, если рыночная цена () установится ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров, и цена будет иметь тенденцию к повышению.

 

Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса <#"42" src="doc_zip15.jpg" />

 

Модель Маршалла.

Альфред Маршалл (1842-1924) английский экономист, профессор Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории.

При альтернативном подходе исследуются обратные функции спроса (предложения).

 


то есть упор делается на ценах спроса и ценах предложения при заданном объеме.

Пусть реальный объем продаж ниже равновесного уровня , тогда цена спроса , отражающая готовность покупателей приобрести этот товар, будет выше цены предложения . Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж.

И наоборот, если объем продаж выше равновесного уровня то цена спроса , будет меньше цены предложения .

Подобная рыночная ситуация заставит продавцов сократить объем продаж до точки равновесия.

 

спрос предложение рыночный равновесие

 

Рыночное равновесие по Маршаллу (объем продаж выше рыночного объема)

 


Условие равновесия по Маршаллу представляет собой равенство цены спроса цене предложения:

 


Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, то есть прямыми функциями, а их графики изображаются по Маршаллу. Между тем, двойственность в подходах практически не оказывает влияние на результаты анализа спроса и предложения.

 

.3 Паутинообразная модель

 

Стабильность или нестабильность рыночного равновесия равновесия может быть проанализирована при помощи так называемой паутинообразной модели.

Данная модель преполагает слудеющие допущения:

величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения - от цен предшествующего периода.

 


где - период времени

функции спроса и предложения являются линейными,

 


где - положительные коэффициенты;

функции спроса и предложения не меняются во времени

В зависимости от соотношения абсолютной величины тангенса угла наклона кривой спроса и угла наклона кривой предложения(угол определяется по отношению к оси ОР) будет определяться стабильность или нестабильность рыночного равновесия.

Возможны три случая:

если , то любое отклонение от равновесия будет вести к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляя исходное положение от точки равновесия.

 


если , то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды;

 

если , то колебания будут постепенно затухать, а рыночное равновесие восстановится

 

Устойчивое и неустойчивое равновесие.

Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны[1].

В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его ценуназывают равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Связь неравновесного состояния рынка с неточностью информации.

Кривые спроса и предложения отражают их величину при разных уровнях цен – от низких до самых высоких. O – точка совпадения интересов покупателей и продавцов -равновесная точка,т.к. спрос в данной точке уравновешен предложением.

Равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. Равновесная цена – это цена, при которой цена спроса = цене предложения.

Функции равновесной цены:

Информационная – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

Нормирующая – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно, воздействует на производителя, показывая сможет он окупить свои расходы или ему следует воздержатся от производства. Таким образом, нормируется спрос производителя на ресурсы.

Стимулирующая – вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Следует отметить, что продажные цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия. Однако экономика стремится к состоянию устойчивости.

1. Неравновесие отражает дисбаланс интересов продавца и покупателя, обусловленный нехваткой у обоих точной информации о состоянии рынка;

2. Устранение этого дисбаланса может быть источником исключительной прибыльной деятельности для предпринимателя.

 



2016-09-16 610 Обсуждений (0)
Собственность:сущность,типы, формы, спецификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Собственность:сущность,типы, формы, спецификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)