Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В хорах, где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри



2016-09-16 407 Обсуждений (0)
В хорах, где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

1. Введение

2. Хоровое искусство

3. Хоровое сольфеджио

4. Работа над интервалами

5. Заключение

6. Приложение

7. Литература

Введение

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…

Д.Д.Шостакович

Проблема совершенствования теории и методов обучения всегда актуальна. Она постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. К этой проблеме относятся и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности.
Обучение пению — это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения нению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины и др. Каждая из этих наук рассматривает лишь один из аспектов певческой деятельности. Большинство исследователей уже давно склоняются к мысли о том, что создание теории и системы вокального воспитания детей невозможно без творческого содружества различных наук. В противном случае оно сведется лишь к бессистемным занятиям.

В методике работы с детским хором всегда существовали и существуют различные аспекты. Вообще приобщение детей к музыке всегда начинается через пение. Потому, что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детски садах. Следовательно – пение – является доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в этой сфере всегда актуальны. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом.

Проблема эстетического воспитания средствами искусства, требует углубленного изучения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием и развитием учащихся.

Хоровое искусство

Обучение хоровому искусству включает в себя четыре основных компонента:

-выработка вокально-хоровой техники;

-изучение музыкальной грамоты и приобретение навыков чтения нот с листа, сольфеджирование;

-накопление знаний по истории музыки;

-овладение репертуаром и организация концертной работы хорового коллектива.

Музыкально-учебные занятия улучшают хоровой строй, помогают осваивать новый репертуар, овладеть многоголосным пением, создают предпосылки к выразительному исполнению. Поэтому необходимо вводить регулярные занятия музыкальной грамотой и сольфеджио, элементарной теорией, постановку голоса.

Первый вопрос, связанный с организацией музыкально учебных занятий, это вопрос объема знаний и навыков, которые следует давать участникам хора из музыкальной грамоты и сольфеджио. Этот вопрос решается в соответствии с художественно-исполнительским направлением хорового коллектива и уровнем общекультурного и музыкального развития его участников.

Для первичной работы с хором желательный уровень и объем знаний может быть выражен следующим образом:

1. Знание названий основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и умение их петь в виде мажорного звукоряда;

2. Знание знаков альтерации (диез, бемоль, бекар);

3. Знание системы соотношения звуков по длительности от целой ноты до шестнадцатой и соответственного обозначения пауз. Понимание значения точки при ноте и умение исполнять пунктирные ноты;

4. Знание расположения нот на нотном стане;

5. Умение различать на слух мажорный и минорный лад, мажорное и минорное тоническое трезвучие;

6. Знание структуры мажорного и минорного лада и умение петь их в тональностях;

7. Знание интервалов и умение воспроизводить их голосом от заданного звука в восходящем и нисходящем движении;

8. Знание наиболее часто встречающихся в практике размеров: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8;

9. Знание обозначений ферматы, вольты, репризы;

10. Знание наиболее употребительных динамических обозначений;

11. Умение сольфеджировать несложные мелодии (приобретение этого навыка требует систематические занятия на уроках сольфеджио).

Хоровой коллектив, участники которого овладеют указанными знаниями и навыками, по своему музыкальному развитию подтягиваются к уровню хора повышенного типа и перед ним открываются более широкие художественно-исполнительские возможности.

Следующий вопрос организации занятий хором, это вопрос методики. Практика показывает, что в настоящее время мы не имеем еще не единого метода изучения музыкальной грамоты и сольфеджио, который мог бы подойти для всех хоровых коллективов. Каждый хоровой коллектив отличается друг от друга своей численностью, возрастным составом, культурным уровнем участников и музыкальным развитием. А эти моменты играют очень важную роль при выборе методов работы. Рассматривая вопрос об организации занятий хором, мы должны ограничиваться лишь установлением основных принципов , которые могут быть приемлемы для большинства хоровых коллективов:

- Предварительное накопление музыкально слуховых ощущений;

- Комплексное изучение музыкальной грамоты и сольфеджирования;

- Применение в практике хорового пения всех знаний и навыков, получаемых на занятиях;

- Повторение пройденного материала с постепенным углублением знаний.

 

Предварительное накопление музыкально-слуховых ощущений участниками хора является очень важным условием успешных учебных занятий. Изучение музыкальной грамоты и сольфеджио должно опираться на определенные музыкально-слуховые ощущения.

Иногда бывает, что хормейстер ограничивается изучением лишь некоторых теоретический основ музыкальной грамоты , не увязывая ее с сольфеджированием. То есть теория не поддерживается практикой пения, следовательно, не приносит настоящей пользы. Руководитель не понимает: музыкальную грамоту прошли, а петь по нотам не умеют. Беда заключается в том, что с самого начала не была поставлена задача: не просто выучить названия нот, а уметь их интонировать, не только знать основные размеры и метрические единицы, но и оформлять их в стройный ритмический рисунок.

Таким образом, одно из условий успешного овладения навыками пения по нотам – изучение музыкальной грамоты (теории) и подкрепление ее сольфеджио (практикой). Только в том сочетании будут достигнуты желаемые результаты. Также нужно следовать от практики пения к овладению теорией, так как без слухового осознания нельзя осмыслить теорию музыки , а теоретические знания приобретают существенное значение только тогда, когда они подкрепляются слуховыми впечатлениями. Поэтому учебную работу следует начинать, когда участники хора уже накопили некоторые музыкально-слуховые впечатления и навыки. Благодаря этому опыту в музыкальной школе существует два хора: первый хор – хор первоклассников, в котором дети предварительно накапливают свой первый музыкальный опыт, второй хор – старший хор ДШИ 2-7 классы, в котором ребята уже имеют небольшой опыт и в этом коллективе уже открываются более широкие художественно-исполнительские возможности.

Необходимые для начала учебных занятий хором ощущения приобретаются в процессе работы над репертуаром на основе освоения его по слуху, а также на специальных упражнениях.

Первым упражнением является пение основных звуков музыкального алфавита с повторением вверху первого звука. В таком виде упражнение получает характер мажорного звукоряда, пение которого на первых порах осуществляется по слуху: он должен быть выучен как своеобразная мелодия. Мажорный звукоряд следует петь нотами различной длительности, заставляя участников хора дирижировать. Пение этих упражнений помогает накапливать ощущение соотношений звуков по высоте и длительности.

Последующими упражнениями для накапливания музыкально-слуховых навыков могут быть:

- Пение различных звуков мажорного звукоряда в разбивку;

- Пение мажорных и минорных трезвучий в унисонном звучании всего хора;

- Пение различных трезвучий мажорного и минорного лада в многоголосном звучании в последовательностях, позволяющих воспитывать у участников хора ощущение лада в различных функций его ступеней.

Последовательность упражнений и время, которое следует отводить на них, определяются особенностями состава хора.

Комплексное изучение музыкальной грамоты и сольфеджио является важным принципом учебных занятий. Музыкальная грамота и сольфеджио не должны изучаться изолировано друг от друга, они должны проводиться как единый комплекс. Знания музыкальной грамоты, сообщаемые участникам хора, должны опираться на их музыкально-слуховые ощущения и закрепляться в их сознании на слуховых навыках.

Например, если участникам хора даются сведения о знаках альтерации, нельзя ограничиваться изложением теоретических положений, необходимо поупражняться в пении альтерированных звуков и т. д.

Применение в практике всех знаний и навыков, получаемых на учебных занятиях, должно находить свое воплощение в том, чтобы учебная работа не превращалась в самоцель, а связывалась бы с изучением репертуара. Все знания, получаемые учениками на занятиях по музыкальной грамоте и сольфеджио, должны находить применение в практической работе над хоровыми произведениями. Руководитель должен использовать каждый случай, который представляется в изучаемом произведении, чтобы закрепить те или иные теоретические знания и музыкально слуховые навыки. При этом непременным условием работы хора является обязательная работа с хоровыми партиями. Пение по нотам рекомендуется даже в том случае, когда участники хора еще слабо разбираются в нотной записи. Для чего это делается?

Зрительные впечатления от графического, наглядного изображения нот в сочетании со слуховыми впечатлениями дают гораздо больший эффект и певцы довольно быстро приобретают навык чтения нот с листа.

Подобные упражнения способствуют осознанию интервальных и ритмических соотношений звуков, составляющих мелодическую линию каждой хоровой партии. В дальнейшем следует сольфеджировать и незнакомые хору мелодии хоровых партий новых произведений, а затем петь их со словами.

Повторение пройденного материала обусловлено радом обстоятельств:

1. Знания, вновь преподносимые, не могут быть усвоены сразу. Чтобы те или иные знания были прочно усвоены участниками хора, необходимо неоднократно повторять их;

2. В условиях работы детского хора, невозможно в один прием объяснить с достаточной полнотой тот или иной раздел музыкальной грамоты. Поэтому на последующих занятиях необходимо возвращаться к пройденному материалу, углубляя его и обогащая новыми сведениями;

3. Посещаемость занятий хора ни когда не может быть 100 %-ной. Систематическое повторение материала дает возможность пропустившим очередное занятие не отставать от коллектива в учебной работе.

Следует иметь в виду , что пройденный материал надо повторять не формально, а каждый раз вносить в методику работы что-нибудь новое.

Хоровое сольфеджио

В период становления юного коллектива обучение хора умению сольфеджировать - важно. Встречаются и хоры для которых читка с листа бегло наработана. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной стороны понимания хористами ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.

В хорах, где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри.

Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все налету, и работать с такими одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И мы знаем сотни примеров, когда у опытных педагогов сто процентов детей развивают свой музыкальный слух и голос. Во всех этих случаях большую помощь педагогам-музыкантам может оказать оригинальная методика по освоению музыкальной грамотности (развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и т. д.) хоровое сольфеджио. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному.

В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот, например, ручные знаки. Сжатый кулачок — поется "раз", кисть вверх — "два", рука ладонью вниз— "три". Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что "два" выше чем "раз", "три" выше чем "два". (Релятивная система З. Кодая. Приложение) Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада.

Такие систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как "нотный стан"), интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песен мы преследуем две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым мы развиваем общую музыкальную грамотность и постепенно готовим детей к будущему пению по нотам.

Занятия по предлагаемой методике могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Зная музыкально-слуховые возможности каждого ребенка, надо найти "примарную звуковую зону", удобную для всех детей группы, для чего подобрать подходящую тональность, при этом не надо бояться низких регистров.

На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон.

Пение без сопровождения как методический прием, дает большой положительный результат в развитии музыкального слуха детей. При пении с сопровождением фортепиано часто дети себя не слышат и начинают "гудеть". Таким образом, руководитель сам, не желая того, плодит "гудошников", исправлять которых впоследствии очень трудно. Даже те песенки, которые поются с фортепиано, полезно пропеть с детьми без сопровождения в нескольких удобных тональностях. Важной задачей музыкального образования школьников я считаю воспитание навыков пения простейшего двухголосия. Эта работа имеет огромное значение в музыкальном развитии детей, и должна начинаться как можно раньше.



2016-09-16 407 Обсуждений (0)
В хорах, где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В хорах, где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)