Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Целевая социальная защита



2016-09-16 396 Обсуждений (0)
Целевая социальная защита 0.00 из 5.00 0 оценок




Под целевой социальной защитой понимается деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, ока­завшихся в особо трудном положении: из многодетных семей, детей-инвалидов, сирот, беженцев и остальных, больше других нуждающихся в экстренной социальной помощи, а также соци­ально-защитная работа со всеми детьми, их родителями по раз­личным направлениям.

Непосредственная социальная защита школьника — это компонент целевой функции деятельности классного руководи­теля, реализуя который, он должен идти от острых, сиюминут­ных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный про-

гноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, с которыми он может столкнуться.

Вторым компонентом реализации функции социальной за­щиты школьников в деятельности классного руководителя яв­ляется подготовка их к социальной самозащите.

По своему содержанию социальная самозащита — сложное понятие. Мы определяем его как способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориентации, про­тиводействуя негативным воздействиям социальной среды.

Под негативными принято понимать воздействия, отрица­тельно влияющие на социальное благополучие данной личнос­ти. Подготовить школьника к социальной самозащите — это значит сформировать комплекс качеств личности, позволяю­щих человеку успешно реализовывать функцию социальной самозащиты.

Самозащита личности — это понятие комплексное. Можно выделить различные ее виды, тесно взаимосвязанные: юриди­ческая, физическая, материальная, физиологическая, психоло­гическая и социальная.

Человек может уметь хорошо защитить себя в различных жизненных ситуациях, но используя при этом безнравственные способы. Поэтому формировать способность социальной само­защиты надо одновременно с воспитанием таких качеств, как человечность, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.

Немало людей рядом со школьниками живут трудно, нуж­даются в помощи. Но важно, чтобы помощь эта производилась осознанно, не для галочки. Ученики поначалу охотно откли­каются на предложение помогать старушке. Приходят — и пьют у нее чай. Пьют день, пьют другой. . . Потом, конечно, и в магазин, бывает, сходят, и пол помоют. Но походят — и пе­рестанут. Было, пришла в школу бабушка: «А что же ребятки-то не приходят?» — «Они ж вам не помогают ничем». — «Пусть хоть чай придут попьют. . . »

Как-то в школе проводилась игра, смысл которой состоял в том, чтобы сделать как можно больше добрых дел. Классы со­ревновались друг с другом, отчитываясь за свои добрые дела в штабе игры. Однажды пятиклассники прибежали к классно­му руководителю: «Вот, нам дали список ветеранов. Мы будем помогать им после уроков. Нам сколько очков за это дадут! Се-

годня же пойдемпо адресам». Учительницу и прежде смуща­ла необходимость отчитыватьсяза совершенные добрые дела. Но тут она решительно сказала: «Нет. Вы пойдете туда не се­годня, а послезавтра, в воскресенье!» — «Почему?!» — «Вы придете, пустите пыль в глаза, наобещаете — а потом забуде­те. Надо для себя решить, сможете ли вы бывать в этой семье хотя бы раз в неделю. Можете ли вы взять на себя эту ответ­ственность?» Задумались, ушли. К вечеру в тот день появились 3 человека: «Мы решили. Мы сможем». Так воспитывается уме­ние ответить за то, что делаешь.

Классный руководитель не жалеет времени на то, чтобы объяснить школьникам смысл, конкретную цель милосердия, будь то помощь старикам из находящегося невдалеке дома пре­старелых или детям, нуждающимся в срочной операции. Уча­щиеся приносят продукты, одежду, готовят концерт для ста­риков, и все, кто хотят и могут чем-то помочь, едут в дом престарелых. Иногда такая поездка становится серьезным ис­пытанием, эмоциональной встряской. Старики во время встре­чи с гостями плачут, и это не может не волновать детей. Случа­ется, школьник возвращается домой в слезах и не хочет больше бывать в доме престарелых. Тогда родители говорят классно­му руководителю: «Больше мы его туда не отпустим». Но про­ходит какое-то время, и ребенок сам сознает, что он должен сно­ва поехать к ветеранам: «Ведь они плакали, потому что это мы там с ними были. Значит, мы им нужны. . . »

Организуя работу по подготовке к социальной самозащите, классный руководитель должен учитывать, что формирование этой подготовленности осуществляется в целом всем образом жизни, социумом, в котором находится школьник, через про­цесс его включения в различные виды социальной деятельнос­ти, но на более эффективное формирование способности соци­альной самозащиты влияет целенаправленная подготовка через специально организуемую классными руководителями деятель­ность учащихся в русле 3 основных элементов.

Психологическая подготовка соотносится с таким психоло­гическим образованием личности, как установка, и включает в себя положительную оценку и восприятие учеником способ­ности социальной самозащиты как неотъемлемой способности современного человека.

Теоретическая подготовка заключается в накоплении зна­ний о человеке, его поведении и реакциях, об индивидуально-психологических особенностях своей личности, особенностях

социальной обстановки, в которой молодому человеку предсто­ит строкть свою жизнь, о различных видах самозащиты лично­сти и ее направленности.

Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков, с одной стороны, устойчивого, а с другой— гибко­го реагирования на различные социальные воздействия, фор­мирование запаса творческих решений реальных социально значимых задач, выработка потребности творческих исканий, принятие оптимальных решений, уверенности в своих возмож­ностях.

Существуют различные психолого-педагогические средства, помогающие классному руководителю реализовать данную функцию. Таковыми могут быть лекции, позволяющие учащим­ся овладеть теоретическими знаниями о современном состоянии общества, положении в нем человека, об особенностях и воз­можностях формирования своей личности. Это и социально-психологический тренинг, ориентирующий учащихся на поло­жительное восприятие и оценивание способности самозащиты. Это и знания-практикумы, в ходе которых школьники будут реализовывать личностные особенности, принимать решения о путях и средствах развития тех или иных качеств, свойств и способностей или их коррекции. Это и уроки-решения педа­гогических ситуаций, способствующие формированию запаса разнообразных решений проблемных ситуаций, накоплению опыта устойчивого и гибкого реагирования на различные соци­альные воздействия.

Важным педагогическим средством, используемым для фор­мирования подготовленности школьников к социальной само­защите, являются педагогические игры. Для учащихся они слу­жат сферой реализации себя как личности и позволяют, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений, с другой — приобрести опыт устойчи­вого и гибкого реагирования в ситуациях различной трудности, раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы и модели­ровать их снятие. С помощью игр можно ввести учеников в ре­альный контекст сложнейших человеческих отношений.

Для развития нравственности личности, способности чело­века не только защитить себя в различных социальных ситуа­циях, но защитить и нравственно, можно использовать сочине­ния-размышления по прочитанным произведениям, дискуссии и диспуты.

Два взаимосвязанных компонента — система педагогичес­кой работы классного руководителя по социальной защите сво-

их воспитанников и деятельность, связанная с их подготовкой к самозащите — обеспечивают каждому конкретному школь­нику социальную защищенность.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ



2016-09-16 396 Обсуждений (0)
Целевая социальная защита 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Целевая социальная защита

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)