Как провести анализ работы по итогам учебного года?
Целью этого анализа является оценка результатов педагогического процесса за истекший период, нахождение наилучших вариантов его дальнейшего развития, разработка и обоснование целей и задач на новый учебный год. Результаты учитываются при планировании и организации работы с учащимися, родителями, учителями. Источниками анализа работы за учебный год могут быть материалы текущего анализа, оперативной информации, результаты анкетирования участников педагогического процесса, а также материалы изучения результатов работы, полученные с помощью «срезовых» методик, коллективного анализа, организованного с родителями, учителями и детьми по итогам конкретных дел и в целом учебного года. Анализ завершается подготовкой рекомендаций по планированию, а также выработкой конструктивных мер по совершенствованию педагогической работы. Анализ по итогам года является комплексным. Он постоянно повторяется в одно и то же время года (апрель-май) и может осуществляться по более или менее стабильной программе. Такой анализ — основное условие цикличности управления. Он является соединительным звеном годовых циклов в системе управления классом. Из всех видов анализа итоговый (за учебный год) — самый сложный. Он представляет собой специфический коллективный поиск. Проанализировать весь ход педагогического процесса, его результаты и организацию невозможно. Важно вычленить основные блоки работы, которые отражают задачи, приоритетные направления деятельности классного коллектива и собственной педагогической деятельности. Коллективный анализ можно проводить в 2 этапа. Первый этап — обсуждение жизни класса в целом. Например, участники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам. 1. Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие этого года? Что в жизни класса особенно радует (особенно дорого)? Что сделал полезного наш класс, учащиеся нашего класса для школы, других людей? 2. Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем? 3. Что в жизни класса вас огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему? 4. С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни класса необходимо преодолеть в первую очередь? 5. Кого и за что поблагодарить, отметить по итогам работы за год? Второй этап включает обсуждение отдельных проблем, направлений работы в классе. С этой целью создаются временные проблемные группы, предметом обсуждения которых, например, может стать одна из проблем: — организация дежурства в классе; — участие в общешкольных делах; — развитие ученического самоуправления и т. п. Проблемы^ направления работы, которые обсуждаются в период анализа работы за учебный год, определяются классным руководителем, детьми и родителями с учетом поставленных в начале года задач. Обсуждение в проблемных группах может проходить по следующим вопросам. 1. Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего? 2. Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему? 3. Над решением каких вопросов необходимо работать в следующем году? Возможно и целесообразно использование и более творческих, косвенных приемов сбора информации, характеризующих итоги работы классного руководителя, педагогов, коллектива детей и родителей. Так, детям может быть предложено выполнение творческих заданий: а) представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми мы можем гордиться; б) показать фрагмент, пародию удавшегося дела этого года; в) с помощью имитации различных телепередач показать то, «что нам мешает жить и что с треском надо удалить»; г) подготовить рисованный фильм о главных событиях года ит. д. ; д) продолжить фразу: «Если б я был классным руководителем, то. . . » и т. д. На родительском собрании можно обсудить вопросы: что нового и интересного появилось в классе в этом году? Над какими проблемами работали педагоги, учащиеся и родители? Есть ли результат, в чем он проявился? На что следует обратить внимание в следующем году? Что удалось классному руководителю в работе с родителями? Как целесообразно организовать работу с ними в следующем году? Как привлечь их к воспитательной работе в классе? Необходимо продумать сбор и обработку информации в ходе коллективного анализа. Можно вести протокол обсуждения или создать специальный пресс-центр, который будет фиксировать и наглядно представлять основные идеи и результаты коллективной мыслительной деятельности. К обработке материалов можно привлечь актив учащихся и родителей. На подробный анализ работы в классе не нужно жалеть времени: как показывает опыт, это всегда окупается положительным изменением отношения взрослых и детей к дальнейшей жизни и получением наиболее объективной информации, характеризующей состояние воспитательного процесса. Понимающиеэто классные руководители отводят подведению итогов работы, анализу организации жизни класса почти всю последнюю четверть учебного года. Формы коллективного анализа жизни класса в этом случае могут быть разнообразными. Иногда полезно использовать игровые и соревновательные элементы, которые стимулируют активность и развивают творчество детей. Перед проведением коллективного анализа следует предложить самим учащимся определить содержание и форму подведения итогов в конце учебного года. В воспитательных целях было бы полезно проводить анализ как коллективное творческое дело, которое создается всеми его участниками. Примерный план организации аналитической работы в классе на основе обобщения опыта работы классных руководителей приведен в схеме 4. Схема 4
Естественно, что методика работы классного руководителя по организации аналитической деятельности в коллективе зависит от многих условий, и прежде всего опыта и возраста детей. Целесообразно завершить анализ написанием текста, что позволит классному руководителю осмыслить все материалы, выделить, зафиксировать главные моменты, выводы, определить перспективы работы. С этим текстом важно ознакомить педагогов, работающих в классе, опереться на него при целепо-лагании и планировании. Можно предложить следующую схему анализа работы классного руководителяза учебный год.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |