С целью речевого развития детей, овладения ими речью как средством общения педагоги:
используют в обращении к детям содержательную, эмоциональную речь, соответствующую возрастным возможностям восприятия детей с точки зрения лексики, чёткости артикуляции, выразительности;
приводят речевые образцы;
проводят речевые игры;
рассказывают народные и авторские сказки;
вводят в повседневную жизнь детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи;
вызывают у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослыми, так и самостоятельно;
вводят традицию ежедневного чтения детям произведений художественной литературы, рассматривание с детьми детских книг;
применяют приём многократного чтения или рассказывания одного и того же хорошо знакомого детям произведения, не отказывают в его многократном повторении;
привлекают детей к посильному участию в рассказывании взрослого (жесты, мимика, действия, звукоподражания, отдельные слова, короткие предложения в соответствии с контекстом);
проводят сказки-инсценировки;
проводят игры-драматизации;
проводят экскурсии (по группе, по детскому саду);
деятельно реагируют на просьбы детей, их предложения, вопросы;
используют в работе задания типа «покажи», «принеси», «сделай»;
используют хороводные, дидактические, подвижные игры с текстами
Года
Основная задача
| Подзадачи
| Что для этого необходимо сделать
|
- Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности
| Ø продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы);
Ø создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе детской игры, различных видов детской деятельности
|
|
- Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
| Ø обогащать словарь детей:
расширять пассивный и активный словарь на основе знакомства детей с окружающей действительностью и углубления представлений о ней;
знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты и т. п.);
расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей, движения животных);
упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных, их эмоциональное состояние);
Ø формировать грамматический строй речи:
упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице, падеже;
упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на);
упражнять в употреблении имён существительных в единственном и множествен-ном числе;
закреплять умение называть животных и их детёнышей в единственном и множественном числе (волк — волчонок — волчата);
начать формировать процессы словообразования;
учить распространять предложения за счёт однородных членов предложения;
Ø развивать произносительную сторону речи:
развивать речевой слух;
упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; произносить, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка (гласных и части согласных);
дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки):
дом — кот, машина — барабан и др.; дифференцировать слова, близкие по звучанию (с опорой на картинки): дом —
ком, удочка — уточка и др.; вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса
посредством игр-драматизаций, игровых сюжетов, чтения и воспроизведения простейших попевок, потешек, отрывков авторских произведений;
Ø способствовать формированию предпосылок связной речи детей.
| упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразо-вую речь; закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание,
просьба, знакомство).
Для развития монологической формы речи необходимо:
упражнять в воспроизведении простых коротких текстов (повествовательного типа) с помощью воспитателя, с использованием различных театров (настольный плоскостной, пальчиковый, бибабо); упражнять в дополнении высказываний (описательного типа) перечислительным рядом (определений, существительных, глаголов) с опорой на наглядность: «На полке стоит машина… (кукла, зайчик, книга и пр.). В лесу на полянке зайчик сидел… (прыгал, бегал, слушал и др.)»;
|
Ø знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова:
рассказывать народные и авторские сказки, художественные произведения;
читать наизусть потешки, песенки, небольшие авторские стихи;
вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно); организовывать театрализацию хорошо известных детям произведений
|
|