Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О российской философии права



2016-09-16 456 Обсуждений (0)
О российской философии права 0.00 из 5.00 0 оценок




Этот п а р а г р а ф могут пропустить те, у кого интерес к фи-

лософским проблемам права еще не сформировался.

Впрочем, польза от прочтения параграфа обязательно

будет. Сегодня иногда говорят, что изучать в ш к о л е

н у ж н о только то, что п р а к т и ч е с к и пригодится в ж и з-

ни: к о н к р е т н ы е правовые нормы, и л и права потребите-

лей, и л и порядок получения наследства. Это непра-

в и л ь н а я п о з и ц и я. Пренебрежение к теории права я в л я-

ется следствием неверия в силу закона. Правовой ниги-

л и з м, п р и с у щ и й, к сожалению, довольно большому

числу г р а ж д а н н а ш е й с т р а н ы, порожден, к а к считают

исследователи, и наследием недавнего прошлого с его

«двойной моралью», о ф и ц и а л ь н ы м атеизмом, л и ш и в-

ш и м общество и государство традиционных духовных

опор, и н ы н е ш н и м и противоречиями, трудностями и

о ш и б к а м и.

Россия п ы т а е т с я обрести общенациональную идею,

к о т о р а я сплотила бы общество, его г р а ж д а н. Отношение

к праву, государству, власти я в л я е т с я одним из сущест-

венных элементов этой идеи. Большое значение приобре-


тает философия


права — совокупность наиболее об-


щ и х представлений о сущности и роли права в ж и з н и об-

щества, объединенных общим нравственным началом.

Поэтому т а к в а ж н о разобраться в социальном назначе-

нии права, не о г р а н и ч и в а я с ь знанием его к о н к р е т н ы х

норм. Необходимо осознать социальную и личностную

ценность, духовное содержание права.

В основе российской правовой традиции л е ж а т идеи

естественного права, неразрывно с в я з а н н ы е с философи-

ей морали. Ей ч у ж д о понимание права, свойственное по-

з и т и в и з м у. Позитивизм — направление в философии,

исходящее из п р и з н а н и я всего подлинного з н а н и я сово-

к у п н ы м результатом с п е ц и а л ь н ы х н а у к, которые не

н у ж д а ю т с я в философском осмыслении. П о з и т и в и з м

сводит з а д а ч и н а у к и к описанию к о н к р е т н ы х я в л е н и й.

К р у п н е й ш и е представители позитивистской философии,

особенно п о п у л я р н о й во второй половине XIX в . , —


 

 

О. Конт, И. Тэн, Э. Ренан ( Ф р а н ц и я), Д ж. Ст. Милль,

Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Тро-

и ц к и й (Россия).

Д л я п о з н а н и я сущности права необходим особый фи-

лософский а н а л и з, который п о з и т и в и з м обеспечить не

может. Дело в том, что право, к а к р е л и г и я и м о р а л ь, от-

носится к и д е а л ь н ы м ценностям. Права и м о р а л и без

идеальной основы быть не м о ж е т. Р а ц и о н а л и с т и ч е с к и й

подход к и д е а л ь н ы м ценностям односторонен. Конечно,

он позволяет проследить, к а к эти ценности р а з в и в а ю т с я

и взаимодействуют в культурном поле р а з н ы х эпох, изу-

ч и т ь их исторические формы. Но к пониманию того, что

такое право, позитивистский метод не ведет. М е ж д у тем

господствовавший в советской правовой н а у к е истори-

к о- м а т е р и а л и с т и ч е с к и й подход был весьма близок по ду-

ху к п о з и т и в и з м у. Он развивал представления о классо-

вой природе права, о тождестве п о л и т и к и и права, о том,

что право обязательно в ы р а ж а е т определенные классо-

вые интересы. Именно поэтому отвергались к о н ц е п ц и и

правового государства, верховенства закона, у в а ж е н и я

прав человека.

Интерес к к о н ц е п ц и и естественного права возник в

России в 60—80-е гг. XIX в. Об этом свидетельствуют


труды Б. Н. Ч и ч е р и н а, К. А. Неволина,


П. Л. Карасе-


вича, В. С. Соловьева. Она стала ведущей с 90-х гг.

прошлого в е к а. Особенно большой в к л а д в разработку

этой теории внесли П. И. Новгородцев и Л. И. Петра-

ж и ц к и й. Они подчеркивали несовпадение права и за-

кона (право от Бога, а закон — порождение людей, го-

сударства), р а з р а б а т ы в а л и теорию правового государ-

ства.

Сфера права, по их убеждению, имеет нравствен-

ную основу. Конечно, на развитие права в л и я л и и осо-

бенности общественного р а з в и т и я в р а з л и ч н ы е эпохи,

и ц и в и л и з а ц и о н н а я с п е ц и ф и к а, и национальное свое-

образие. Но право, у т в е р ж д а л и ученые, порождено нрав-

ственностью и р а з в и в а е т с я под воздействием нравствен-

ного чувства, о чем забывать н е л ь з я ни в коем случае.


 

Нравственное сознание возвышает свой голос над несовершенной

действительностью, как бы ни казалась она необходимой для теорети-

ческих измышлений. Мысль об исторической необходимости совер-

шающихся событий не властна над нашим нравственным чувством.

В смелом сознании своих собственных законов и норм оно предъявляет

к действительности свои особые требования и задачи. Оно отрекается

от той действительности, которая идет вразрез с этими требованиями,

оно протестует и ропщет, оно требует от будущего того, чего нет в на-

стоящем. Таков факт нравственного сознания.

П. Новгородцев,

русский правовед и философ

 

В самом общем виде естественное право — это

вечное неотъемлемое право личности, имеющее нравст-

венную природу и х а р а к т е р абсолютной ценности.

Это определение н у ж д а е т с я в п о я с н е н и я х. Все они

с в я з а н ы с проблемой обоснования права. Д л я того чтобы

сознание человека могло п р и з н а т ь право и п р и н я т ь его

к а к духовную ценность, право должно быть обоснован-

но. Д а л е к о не все готовы п р и з н а т ь право руководством к

ж и з н и и деятельности отчасти потому, что не п о н я л и

или не почувствовали его необходимость и в ы с ш и й

смысл.

По мнению русского философа и правоведа И. А. Ильи-

на, понять роль и сущность права невозможно, не и м е я

представлений о верховном благе. Эти представления

формирует в первую очередь вера. Но они доступны и

л ю д я м, в Б о г а не верующим, но обладающим р а з в и т ы м

внутренним миром и м о щ н ы м стремлением к нравствен-

ному совершенствованию. В самом общем п о н и м а н и и

верховное благо — это возможно более широкое и беско-

рыстное осуществление в ж и з н и человека идеи добра и

справедливости.

Ч е л о в е к у, кроме представлений о верховном благе,

свойственно стремление познать бытие человеческого ду-

ха в себе самом. Право к а к обязательное правило внеш-

него поведения и стало необходимой формой «встречи»,

соединения человеческого духа и верховного блага. Зна-

ч и т, у т в е р ж д а л и российские философы-правоведы, без

права человек не может осуществить верховное благо в

собственной ж и з н и.

 


 

 

Именно философское понимание права спасает от

у н ы н и я — неизбежного, если основываться л и ш ь на изу-

чении исторических форм права и фактов их наруше-

н и я. История человечества действительно знает множе-

ство злодейств, преступлений, н и з к и х деяний. О к а к о м

уж верховном благе, казалось бы, может идти речь? Фи-

лософия естественного права, соединяя право, мораль,

нравственное чувство, идеи добра и справедливости, воз-

вращает праву его гуманистический смысл.

Разумеется, с к а з а н н ы м проблемы философии права

не исчерпываются. Скорее, в параграфе дан к р а т к и й

очерк одного из подходов, в обоснование которого серьез-

ный вклад внесли российские правоведы. В 1917 г. тра-

д и ц и и отечественной философии права были прерваны.

Время не стоит на месте, и сегодня необходимость вос-

становить нарушенную преемственность ощущается

очень остро.

 

/. В о п р о с ы для самоконтроля

 

1. Почему нужно изучать теорию права? 2. Что такое философия

права? 3. Какие идеи лежат в основе отечественной философии пра-

ва? 4. К каким ценностям относится философия права? 5. Какой

взгляд на соотношение права и нравственности развивался в россий-

ской философии права? 6. Как, по мнению И, А, Ильина, соотносятся

право и верховное благо?

 

/ . Э т о интересно

 

Философия права — в ее соотношении с другими видами и спосо-

бами изучения права — является высшей духовной формой познания

права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в

жизни людей.

Философия права начинается с возникновения идей об объектив-

ной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола,

природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последую-

щих, включая и современные, представлений и концепций о внутрен-

ней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о пра-

вах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и пра-

вовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали

общепризнанными современным мировым сообществом ценностями

и императивами, — великая и неоспоримая заслуга также и филосо-

фии права (Б. Нерсесянц, философ).


 

 

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию


 

v


 

Постепенно в результате теоретико-философского осмысления


феноменов права, опыта его применения сформировались аксиомы

права как действенного инструмента отстаивания справедливости.

Знание этих аксиом помогает людям увереннее чувствовать себя даже

в самых сложных ситуациях правового характера.

Примерами таких аксиом являются, в частности, следующие поло-

жения:

никто не может быть судьей в своем собственном деле;

где есть право, там есть и его защита;

никто не может передать другому больше прав, чем имел бы сам;

нельзя осуждать дважды за одно правонарушение;

закон, устанавливающий новую или более высокую ответствен-

ность, не имеет обратной силы, то есть в принципе не распространяет-

ся на случаи, которые произошли до введения закона в действие;

напротив, закон, смягчающий ответственность или вовсе устанав-

ливающий наказуемость данных действий, имеет обратную силу;

лицо, привлекаемое к юридической ответственности, признается

невиновным, покуда вина его не будет установлена актом компетент-

ного юрисдикционного органа — судом (презумпция невиновности).

В этих и других аналогичных аксиомах проявляется нацеленность

права на то, чтобы утвердить начала справедливости и правды, иск-

лючить возможность произвола и беззакония, а главное — отражено

то своеобразие, тот «дух», который свойствен правовой материи

(С. Алексеев).

 

Темы для рефератов и обсуждения


Д/


 

1. Судьба философии естественного права в России.

2. Существует ли врожденное «чувство права»?


 

 

Глава


 

 

III


 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

 

 



2016-09-16 456 Обсуждений (0)
О российской философии права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О российской философии права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)