О российской философии права
Этот п а р а г р а ф могут пропустить те, у кого интерес к фи- лософским проблемам права еще не сформировался. Впрочем, польза от прочтения параграфа обязательно будет. Сегодня иногда говорят, что изучать в ш к о л е н у ж н о только то, что п р а к т и ч е с к и пригодится в ж и з- ни: к о н к р е т н ы е правовые нормы, и л и права потребите- лей, и л и порядок получения наследства. Это непра- в и л ь н а я п о з и ц и я. Пренебрежение к теории права я в л я- ется следствием неверия в силу закона. Правовой ниги- л и з м, п р и с у щ и й, к сожалению, довольно большому числу г р а ж д а н н а ш е й с т р а н ы, порожден, к а к считают исследователи, и наследием недавнего прошлого с его «двойной моралью», о ф и ц и а л ь н ы м атеизмом, л и ш и в- ш и м общество и государство традиционных духовных опор, и н ы н е ш н и м и противоречиями, трудностями и о ш и б к а м и. Россия п ы т а е т с я обрести общенациональную идею, к о т о р а я сплотила бы общество, его г р а ж д а н. Отношение к праву, государству, власти я в л я е т с я одним из сущест- венных элементов этой идеи. Большое значение приобре- тает философия права — совокупность наиболее об- щ и х представлений о сущности и роли права в ж и з н и об- щества, объединенных общим нравственным началом. Поэтому т а к в а ж н о разобраться в социальном назначе- нии права, не о г р а н и ч и в а я с ь знанием его к о н к р е т н ы х норм. Необходимо осознать социальную и личностную ценность, духовное содержание права. В основе российской правовой традиции л е ж а т идеи естественного права, неразрывно с в я з а н н ы е с философи- ей морали. Ей ч у ж д о понимание права, свойственное по- з и т и в и з м у. Позитивизм — направление в философии, исходящее из п р и з н а н и я всего подлинного з н а н и я сово- к у п н ы м результатом с п е ц и а л ь н ы х н а у к, которые не н у ж д а ю т с я в философском осмыслении. П о з и т и в и з м сводит з а д а ч и н а у к и к описанию к о н к р е т н ы х я в л е н и й. К р у п н е й ш и е представители позитивистской философии, особенно п о п у л я р н о й во второй половине XIX в . , —
О. Конт, И. Тэн, Э. Ренан ( Ф р а н ц и я), Д ж. Ст. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Тро- и ц к и й (Россия). Д л я п о з н а н и я сущности права необходим особый фи- лософский а н а л и з, который п о з и т и в и з м обеспечить не может. Дело в том, что право, к а к р е л и г и я и м о р а л ь, от- носится к и д е а л ь н ы м ценностям. Права и м о р а л и без идеальной основы быть не м о ж е т. Р а ц и о н а л и с т и ч е с к и й подход к и д е а л ь н ы м ценностям односторонен. Конечно, он позволяет проследить, к а к эти ценности р а з в и в а ю т с я и взаимодействуют в культурном поле р а з н ы х эпох, изу- ч и т ь их исторические формы. Но к пониманию того, что такое право, позитивистский метод не ведет. М е ж д у тем господствовавший в советской правовой н а у к е истори- к о- м а т е р и а л и с т и ч е с к и й подход был весьма близок по ду- ху к п о з и т и в и з м у. Он развивал представления о классо- вой природе права, о тождестве п о л и т и к и и права, о том, что право обязательно в ы р а ж а е т определенные классо- вые интересы. Именно поэтому отвергались к о н ц е п ц и и правового государства, верховенства закона, у в а ж е н и я прав человека. Интерес к к о н ц е п ц и и естественного права возник в России в 60—80-е гг. XIX в. Об этом свидетельствуют труды Б. Н. Ч и ч е р и н а, К. А. Неволина, П. Л. Карасе- вича, В. С. Соловьева. Она стала ведущей с 90-х гг. прошлого в е к а. Особенно большой в к л а д в разработку этой теории внесли П. И. Новгородцев и Л. И. Петра- ж и ц к и й. Они подчеркивали несовпадение права и за- кона (право от Бога, а закон — порождение людей, го- сударства), р а з р а б а т ы в а л и теорию правового государ- ства. Сфера права, по их убеждению, имеет нравствен- ную основу. Конечно, на развитие права в л и я л и и осо- бенности общественного р а з в и т и я в р а з л и ч н ы е эпохи, и ц и в и л и з а ц и о н н а я с п е ц и ф и к а, и национальное свое- образие. Но право, у т в е р ж д а л и ученые, порождено нрав- ственностью и р а з в и в а е т с я под воздействием нравствен- ного чувства, о чем забывать н е л ь з я ни в коем случае.
Нравственное сознание возвышает свой голос над несовершенной действительностью, как бы ни казалась она необходимой для теорети- ческих измышлений. Мысль об исторической необходимости совер- шающихся событий не властна над нашим нравственным чувством. В смелом сознании своих собственных законов и норм оно предъявляет к действительности свои особые требования и задачи. Оно отрекается от той действительности, которая идет вразрез с этими требованиями, оно протестует и ропщет, оно требует от будущего того, чего нет в на- стоящем. Таков факт нравственного сознания. П. Новгородцев, русский правовед и философ
В самом общем виде естественное право — это вечное неотъемлемое право личности, имеющее нравст- венную природу и х а р а к т е р абсолютной ценности. Это определение н у ж д а е т с я в п о я с н е н и я х. Все они с в я з а н ы с проблемой обоснования права. Д л я того чтобы сознание человека могло п р и з н а т ь право и п р и н я т ь его к а к духовную ценность, право должно быть обоснован- но. Д а л е к о не все готовы п р и з н а т ь право руководством к ж и з н и и деятельности отчасти потому, что не п о н я л и или не почувствовали его необходимость и в ы с ш и й смысл. По мнению русского философа и правоведа И. А. Ильи- на, понять роль и сущность права невозможно, не и м е я представлений о верховном благе. Эти представления формирует в первую очередь вера. Но они доступны и л ю д я м, в Б о г а не верующим, но обладающим р а з в и т ы м внутренним миром и м о щ н ы м стремлением к нравствен- ному совершенствованию. В самом общем п о н и м а н и и верховное благо — это возможно более широкое и беско- рыстное осуществление в ж и з н и человека идеи добра и справедливости. Ч е л о в е к у, кроме представлений о верховном благе, свойственно стремление познать бытие человеческого ду- ха в себе самом. Право к а к обязательное правило внеш- него поведения и стало необходимой формой «встречи», соединения человеческого духа и верховного блага. Зна- ч и т, у т в е р ж д а л и российские философы-правоведы, без права человек не может осуществить верховное благо в собственной ж и з н и.
Именно философское понимание права спасает от у н ы н и я — неизбежного, если основываться л и ш ь на изу- чении исторических форм права и фактов их наруше- н и я. История человечества действительно знает множе- ство злодейств, преступлений, н и з к и х деяний. О к а к о м уж верховном благе, казалось бы, может идти речь? Фи- лософия естественного права, соединяя право, мораль, нравственное чувство, идеи добра и справедливости, воз- вращает праву его гуманистический смысл. Разумеется, с к а з а н н ы м проблемы философии права не исчерпываются. Скорее, в параграфе дан к р а т к и й очерк одного из подходов, в обоснование которого серьез- ный вклад внесли российские правоведы. В 1917 г. тра- д и ц и и отечественной философии права были прерваны. Время не стоит на месте, и сегодня необходимость вос- становить нарушенную преемственность ощущается очень остро.
/. В о п р о с ы для самоконтроля
1. Почему нужно изучать теорию права? 2. Что такое философия права? 3. Какие идеи лежат в основе отечественной философии пра- ва? 4. К каким ценностям относится философия права? 5. Какой взгляд на соотношение права и нравственности развивался в россий- ской философии права? 6. Как, по мнению И, А, Ильина, соотносятся право и верховное благо?
/ . Э т о интересно
Философия права — в ее соотношении с другими видами и спосо- бами изучения права — является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей. Философия права начинается с возникновения идей об объектив- ной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последую- щих, включая и современные, представлений и концепций о внутрен- ней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о пра- вах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и пра- вовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, — великая и неоспоримая заслуга также и филосо- фии права (Б. Нерсесянц, философ).
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию
v
Постепенно в результате теоретико-философского осмысления феноменов права, опыта его применения сформировались аксиомы права как действенного инструмента отстаивания справедливости. Знание этих аксиом помогает людям увереннее чувствовать себя даже в самых сложных ситуациях правового характера. Примерами таких аксиом являются, в частности, следующие поло- жения: никто не может быть судьей в своем собственном деле; где есть право, там есть и его защита; никто не может передать другому больше прав, чем имел бы сам; нельзя осуждать дважды за одно правонарушение; закон, устанавливающий новую или более высокую ответствен- ность, не имеет обратной силы, то есть в принципе не распространяет- ся на случаи, которые произошли до введения закона в действие; напротив, закон, смягчающий ответственность или вовсе устанав- ливающий наказуемость данных действий, имеет обратную силу; лицо, привлекаемое к юридической ответственности, признается невиновным, покуда вина его не будет установлена актом компетент- ного юрисдикционного органа — судом (презумпция невиновности). В этих и других аналогичных аксиомах проявляется нацеленность права на то, чтобы утвердить начала справедливости и правды, иск- лючить возможность произвола и беззакония, а главное — отражено то своеобразие, тот «дух», который свойствен правовой материи (С. Алексеев).
Темы для рефератов и обсуждения Д/
1. Судьба философии естественного права в России. 2. Существует ли врожденное «чувство права»?
Глава
III
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |