Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление афинской государственности в VIII-Vв.в. до н.э



2016-09-15 731 Обсуждений (0)
Становление афинской государственности в VIII-Vв.в. до н.э 0.00 из 5.00 0 оценок




7. Государственный строй Афин в V в. до н.э. ЕСТЬ В ИНЕТЕ
По форме правления Афины были рабовладельческой демократической республикой с V в. до н.э. до 30-х гг. IV в. до н.э. По сути это была политическая форма совместного господства свободных над рабами и рабовладельцев над неимущими гражданами.Верховным органом было народное собрание, собиравшееся до 40 раз в год. В его работе участвовали только полноправные афинские граждане с 20 лет. Женщины и метеки не допускались. Оно принимало законы, избирало должностных лиц, проводило проверку их деятельности и т.д. Проекты, принятые на народном собрании, становились законами только в том случае, если их не отвергала гелиэя.В Совет Пятисот (булэ) входили по 50 человек от 10 фил. Члены совета, булевты, избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Они решали вопросы управления финансами, арсеналом, устанавливали дипломатические связи с другими государствами. Важнейшая функция - предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания. Булэ было разделено на десять комиссий.Должностные лица выбирались ежегодно или открытым голосованием на народном собрании, или по жребию. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды, или две должности одновременно.Главными должностными лицами были стратеги архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Полномочия: распоряжались средствами, выделяемыми для армии и флота, собирали военные налоги, заключали перемирие, принимали капитуляцию.С ростом полномочий стратегов падало политическое влияние архонтов. Девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных филами. Архонты осуществляли только судебные функции. Гелиэя (высший судебный орган) состоял из 5000 основных судей и 1000 запасных, по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Они избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя делилась на десять комиссий, была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренными другими судами. Гелиэя могла отвергать законопроекты, принятые народным собранием.Высшим судебным органом являлась гелиэя. Ареопаг сохранил некоторые судебные функции, рассматривал дела об умышленном убийстве или по поручению народного собрания - дела о государственных преступлениях.Суд эффетов рассматривал дела о неумышленных убийствах. Коллегия одиннадцати - дела о разбое, кражах и других имущественных преступлениях, третейский суд диэтетов - крупные гражданско-правовые споры об имуществе, коллегия сока - мелкие имущественные споры. Народное собрание рассматривало дела о наиболее тяжких преступлениях. Существовали также территориальные суды по демам.К концу V в. до н.э. начинается кризис афинской демократии. Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое возрастало. Усиливались противоречия между богатыми и бедными, между афинскими гражданами и метеками. В 431 г. до н.э. началась Пелопонесская война между Афинами и Афинским морским союзом, с одной стороны, и Спартой и Пелопонесским союзом, с другой стороны. В 404 г. до н.э. Афины были завоеваны и в 336 г. до н.э. вместе со всей Грецией включены в состав империи Александра Македонского. Во II в. до н.э., после вторжения римских легионов, Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской империи.

8. Особенности возникновения государства в Древнем Риме. Реформы С. Туллия.
С именем царя Сервия Туллия, который, подобно Солону и Клисфену в Афинах, изменил представительство в делах по управлению государством с учетом имущественного ценза и места обитания, связывают самые крупные перемены в истории царского периода. Вместо деления на патрициев, клиентов и рабов он ввел деление на шесть классов. Все граждане, патриции и плебеи, были распределены по разрядам согласно имущественному цензу. В особый, самый высокий разряд вошли наиболее богатые граждане Рима, так называемые всадники. В первый разряд входили те, кто имел имущество не менее 100 тыс. ассов, во второй - от 75 до 100 тыс., в третий - от 50 до 75 тыс., в четвертый - от 25 до 50 тыс., в пятый - 11 тыс. ассов. Не вошедшие в разряд назывались пролетариями.Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подразделений - центурий. Первый класс был облечен полномочием выставлять 80 центурий, второй, третий и четвертый — по 20, а пятый — 30 центурий. Сервий Тулий также произвел деление граждан по территориальному признаку. Рим был разбит на четыре трибы, к ним позже присоединились 17 сельских триб.Государственное устройство Рима в период правления Тулия выглядело следующим образом:

Сенат:

Народные собрания:

1) Центуриатные

2) Трибутные

3) Куриатные

Магистратуры:

1) Ординарные: Консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы

2) Экстраординарные: Диктатуры комиссии децемвиров.

 

Формально сенат был совещательным органом, но его компетенция была обширной, Он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур).Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры . Реформы Сервия Туллия создали новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против пролетариев. С помощью реформы удалось устранить политическое бесправие плебеев, сплотить верхушку патрициев и плебеев перед растущей массой рабов и пролетариев.

 

9. Государственный строй Римской республики.
В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями - патриции и плебеи, к которым впоследствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты нa протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами (от «объявление, распоряжение»), а потом их стали писать нa белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета. Доску выставляли в Риме на площади (форуме), чтобы с эдиктом можно было ознакомиться более внимательно.Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера — юрисдикцией (iurisdictio) и империумом (imperium). Все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном, в зависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемых за этими собраниями. Практически все магистраты избирались сроком на один год, и только цензоры избирались на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти. С увеличением числа территорий, подвластных римской общине, полномочия некоторых носителей должностной власти стали продлеваться в видоизмененной форме. Например, консулы и преторы после окончания своих должностных полномочий в городе Риме получали затем назначение в провинцию с полномочиями проконсула или пропретора.Все должности выстраивались в особой иерархической соотнесенности и соподчиненности. Только цензор мог в своих действиях быть приостановлен решением другого цензора.В том случае, если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к ответственности. Основными чиновными персонами в республике были консулы, преторы, цензоры, эдилы и квесторы.Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами: подбор и комплектование войска, распоряжение казной и др. Консулы имели право председательствовaть в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.Преторы («впереди идущие») вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием «младший коллега консула»), однако с гораздо меньшими полномочиями. Из полномочий претора пo поддержанию общественного порядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров. Эти полномочия в условиях республики содействовали формированию своеобразных правотворческих функций претора и возникновению особого источника права под названием «преторское право». Оно фиксировалось в специальных ежегодных постановлениях претора и именовалось преторским эдиктом. Сенат ведал бюджетными, дипломатическими вопросами, наделением чрезвычайными полномочиями отдельных чиновников, а также унаследованным правом утверждения законов, принятых народным собpанием. Важным и существенным для целей общего блага в этом наборе полномочий было право выделения бюджетных средств на те или иные расходы. Эти полномочия возвышались не только над консульскими, но и над полномочияи диктатора.В республиканском Риме существовало несколько видов наpодных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные. Затем к ним прибавились собрания плебеев с полномочием принимать pешения, равносильные законам (так называемая плебисцита). Основная роль принадлежала центуриатным собраниям, которые избирали высших чиновников - консулов, преторов, цензоров — осуществляли принятие законов. Каждая центурия имела один голос, но преобладание в законодательных решениях оставалось за центуриями первых двух классов. Куриатные собрания были древнейшей формой собраний. Их роль постепенно ослабевала. В некоторых важных вопросах они обладали чисто регистрационными и cимволическими полномочиями.Трибутные собрания выбирали квесторов, куриальных эдилов, а также плебейского трибуна и плебейского эдила (это уже на собраниях плебеев). Со временем, по закону 449 г. до н.э., а затем по закону диктатора Гортензия (287 г. до н.э.), решениям плебейских собраний была придана сила закона.

10. Государственный строй Римской империи.
Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 193 г. н.э. (правление династий Юлиев – Клавдиев (27 г. до н.э.– 68 г. н.э.), Флавиев (69–96 гг.), Антонинов (96–192 гг.)). Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания (комиции), магистратуры, но фактическая власть находилась в руках принцепса. Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, первосвященником (главным жрецом - понтификом). В области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания - по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, сенат - к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочиями уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе, или подчиненных высшему должностному лицу префектов и кураторов. При Адриане (117—138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий -императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские — проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение - сенату и императору. Разные способы управления повлекли за собой различия в способах финансирования этого управления и привело к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевластием.Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции, в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и другие.Вся империя делится на 12 диоцезов, которые, в свою очередь, подразделяются на провинции. Так, территория Италии вобрала в себя два диоцеза. В армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия. Податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов (поземельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров).В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории: придворные (dignitates palatinae), гражданские (dignitates civiles) и военные (dignitates militares). Большое значение приобрел Совет пpu императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили, по общей формуле, «свита, друзья, единомышленники, союзники» императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений. Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами и др. Гражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.С разделением империи на Восточную и Западную оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.

11.Гражданское право по Законам XII таблиц.

12.Семейное и наследственное право по Законам XII таблиц.

13.Уголовное право и судебный процесс по Законам XII таблиц.

14.Государственный строй раннефеодальной монархии франков. Реформы К. Мартелла.

15. Салическая правда как источник права Франкского государства.
Салическая Правда - одна из древнейших и наиболее важная из варварских правд, возникшая среди салических франков. Она дошла до нас в многочисленных рукописях, которые можно разбить на 4 группы. Первая группа содержит древнейший текст, в 65 статей. Вторая - тот же основной текст, но уже с явными влияниями христианских представлений (запрещение брака между свойственниками, наказания за преступления против церкви, за убийство духовных лиц и т. п.). Третья дает сокращенный текст, в двух отделах, из которых первый содержит мальбергическую глоссу. Четвертая, позднейшей, Каролингской эпохи - исправленный, неглоссированный текст в 70 статей. Рукописи этой группы наиболее многочисленны. Возникновение памятника относят к самому началу VI в., между 507 и 511 гг. н.э.Из основных особенностей Салической правды необходимо выделить следующие:1. Язык написания - латинский (в изложении варваров).2. Казуистичность и неразработанность норм законодательного акта (отсутствие общих теоретических понятий).3. Неравнозначность вынесения уголовно - правовых санкций (дифференциация наказания в зависимости от социального статуса как виновного, так и потерпевшего).4. Сохранение пережитков первобытно - общинного строя.Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд (штраф), который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере. За человека, находившегося на службе у короля, выплачивался тройной вергельд - 600 солидов. Вергельд за жизнь графа или королевского дружинника утраивался (доходил до 1800 солидов), если убийство было совершено в то время, когда убитый находился на королевской службе, например во время похода. Жизнь священника, охранялась тройным вергельдом (в 600 солидов), епископа - 900 солидов. Высокими штрафами карались ограбления и сожжения церквей и часовен. Особый слой во Франкском королевстве составляли полусвободные литы и бывшие рабы, отпущенные на волю. За убийство полусвободного и вольноотпущенного платился половинный вергельд - 100 солидов, за убийство раба определялся не вергельд, а штраф. Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу. Гражданско-правовым отношениям посвящены только две статьи из 65 первой редакции, они регулируют порядок перехода собственности и порядок наследования (соответственно ст. 46 и 49). Судебник предназначался в качестве руководства в судебном разбирательстве, более надежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьировать от местности к местности (ср. древнерусское "что ни город, то норов"). Достоинством письменного закона было то, что он в состоянии вобрать наиболее распространенные и наиболее приемлемые из существующих правовых обычаев. Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3-6 местах) сочетаются в некоторых редакциях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками переписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями- капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладающая форма изложения - казуистическая, при такой форме отсутствуют обобщающие отвлеченные понятия, например понятия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др.

16. Сеньориальная монархия во Франции. Реформы Людовика IX.
В период феодальной раздробленности (X—XIII вв.) Франция была поделена на крупные сеньории. Становление господствующего класса феодалов непосредственно связано с развитием феодальной собственности на землю и сложной системой вассальных отношений. Вес и сила феодалов определялись не столько размерами земельных владений, сколько количеством вассалов. Во Франции действовал принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал».Вассальный договор заключался торжественно между сюзереном и вассалом. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сюзерену (оммаж). Сюзерен должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли, вассал нес военную службу на сеньора. Обязанности по вассальному договору передавались по наследству. Таким образом, уже к XI в. феод, т.е. наследственное родовое земельное владение, утверждается как основная форма поземельной собственности.Социальная структура сложилась к XI в. К XIII в. фиксируется иерархическая структура господствующего класса, который становится замкнутым. Титулы и ранги приобретают наследственный характер, феоды превращаются в наследственные владения. Образуются следующие классы:1. Класс феодалов: король, герцоги и графы (пэры), сеньоры, вассалы, рыцари (шевалье).2. Духовенство.3. Класс феодально зависимых крестьян. Большинство были сервами, т.е. на положении почти рабов. Вторая категория - вилланы, лично свободные держатели земли, принадлежавшей феодалу.4. Горожане. В результате борьбы города они добивались специальных хартий вольностей. В период сеньориальной монархии королевская власть во Франции была слабой и распространялась фактически только на территорию королевского домена. Для государства была характерна экономическая и политическая децентрализация. Король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. Королевский двор возглавлял сенешал, который командовал армией, подписывал государственные документы. Главой королевской конницы был коннентабль, его помощник маршал, а с XIII в. - королевский адмирал. Архивы и казна находились в ведении канцлера, который редактировал королевские акты. Пост также влиятельный с XIII в. до 1315 г., со времен Людовика IX перестает замещаться. Королевский двор состоял из знатных феодалов и дворцовых слуг (минестериалов). Курия короля, собрание королевских вассалов решали вопросы войны и мира, крестовых походов, отношений с римским папой и т.д. Органы местного королевского управления существовали только в домене короля. В крупных сеньориях управляли сами феодалы. С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа - превотства. Несколько превотств входили в состав бальяжа, во главе которого стоят бальи. Бальи выполняли судебные функции. В присоединенные сеньории король назначал сенешела, королевского минестериала, с функциями бальи. Важную роль в повышении авторитета королевской власти сыграли реформы Людовика IX (1180-1223 гг.). Он провел военную реформу, в результате которой была создана городская милиция и армия, состоявшая из наемников. Это позволило королю меньше зависеть от феодального ополчения. Людовик IX запретил частные войны в королевском домене, на остальной территории ввел 40 дней короля, в течение которых феодалы не могли начинать военные действия. В течение этого срока стороны могли обратиться в суд короля для мирного разрешения конфликта. При Людовике IX из королевской курии выделились специализированные центральные ведомства: малый королевский двор с совещательными полномочиями, счетная палата, ведавшая финансами. На территории королевского домена была введена единая королевская монета, которая на остальной части страны постепенно вытеснила все остальные деньги. В 1260 г. на базе королевской курии создается специальный судебный орган - парламент, который собирался четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Все эти изменения привели к возникновению сословно-представительной монархии.

17. Основные институты сословно-представительной монархии во Франции.
В период сословно-представительной монархии во Франции происходит рост товарно-денежных отношений, рост городов, рост политической активности городского населения. Это вызвало перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Исчезает серваж. Основную массу крестьянства составляют цензитарии, которые платят ценз, денежную ренту сеньору. Происходят изменения и в классе феодалов.Окончательно оформилось три сословия:1. Духовенство. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации.2. Дворянство. Фактически оно в этот период играло ведущую политическую и социальную роль. Этот класс объединил всех светских феодалов, рассматривались не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное, в отличие от духовенства, сословие. Класс был неоднороден, выделялось — титулованное, среднее и низшее дворянство.3. Городское население и крестьяне-цензитарии. Это трудовое население и формирующаяся буржуазия. Единственное податное сословие, платившее все бремя налогов.В период сословно-представительной монархии во Франции происходит процесс политической централизации. Сеньориальная власть по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Вводится единая королевская монета на территории всей страны. Решения местных феодалов можно было обжаловать в Парижский парламент. Это переходный этап к абсолютизму, когда происходит политический компромисс короля и представителей разных сословий.До середины XVI в. правила династия Капетов. Со второй половины XVI в. до 1789 г. у власти находится династия Бурбонов. Первый король из Бурбонов Генрих IV из протестантов перешел в католики и ввел обязательную религиозную веротерпимость по Нантскому эдикту о веротерпимости от 1598 г.При Бурбонах Франция стала процветающей и могущественной не только за счет развития ремесел и торговли, но и за счет колонизации заморских владений.Сословно-представительная монархия выразилась прежде всего в создании в 1302 г. при короле Филиппе IV общенационального сословно-представительного учреждения - Генеральных Штатов. Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена, этот вопрос решал сам король. В этом органе были представлены депутаты от имущих сословий. Король собирал Генеральные Штаты по разным поводам, но чаще всего из-за нужды в деньгах. Все дополнительные налоги вводились с их согласия. Генеральные Штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами, вносили предложения.Из прежних государственных должностей сохранила свое значение только должность канцлера, который являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.На базе королевской курии был создан Большой совет (с 1314 по 1497 гг.), в который входили легисты, 24 представителя светской и духовной знати. Совет собирался один раз в год, его полномочия носили исключительно совещательный характер. Из королевской курии выделились королевское казначейство и счетная палата, дававшая королю советы по финансам, проверявшая доходы и т.д.В XV в. во Франции появляется постоянная королевская армия с централизованным руководством и четкой системой.Должности прево и бальи сохраняются, но они теряют свои военные функции. Король с XV в. назначает в бальяжи лейтенантов с судебными функциями. Была ограничена свобода городов. Коммуны превращены в органы королевской администрации.Судебная система была запутанной и включала парламент, королевские суды, сеньориальные, церковные суды.

18.Возникновение и развитие сословно-представительной монархии в Англии.

19. Абсолютная монархия во Франции.
Возникновение абсолютизма как новой формы правления было вызвано прежде всего изменениями сословно-правовой структуры страны, зарождением капиталистических отношений.В 1610 г. на престол вступил Людовик XIII, который приблизил выдающегося политика-реформатора кардинала Ришелье (1585-1642 гг.) Этот период характеризуется реформами Ришелье: отмена Нантского эдикта и сокрушение партии гугенотов; введение права эвокации (принятия любого дела к производству в королевском суде из ведения местных судов); привлечение к работе представителей дворянства мантии (дворяне по должности, из третьего сословия).В 1628 г. был издан эдикт против дуэлей. К нарушителям применялись карательные меры: 1/3 имущества дуэлянтов конфисковывалась, виновного изгоняли на три года; организаторов в случае повторной дуэли наказывали смертной казнью, либо лишением дворянства их и их потомков, запретом занимать должности.В 1626 г. вышла королевская декларация о снесении замков гугенотов. Гугеноты подняли мятеж, но были усмирены, все мятежные укрепления были срыты.В 1637 г. вышел эдикт, запрещавший парламенту вмешиваться в государственные дела и администрацию, а также приняты меры по расширению полномочий интендантов юстиции, полиции и финансов. На плечи интендантов были возложены заботы по скорому сбору денег для жалованья и содержания армии (тальи, косвенные налоги, соляной налог и др.), а также по пресечению многочисленных злоупотреблений мэров больших городов и местечек (вымогательство, обременения и притеснения местных жителей).Ришелье стоял у истоков политики меркантилизма, он поощрял создание мануфактур, заморских компаний в Канаде, Сенегале, Мадагаскаре, развитие торгового флота. В 1634 г. Ришелье создал Французскую академию наук.Следующим правителем стал король Людовик XIV (1643—1715 гг.) При нем происходит расцвет абсолютизма. Он сосредоточил в своих руках всю власть, превратил столицу и свою резиденцию в Версале в центр поклонения и культуры, отменил Нантский эдикт и продолжил преследование гугенотов. В результате гугеноты эмигрировали в Англию. Людовик XIV вел разорительные войны, но на словах признавал высокую роль закона. Известен фразой: «Государство — это я».В этот период генеральный контролер финансов Жан Батист Кольбер (1619—1683 гг.) провел целый ряд реформ:- продолжил политику меркантилизма;- стал реформатором юстиции, промышленности, финансов, морского дела, являлся вдохновителем кодификационных работ, в результате которых было создано шесть ордонансов: о гражданском судопроизводстве, следствии по уголовным делам, торговле, водных путях и лесах, мореплавании, использовании труда рабов в колониях (черный кодекс);- в 1667 г. участвовал в создании Академии наук и обсерватории, являлся членом Французской академии наук.В социальной структуре сохранялись те же сословия. Усилилась неоднородность третьего сословия, куда входили представители зарождающейся буржуазии, в самом низу — крестьяне, ремесленники и т.д.Король обладал верховной политической властью, не делимой ни с какими органами. Уже в XVI в. Генеральные Штаты перестают созываться. При монархе действуют Государственный совет, Совет департаментов, Совет приемов. Сохраняет свою роль канцлер. Появляются новые должности — четыре государственных секретаря по военным, морским, иностранным и делам двора. Большую роль в экономической жизни играет Генеральный контроль финансов, по сути, руководит ею.Большой совет делится на Верхний совет (в него входили госсекретари по иностранным и военным делам) для решения внешнеполитических вопросов, Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации, Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику.В провинции король направляет интендантов, своего рода администраторов.С XIV в. учреждается должность прокурора.Судебная система сохранялась прежняя. Появляются специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.Таким образом, становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, способствовало завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли.

20. Особенности абсолютизма в Англии.
Эпохой английского абсолютизма было правление династии Тюдоров и первых Стюартов (Иакова I и Карла I). Своеобразием английской абсолютной монархии являлись: - сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской власти; - отсутствие сильного и развитого бюрократического государственного аппарата; - сохранение органов местного самоуправления; - отсутствие постоянной армии. Военную мощь страны составлял сильный флот, который обеспечивал не только защиту с моря, но и возможность ведения активной торговой и колониальной политики. Центральными органами власти и управления в этот период в Англии становятся: - король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть; - Тайный совет короля, который составляли представители феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетенцией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участии издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке; - парламент, состоявший, как и в XIV в., из двух палат - палаты лордов и палаты общин. С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наследственных пэров, палата общин - из представителей дворянства и городской верхушки. Духовенство не было выделено как сословие в английском парламенте - прелаты вошли в палату лордов. Остальное духовенство не получило представительства в парламенте. Реформация, ликвидировавшая в конце XVI в. власть Римского Папы над английской церковью и сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризацией), содействовала укреплению абсолютизма. Церковь, возглавляемая королем, превратилась в часть государственного аппарата. В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органов управления от центральных органов власти. В графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейтенант назначался непосредственно королем; в его функции входило руководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и полиции. Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода, деятельность которого была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных органов. При абсолютизме важнейшими судебными инстанциями были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера. Оформились структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе



2016-09-15 731 Обсуждений (0)
Становление афинской государственности в VIII-Vв.в. до н.э 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление афинской государственности в VIII-Vв.в. до н.э

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)