Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федеративное устройство



2016-09-16 485 Обсуждений (0)
Федеративное устройство 0.00 из 5.00 0 оценок




По историческим м е р к а м Россия стала федерацией сов-

сем недавно. Р о с с и й с к а я и м п е р и я была у н и т а р н ы м госу-

дарством. Первым правовым актом, з а к р е п и в ш и м феде-


ративную форму


государственного устройства,


была


Конституция РСФСР


1918 г.


С образованием СССР


30 д е к а б р я 1922 г. и п р и н я т и е м Конституции СССР

1924 г. РСФСР, н а р я д у с Белоруссией, У к р а и н о й и За-

к а в к а з с к о й Федерацией, стала союзной республикой в

составе СССР. В д а л ь н е й ш е м количество союзных рес-

публик росло, в их г р а н и ц а х образовывались новые авто-

номные республики и к р а я. В составе РСФСР насчитыва-

л и с ь д е с я т к и субъектов федерации. П р и этом Р о с с и я са-

ма была субъектом федеративных отношений внутри

СССР. С распадом СССР в конце 1991 г. Р о с с и й с к а я Фе-

д е р а ц и я обрела государственную независимость (Декла-

р а ц и я о государственной независимости России была

п р и н я т а раньше, 12 и ю н я 1990 г.).


Одним


из


основных


признаков


государства,


как


известно, я в л я е т с я территориальное деление н а с е л е н и я.

Государство состоит из определенных т е р р и т о р и а л ь н ы х

е д и н и ц: п р о в и н ц и й, графств, штатов, земель, губерний,

областей, департаментов. Проблема у р е г у л и р о в а н и я по-

л и т и ч е с к и х, э к о н о м и ч е с к и х, правовых и и н ы х взаимо-

отношений м е ж д у центральной властью и администра-

тивно-территориальными е д и н и ц а м и и автономными об-

р а з о в а н и я м и р а з р е ш а е т с я (с той и л и иной степенью

успеха) путем правового з а к р е п л е н и я формы государст-

венного устройства.

Существуют две формы государственного устройства:

ф е д е р а ц и я и унитарное государство.Федерация — т а к а я

форма государственного устройства, при которой входя-

щ и е в состав страны е д и н и ц ы (земли, ш т а т ы, области)

имеют собственные к о н с т и т у ц и и и л и уставы, законода-

тельные, исполнительные, судебные органы; при этом

образуются единые д л я всех субъектов федерации орга-


ны государственной


власти,


устанавливается единое


гражданство, д е н е ж н а я единица и т. д.Унитарное госу-

 


 

 

дарство состоит из государственных т е р р и т о р и а л ь н ы х

единиц, не и м е ю щ и х своей к о н с т и т у ц и и, своих законов,


правительства.


Конфедерация объединяет полностью


независимые государства, которые при этом создают спе-

ц и а л ь н ы е объединенные органы д л я к о о р д и н а ц и и дейст-

вийв определенных (военных, в н е ш н е п о л и т и ч е с к и х и

других) ц е л я х, формой государственного устройства в

точном смысле слова не я в л я е т с я.

С установлением советской власти в н а ш е й стране

сложилось не государственное (как в большинстве дру-


гих стран мира),


а


Национально-государственное


Ус-


тройство. П р и н ц и п национально-государственного ус-

тройства з а к л ю ч а е т с я в том, что в основу территориаль-

ного д е л е н и я страны к л а д е т с я, к а к правило, этнический

п р и н ц и п — н а л и ч и е коренной, так называемой титуль-

ной, национальности. Поэтому и н а з в а н и я этих регионов

образуются от народов, п р о ж и в а ю щ и х в н и х: Татарстан,

Б а ш к о р т о с т а н, Эвенкийский автономный округ, Коряк-


с к и й автономный округ и др. Государственное


Уст-


ройство строится без учета национальной п р и н а д л е ж-

ности н а с е л е н и я, ж и в у щ е г о в соответствующих террито-

р и а л ь н ы х е д и н и ц а х.

Статья 1 Конституции признает Россию федерацией,


статья 5 определяет следующие основы


Федеративно-


го


устройства:


· государственная целостность;

· единство системы государственной власти;

· р а з г р а н и ч е н и е предметов ведения и полномочий

м е ж д у о р г а н а м и государственной власти РФ и органами

государственной власти субъектов Р Ф;

· равноправие и самоопределение народов в Р Ф.

Во в з а и м о о т н о ш е н и я х с федеральными органами го-

сударственной власти и м е ж д у собой все субъекты РФ

р а в н о п р а в н ы.

Территория Российской Федерации целостна и не-

прикосновенна. К о н с т и т у ц и я не допускает выхода субъ-

ектов РФ из ее состава, осуждает сепаратизм (движение

за отделение той и л и иной части государства и создание

нового государства).


 

 

В состав Российской Федерации входят83 субъекта

РФ: 21 республика; 9 краев; 46 областей; 2 города феде-

рального з н а ч е н и я (Москва и Санкт-Петербург); 1 авто-

н о м н а я область; 4 автономных о к р у г а.

В последнее в р е м я ряд субъектов РФ п р о я в л я ю т тен-

денцию к объединению. Т а к, П е р м с к а я область и Коми-

П е р м я ц к и й автономный округ объединились в один

субъект РФ — П е р м я ц к и й к р а й.

Республики в составе Российской Федерации имеют

свою конституцию и законодательство. Остальные субъ-

е к т ы РФ имеют свой устав и законодательство.

Отметим, что Указом Президента РФ все субъекты

Федерации были разбиты на 7 федеральных округов, ко-

торые возглавили полномочные представители феде-

ральной власти. Это сделано д л я л у ч ш е й к о о р д и н а ц и и

деятельности в х о д я щ и х в них республик, к р а е в, окру-

гов, областей.

Сущность федерации состоит в разумном и взвешен-

ном, взаимовыгодном подчинении субъектов РФ фе-

деральному центру и учете центром интересов субъектов


Р Ф.


Федеративное


устройство


предполагает


Разгра-


Ничение


Предметов


Ведения


и


Полномочий


Рос-


сийской Федерации и ее субъектов. В исключитель-


Ном


Ведении


Российской


Федерации н а х о д я т с я: при-


н я т и е и изменение Конституции РФ и федеральных

законов, федеративное устройство и т е р р и т о р и я Р Ф,


федеральная государственная собственность,


вопросы


войны и м и р а и многое другое. В совместном ведении


РФ


и


ее


субъектов находятся: обеспечение соответ-


ствия конституций и законов республик, уставов и и н ы х

н о р м а т и в н ы х актов краев, областей, городов федераль-

ного з н а ч е н и я, автономной области, автономных ок-

ругов Конституции РФ и федеральным з а к о н а м; воп-

росы в л а д е н и я, пользования и р а с п о р я ж е н и я землей,


недрами,


водными


и


другими


природными


ресур-


сами и др. Во всех других сферах, которые не отно-


Сятся


к


Ведению


РФ


Или


Совместному


Ведению,


субъекты РФ обладают всей полнотой государственной

власти.

 


 

 

Нет и не может быть в одном государстве двух суверенитетов-вер-

ховенств. Суверенитетом не обладают ни штаты в США или Индии, ни

провинции в Канаде, ни земли в ФРГ, ни даже кантоны в формально

конфедеративной Швейцарии. Это положение закреплено в статье,

согласно которой законы и иные правовые акты субъектов Федерации

не могут противоречить законам Российской Федерации в сфере как

ее собственного ведения, так и их совместного ведения.

В. Шейнис

 

Конституция РФ в максимальной степени учитывает

интересы народов, населяющих территорию России. Она

не только не устанавливает какие-либо р а з л и ч и я в пра-

вовом положении представителей р а з л и ч н ы х нацио-

нальностей, но и прямо запрещает любые формы дискри-

м и н а ц и и по национальному признаку. Конституция РФ

соответствует общепризнанным стандартам междуна-

родного права.

К сожалению, в России, как и в других многонацио-

нальных странах, существуют сепаратистские тен-

денции. Важно понимать, что сепаратизм я в л я е т с я од-

ним из опаснейших д л я любого государства я в л е н и й. Се-

паратисты стремятся расчленить единое государство на

ряд нежизнеспособных псевдогосударственных образо-

ваний. В результате страдают народы, слабеют государ-

ства. Выигрывают л и ш ь представители национальных

элит, немногочисленных и коррумпированных, д л я ко-

торых сепаратизм — средство обеспечения личной влас-

ти и личного благополучия.

 

^ В о п р о с ы для самоконтроля

 

1. Ч т о такое федерация, конфедерация, унитарное государство?

2. Каково государственное устройство России? 3. Какие основы фе-

деративного устройства Российской Федерации закреплены в Консти-

туции? 4. Сколько субъектов входит в Российскую Федерацию? Како-

вы их виды? 5. Как разграничены предметы ведения Российской Фе-

дерации и ее субъектов? 6. Что такое сепаратизм? Кому он выгоден?

 

/ . Э т о интересно

 

^ м а ш а страна, по словам председателя Совета Федерации, уже не

федерация, а «союз договаривающихся элит». Все договоры о разгра-


 

 

ничении полномочий между центром и субъектом Федерации подпи-

сываются «за спиной» остальных субъектов, что не добавляет доверия

в отношениях их друг с другом. На такой основе федерацию не по-

строить.

Впрочем, у этого мнения есть и оппоненты. Так, председатель Кон-

ституционного Суда высказал мнение, что именно такие договоры по-

могают устранять противоречия во взаимоотношениях центра с регио-

нами (А Козырева, журналист).

 

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию


 

v


 

В Конституции гарантируются права коренных малочисленных на-


родов, таких, как ханты, манси, эвенки, чукчи, саами и др. Их числен-

ность колеблется от нескольких сотен до 40 тыс. человек. Ввиду мало-

численности, неблагоприятных социальных, экологических и других

условий некоторые из них находятся на грани исчезновения.

Международно-правовым ориентиром в осуществлении государ-

ственной политики в отношении коренных малочисленных народов


России


является


Конвенция


Международной


организации труда


№ 169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в неза-

висимых странах» от 26 июня 1989 г. Обращая внимание на то, что эти

народы беспрепятственно и без дискриминации пользуются правами

человека и основными свободами, Конвенция содержит положения о

специальных мерах охраны лиц, принадлежащих к коренным малочис-

ленным народам, с целью смягчения переживаемых ими трудностей.

Декларируется право указанных народов выбирать собственные при-

оритеты развития, а также право на традиционно занимаемые земли,

пользование и управление природными ресурсами, находящимися на

этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в

связи с использованием данных земель. Правительствам предлагает-

ся выработать специальные меры, защищающие права и интересы ко-

ренных народов в области найма и условий занятости, профессио-

нальной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел, соци-

ального обеспечения и здравоохранения, образования и средств об-

щения, судебно-правовой защиты... (В. Кряжков, правовед).

 

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. Почему Конституция РФ, как и конституции других демократиче-

ских государств, осуждает сепаратизм?

2. Чем объяснить наличие республик (государств — субъектов РФ)

внутри республики (Российской Федерации), если учесть, что Россия —

федерация, а не конфедерация?


 

 



2016-09-16 485 Обсуждений (0)
Федеративное устройство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федеративное устройство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)