В Российской Федерации
З а к о н ы не рождаются сами по себе, к а к народные песни. На самом деле и народные песни сочиняли отдельные люди, а потом в текст и м у з ы к у другими людьми без пре- тензий на авторство добавлялись новые слова и моти- вы — до тех пор, пока авторство окончательно не утрачи- валось. Так и законы. Их проект предлагается отдельны- ми людьми, а потом происходит ряд действий, которые составляют процесс законотворчества. Первое действие в этой цепочке — законодатель- ная инициатива. Она представляет собой официаль-
ное внесение проекта закона (законопроекта) в законода- тельное учреждение в соответствии с установленной про- цедурой и влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть д а н н ы й законо- проект на своем заседании. Право законодательной ини- ц и а т и в ы п р и н а д л е ж и т Президенту Р Ф, Совету Федера- ц и и, членам Совета Федерации, депутатам Государст- венной Д у м ы, Правительству Р Ф, законодательным (представительным) органам субъектов Р Ф. Право зако- нодательной и н и ц и а т и в ы имеет т а к ж е Конституцион- н ы й Суд Р Ф, Верховный Суд РФ и В ы с ш и й Арбитраж- н ы й Суд РФ по вопросам их ведения. З а к о н о п р о е к т ы вносятся в Государственную Думу. Законопроект — это проект з а к о н а, вносимый об- л а д а ю щ и м и правом законодательной и н и ц и а т и в ы орга- н а м и и л и лицами1 на рассмотрение законодательного представительного органа власти. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто использовал свое право законодательной и н и ц и а т и в ы. Процесс подго- товки законопроекта включает: п р и н я т и е р е ш е н и я о подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и о р г а н и з а ц и я м и. После з а в е р ш е н и я подготовки законопроекта он вносит- ся на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной и н и ц и а т и в ы. По содержанию законопроекты подразделяются на следующие виды: публичные, которые устанавливают общие нормы поведения; финансовые, к а с а ю щ и е с я фи- нансовых вопросов (бюджет, налоги, з а й м ы и т. д.); частные, которые касаются к а к и х- л и б о ф и з и ч е с к и х или юридических л и ц и носят х а р а к т е р а д м и н и с т р а т и в н ы х актов (имущественные претензии к правительству, ста- тус к о р п о р а ц и й и т. д.). По субъекту законодательной и н и ц и а т и в ы законопроекты подразделяются на прави- тельственные, депутатские и т. д. Деятельность Государственной Думы РФ по созданию законов имеет четкую юридическую регламентацию. После создания законопроекта будущий з а к о н проходит несколько стадий (рис. 6).
Рис. 6. Стадии процесса законотворчества
Число стадий может варьироваться в зависимости от х а р а к т е р а принимаемого з а к о н а и п о з и ц и и по нему к а ж д о й из палат Федерального Собрания и Президента Р Ф. Т а к, в законотворческом процессе п о я в л я ю т с я до- п о л н и т е л ь н ы е стадии, если п р и н я т ы й Государственной Думой з а к о н о т к л о н я е т с я Советом Федерации и л и Пре- зидент РФ п р и м е н я е т свое право вето. Федеральные з а к о н ы п р и н и м а ю т с я Государственной Думой РФ большинством голосов от общего числа ее де- путатов (если иное не предусмотрено Конституцией Р Ф). П р и н я т ы е Государственной Думой федеральные зако- ны в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Ф е д е р а л ь н ы й з а к о н считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего ч и с л а членов этой п а л а т ы либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Феде- р а ц и и. Сложнее процедура п р и н я т и я федерального консти- туционного з а к о н а. Он считается п р и н я т ы м, если одоб- рен большинством не менее трех четвертей голосов от об- хцего ч и с л а членов Совета Федерации и не менее двух 131
третей голосов от общего числа депутатов Государствен- ной Д у м ы. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комис- сию д л я преодоления возникших разногласий, после че- го федеральный закон подлежит повторному рассмотре- нию Государственной Думой. В случае несогласия Го- сударственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается п р и н я т ы м, если при по- вторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Д у м ы. П р и н я т ы й федеральный закон в течение 5 дней на- правляется Президенту РФ д л я подписания и обнародо- в а н и я. Президент РФ в течение 14 дней подписывает фе- деральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального за- кона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Фе- дерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и де- путатов Государственной Думы, он подлежит подписа- нию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию. Процесс опубликования (обнародования) закона представляет собой доведение закона до всеобщего сведе- н и я путем напечатания его в определенном издании.
/. В о п р о с ы для самоконтроля \ · / 1. Как осуществляется законодательная инициатива и создается законопроект?2. Каково содержание законодательной деятельности Государственной Думы? 3. Каковы действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона?
Это интересно <|>— Законотворческая практика знает официальное и неофициальное обнародование закона. Официальное обнародование закона — само- 132
стоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для со- здания дубликатов официального текста принятого закона и опреде- ления времени вступления его в силу. Оно имеет формально-юриди- ческое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени правотворческого органа для всеобщего сведе- ния полного и точного текста принятого закона путем его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании, на кото- рое можно сослаться в сводах и собраниях законодательства, в актах применения норм права, печатных работах и т. д. В таком обнародова- нии закона официальное объявление закона сочетается с удостовере- нием точного его текста. При неофициальном обнародовании закона сообщение об издании нормативного акта или изложение его содер- жания осуществляются издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями, частными составителями. В Российской Фе- дерации официальным опубликованием федерального конституцион- ного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собра- ния считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Официальное опубли- кование должно производиться в течение 7 дней после дня подписа- ния соответствующего закона Президентом РФ.
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию / ' » \ \ » / v выплатами для пенсионеров, Государственная Дума основывалась на расчетах специалистов из правительства, в соответствии с которыми пенсионеры от такой замены должны существенно выиграть. Спустя некоторое время после того, как закон был принят, выяснилось, что одни пенсионеры (как правило, жители сельской местности) такой за- меной «натуральных» льгот денежными выплатами довольны, а другие (в основном городские жители) заняли резко отрицательную позицию. Во многих городах страны прошли массовые митинги и демонстрации протеста. В результате закон был скорректирован таким образом, что пенсионеры получили право выбирать между натуральными льготами и денежными компенсациями.
Темы для рефератов и обсуждения
1. Что влияет на принятие или непринятие законов в Государст- венной Думе? 2. Почему иногда принимаются очень «непопулярные» в широких народных массах законы (например, закон о замене льгот денежными выплатами)? 133
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |