Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В Российской Федерации



2016-09-16 429 Обсуждений (0)
В Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




З а к о н ы не рождаются сами по себе, к а к народные песни.

На самом деле и народные песни сочиняли отдельные

люди, а потом в текст и м у з ы к у другими людьми без пре-

тензий на авторство добавлялись новые слова и моти-

вы — до тех пор, пока авторство окончательно не утрачи-

валось. Так и законы. Их проект предлагается отдельны-

ми людьми, а потом происходит ряд действий, которые

составляют процесс законотворчества.

Первое действие в этой цепочке — законодатель-

ная инициатива. Она представляет собой официаль-


 

ное внесение проекта закона (законопроекта) в законода-

тельное учреждение в соответствии с установленной про-

цедурой и влечет за собой обязанность соответствующего

законодательного органа рассмотреть д а н н ы й законо-

проект на своем заседании. Право законодательной ини-

ц и а т и в ы п р и н а д л е ж и т Президенту Р Ф, Совету Федера-

ц и и, членам Совета Федерации, депутатам Государст-

венной Д у м ы, Правительству Р Ф, законодательным

(представительным) органам субъектов Р Ф. Право зако-

нодательной и н и ц и а т и в ы имеет т а к ж е Конституцион-

н ы й Суд Р Ф, Верховный Суд РФ и В ы с ш и й Арбитраж-

н ы й Суд РФ по вопросам их ведения. З а к о н о п р о е к т ы

вносятся в Государственную Думу.

Законопроект — это проект з а к о н а, вносимый об-

л а д а ю щ и м и правом законодательной и н и ц и а т и в ы орга-

н а м и и л и лицами1 на рассмотрение законодательного

представительного органа власти. По общему правилу

законопроекты разрабатываются теми, кто использовал

свое право законодательной и н и ц и а т и в ы. Процесс подго-

товки законопроекта включает: п р и н я т и е р е ш е н и я о

подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и

доработку первоначального проекта, согласование его со

всеми заинтересованными органами и о р г а н и з а ц и я м и.

После з а в е р ш е н и я подготовки законопроекта он вносит-

ся на рассмотрение законодательного органа в порядке

законодательной и н и ц и а т и в ы.

По содержанию законопроекты подразделяются на

следующие виды: публичные, которые устанавливают

общие нормы поведения; финансовые, к а с а ю щ и е с я фи-

нансовых вопросов (бюджет, налоги, з а й м ы и т. д.);

частные, которые касаются к а к и х- л и б о ф и з и ч е с к и х или

юридических л и ц и носят х а р а к т е р а д м и н и с т р а т и в н ы х

актов (имущественные претензии к правительству, ста-

тус к о р п о р а ц и й и т. д.). По субъекту законодательной

и н и ц и а т и в ы законопроекты подразделяются на прави-

тельственные, депутатские и т. д.

Деятельность Государственной Думы РФ по созданию

законов имеет четкую юридическую регламентацию.

После создания законопроекта будущий з а к о н проходит

несколько стадий (рис. 6).


 

 

Рис. 6. Стадии процесса законотворчества

 

Число стадий может варьироваться в зависимости от

х а р а к т е р а принимаемого з а к о н а и п о з и ц и и по нему

к а ж д о й из палат Федерального Собрания и Президента

Р Ф. Т а к, в законотворческом процессе п о я в л я ю т с я до-

п о л н и т е л ь н ы е стадии, если п р и н я т ы й Государственной

Думой з а к о н о т к л о н я е т с я Советом Федерации и л и Пре-

зидент РФ п р и м е н я е т свое право вето.

Федеральные з а к о н ы п р и н и м а ю т с я Государственной

Думой РФ большинством голосов от общего числа ее де-

путатов (если иное не предусмотрено Конституцией Р Ф).

П р и н я т ы е Государственной Думой федеральные зако-

ны в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета

Федерации. Ф е д е р а л ь н ы й з а к о н считается одобренным

Советом Федерации, если за него проголосовало более

половины от общего ч и с л а членов этой п а л а т ы либо если

в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Феде-

р а ц и и.

Сложнее процедура п р и н я т и я федерального консти-

туционного з а к о н а. Он считается п р и н я т ы м, если одоб-

рен большинством не менее трех четвертей голосов от об-

хцего ч и с л а членов Совета Федерации и не менее двух

131

 


 

третей голосов от общего числа депутатов Государствен-

ной Д у м ы.

В случае отклонения федерального закона Советом

Федерации палаты могут создать согласительную комис-

сию д л я преодоления возникших разногласий, после че-

го федеральный закон подлежит повторному рассмотре-

нию Государственной Думой. В случае несогласия Го-

сударственной Думы с решением Совета Федерации

федеральный закон считается п р и н я т ы м, если при по-

вторном голосовании за него проголосовало не менее

двух третей от общего числа депутатов Государственной

Д у м ы.

П р и н я т ы й федеральный закон в течение 5 дней на-

правляется Президенту РФ д л я подписания и обнародо-

в а н и я. Президент РФ в течение 14 дней подписывает фе-

деральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в

течение 14 дней с момента поступления федерального за-

кона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Фе-

дерации в установленном Конституцией РФ порядке

вновь рассматривают данный закон. Если при повторном

рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее

принятой редакции большинством не менее двух третей

голосов от общего числа членов Совета Федерации и де-

путатов Государственной Думы, он подлежит подписа-

нию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.


Процесс


опубликования


(обнародования)


закона


представляет собой доведение закона до всеобщего сведе-

н и я путем напечатания его в определенном издании.

 

/. В о п р о с ы для самоконтроля


\


·


/


1. Как осуществляется законодательная инициатива и создается

законопроект?2. Каково содержание законодательной деятельности

Государственной Думы? 3. Каковы действия Совета Федерации и

Президента РФ в процессе принятия закона?

 

Это интересно

<|>—

Законотворческая практика знает официальное и неофициальное

обнародование закона. Официальное обнародование закона — само-

132


 

 

стоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для со-

здания дубликатов официального текста принятого закона и опреде-

ления времени вступления его в силу. Оно имеет формально-юриди-

ческое значение и заключается в нормативно урегулированном

объявлении от имени правотворческого органа для всеобщего сведе-

ния полного и точного текста принятого закона путем его помещения в

предусмотренном законодательством официальном издании, на кото-

рое можно сослаться в сводах и собраниях законодательства, в актах

применения норм права, печатных работах и т. д. В таком обнародова-

нии закона официальное объявление закона сочетается с удостовере-

нием точного его текста. При неофициальном обнародовании закона

сообщение об издании нормативного акта или изложение его содер-

жания осуществляются издательствами, ведомственными органами,

научными учреждениями, частными составителями. В Российской Фе-

дерации официальным опубликованием федерального конституцион-

ного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собра-

ния считается первая публикация его полного текста в «Российской

газете» или «Собрании законодательства РФ». Официальное опубли-

кование должно производиться в течение 7 дней после дня подписа-

ния соответствующего закона Президентом РФ.

 

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию

/ ' » \

\ » /

v

выплатами для пенсионеров, Государственная Дума основывалась на

расчетах специалистов из правительства, в соответствии с которыми

пенсионеры от такой замены должны существенно выиграть. Спустя

некоторое время после того, как закон был принят, выяснилось, что

одни пенсионеры (как правило, жители сельской местности) такой за-

меной «натуральных» льгот денежными выплатами довольны, а другие

(в основном городские жители) заняли резко отрицательную позицию.

Во многих городах страны прошли массовые митинги и демонстрации

протеста. В результате закон был скорректирован таким образом, что

пенсионеры получили право выбирать между натуральными льготами

и денежными компенсациями.

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. Что влияет на принятие или непринятие законов в Государст-

венной Думе?

2. Почему иногда принимаются очень «непопулярные» в широких

народных массах законы (например, закон о замене льгот денежными

выплатами)?

133

Принимая Закон № 122 о замене натуральных льгот денежными


 



2016-09-16 429 Обсуждений (0)
В Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)