Право на благоприятную
Окружающую среду Сейчас большое в н и м а н и е у д е л я е т с я вопросам э к о л о г и и. В своем к о м п л е к с н о м з н а ч е н и и э к о л о г и я — это: 1) к о м п л е к с н а я н а у к а о в з а и м о о т н о ш е н и я х расти- тельных и ж и в о т н ы х организмов й образованных ими сообществ м е ж д у собой и с о к р у ж а ю щ е й средой, а т а к ж е о среде их о б и т а н и я; к о м п л е к с н а у ч н о- п р а к т и ч е с к и х мер по охране р а с т и т е л ь н о г о и ж и в о т н о г о м и р а; 2) всестороннее и з у ч е н и е в о з д е й с т в и я человеческой д е я т е л ь н о с т и н а о к р у ж а ю щ у ю природу, взаимоотноше- ние п р и р о д ы и общества; к о м п л е к с н а у ч н о- п р а к т и ч е- с к и х мер п о з а щ и т е о к р у ж а ю щ е й ч е л о в е к а среды, при- р о д о о х р а н н а я д е я т е л ь н о с т ь человека- Экология стала предметом повышенного в н и м а н и я по той п р и ч и н е, что в последнее в р е м я о к а з а л а с ь в угро- ж а ю щ е м п о л о ж е н и и. Происходит процесс д е г р а д а ц и и о к р у ж а ю щ е й нас природной среды. Н е к о т о р ы е экологи полагают, что э к о л о г и ч е с к и й к р и з и с п р и н я л необрати- м ы й х а р а к т е р в м и р е. В н а ш е й стране он о щ у щ а е т с я бо- лезненнее, п о с к о л ь к у не в ы д е л я ю т с я необходимые сред- ства д л я р е ш е н и я д а ж е с а м ы х н а с у щ н ы х э к о л о г и ч е с к и х проблем. Вследствие этого растет заболеваемость и со- к р а щ а е т с я п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ж и з н и л ю д е й, с н и ж а е т с я численность н а с е л е н и я. Д а л е к о не все знают ф а к т ы, и л л ю с т р и р у ю щ и е масш- табы э к о л о г и ч е с к о й к а т а с т р о ф ы в м я р е и в н а ш е й стра- не. Н а п р и м е р, п о д а н н ы м Р и м с к о г о к л у б а, у ж е уничто- жено 2 / 3 лесов, утрачено 2 / з почв с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о г о н а з н а ч е н и я, сильно и с т о щ е н ы бис>ресурсы Мирового о к е а н а, м о р е й и р е к. К о н ц е н т р а ц и я д в у о к и с и азота в ат- мосфере возрастает ежегодно на 0,25% · За 100 прошед- ших лет произошло потепление к л и м а т а на планете на 2 °С, а в п о с л е д у ю щ и е 50 лет о ж и д а е т с я до 6 °С. Потеп- ление к л и м а т а у в е л и ч и в а е т р и с к з а с у х и в с т р а н а х с сель- с к о х о з я й с т в е н н о й н а п р а в л е н н о с т ь ю э к о н о м и к и, кроме того, создает н е в ы н о с и м ы е условий ж и з н и в ю ж н ы х с т р а н а х, «выдавливает» из н и х все б о л ь ш и е массы миг- рантов, п е р е м е щ а ю щ и х с я в северном н а п р а в л е н и и в
п о и с к а х средств к существованию. К о н ц е н т р а ц и я с е р ы в атмосфере Северного п о л у ш а р и я п р е в ы ш а е т ф о н о в у ю (нормальную) в 10—15 раз, что обостряет п р о б л е м у кис- л о т н ы х дождей. Растет п л о щ а д ь пустынь; с с е р е д и н ы 70-х гг. она у в е л и ч и л а с ь на 20%. Б о л ь ш о й в р е д окру- ж а ю щ е й среде наносят отходы деятельности а т о м н ы х э л е к т р о с т а н ц и й, х и м и ч е с к и х производств. П о э т о м у про- м ы ш л е н н о р а з в и т ы е страны в последнее в р е м я с т р е м я т- ся вывозить вредные производства в бедные с т р а н ы, п р и п л а ч и в а я за это некоторые деньги. И, н а к о н е ц, упо- м я н е м такое п р я м о у г р о ж а ю щ е е благополучию населе- н и я З е м л и я в л е н и е, к а к истощение в а ж н е й ш и х природ- н ы х ресурсов. Все меньше и меньше остается н е ф т и, га- за, у г л я, скудеют запасы пресной воды и д р е в е с и н ы (достаточно с к а з а т ь, что около трети населения З е м л и не имеют доступа к безопасной д л я здоровья воде). В с в я з и с этим те же р а з в и т ы е страны консервируют свои при- родные кладовые, приберегают свои естественные богат- ства д л я будущих поколений, предпочитая п о к у п а т ь нефть, газ и древесину у стран, которые существуют только за счет п р о д а ж и с ы р ь я. В России экологическая ситуация т а к ж е п р и н я л а у г р о ж а ю щ и е р а з м е р ы. Н а ш а страна находится на одном из первых мест в мире по выбросу з а г р я з н и т е л е й. Росси- я н е ж и в у т в экологически неблагоприятных у с л о в и я х, большинство горожан — на территориях, где уровень за- г р я з н е н и я воздуха не соответствует нормативам. Д о л я з а г р я з н е н и я от автотранспорта составляет 46% общего выброса вредных веществ, а в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском и Приморском к р а я х, Белгородской, Пен- зенской, Свердловской, Мурманской и Ч е л я б и н с к о й об- л а с т я х эта доля з а г р я з н е н и я составляет до 70—80% . Ак- тивно з а г р я з н я ю т о к р у ж а ю щ у ю среду газо- и нефтедо- бывающие к о м п а н и и. Р а з л и в нефти на почву за год составляет до 20 тыс. тонн и т. д.
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого чело- века, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. Махатма Ганди, индийский политический деятель
Естественно, что право не могло оставаться в стороне перед лицом т а к о й серьезной у г р о з ы существованию природного м и р а и нормальной среды обитания челове- ка. В последние годы было п р и н я т о достаточно много правовых документов — к о д и ф и ц и р о в а н н ы х (т. е. све- денных в те и л и и н ы е кодексы) и о т д е л ь н ы х. Все они об- разовали самостоятельную отрасль п р а в а — экологиче- ского. Экологическое право — к о м п л е к с н а я отрасль россий- ского права, п р е д с т а в л я ю щ а я собой совокупность юри- д и ч е с к и х норм, р е г у л и р у ю щ и х о т н о ш е н и я в области ох- раны и рационального и с п о л ь з о в а н и я природных ресур- сов. Выделение экологического п р а в а в самостоятельную отрасльв российском законодательстве произошло отно- сительно недавно — в к о н ц е 80-х — начале 90-х гг. XX в. Основными и с т о ч н и к а м и экологического п р а в а я в л я ю т с я: К о н с т и т у ц и я Р Ф, Кодекс РФ об администра- тивных п р а в о н а р у ш е н и я х, Водный кодекс Р Ф, Земель- ный кодекс Р Ф, Лесной кодекс Р Ф, з а к о н ы РФ «О ж и- вотном мире», «О к о н т и н е н т а л ь н о м ш е л ь ф е Российской Федерации», «О м е л и о р а ц и и з е м е л ь», «О недрах Россий- ской Ф е д е р а ц и и», «Об и с п о л ь з о в а н и и атомной энергии», «Об охране о к р у ж а ю щ е й природной среды», «О плате за землю», «О плате за пользование в о д н ы м и объектами» и др. Б о л ь ш о й раздел, п о с в я щ е н н ы й э к о л о г и ч е с к и м пре- с т у п л е н и я м, имеется в Уголовном к о д е к с е Р Ф . В Конституции РФ зафиксированы Экологические права ч е л о в е к а — особая разновидность конституцион- ных прав, появление которой в ы з в а н о обострением эко- логического к р и з и с а к а к в мировом, т а к и н а ц и о н а л ь н о м масштабе. К этим правам относится п р е ж д е всего право на здоровую (благоприятную) о к р у ж а ю щ у ю среду, а так- же право на возмещение ущерба, причиненного экологи- ч е с к и м п р а в о н а р у ш е н и е м здоровью и имуществу челове- ка и право на получение достоверной и н ф о р м а ц и и о состоянии о к р у ж а ю щ е й природной среды. С экологиче- с к и м и п р а в а м и человека корреспондирует конституци- о н н а я обязанность государственных органов, а т а к ж е всех ф и з и ч е с к и х и ю р и д и ч е с к и х л и ц заботиться о сохра-
нении о к р у ж а ю щ е й среды, бережно относиться к при- родным богатствам. В Уголовном кодексе РФ экологические преступле- н и я выделены в отдельную главу.Экологические пре- ступления — п р е с т у п л е н и я, п о с я г а ю щ и е на здоровую о к р у ж а ю щ у ю среду и ее отдельные элементы (объекты). К ним относятся: нарушение п р а в и л охраны о к р у ж а ю- щ е й среды при производстве работ; нарушение п р а в и л обращения экологически опасных веществ и отходов; н а р у ш е н и е п р а в и л безопасности при обращении с м и к- робиологическими либо другими биологическими аген- т а м и и л и т о к с и н а м и; нарушение в е т е р и н а р н ы х п р а в и л и п р а в и л, установленных д л я борьбы с болезнями и вреди- т е л я м и растений; з а г р я з н е н и е вод; з а г р я з н е н и е атмо- сферы; з а г р я з н е н и е морской среды; нарушение законо- дательства РФ о континентальном шельфе и об исклю- чительной экономической зоне Р Ф; порча земли; н а р у ш е н и е п р а в и л охраны и использования недр; неза- к о н н а я добыча водных ж и в о т н ы х и растений; наруше- ние п р а в и л о х р а н ы р ы б н ы х запасов; н е з а к о н н а я охота; у н и ч т о ж е н и е к р и т и ч е с к и х местообитаний д л я организ- мов, занесенных в Красную к н и г у Российской Федера- ц и и; н е з а к о н н а я порубка деревьев и к у с т а р н и к о в; унич- тожение или повреждение лесов; нарушение р е ж и м а особо о х р а н я е м ы х природных территорий и природных объектов. Казалось бы, такое солидное законодательное обес- печение проблемы охраны природы должно было бы эту проблему снять и л и, по меньшей мере, значительно у м е н ь ш и т ь ее остроту. Но, к сожалению, и в данной системе правоотношений мы с т а л к и в а е м с я со старой бо- лезнью российского законодательства, к о т о р а я в не- сколько ироничном виде формулируется т а к: у нас оби- л и е и строгость законов компенсируется их недостаточ- н ы м выполнением. К а к о в ы же н а п р а в л е н и я выхода из экологического к р и з и с а? Те, кто считают ситуацию в области экологии безнадежной, не п р а в ы. Существуют средства и способы если не с н я т и я экологической угрозы, то по м е н ь ш е й ме-
ре заметного у л у ч ш е н и я и с т а б и л и з а ц и и ситуации в этой сфере, причем многие из них не с в я з а н ы с очень больши- ми з а т р а т а м и. Первое направление — Совершенствование Зако- Нодательной Природоохранной Базы. Необходимо об- новлять старые законодательные а к т ы и п р и н и м а т ь но- вые. Н а п р и м е р, назрела необходимость в т а к и х з а к о н а х, к а к з а к о н ы об экологической безопасности, об обраще- нии с р а д и о а к т и в н ы м и отходами, о питьевой воде и др. Второе направление — Сохранение Национальных Природных Богатств Страны.. Необходимы целенап- равленные у с и л и я, чтобы н а ш а страна не превратилась в сырьевой придаток п р о м ы ш л е н н о р а з в и т ы х д е р ж а в. Государству н у ж н о тщательнее контролировать вывоз из страны невосполнимых запасов природных к л а д о в ы х, сделки по продаже больших участков з е м л и и т. д. Третье направление — обеспечение Экологической безопасности. Речь идет о внедрении новых «чистых» технологий, производстве экологически безопасных ма- ш и н и оборудования и др. Четвертое направление — борьба с радиоактивны- ми и Химическими Загрязнениями на Территории России И в Омывающих ее водах. Можно привести только один в о п и ю щ и й пример: на дне Б а л т и й с к о г о мо- ря с 1946 —1947 гг. ждет своего часа наследие Второй мировой войны — тонны о т р а в л я ю щ и х веществ в под- вергшихся сильной коррозии металлических корпусах кораблей и подводных лодок. Специалисты говорят, что если не п р и н я т ь энергичные меры, через 10 лет на Бал- тийском море может р а з р а з и т ь с я э к о л о г и ч е с к а я катаст- рофа с н е п р е д с к а з у е м ы м и последствиями. Конечно, самый большой вред природе наносят п р о м ы ш л е н н ы е п р е д п р и я т и я, электростанции, испыта- н и я новейшего о р у ж и я и т. п. Но и обычные люди, к а ж- дый из нас в состоянии внести свою лепту либо в ухудше- ние о к р у ж а ю щ е й среды, либо в ее улучшение. Полезно помнить содержание с т а т ь и 58 Конституции Р Ф: «Каж- дый обязан с о х р а н я т ь природу и о к р у ж а ю щ у ю среду, бе- режно относиться к природным богатствам».
К а к и во всем мире, в нашей стране с к а ж д ы м годом расширяется движение за сохранение природы (движе- ние «зеленых»). В связи с этим уместно заметить: участ- вуя в д в и ж е н и и «зеленых», не следует впадать в «приро- доохранный идиотизм», огульно препятствуя из любви к природе промышленному строительству, армейским учениям и т. д. Коллективные формы охраны природы очень в а ж н ы, но все-таки основную пользу она может получить от индивидуальных усилий каждого из нас.
. Вопросы для самоконтроля />>\ \ · / 1. В чем заключается экологическая угроза? 2. Каково содержа- ние российского экологического права? 3. Расскажите об экологиче- ских правах человека. 4. Каковы основные направления выхода из эко- логического кризиса?
Это интересно
В VII—IV вв. до н. э. активная разработка в Древней Греции сереб- ряно-свинцовых рудников, которая была связана с использованием больших объемов крепежного леса, привела фактически к уничтоже- нию лесов на Аттическом полуострове. Строительство городов, которое начало осуществляться на Ближ- нем Востоке около 5 тыс. лет назад, сказалось на существенном изме- нении природных ландшафтов. Учеными предлагаются два выхода из экологического кризиса. Первый связан с созданием экологической экономики (экологически «чистые» производства и технологии, массо- вый переход на электрические, а где возможно — ветряные двигатели и т.д.). Второй сводится к сохранению и поддержанию нетронутых экосистем вроде нашей тайги, бразильской сельвы, монгольских и ка- захских степей и т. д.
Учимся защищать свои права.
Г Информация к размышлению и действию В последнее время в связи с резким подорожанием земли в горо- дах под различные застройки участились случаи уничтожения застрой- щиками зеленых городских зон — детских площадок, скверов, парков, на месте которых оперативно возводятся различные сооружения жи- лого и промышленного назначения. Городские власти далеко не всег- да препятствуют этим действиям. Тогда инициативу сохранения при- роды в городах берут в свои руки сами жители. Они организуют собра- 172
ния, пикеты, обращаются с требованиями к городским властям, выясняют, каким образом заказчики строительства добились разре- шения на уничтожение природы. Большую помощь им оказывают средства массовой информации. Также активно часто ведут себя жители тех кварталов, рядом с ко- торыми воздвигаются предприятия с повышенным уровнем шума, за- грязняющие окружающую среду. И настойчивость природоохранных действий рядовых жителей нередко приводит к положительным результатам. В наши дни уже недостаточно лозунгов, призывающих «не мусо- рить», «не ломать» и «не засорять». На первое место выходят активные действия в помощь природе. Они не так уж и затруднительны. Можно, например, вспомнить, сколько вы посадили деревьев в своей жизни. Если мало, не беда, впереди достаточно времени, чтобы посадить свой сад. А мусор? Нет ничего зазорного, если человек в парке или в пригородной роще нагнется, поднимет кем-то брошенный полиэтиле- новый пакет, бутылку и выбросит все это в ближайший мусоросборник. Не следует стесняться также обращаться в органы охраны природы и, если нужно, в милицию и прокуратуру, если вы столкнулись с фактами г убительного, варварского отношения к природным богатствам.
Темы для рефератов и обсуждения
1. Экономическое развитие и защита окружающей среды. 2. Возможности отдельных людей в сохранении природы.
Права ребенка В нашей стране проблема з а щ и т ы детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. Революционные события 1917 г. и Г р а ж д а н с к а я война обрекли страну на разруху и голод. Распалось множество семей. Миллионы беспри- зорников бродяжничали по городам и весям страны. В начале 1930-х гг. много детей погибло от голода в са- мых хлебных районах страны — на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье, К а з а х с т а н е... Чугунным к а т к о м прокатилась по детям война. Они гибли под бомбами и п у л я м и оккупантов, мучились и умирали от голода, холода и болезней в осажденном Ле- нинграде, в о к к у п а ц и и, в фашистской неволе. Мы очень мало знаем о детях — мучениках Второй мировой войны. Трагичен удел детей репрессированных народов — кал- мыков, чеченцев, балкарцев, к р ы м с к и х татар и др. 173
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что р я д прав ч е л о в е к а имеют непосредственное отношение к д е т я м, которые н у ж д а ю т с я в особых заботе и в н и м а н и и. Д е к л а р а ц и я, однако, имеет р е к о м е н д а т е л ь н ы й х а р а к- тер, ее нормы не обязательны д л я и с п о л н е н и я. Другое дело к о н в е н ц и я, это у ж е договор, к о т о р ы й д о л ж е н не- укоснительно и с п о л н я т ь с я теми, кто его подписал. В Международный год ребенка (1979) К о м и с с и я ООН по правам ч е л о в е к а приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. С л о ж н а я работа продолжа- лась 10 лет. Н а к о н е ц, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно п р и н я т а Генераль- ной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирова- на н а ш е й страной. З н а ч е н и е Конвенции з а к л ю ч а е т с я в том, что она яв- л я е т с я наиболее полным документом, в котором положе- н и я м о правах ребенка придана сила норм международ- ного права. К о н в е н ц и я ценна и тем, что она обращена в будущее, призвана создать благополучные условия д л я р а з в и т и я детей, которым предстоит построить справед- л и в ы й, г у м а н н ы й мир. Но в б л и ж а й ш е е десятилетие в л и я н и е этого документа на общество может быть боль- ш и м. Н о р м ы, з а ф и к с и р о в а н н ы е в ней, с л у ж а т ориенти- ром д л я правительств, партий, о р г а н и з а ц и й и д в и ж е н и й в их попытках внести положительные изменения в ж и з н ь детей, мобилизовать д л я этого необходимые ресурсы. В Конвенции провозглашается неотъемлемое право ребенка на ж и з н ь, на и м я и на приобретение гражданст- ва. Государства обеспечивают осуществление к а ж д ы м ребенком всех прав без какой-либо дисгсриминации и л и р а з л и ч и й. Во всех д е й с т в и я х судов, у ч р е ж д е н и й, з а н и м а ю щ и х- ся вопросами социального обеспечения, и л и администра- т и в н ы х органов первоочередное внимание д о л ж н о уде- л я т ь с я н а и л у ч ш е м у обеспечению интересов ребенка.
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто пер- вым получает защиту и помощь. Декларация прав ребенка, ст. 8
Детей н е л ь з я р а з л у ч а т ь с их родителями, за исключе- нием случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия. Государства обязаны содей- ствовать воссоединению семей, р а з р е ш а я въезд в страну или выезд из нее. Родители несут основную ответствен- ность за воспитание ребенка, однако государства долж- ны о к а з а т ь им соответствующую помощь и развивать сеть детских у ч р е ж д е н и й. Дети имеют право свободно в ы р а ж а т ь свое мнение. Государства у в а ж а ю т право ребенка на свободу м ы с л и, совести и религии; признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу м и р н ы х собраний. Государства д о л ж н ы обеспечивать з а щ и т у детей от нанесения им физического и л и психологического ущер- ба, с е к с у а л ь н ы х злоупотреблений и л и э к с п л у а т а ц и и. Обязанность государства — обеспечить уход за деть- ми, о с т а в ш и м и с я без родителей. Процесс усыновления должен т щ а т е л ь н ы м образом регулироваться националь- н ы м и законодательствами. Ребенок имеет право на пользование наиболее совер- ш е н н ы м и услугами системы здравоохранения. Государ- ства д о л ж н ы обеспечивать охват системой здравоохране- н и я всех детей, у д е л я т ь первоочередное внимание про- ф и л а к т и ч е с к и м мерам, пропаганде м е д и ц и н с к и х з н а н и й и с о к р а щ е н и ю детской смертности. Начальное образование д о л ж н о быть бесплатным и о б я з а т е л ь н ы м. Ш к о л ь н у ю д и с ц и п л и н у н у ж н о поддер- ж и в а т ь методами, основанными на у в а ж е н и и человече- ского достоинства ребенка. Образование призвано гото- вить ребенка к ж и з н и в духе в з а и м о п о н и м а н и я, мира и терпимости. Государства д о л ж н ы з а щ и щ а т ь детей от незаконного употребления н а р к о т и ч е с к и х средств и от п р и в л е ч е н и я их к производству и л и торговле. Необходимо п р и л о ж и т ь все у с и л и я, чтобы предотвратить торговлю детьми. Подрастающие поколения национальных мень- шинств и к о р е н н ы х народов д о л ж н ы свободно пользо- ваться своей к у л ь т у р о й, религией и я з ы к о м. Обращение с детьми, п р и ч а с т н ы м и к н а р у ш е н и я м уголовного законодательства, должно способствовать
р а з в и т и ю у ребенка чувства достоинства и значимости и быть направлено на их реинтеграцию в обществе. К а к м ы видим, л ь в и н а я доля п о л о ж е н и й Конвенции обращена к правительственным органам и организаци- я м, обладающим р е а л ь н ы м и в о з м о ж н о с т я м и п р и н я т ь необходимые и действенные меры д л я з а щ и т ы детства. Многое могут сделать родители, другие ч л е н ы семьи д л я того, чтобы ребенок чувствовал себя благополучным. Некоторые п о л о ж е н и я Конвенции новы д л я посттота- литарного с о з н а н и я, заслуживают специального обсуж- д е н и я. Н а п р и м е р, в Конвенции впервые столь опреде- ленно зафиксировано право к а ж д о г о ребенка свободно в ы р а ж а т ь свои в з г л я д ы по всем вопросам, о т н о с я щ и м с я к его ж и з н и. Имеет смысл в документах, р е г у л и р у ю щ и х ж и з н ь учебного заведения, четко фиксировать права и обязанности у ч а щ и х с я с у к а з а н и е м м е х а н и з м а реализа- ц и и и з а щ и т ы прав. Много вопросов возникает по поводу осуществления свободы детей создавать ассоциации и проводить мир- ные собрания.В статье 15 Конвенции нет у п о м и н а н и й об учебных з а в е д е н и я х, т. е. эта норма не «привязывает» организационную общественно-политическую деятель- ность у ч а щ и х с я к учебному заведению. Возможности р е а л и з а ц и и всех п о л о ж е н и й Конвенции о правах ребенка в р а з л и ч н ы х регионах и государствах неодинаковы. Вместе с тем все государства, подписав- ш и е Конвенцию, обязаны в ы п о л н я т ь ее п о л о ж е н и я в со- ответствии с их «духом и буквой». Смысл Конвенции о правах ребенка в самом к р а т к о м виде м о ж н о в ы р а з и т ь т а к: «Как можно больше у в а ж е н и я к ребенку, его пра- вам, заботы о нем, любви к нему». Существует большое количество международных орга- н и з а ц и й, з а щ и щ а ю щ и х права детей. Помимо ООН, рабо- тают Всемирная организация по защите прав детей с отделениями во всех странах мира, Международный фонд з а щ и т ы детей (ЮНИСЕФ), о р г а н и з а ц и я «Движение без г р а н и ц». В России п р и н я т а государственная программа «Дети России», действуют п р а в о з а щ и т н ы е о р г а н и з а ц и и в городах и субъектах Р Ф, введена должность Уполно- моченного при Президенте РФ по правам ребенка.
. В о п р о с ы для самоконтроля , 9V- 1. Каково значение Конвенции о правах ребенка?2. Назовите ос- новные права ребенка. 3. Какие положения Конвенции оказались новыми для нашей страны?4. С какими трудностями сталкивается об- щество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний?
Это интересно
В России еще многие взрослые — педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители — и сами дети не знают Кон- венции о правах ребенка. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, вза- имоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окруже- ния, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Широкая информация общества о Конвенции должна способствовать устранению из нашего сознания авторитариз- ма, конфронтационности, нетерпимости к окружающим. Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осве- домлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые име- ются для обеспечения соблюдения этих прав. Их утверждение не толь- ко узкоюридическая категория, она гораздо шире и в значительной степени наполнена психолого-педагогическим содержанием. Инфор- мирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспи- танию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав че- ловека. Информационная и просветительная деятельность есть одна из форм утверждения нравственно-правовых норм в нашей жизни (3. Шнекендорф, педагог).
Учимся защищать свои права. ^ Информация к размышлению и действию
^ П р и анализе докладов о выполнении Конвенции о правах ребенка и достижениях в области осуществления прав ребенка Комитетом по правам ребенка используются данные экономической и социальной статистики по стране с ориентацией на показатели, характеризующие положение детей. Назовем эти показатели: КСД5 (коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет); KMC (коэффициент младенческой смертности); население; рождаемость и младенческая смертность; ВНП (валовой национальный продукт) надушу населения; 177
продолжительность жизни; грамотность взрослого населения; охват школьным обучением; распределение доходов. Помимо этого учитываются: · питание — дефицит веса при рождении, грудное вскармливание, недоедание, производство продовольствия, потребление калорий, расходы на продукты питания; · здравоохранение — обеспеченность водой, доступность меди- цинских услуг, иммунизация детей и беременных женщин, производст- во ПРС (перорально-регидрационные соли); · образование — грамотность населения мужского и женского по- ла, число радиоприемников и телевизоров, доля числящихся в началь- ной школе и заканчивающих ее, доля числящихся в средней школе; · демографические показатели — детский контингент, темпы при- роста населения, общий коэффициент смертности, общий коэффици- ент рождаемости, продолжительность предстоящей жизни, коэффи- циент плодовитости, урбанизация; · экономические показатели — ВНП надушу населения, среднего- довые темпы прироста, инфляция, уровень бедности, государствен- ные расходы, помощь, задолженность; · женщины — продолжительность жизни, грамотность, охват школьным обучением, использование противозачаточных средств, противостолбнячная иммунизация, квалифицированная акушерская помощь, материнская смертность; · темпы развития — темпы сокращения КСД5, темпы прироста ВНП надушу населения, темпы сокращения рождаемости.
Темы для рефератов и обсуждения
1. К кому в первую очередь обращена Конвенция о правах ребенка — к взрослым или детям? 2. Какие права и обязанности вы включили бы в декларацию своей школы?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |