Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право на благоприятную



2016-09-16 421 Обсуждений (0)
Право на благоприятную 0.00 из 5.00 0 оценок




Окружающую среду

Сейчас большое в н и м а н и е у д е л я е т с я вопросам э к о л о г и и.

В своем к о м п л е к с н о м з н а ч е н и и э к о л о г и я — это:

1) к о м п л е к с н а я н а у к а о в з а и м о о т н о ш е н и я х расти-

тельных и ж и в о т н ы х организмов й образованных ими

сообществ м е ж д у собой и с о к р у ж а ю щ е й средой, а т а к ж е

о среде их о б и т а н и я; к о м п л е к с н а у ч н о- п р а к т и ч е с к и х мер

по охране р а с т и т е л ь н о г о и ж и в о т н о г о м и р а;

2) всестороннее и з у ч е н и е в о з д е й с т в и я человеческой

д е я т е л ь н о с т и н а о к р у ж а ю щ у ю природу, взаимоотноше-

ние п р и р о д ы и общества; к о м п л е к с н а у ч н о- п р а к т и ч е-

с к и х мер п о з а щ и т е о к р у ж а ю щ е й ч е л о в е к а среды, при-

р о д о о х р а н н а я д е я т е л ь н о с т ь человека-

Экология стала предметом повышенного в н и м а н и я по

той п р и ч и н е, что в последнее в р е м я о к а з а л а с ь в угро-

ж а ю щ е м п о л о ж е н и и. Происходит процесс д е г р а д а ц и и

о к р у ж а ю щ е й нас природной среды. Н е к о т о р ы е экологи

полагают, что э к о л о г и ч е с к и й к р и з и с п р и н я л необрати-

м ы й х а р а к т е р в м и р е. В н а ш е й стране он о щ у щ а е т с я бо-

лезненнее, п о с к о л ь к у не в ы д е л я ю т с я необходимые сред-

ства д л я р е ш е н и я д а ж е с а м ы х н а с у щ н ы х э к о л о г и ч е с к и х

проблем. Вследствие этого растет заболеваемость и со-

к р а щ а е т с я п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ж и з н и л ю д е й, с н и ж а е т с я

численность н а с е л е н и я.

Д а л е к о не все знают ф а к т ы, и л л ю с т р и р у ю щ и е масш-

табы э к о л о г и ч е с к о й к а т а с т р о ф ы в м я р е и в н а ш е й стра-

не. Н а п р и м е р, п о д а н н ы м Р и м с к о г о к л у б а, у ж е уничто-

жено 2 / 3 лесов, утрачено 2 / з почв с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о г о

н а з н а ч е н и я, сильно и с т о щ е н ы бис>ресурсы Мирового

о к е а н а, м о р е й и р е к. К о н ц е н т р а ц и я д в у о к и с и азота в ат-

мосфере возрастает ежегодно на 0,25% · За 100 прошед-

ших лет произошло потепление к л и м а т а на планете на

2 °С, а в п о с л е д у ю щ и е 50 лет о ж и д а е т с я до 6 °С. Потеп-

ление к л и м а т а у в е л и ч и в а е т р и с к з а с у х и в с т р а н а х с сель-

с к о х о з я й с т в е н н о й н а п р а в л е н н о с т ь ю э к о н о м и к и, кроме

того, создает н е в ы н о с и м ы е условий ж и з н и в ю ж н ы х

с т р а н а х, «выдавливает» из н и х все б о л ь ш и е массы миг-

рантов, п е р е м е щ а ю щ и х с я в северном н а п р а в л е н и и в

 


 

 

п о и с к а х средств к существованию. К о н ц е н т р а ц и я с е р ы в

атмосфере Северного п о л у ш а р и я п р е в ы ш а е т ф о н о в у ю

(нормальную) в 10—15 раз, что обостряет п р о б л е м у кис-

л о т н ы х дождей. Растет п л о щ а д ь пустынь; с с е р е д и н ы

70-х гг. она у в е л и ч и л а с ь на 20%. Б о л ь ш о й в р е д окру-

ж а ю щ е й среде наносят отходы деятельности а т о м н ы х

э л е к т р о с т а н ц и й, х и м и ч е с к и х производств. П о э т о м у про-

м ы ш л е н н о р а з в и т ы е страны в последнее в р е м я с т р е м я т-

ся вывозить вредные производства в бедные с т р а н ы,

п р и п л а ч и в а я за это некоторые деньги. И, н а к о н е ц, упо-

м я н е м такое п р я м о у г р о ж а ю щ е е благополучию населе-

н и я З е м л и я в л е н и е, к а к истощение в а ж н е й ш и х природ-

н ы х ресурсов. Все меньше и меньше остается н е ф т и, га-

за, у г л я, скудеют запасы пресной воды и д р е в е с и н ы

(достаточно с к а з а т ь, что около трети населения З е м л и не

имеют доступа к безопасной д л я здоровья воде). В с в я з и

с этим те же р а з в и т ы е страны консервируют свои при-

родные кладовые, приберегают свои естественные богат-

ства д л я будущих поколений, предпочитая п о к у п а т ь

нефть, газ и древесину у стран, которые существуют

только за счет п р о д а ж и с ы р ь я.

В России экологическая ситуация т а к ж е п р и н я л а

у г р о ж а ю щ и е р а з м е р ы. Н а ш а страна находится на одном

из первых мест в мире по выбросу з а г р я з н и т е л е й. Росси-

я н е ж и в у т в экологически неблагоприятных у с л о в и я х,

большинство горожан — на территориях, где уровень за-

г р я з н е н и я воздуха не соответствует нормативам. Д о л я

з а г р я з н е н и я от автотранспорта составляет 46% общего

выброса вредных веществ, а в Москве, Санкт-Петербурге,

Красноярском и Приморском к р а я х, Белгородской, Пен-

зенской, Свердловской, Мурманской и Ч е л я б и н с к о й об-

л а с т я х эта доля з а г р я з н е н и я составляет до 70—80% . Ак-

тивно з а г р я з н я ю т о к р у ж а ю щ у ю среду газо- и нефтедо-

бывающие к о м п а н и и. Р а з л и в нефти на почву за год

составляет до 20 тыс. тонн и т. д.

 

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого чело-

века, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди,

индийский политический деятель

 


 

 

Естественно, что право не могло оставаться в стороне

перед лицом т а к о й серьезной у г р о з ы существованию

природного м и р а и нормальной среды обитания челове-

ка. В последние годы было п р и н я т о достаточно много

правовых документов — к о д и ф и ц и р о в а н н ы х (т. е. све-

денных в те и л и и н ы е кодексы) и о т д е л ь н ы х. Все они об-

разовали самостоятельную отрасль п р а в а — экологиче-

ского.

Экологическое право — к о м п л е к с н а я отрасль россий-

ского права, п р е д с т а в л я ю щ а я собой совокупность юри-

д и ч е с к и х норм, р е г у л и р у ю щ и х о т н о ш е н и я в области ох-

раны и рационального и с п о л ь з о в а н и я природных ресур-

сов. Выделение экологического п р а в а в самостоятельную

отрасльв российском законодательстве произошло отно-

сительно недавно — в к о н ц е 80-х — начале 90-х гг.

XX в. Основными и с т о ч н и к а м и экологического п р а в а

я в л я ю т с я: К о н с т и т у ц и я Р Ф, Кодекс РФ об администра-

тивных п р а в о н а р у ш е н и я х, Водный кодекс Р Ф, Земель-

ный кодекс Р Ф, Лесной кодекс Р Ф, з а к о н ы РФ «О ж и-

вотном мире», «О к о н т и н е н т а л ь н о м ш е л ь ф е Российской

Федерации», «О м е л и о р а ц и и з е м е л ь», «О недрах Россий-

ской Ф е д е р а ц и и», «Об и с п о л ь з о в а н и и атомной энергии»,

«Об охране о к р у ж а ю щ е й природной среды», «О плате за

землю», «О плате за пользование в о д н ы м и объектами»

и др. Б о л ь ш о й раздел, п о с в я щ е н н ы й э к о л о г и ч е с к и м пре-

с т у п л е н и я м, имеется в Уголовном к о д е к с е Р Ф .


В


Конституции


РФ


зафиксированы


Экологические


права ч е л о в е к а — особая разновидность конституцион-

ных прав, появление которой в ы з в а н о обострением эко-

логического к р и з и с а к а к в мировом, т а к и н а ц и о н а л ь н о м

масштабе. К этим правам относится п р е ж д е всего право

на здоровую (благоприятную) о к р у ж а ю щ у ю среду, а так-

же право на возмещение ущерба, причиненного экологи-

ч е с к и м п р а в о н а р у ш е н и е м здоровью и имуществу челове-

ка и право на получение достоверной и н ф о р м а ц и и о

состоянии о к р у ж а ю щ е й природной среды. С экологиче-

с к и м и п р а в а м и человека корреспондирует конституци-

о н н а я обязанность государственных органов, а т а к ж е

всех ф и з и ч е с к и х и ю р и д и ч е с к и х л и ц заботиться о сохра-

 


 

 

нении о к р у ж а ю щ е й среды, бережно относиться к при-

родным богатствам.

В Уголовном кодексе РФ экологические преступле-

н и я выделены в отдельную главу.Экологические пре-

ступления — п р е с т у п л е н и я, п о с я г а ю щ и е на здоровую

о к р у ж а ю щ у ю среду и ее отдельные элементы (объекты).

К ним относятся: нарушение п р а в и л охраны о к р у ж а ю-

щ е й среды при производстве работ; нарушение п р а в и л

обращения экологически опасных веществ и отходов;

н а р у ш е н и е п р а в и л безопасности при обращении с м и к-

робиологическими либо другими биологическими аген-

т а м и и л и т о к с и н а м и; нарушение в е т е р и н а р н ы х п р а в и л и

п р а в и л, установленных д л я борьбы с болезнями и вреди-

т е л я м и растений; з а г р я з н е н и е вод; з а г р я з н е н и е атмо-

сферы; з а г р я з н е н и е морской среды; нарушение законо-

дательства РФ о континентальном шельфе и об исклю-


чительной


экономической


зоне


Р Ф;


порча


земли;


н а р у ш е н и е п р а в и л охраны и использования недр; неза-

к о н н а я добыча водных ж и в о т н ы х и растений; наруше-

ние п р а в и л о х р а н ы р ы б н ы х запасов; н е з а к о н н а я охота;

у н и ч т о ж е н и е к р и т и ч е с к и х местообитаний д л я организ-

мов, занесенных в Красную к н и г у Российской Федера-

ц и и; н е з а к о н н а я порубка деревьев и к у с т а р н и к о в; унич-

тожение или повреждение лесов; нарушение р е ж и м а

особо о х р а н я е м ы х природных территорий и природных

объектов.

Казалось бы, такое солидное законодательное обес-

печение проблемы охраны природы должно было бы эту

проблему снять и л и, по меньшей мере, значительно

у м е н ь ш и т ь ее остроту. Но, к сожалению, и в данной

системе правоотношений мы с т а л к и в а е м с я со старой бо-

лезнью российского законодательства, к о т о р а я в не-

сколько ироничном виде формулируется т а к: у нас оби-

л и е и строгость законов компенсируется их недостаточ-

н ы м выполнением.

К а к о в ы же н а п р а в л е н и я выхода из экологического

к р и з и с а? Те, кто считают ситуацию в области экологии

безнадежной, не п р а в ы. Существуют средства и способы

если не с н я т и я экологической угрозы, то по м е н ь ш е й ме-


 

 

ре заметного у л у ч ш е н и я и с т а б и л и з а ц и и ситуации в этой

сфере, причем многие из них не с в я з а н ы с очень больши-

ми з а т р а т а м и.


Первое


направление



Совершенствование


Зако-


Нодательной


Природоохранной


Базы.


Необходимо об-


новлять старые законодательные а к т ы и п р и н и м а т ь но-

вые. Н а п р и м е р, назрела необходимость в т а к и х з а к о н а х,

к а к з а к о н ы об экологической безопасности, об обраще-

нии с р а д и о а к т и в н ы м и отходами, о питьевой воде и др.


Второе направление



Сохранение


Национальных


Природных


Богатств


Страны..


Необходимы целенап-


равленные у с и л и я, чтобы н а ш а страна не превратилась

в сырьевой придаток п р о м ы ш л е н н о р а з в и т ы х д е р ж а в.

Государству н у ж н о тщательнее контролировать вывоз из

страны невосполнимых запасов природных к л а д о в ы х,

сделки по продаже больших участков з е м л и и т. д.


Третье направление


обеспечение


Экологической


безопасности. Речь идет о внедрении новых «чистых»

технологий, производстве экологически безопасных ма-

ш и н и оборудования и др.

Четвертое направление — борьба с радиоактивны-


ми


и


Химическими


Загрязнениями


на


Территории


России


И в


Омывающих


ее


водах. Можно привести


только один в о п и ю щ и й пример: на дне Б а л т и й с к о г о мо-

ря с 1946 —1947 гг. ждет своего часа наследие Второй

мировой войны — тонны о т р а в л я ю щ и х веществ в под-

вергшихся сильной коррозии металлических корпусах

кораблей и подводных лодок. Специалисты говорят, что

если не п р и н я т ь энергичные меры, через 10 лет на Бал-

тийском море может р а з р а з и т ь с я э к о л о г и ч е с к а я катаст-

рофа с н е п р е д с к а з у е м ы м и последствиями.


Конечно,


самый


большой


вред природе


наносят


п р о м ы ш л е н н ы е п р е д п р и я т и я, электростанции, испыта-

н и я новейшего о р у ж и я и т. п. Но и обычные люди, к а ж-

дый из нас в состоянии внести свою лепту либо в ухудше-

ние о к р у ж а ю щ е й среды, либо в ее улучшение. Полезно

помнить содержание с т а т ь и 58 Конституции Р Ф: «Каж-

дый обязан с о х р а н я т ь природу и о к р у ж а ю щ у ю среду, бе-

режно относиться к природным богатствам».

 


 

 

К а к и во всем мире, в нашей стране с к а ж д ы м годом

расширяется движение за сохранение природы (движе-

ние «зеленых»). В связи с этим уместно заметить: участ-

вуя в д в и ж е н и и «зеленых», не следует впадать в «приро-

доохранный идиотизм», огульно препятствуя из любви

к природе промышленному строительству, армейским

учениям и т. д. Коллективные формы охраны природы

очень в а ж н ы, но все-таки основную пользу она может

получить от индивидуальных усилий каждого из нас.

 

. Вопросы для самоконтроля

/>>\

\ · /

1. В чем заключается экологическая угроза? 2. Каково содержа-

ние российского экологического права? 3. Расскажите об экологиче-

ских правах человека. 4. Каковы основные направления выхода из эко-

логического кризиса?

 

Это интересно

 

В VII—IV вв. до н. э. активная разработка в Древней Греции сереб-

ряно-свинцовых рудников, которая была связана с использованием

больших объемов крепежного леса, привела фактически к уничтоже-

нию лесов на Аттическом полуострове.

Строительство городов, которое начало осуществляться на Ближ-

нем Востоке около 5 тыс. лет назад, сказалось на существенном изме-

нении природных ландшафтов. Учеными предлагаются два выхода из

экологического кризиса. Первый связан с созданием экологической

экономики (экологически «чистые» производства и технологии, массо-

вый переход на электрические, а где возможно — ветряные двигатели

и т.д.). Второй сводится к сохранению и поддержанию нетронутых

экосистем вроде нашей тайги, бразильской сельвы, монгольских и ка-

захских степей и т. д.

 

Учимся защищать свои права.


 

Г


Информация к размышлению и действию


В последнее время в связи с резким подорожанием земли в горо-

дах под различные застройки участились случаи уничтожения застрой-

щиками зеленых городских зон — детских площадок, скверов, парков,

на месте которых оперативно возводятся различные сооружения жи-

лого и промышленного назначения. Городские власти далеко не всег-

да препятствуют этим действиям. Тогда инициативу сохранения при-

роды в городах берут в свои руки сами жители. Они организуют собра-

172

>


 

 

ния, пикеты, обращаются с требованиями к городским властям,

выясняют, каким образом заказчики строительства добились разре-

шения на уничтожение природы. Большую помощь им оказывают

средства массовой информации.

Также активно часто ведут себя жители тех кварталов, рядом с ко-

торыми воздвигаются предприятия с повышенным уровнем шума, за-

грязняющие окружающую среду. И настойчивость природоохранных


действий


рядовых жителей нередко приводит к положительным


результатам.

В наши дни уже недостаточно лозунгов, призывающих «не мусо-

рить», «не ломать» и «не засорять». На первое место выходят активные

действия в помощь природе. Они не так уж и затруднительны. Можно,

например, вспомнить, сколько вы посадили деревьев в своей жизни.

Если мало, не беда, впереди достаточно времени, чтобы посадить

свой сад. А мусор? Нет ничего зазорного, если человек в парке или в

пригородной роще нагнется, поднимет кем-то брошенный полиэтиле-

новый пакет, бутылку и выбросит все это в ближайший мусоросборник.

Не следует стесняться также обращаться в органы охраны природы и,

если нужно, в милицию и прокуратуру, если вы столкнулись с фактами

г убительного, варварского отношения к природным богатствам.

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. Экономическое развитие и защита окружающей среды.

2. Возможности отдельных людей в сохранении природы.

 

 

Права ребенка

В нашей стране проблема з а щ и т ы детства почти всегда

стояла чрезвычайно остро. Революционные события

1917 г. и Г р а ж д а н с к а я война обрекли страну на разруху

и голод. Распалось множество семей. Миллионы беспри-

зорников бродяжничали по городам и весям страны.

В начале 1930-х гг. много детей погибло от голода в са-

мых хлебных районах страны — на Украине, Северном

Кавказе, в Поволжье, К а з а х с т а н е...

Чугунным к а т к о м прокатилась по детям война. Они

гибли под бомбами и п у л я м и оккупантов, мучились и

умирали от голода, холода и болезней в осажденном Ле-

нинграде, в о к к у п а ц и и, в фашистской неволе. Мы очень

мало знаем о детях — мучениках Второй мировой войны.

Трагичен удел детей репрессированных народов — кал-

мыков, чеченцев, балкарцев, к р ы м с к и х татар и др.

173

 


 

 

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла

Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что

р я д прав ч е л о в е к а имеют непосредственное отношение к

д е т я м, которые н у ж д а ю т с я в особых заботе и в н и м а н и и.

Д е к л а р а ц и я, однако, имеет р е к о м е н д а т е л ь н ы й х а р а к-

тер, ее нормы не обязательны д л я и с п о л н е н и я. Другое

дело к о н в е н ц и я, это у ж е договор, к о т о р ы й д о л ж е н не-

укоснительно и с п о л н я т ь с я теми, кто его подписал.

В Международный год ребенка (1979) К о м и с с и я ООН

по правам ч е л о в е к а приступила к разработке проекта

Конвенции о правах ребенка. С л о ж н а я работа продолжа-

лась 10 лет. Н а к о н е ц, 20 ноября 1989 г. Конвенция о

правах ребенка была единогласно п р и н я т а Генераль-

ной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирова-

на н а ш е й страной.

З н а ч е н и е Конвенции з а к л ю ч а е т с я в том, что она яв-

л я е т с я наиболее полным документом, в котором положе-

н и я м о правах ребенка придана сила норм международ-

ного права. К о н в е н ц и я ценна и тем, что она обращена в

будущее, призвана создать благополучные условия д л я

р а з в и т и я детей, которым предстоит построить справед-

л и в ы й, г у м а н н ы й мир. Но в б л и ж а й ш е е десятилетие

в л и я н и е этого документа на общество может быть боль-

ш и м. Н о р м ы, з а ф и к с и р о в а н н ы е в ней, с л у ж а т ориенти-

ром д л я правительств, партий, о р г а н и з а ц и й и д в и ж е н и й

в их попытках внести положительные изменения в ж и з н ь

детей, мобилизовать д л я этого необходимые ресурсы.

В Конвенции провозглашается неотъемлемое право

ребенка на ж и з н ь, на и м я и на приобретение гражданст-

ва. Государства обеспечивают осуществление к а ж д ы м

ребенком всех прав без какой-либо дисгсриминации и л и

р а з л и ч и й.

Во всех д е й с т в и я х судов, у ч р е ж д е н и й, з а н и м а ю щ и х-

ся вопросами социального обеспечения, и л и администра-

т и в н ы х органов первоочередное внимание д о л ж н о уде-

л я т ь с я н а и л у ч ш е м у обеспечению интересов ребенка.

 

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто пер-

вым получает защиту и помощь.

Декларация прав ребенка, ст. 8

 


 

 

Детей н е л ь з я р а з л у ч а т ь с их родителями, за исключе-

нием случаев, когда это делают компетентные органы в

интересах их благополучия. Государства обязаны содей-

ствовать воссоединению семей, р а з р е ш а я въезд в страну

или выезд из нее. Родители несут основную ответствен-

ность за воспитание ребенка, однако государства долж-

ны о к а з а т ь им соответствующую помощь и развивать

сеть детских у ч р е ж д е н и й.

Дети имеют право свободно в ы р а ж а т ь свое мнение.

Государства у в а ж а ю т право ребенка на свободу м ы с л и,

совести и религии; признают право ребенка на свободу

ассоциаций и свободу м и р н ы х собраний.

Государства д о л ж н ы обеспечивать з а щ и т у детей от

нанесения им физического и л и психологического ущер-

ба, с е к с у а л ь н ы х злоупотреблений и л и э к с п л у а т а ц и и.

Обязанность государства — обеспечить уход за деть-

ми, о с т а в ш и м и с я без родителей. Процесс усыновления

должен т щ а т е л ь н ы м образом регулироваться националь-

н ы м и законодательствами.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совер-

ш е н н ы м и услугами системы здравоохранения. Государ-

ства д о л ж н ы обеспечивать охват системой здравоохране-

н и я всех детей, у д е л я т ь первоочередное внимание про-

ф и л а к т и ч е с к и м мерам, пропаганде м е д и ц и н с к и х з н а н и й

и с о к р а щ е н и ю детской смертности.

Начальное образование д о л ж н о быть бесплатным и

о б я з а т е л ь н ы м. Ш к о л ь н у ю д и с ц и п л и н у н у ж н о поддер-

ж и в а т ь методами, основанными на у в а ж е н и и человече-

ского достоинства ребенка. Образование призвано гото-

вить ребенка к ж и з н и в духе в з а и м о п о н и м а н и я, мира

и терпимости.

Государства д о л ж н ы з а щ и щ а т ь детей от незаконного

употребления н а р к о т и ч е с к и х средств и от п р и в л е ч е н и я

их к производству и л и торговле. Необходимо п р и л о ж и т ь

все у с и л и я, чтобы предотвратить торговлю детьми.

Подрастающие поколения национальных мень-

шинств и к о р е н н ы х народов д о л ж н ы свободно пользо-

ваться своей к у л ь т у р о й, религией и я з ы к о м.

Обращение с детьми, п р и ч а с т н ы м и к н а р у ш е н и я м

уголовного законодательства, должно способствовать


 

 

р а з в и т и ю у ребенка чувства достоинства и значимости

и быть направлено на их реинтеграцию в обществе.

К а к м ы видим, л ь в и н а я доля п о л о ж е н и й Конвенции

обращена к правительственным органам и организаци-

я м, обладающим р е а л ь н ы м и в о з м о ж н о с т я м и п р и н я т ь

необходимые и действенные меры д л я з а щ и т ы детства.

Многое могут сделать родители, другие ч л е н ы семьи д л я

того, чтобы ребенок чувствовал себя благополучным.

Некоторые п о л о ж е н и я Конвенции новы д л я посттота-

литарного с о з н а н и я, заслуживают специального обсуж-

д е н и я. Н а п р и м е р, в Конвенции впервые столь опреде-

ленно зафиксировано право к а ж д о г о ребенка свободно

в ы р а ж а т ь свои в з г л я д ы по всем вопросам, о т н о с я щ и м с я

к его ж и з н и. Имеет смысл в документах, р е г у л и р у ю щ и х

ж и з н ь учебного заведения, четко фиксировать права и

обязанности у ч а щ и х с я с у к а з а н и е м м е х а н и з м а реализа-

ц и и и з а щ и т ы прав.

Много вопросов возникает по поводу осуществления

свободы детей создавать ассоциации и проводить мир-

ные собрания.В статье 15 Конвенции нет у п о м и н а н и й

об учебных з а в е д е н и я х, т. е. эта норма не «привязывает»

организационную общественно-политическую деятель-

ность у ч а щ и х с я к учебному заведению.

Возможности р е а л и з а ц и и всех п о л о ж е н и й Конвенции

о правах ребенка в р а з л и ч н ы х регионах и государствах

неодинаковы. Вместе с тем все государства, подписав-

ш и е Конвенцию, обязаны в ы п о л н я т ь ее п о л о ж е н и я в со-

ответствии с их «духом и буквой». Смысл Конвенции о

правах ребенка в самом к р а т к о м виде м о ж н о в ы р а з и т ь

т а к: «Как можно больше у в а ж е н и я к ребенку, его пра-

вам, заботы о нем, любви к нему».

Существует большое количество международных орга-

н и з а ц и й, з а щ и щ а ю щ и х права детей. Помимо ООН, рабо-

тают Всемирная организация по защите прав детей с

отделениями во всех странах мира, Международный фонд

з а щ и т ы детей (ЮНИСЕФ), о р г а н и з а ц и я «Движение без

г р а н и ц». В России п р и н я т а государственная программа

«Дети России», действуют п р а в о з а щ и т н ы е о р г а н и з а ц и и

в городах и субъектах Р Ф, введена должность Уполно-

моченного при Президенте РФ по правам ребенка.


 

 

. В о п р о с ы для самоконтроля

, 9V-

1. Каково значение Конвенции о правах ребенка?2. Назовите ос-

новные права ребенка. 3. Какие положения Конвенции оказались

новыми для нашей страны?4. С какими трудностями сталкивается об-

щество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и

собраний?

 

Это интересно

 

В России еще многие взрослые — педагоги, медики, работники

правоохранительных органов, родители — и сами дети не знают Кон-

венции о правах ребенка.

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, вза-

имоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окруже-

ния, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой

подростка на будущее. Широкая информация общества о Конвенции

должна способствовать устранению из нашего сознания авторитариз-

ма, конфронтационности, нетерпимости к окружающим.

Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав в

значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осве-

домлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые име-

ются для обеспечения соблюдения этих прав. Их утверждение не толь-

ко узкоюридическая категория, она гораздо шире и в значительной

степени наполнена психолого-педагогическим содержанием. Инфор-

мирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка

повышает уровень осведомленности общества, способствует воспи-

танию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав че-

ловека. Информационная и просветительная деятельность есть одна

из форм утверждения нравственно-правовых норм в нашей жизни

(3. Шнекендорф, педагог).

 

Учимся защищать свои права.

^ Информация к размышлению и действию

 

^ П р и анализе докладов о выполнении Конвенции о правах ребенка

и достижениях в области осуществления прав ребенка Комитетом по

правам ребенка используются данные экономической и социальной

статистики по стране с ориентацией на показатели, характеризующие

положение детей.

Назовем эти показатели:

КСД5 (коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет);

KMC (коэффициент младенческой смертности);

население;

рождаемость и младенческая смертность;

ВНП (валовой национальный продукт) надушу населения;

177


 

продолжительность жизни;

грамотность взрослого населения;

охват школьным обучением;

распределение доходов.

Помимо этого учитываются:

· питание — дефицит веса при рождении, грудное вскармливание,

недоедание, производство продовольствия, потребление калорий,

расходы на продукты питания;

· здравоохранение — обеспеченность водой, доступность меди-

цинских услуг, иммунизация детей и беременных женщин, производст-

во ПРС (перорально-регидрационные соли);

· образование — грамотность населения мужского и женского по-

ла, число радиоприемников и телевизоров, доля числящихся в началь-

ной школе и заканчивающих ее, доля числящихся в средней школе;

· демографические показатели — детский контингент, темпы при-

роста населения, общий коэффициент смертности, общий коэффици-

ент рождаемости, продолжительность предстоящей жизни, коэффи-

циент плодовитости, урбанизация;

· экономические показатели — ВНП надушу населения, среднего-

довые темпы прироста, инфляция, уровень бедности, государствен-

ные расходы, помощь, задолженность;


· женщины — продолжительность жизни,


грамотность,


охват


школьным обучением, использование противозачаточных средств,

противостолбнячная иммунизация, квалифицированная акушерская

помощь, материнская смертность;

· темпы развития — темпы сокращения КСД5, темпы прироста

ВНП надушу населения, темпы сокращения рождаемости.

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. К кому в первую очередь обращена Конвенция о правах

ребенка — к взрослым или детям?

2. Какие права и обязанности вы включили бы в декларацию своей

школы?

 

 



2016-09-16 421 Обсуждений (0)
Право на благоприятную 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право на благоприятную

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)