Правовая культура и правосознание
П р а в о, к а к и м о р а л ь, р е л и г и я, п о л и т и к а, э к о н о м и к а, ис- кусство, я в л я е т с я н е о т ъ е м л е м ы м элементом к у л ь т у р ы. Оно способствует п р и о б щ е н и ю человечества к к у л ь т у р е, ее с о в е р ш е н с т в о в а н и ю и р а с ц в е т у. Состояние и уровень п р а в о в о й к у л ь т у р ы, в свою очередь, о т р а ж а е т особеннос- ти к у л ь т у р ы в ц е л о м. П о н я т и е « к у л ь т у р а» происходит от л а т и н с к о г о слова colere — в о з д е л ы в а т ь, обрабатывать, у л у ч ш а т ь почву. Этот т е р м и н п е р в о н а ч а л ь н о был с в я з а н с с е л ь с к и м хо- з я й с т в о м. Производное от него слово cultura (возделыва- ние, в о с п и т а н и е, образование, р а з в и т и е, почитание) имело, т а к и м образом, з н а ч и т е л ь н о более ш и р о к о е зна- ч е н и е. В ч а с т н о с т и, им в ы р а ж а л о с ь и определенное со- с т о я н и е д у ш и. Ц и ц е р о н о м слово «культура» было связа- н о с о словом «душа»: cultura a n i m i — к у л ь т у р а д у ш и, д у х о в н а я к у л ь т у р а. И т а к, д р е в н и е р и м л я н е н а з ы в а л и к у л ь т у р о й деятель- ность, с в я з а н н у ю с в о з д е л ы в а н и е м, обработкой, у л у ч ш е- н и е м чего-либо. В «Толковом словаре ж и в о г о великорус- ского я з ы к а» В. И. Д а л я з н а ч е н и е этого слова определя- е т с я т а к: «Обработка и уход, в о з д е л ы в а н и е, в о з д е л к а; образование, умственное и нравственное». В последнее в р е м я слово «культура» приобрело уни- версальное з н а ч е н и е. Оно постоянно и с п о л ь з у е т с я в н а у ч н о й и п о п у л я р н о й л и т е р а т у р е, в г а з е т а х и ж у р н а- л а х, з в у ч и т по р а д и о и т е л е в и д е н и ю. У ч е н ы е и публи- ц и с т ы г о в о р я т о м а т е р и а л ь н о й и д у х о в н о й, политиче- ской и п р а в о в о й, нравственной и э с т е т и ч е с к о й к у л ь т у р е. Все ч а щ е у п о т р е б л я ю т п о н я т и е « э к о н о м и ч е с к а я к у л ь т у-
ра». Д и а п а з о н значений поистине замечателен: к у л ь т у р а поведения, к у л ь т у р а быта, к у л ь т у р а дискуссий, культу- ра дворянской усадьбы, к у л ь т у р а возделывания карто- ф е л я, к у л ь т у р а П р о с в е щ е н и я... В правоведении понятие «правовая культура» упо- требляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности. Правовая культура общества — это система овещест- вленных и и д е а л ь н ы х элементов, относящихся к сфере действия права. Она я в л я е т с я составной частью культу- ры общества и включает в себя право, правовые н о р м ы, правоотношения, правовые у ч р е ж д е н и я и другие эле- м е н т ы. Правовая Культура личности представляет собой единство глубоких правовых з н а н и й, у в а ж е н и я к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения. Фундаментом, на котором стоит правовая к у л ь т у р а, я в л я е т с я нравственная и п о л и т и ч е с к а я к у л ь т у р а. Эти три вида к у л ь т у р ы личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга. Без ф о р м и р о в а н и я и р а з в и т и я правовой к у л ь т у р ы невозможно построить правовое государство. Ч е л о в е к, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государ- стве бесправным «винтиком» и л и внутренним эмигран- том. Только тот, кто обладает правовой культурой, осоз- нает свою роль полноправного и активного г р а ж д а н и- на страны, неравнодушного к ее проблемам и труднос- т я м.
Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуваже- ния, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое са- моопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишен- ный этого чувства, политически недееспособен... И. Ильин
К а к и все действительно ценное, правовая к у л ь т у р а создается постепенно. Р а н ь ш е всего з а к л а д ы в а е т с я фун- дамент — элементы нравственной культуры: совесть,
честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая к у л ь т у р а невозможна. Разви- ваясь, взрослея, человек познает з а к о н ы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о п о л и т и к е. П р е д с т а в л е н и я о том, «что такое — хорошо и что та- кое — плохо», помогают получить первые, самые прос- тые з н а н и я в области права: к а к и е действия з а к о н запре- щает, к а к карают н а р у ш и т е л е й, за что прощают и л и п р о я в л я ю т снисхождение. Л и ш ь затем п о я в л я е т с я инте- рес к р а з л и ч н ы м отраслям права, к его п р и н ц и п а м и ак- сиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по к р и м и н а л и с т и к е, судебному про- цессу, дознанию, работе п р о к у р а т у р ы и другим вопросам часто приобретаются случайно, например, из детективов и л и телевизионных сериалов. Без правовых знаний человек беспомощен. В право- вых к о л л и з и я х без них не разобраться. Но одних з н а н и й и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой к у л ь т у р ы явно недостаточно. Всем известно, что закоренелые преступники нередко знают закон и к о н к р е т н ы е нормы права намного л у ч ш е, чем законо- послушные г р а ж д а н е. К а к у т в е р ж д а л и р о н и ч н ы й мастер афоризма Г. Лихтенберг (1742—1799), «чтобы посту- пить справедливо, нужно з н а т ь немного, но чтобы с пол- н ы м основанием творить несправедливость, н у ж н о ос- новательно и з у ч и т ь право». Д р у г и м и словами, если не воспитаны п о л о ж и т е л ь н ы е чувства, позитивные отноше- н и я, юридические з н а н и я и у м е н и я сами по себе остают- ся н е й т р а л ь н ы м и, не оказывают существенного в л и я н и я на формирование правовой к у л ь т у р ы. Право приобрета- ет личностную значимость, осознается к а к ценность только при условии, что к нему сформированы опреде- ленные отношения, чувства. Человек с возмущением ви- дит, что беспорядок берет верх над порядком, он прези- рает преступников, ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, к а к у рас- следующего убийство с т а р у х и- п р о ц е н т щ и ц ы П о р ф и р и я Петровича из «Преступления и н а к а з а н и я» Ф. М. Досто-
евского, а сопряженное с чувствами доброты, милосер- д и я и сострадания. У ж е этот уровень р а з в и т и я правовой к у л ь т у р ы досто- ин у в а ж е н и я. Человек с р а з в и т ы м и правовыми чувства- ми вряд ли станет правонарушителем, он будет старать- ся вести себя в соответствии с з а к о н а м и, быть законопос- л у ш н ы м г р а ж д а н и н о м, что не т а к уж и плохо. Будет л у ч ш е, если он осознает необходимость хотя бы элемен- тарной правоохранительной активности, у м е н и я и спо- собности з а щ и щ а т ь права, свои собственные и о к р у ж а ю- щ и х его людей. Правовая к у л ь т у р а тесно связана с правосознанием. Правосознание — один из компонентов правовой к у л ь т у р ы, г л а в н ы й з а щ и т н и к человека, запутавшегося в х и т р о с п л е т е н и я х социальных норм. В самом общем ви- де правосознание — это результат и процесс о т р а ж е н и я права в сознании людей. Оно п р о я в л я е т с я в совокупнос- ти з н а н и й права и отношения к нему (оценок к а к права, т а к и путей его р е а л и з а ц и и). Правосознание существует на обыденном, професси- ональном (специальном) и теоретическом у р о в н я х. Обы- денное правосознание действует в р а м к а х повседневных ж и з н е н н ы х п р о я в л е н и й людей. Д л я него х а р а к т е р н а опора на правовые чувства (долга, справедливости, сво- боды, независимости и др.), п р и в ы ч к и поведения. Зна- н и я о г р а н и ч е н н ы и используются редко. Профессиональное правосознание характерно для тех, кто специально з а н и м а е т с я правовой деятельно- стью, прежде всего д л я юристов. У них правовые з н а н и я достаточно п о л н ы и систематизированы, они помогают им и с п о л н я т ь р а з л и ч н ы е правоохранительные роли: су- дьи, адвоката, прокурора, м и л и ц и о н е р а. Самый в ы с о к и й уровень правового сознания — те- оретический. Речь идет не только о глубоком з н а н и и права, но и о способности творчески вносить в само право элементы н о в и з н ы, подвергать действующее право ана- л и з у, обобщать в этой сфере, м ы с л и т ь к а т е г о р и я м и пра- вовой философии. Теоретическим правовым сознанием обладают ученые-правоведы, преподаватели.
. \ · / 1. Как право связано с культурой? 2. Что такое правовая культура в широком значении слова? 3. Что такое правовая культура человека? 4. Каковы основные элементы правовой культуры? 5. Что служит фун- даментом правовой культуры?6. Почему нужно овладевать правовой культурой? 7. Что такое правосознание?
Это интересно
Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладева- ют» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процес- са, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здо- ровья общества, само формирующееся демократическое граждан- ское общество!), а главное — уже достигнутый уровень правовой куль- туры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в од- ночасье утвердилась действительная правовая культура. Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь доста- точно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (во- истину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно ре- шить другие наши задачи (С. Алексеев).
Учимся защищать свои права. /.Информация к размышлению и действию
^ К а к ни покажется парадоксальным, право отнюдь не так засушено, не столь удалено от эмоций и чувств, как это представляют многие публицисты, весьма мало с правом знакомые. Закон нужен и там, где разыгрываются страсти человеческие, где звенит злато и льется кровь. Закон почти всегда —- на острие человеческих чувств. (Право — это нравственный минимум.) Если знакомиться с правом не только в тиши библиотек и учебных аудиторий, а й в судах, в камерах предвари- тельного заключения, в колониях для малолетних и взрослых преступ- ников, то окажется, что его влияние на развитие эмоциональной сфе- ры огромно. Достаточно напомнить, что художественное творчество давно освоило сферу столкновения человека и закона.
Темы для рефератов и обсуждения
1. Правовая и политическая культура: сходство и различие. 2. Зачем обывателю правовая культура? 3. Правосознание как форма общественного сознания. 360
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (449)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |