Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовая культура и правосознание



2016-09-16 449 Обсуждений (0)
Правовая культура и правосознание 0.00 из 5.00 0 оценок




П р а в о, к а к и м о р а л ь, р е л и г и я, п о л и т и к а, э к о н о м и к а, ис-

кусство, я в л я е т с я н е о т ъ е м л е м ы м элементом к у л ь т у р ы.

Оно способствует п р и о б щ е н и ю человечества к к у л ь т у р е,

ее с о в е р ш е н с т в о в а н и ю и р а с ц в е т у. Состояние и уровень

п р а в о в о й к у л ь т у р ы, в свою очередь, о т р а ж а е т особеннос-

ти к у л ь т у р ы в ц е л о м.

П о н я т и е « к у л ь т у р а» происходит от л а т и н с к о г о слова

colere — в о з д е л ы в а т ь, обрабатывать, у л у ч ш а т ь почву.

Этот т е р м и н п е р в о н а ч а л ь н о был с в я з а н с с е л ь с к и м хо-

з я й с т в о м. Производное от него слово cultura (возделыва-


ние,


в о с п и т а н и е,


образование,


р а з в и т и е,


почитание)


имело, т а к и м образом, з н а ч и т е л ь н о более ш и р о к о е зна-

ч е н и е. В ч а с т н о с т и, им в ы р а ж а л о с ь и определенное со-

с т о я н и е д у ш и. Ц и ц е р о н о м слово «культура» было связа-

н о с о словом «душа»: cultura a n i m i — к у л ь т у р а д у ш и,

д у х о в н а я к у л ь т у р а.

И т а к, д р е в н и е р и м л я н е н а з ы в а л и к у л ь т у р о й деятель-

ность, с в я з а н н у ю с в о з д е л ы в а н и е м, обработкой, у л у ч ш е-

н и е м чего-либо. В «Толковом словаре ж и в о г о великорус-

ского я з ы к а» В. И. Д а л я з н а ч е н и е этого слова определя-

е т с я т а к: «Обработка и уход, в о з д е л ы в а н и е, в о з д е л к а;

образование, умственное и нравственное».

В последнее в р е м я слово «культура» приобрело уни-

версальное з н а ч е н и е. Оно постоянно и с п о л ь з у е т с я в

н а у ч н о й и п о п у л я р н о й л и т е р а т у р е, в г а з е т а х и ж у р н а-

л а х, з в у ч и т по р а д и о и т е л е в и д е н и ю. У ч е н ы е и публи-

ц и с т ы г о в о р я т о м а т е р и а л ь н о й и д у х о в н о й, политиче-

ской и п р а в о в о й, нравственной и э с т е т и ч е с к о й к у л ь т у р е.

Все ч а щ е у п о т р е б л я ю т п о н я т и е « э к о н о м и ч е с к а я к у л ь т у-


 

ра». Д и а п а з о н значений поистине замечателен: к у л ь т у р а

поведения, к у л ь т у р а быта, к у л ь т у р а дискуссий, культу-

ра дворянской усадьбы, к у л ь т у р а возделывания карто-

ф е л я, к у л ь т у р а П р о с в е щ е н и я...

В правоведении понятие «правовая культура» упо-

требляют, говоря об обществе в целом и об отдельной

личности.

Правовая культура общества — это система овещест-

вленных и и д е а л ь н ы х элементов, относящихся к сфере

действия права. Она я в л я е т с я составной частью культу-

ры общества и включает в себя право, правовые н о р м ы,

правоотношения, правовые у ч р е ж д е н и я и другие эле-

м е н т ы.


Правовая


Культура


личности представляет собой


единство глубоких правовых з н а н и й, у в а ж е н и я к праву

(положительного отношения к праву) и правомерного

(правопослушного) поведения.

Фундаментом, на котором стоит правовая к у л ь т у р а,

я в л я е т с я нравственная и п о л и т и ч е с к а я к у л ь т у р а. Эти

три вида к у л ь т у р ы личности самым непосредственным

образом поддерживают, усиливают друг друга.

Без ф о р м и р о в а н и я и р а з в и т и я правовой к у л ь т у р ы

невозможно построить правовое государство. Ч е л о в е к,

не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государ-

стве бесправным «винтиком» и л и внутренним эмигран-

том. Только тот, кто обладает правовой культурой, осоз-

нает свою роль полноправного и активного г р а ж д а н и-

на страны, неравнодушного к ее проблемам и труднос-

т я м.

 

Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное

проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуваже-

ния, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое са-

моопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишен-

ный этого чувства, политически недееспособен...

И. Ильин

 

К а к и все действительно ценное, правовая к у л ь т у р а

создается постепенно. Р а н ь ш е всего з а к л а д ы в а е т с я фун-

дамент — элементы нравственной культуры: совесть,


 

честь, правдивость, чувство собственного достоинства,

доброта. Без них правовая к у л ь т у р а невозможна. Разви-

ваясь, взрослея, человек познает з а к о н ы добра и зла,

чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые

сведения о п о л и т и к е.

П р е д с т а в л е н и я о том, «что такое — хорошо и что та-

кое — плохо», помогают получить первые, самые прос-

тые з н а н и я в области права: к а к и е действия з а к о н запре-

щает, к а к карают н а р у ш и т е л е й, за что прощают и л и

п р о я в л я ю т снисхождение. Л и ш ь затем п о я в л я е т с я инте-

рес к р а з л и ч н ы м отраслям права, к его п р и н ц и п а м и ак-

сиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых

систем. Сведения по к р и м и н а л и с т и к е, судебному про-

цессу, дознанию, работе п р о к у р а т у р ы и другим вопросам

часто приобретаются случайно, например, из детективов

и л и телевизионных сериалов.

Без правовых знаний человек беспомощен. В право-

вых к о л л и з и я х без них не разобраться. Но одних з н а н и й

и даже умений ими пользоваться для покорения вершин

правовой к у л ь т у р ы явно недостаточно. Всем известно,

что закоренелые преступники нередко знают закон и

к о н к р е т н ы е нормы права намного л у ч ш е, чем законо-

послушные г р а ж д а н е. К а к у т в е р ж д а л и р о н и ч н ы й мастер


афоризма Г. Лихтенберг (1742—1799),


«чтобы посту-


пить справедливо, нужно з н а т ь немного, но чтобы с пол-

н ы м основанием творить несправедливость, н у ж н о ос-

новательно и з у ч и т ь право». Д р у г и м и словами, если не

воспитаны п о л о ж и т е л ь н ы е чувства, позитивные отноше-

н и я, юридические з н а н и я и у м е н и я сами по себе остают-

ся н е й т р а л ь н ы м и, не оказывают существенного в л и я н и я

на формирование правовой к у л ь т у р ы. Право приобрета-

ет личностную значимость, осознается к а к ценность

только при условии, что к нему сформированы опреде-

ленные отношения, чувства. Человек с возмущением ви-

дит, что беспорядок берет верх над порядком, он прези-

рает преступников, ему не безразлично, что своеволие

празднует победу над законом. В конечном счете у него

формируется чувство законности, но не такое, к а к у рас-

следующего убийство с т а р у х и- п р о ц е н т щ и ц ы П о р ф и р и я

Петровича из «Преступления и н а к а з а н и я» Ф. М. Досто-


 

евского, а сопряженное с чувствами доброты, милосер-

д и я и сострадания.

У ж е этот уровень р а з в и т и я правовой к у л ь т у р ы досто-

ин у в а ж е н и я. Человек с р а з в и т ы м и правовыми чувства-

ми вряд ли станет правонарушителем, он будет старать-

ся вести себя в соответствии с з а к о н а м и, быть законопос-

л у ш н ы м г р а ж д а н и н о м, что не т а к уж и плохо. Будет

л у ч ш е, если он осознает необходимость хотя бы элемен-

тарной правоохранительной активности, у м е н и я и спо-

собности з а щ и щ а т ь права, свои собственные и о к р у ж а ю-

щ и х его людей.

Правовая к у л ь т у р а тесно связана с правосознанием.


Правосознание



один


из


компонентов


правовой


к у л ь т у р ы, г л а в н ы й з а щ и т н и к человека, запутавшегося

в х и т р о с п л е т е н и я х социальных норм. В самом общем ви-

де правосознание — это результат и процесс о т р а ж е н и я

права в сознании людей. Оно п р о я в л я е т с я в совокупнос-

ти з н а н и й права и отношения к нему (оценок к а к права,

т а к и путей его р е а л и з а ц и и).

Правосознание существует на обыденном, професси-

ональном (специальном) и теоретическом у р о в н я х. Обы-

денное правосознание действует в р а м к а х повседневных

ж и з н е н н ы х п р о я в л е н и й людей. Д л я него х а р а к т е р н а

опора на правовые чувства (долга, справедливости, сво-

боды, независимости и др.), п р и в ы ч к и поведения. Зна-

н и я о г р а н и ч е н н ы и используются редко.


Профессиональное


правосознание


характерно


для


тех, кто специально з а н и м а е т с я правовой деятельно-

стью, прежде всего д л я юристов. У них правовые з н а н и я

достаточно п о л н ы и систематизированы, они помогают

им и с п о л н я т ь р а з л и ч н ы е правоохранительные роли: су-

дьи, адвоката, прокурора, м и л и ц и о н е р а.

Самый в ы с о к и й уровень правового сознания — те-

оретический. Речь идет не только о глубоком з н а н и и

права, но и о способности творчески вносить в само право

элементы н о в и з н ы, подвергать действующее право ана-

л и з у, обобщать в этой сфере, м ы с л и т ь к а т е г о р и я м и пра-

вовой философии. Теоретическим правовым сознанием

обладают ученые-правоведы, преподаватели.

 


 

.


\


·


/


1. Как право связано с культурой? 2. Что такое правовая культура в

широком значении слова? 3. Что такое правовая культура человека?

4. Каковы основные элементы правовой культуры? 5. Что служит фун-

даментом правовой культуры?6. Почему нужно овладевать правовой

культурой? 7. Что такое правосознание?

 

Это интересно

 

Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права,

заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками

и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладева-

ют» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь

и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процес-

са, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здо-

ровья общества, само формирующееся демократическое граждан-

ское общество!), а главное — уже достигнутый уровень правовой куль-

туры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных

акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в од-

ночасье утвердилась действительная правовая культура.

Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки,

а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь доста-

точно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (во-

истину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно ре-

шить другие наши задачи (С. Алексеев).

 

Учимся защищать свои права.

/.Информация к размышлению и действию

 

^ К а к ни покажется парадоксальным, право отнюдь не так засушено,

не столь удалено от эмоций и чувств, как это представляют многие

публицисты, весьма мало с правом знакомые. Закон нужен и там, где

разыгрываются страсти человеческие, где звенит злато и льется

кровь. Закон почти всегда —- на острие человеческих чувств. (Право —

это нравственный минимум.) Если знакомиться с правом не только в

тиши библиотек и учебных аудиторий, а й в судах, в камерах предвари-

тельного заключения, в колониях для малолетних и взрослых преступ-

ников, то окажется, что его влияние на развитие эмоциональной сфе-

ры огромно. Достаточно напомнить, что художественное творчество

давно освоило сферу столкновения человека и закона.

 

Темы для рефератов и обсуждения

 

1. Правовая и политическая культура: сходство и различие.

2. Зачем обывателю правовая культура?

3. Правосознание как форма общественного сознания.

360

/·fyВ о п р о с ы для самоконтроля


 



2016-09-16 449 Обсуждений (0)
Правовая культура и правосознание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовая культура и правосознание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)