Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине



2016-09-16 319 Обсуждений (0)
Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая ПРОГРАММА

 

по дисциплине: психология лиц с нарушениями интеллектуального развития

 

Направление подготовки

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

 

Профиль подготовки

«Специальная психология»

 

Комсомольск-на-Амуре, 2015г.

РАЗРАБОТАНО

Доцент кафедры дошкольной

и коррекционной

педагогики и психологии С.В. Чебровская

 

Ассистент кафедры дошкольной

и коррекционной

педагогики и психологии А.Е. Гагарина

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Учебно-методическое управление

Начальник _____________ О.Ю. Назьмова

Начальник учебного отдела

дневного отделения _____________ Е.А. Колотыгина

 

 

Заведующий кафедрой _____________ О.В. Липунова

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры дошкольной и коррекционной педагогики и психологии протокол № 1 от «8» сентября 2015г.

 

 

Введено:

«8» сентября 2015г.

 

Взамен:

«16» сентября 2014г.

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»

Пояснительная записка

Цель дисциплины: ознакомление студентов с особенностями психического развития ребенка с поражениями ЦНС

Задачи дисциплины:

- обеспечение необходимой теоретической подготовки по вопросам олигофренопсихологии;

- формирование необходимых представлений о сущности искажений нормального хода развития при ранних органических поражениях ЦНС (деятельности, психических процессов, эмоциональной сферы, поведения и личности в целом);

- формирование умения осуществлять сравнительный анализ аномального и нормального развития в различные периоды детства.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Психология лиц с нарушениями интеллектуального развития» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла. Б1.В.ОД.10

 

Результаты освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (ПК – профессиональные компетенции):

1. ПК-1 – способностью к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ

2. ПК-5 – способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории

3. ПК-7 - способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности

4. ПК-8 - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- современные теоретико-методологические подходы и принципы к изучению психического развития умственно отсталого ребенка;

- особенности психического развития умственно отсталого ребенка на разных возрастных этапах (в младенчестве, раннем и дошкольном детстве);

уметь:

- характеризовать качественные особенности психических процессов при олигофрении с позиции системного подхода;

- определять потенциальные возможности развития ребенка с учетом степени тяжести дефекта, времени его возникновения, наличия и характера дополнительных заболеваний.

владеть:

- навыками организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления лиц с ограниченными возможностями;

- навыками оценки психофизического статуса ребенка.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы по семестрам

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 академических часа.

Вид учебной работы Всего часов ДО ЗО
Семестр 3 Курс 2 Курс 3
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
Аудиторные занятия    
Лекции
Семинары (с)        
Практические  
Лабораторные
Контрольные работы        
Самостоятельная работа
Курсовая работа (проект)        
Вид итогового контроля Экзамен (54) Экзамен (54)   Экзамен (9)

 

Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине

 

Аудиторные занятия по семестрам

(лекции, лабораторные, практические)

Кол-во часов Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание
  Очная форма обучения
Лекции
Раздел 1 «Общие вопросы психологии детей с нарушениями интеллекта»
Тема «Основные понятия психологии умственно отсталого ребенка» Психология лиц с умственной отсталостью как самостоятельная наука. Предмет, объект и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. Основные направления исследований современной детской олигофренопсихологии. Основные положения Л. С. Выготского лежащие в основе психологии лиц с умственной отсталостью. Связь психологии лиц с умственной отсталостью с общей психологией, возрастной психологией, психологией личности и смежными науками (невропатологией, патопсихологией, генетикой и др.). Категориальный аппарат олигофренопсихологии. Определения умственной отсталости (клиническая - Д.Н.Исаев, психолого-педагогическая - Сухаревой Г.Е.). Психологические признаки дизонтогенеза психики (по В.В.Лебединскому). Психологическая сущность умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С.Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Ядерные признаки умственной отсталости: тотальность и иерархичность. Основные формы умственной отсталости(олигофрения, деменция, субдебильность). Структура дефекта при умственной отсталости. Сравнительная характеристика дефекта при олигофрении и деменции. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Роль биологических и социальных предпосылок в психичес­ком развитии человека. Роль социальных факторов в возникновении легких форм умственной отсталости. Общие закономерности психического раз­вития нормального и умственно отсталого ребенка. Л.С. Выготс­кий о структуре и путях компенсации интеллектуального дефек­та.
Тема «Классификация степеней нарушения интеллекта» Подход к систематике олигофрении с позиций степени выраженности дефекта, этиологии и патогенеза. Соотношение клинических определений умственной отсталости с глубиной психического недоразвития (IQ). Клинико-биологические и социальные особенности умственной отсталости разной степени. Характеристика детей с легкими степенями умственной отсталости (F70): особенности психического развития, основные затруднения в развитии, возможности компенсации. Характеристика детей со средней выраженностью отсталости (F71): особенности психического развития, основные затруднения в развитии, возможности компенсации. Характеристика детей с тяжелыми степенями умственной отсталости (F72): особенности психического развития, основные затруднения в развитии, возможности компенсации. Характеристика детей с глубокими степенями умственной отсталости (F73): особенности психического развития, основные затруднения в развитии, возможности компенсации.
Раздел 2 «Психологическая характеристика когнитивной деятельности детей с нарушениями интеллекта»
Тема «Особенности психического развития умственно отсталого ребенка» Характеристика основных особенностей развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенчестве. Особенности развития общения со взрослыми у умственно отсталых детей на первом году жизни. Особенности развития физических возможностей умственно отсталых младенцев. Предпосылки развития речи. Ослабленность направленности на познание функциональных свойств предметов. Общая эмоциональная обедненность. Овладение ходьбой и развитие предметных действий. Развитие речи и общения в раннем детстве у детей с нарушениями интеллекта. Характеристика основных особенностей развития ребенка с нарушениями интеллекта в дошкольном возрасте. Управление деятельностью. Речь дошкольников как средство коммуникации ребенка. Особенности игры. Формирование "Я''-концепции. Ориентировочное действие умственно отсталых детей.
Тема «Особенности ощущения и восприятия лиц с умственной отсталостью» Особенности развития зрительных, слуховых, кинестетических ощущений у детей с умственной отсталостью. Недоразвитие чувственных образов у детей с отклонениями в умственном развитии как следствие снижения психической активности, недостаточного опосредствования речью и недостаточной системности в генезисе психики. Ограниченный фонд чувственных образов, их своеобразие (недостаточная точность, четкость, дифференцированность и обобщенность, слабая выраженность целенаправленности и избирательности, замедленность протекания как конкретное проявление недостаточной психической активности) (Вересотская, Нудельман). Познавательная роль восприятий. Физиологические и нейропсихологические механизмы представлений. Особенности формирования зрительных и словесных представлений у умственно отсталых детей (А.И. Липкина, М.М. Нудельман, И.М. Соловьева и др.). Пути преодоления быстрой утраты и уподобления представлений при обучении умственно отсталых учащихся географии, истории, естествознанию и другим предметам школьной программы (А.И. Капустин, Р.Б. Каффеманос, Т.М. Лифанова, В.Н. Синев, Т.И. Пороцкая). Развитие и совершенствование представлений у детей в разнообразных видах деятельности (игра, труд, творчество, учеба, и др.).
Тема «Особенности внимания и памяти дошкольников и школьников с умственной отсталостью» Внимание в структуре психической и интеллектуальной дея­тельности человека. Роль корковых механизмов в регуляции внимания. Нарушения внимания. Свойства внимания умственно отсталых детей в зависимости от содержания деятельности (Лиепинь). Внимание и работоспособность (Баскакова, Домишкевич, Романенко). Факторы, способствующие организации внимания и внимательности детей в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Понятие «мнестическая деятельность». Современные физиологические, биохимические, психологические подходы к объяснению механизмов памяти. Структура, виды, формы памяти. Недоразвитие и своеобразие всех видов памяти как следствие слабовыраженной психической активности и особенностей мышления этих детей. Представления. Особенности образов-представлений (Сиволапов). Динамика механической и логической памяти у обучаемых детей с умственной отсталостью. Характеристика нарушений при воспроизведении словесного материала умственно отсталыми школьниками. Зависимость воспроизведения от способов запоминания. Пути управления успешным хранением и воспроизведением познавательной информации в ходе коррекционного обучения.
Тема «Особенности двигательной сферы детей с умственной отсталостью» Развитие двигательной сферы в младенчестве: формирование навыков прямостояния и их особенности; развитие хватания и установление глазодвигательной (между рукой и глазом) координации; особенности овладения навыками ходьбы. В дошкольном возрасте недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений, тонких дифференцированных движениях рук и пальцев. Своеобразие психомоторики (развитие высоких уровней деятельности у них может сочетаться с резким недоразвитием более простых форм).
Тема «Особенности мышление и речи умственно отсталых детей» Мышление как обобщенное и опосредствованное отражение в сознании человека разнообразных связей и отношений реальных объектов. Виды и формы мышления. Продукты мыслительной деятельности (суждение, умозаключение). Стадии формирования понятий. Общая характеристика мышления при умственной отсталости (конкретность, инертность, недостаточная самостоятельность мышления; недоразвитие мыслительной деятельности со стороны ее мотивации, целенаправленности и критичности). Этапы речевого развития в норме и при нарушениях интеллекта. Дефицитарность предпосылок речевой деятельности как следствие органического поражения ЦНС. Недоразвитие фонематического слуха как причина нарушений звукопроизношения у детей-олигофренов. Трудности артикуляции звуков (органические и функциональные). Специфические особенности речи детей детей-олигофренов: эхолалии, штампованность, нарушение лексико-грамматического строя, функциональной организации речевой деятельности. Низкий уровень потребностно-мотивационной организации речевой деятельности. Речь как ведущий фактор психического развития в онтогенезе. Анатомо-физиологические и неиропсихологические механизмы речи. Сопоставительная психологическая характеристика развития речи ребенка с нормальным и нарушенным интеллектом на раз­личных этапах онтогенеза. Психолого-педагогические подходы к изучению речи умственно отсталых детей (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Г.А. Каше, Д.И. Орлова, В.Г. Петрова, Р.И. Лалаева, З.Н. Смирнова и др.).
Тема «Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей» Этапы эмоционального развития в норме и при умственной отсталости. Характеристика эмоциональной сферы лиц с умственной отсталостью. Признаки эмоционального недоразвития при олигофрении. Развитие эмоциональной сферы при умственной отсталости: недифференцированность, бедность, однообразие, неадекватность, полярность эмоций. Специфика эмоциональной сферы при различных формах умственной отсталости. Особенности эмоционального реагирования на фрустрирующие ситуации учебного взаимодействия (Н.В. Поликарпова). Нарушение волевой регуляции поведения как один из ведущих признаков интеллектуальной недостаточности. Характеристика волевой сферы лиц с умственной отсталостью. Изменения инстинктивной (волевой) сферы при олигофрении. Специфика взаимодействия ребенка-олигофрена с окружающим миром, его эмоциональные реакции в процессе этого взаимодействия. Факторы, обусловливающие недоразвитие личности ребенка-олигофрена. Чувства и потребности личности. Проявления волевых качеств у учеников СКОШ VIII вида. Причины недостаточности волевой сферы у детей с умственной отсталостью. Взаимосвязь Роль мышления и социального практического опыта в форми­ровании чувств у детей с нарушением интеллекта. Причины воз­никновения патологии эмоций у детей - олигофренов. Понятие «воля». Структура волевых действий. Волевые качест­ва личности, их проявления у учащихся специальной школы. Пси­холого-педагогические условия формирования устойчивых эмоцио­нальных качеств личности у детей с умственной недостаточностью. Характеристика личностного развития лиц с умственной отсталостью.Этапы формирования личности детей с олигофренией. Специфика развития всех компонентов личности умственно отсталого ребенка. Л.С. Выготский об общих законах развития личности нормального и аномального ребенка. Реализа­ция идей Л.С. Выготского в исследованиях, посвященных проблемам личности умственно отсталого ребенка (А.Д. Виноградова, В.А. Вярянен, Н.Л. Коломинский, И.П. Лаужикас, Н.Г. Морозова, Ж.И. Намазбаева, М.Г. Царцидзе, В.Ф. Шалимов и др.). Трудности социального развития умственно отсталых детей, обусловленные недоразвитием личности. Специфика формирования потребностно-мотивационной сферы. Проявления интересов и направленности личности умственно отсталых детей (Н.Г. Морозова). Особенности самооценки и уровня притязаний при олигофрении. Особенности самооценки умственно отсталых детей. Условия формирования самооценки. Самооценка учащихся вспомогательной школы. Роль деятельности в развитии мышления и самосознания. Изменение уровня притязаний и самооценки на разных возрастных этапах коррекционного обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы. Особенности познавательного поведения ребенка-олигофрена. Развитие потребностей и мотивов деятельности умственно отсталых школьников.
Тема «Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной, учебной и трудовой деятельностью умственно отсталым ребенком» Деятельность как проявление активности личности. Характеристика нарушений деятельности у умственно отсталых детей (узость мотивации, неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов; недостаточное понимание инструкций; низкая произвольность внимания; неумение планировать деятельность и прогнозировать ее результат; нарушение целенаправленности, неумение преодолевать трудности, непонимание значимости деятельности, трудность переноса прошлого опыта в новые условия). Специфика формирования продуктивных видов деятельности: навыки рисования, лепки, конструирования. Особенности детской продуктивной деятельности ((В.С.Мухина). Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников (Е.А.Екжанова). Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. Учет психологических особенностей в организации коррекционной работы с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Психологические особенности изобразительной деятельности (Т.Н. Головина, И.А. Грошенков). Роль развития творческой деятельности в формировании умственно отсталого ребенка (Н.Г. Морозова, Н.П. Павлова и др.). Особенности учебной деятельности умственно отсталых школьников. Понятие и структура учебной деятельности (учебные мотивы, учебные действия, действия контроля, действия оценки). Психологическое обоснование необходимости обучения умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, А.Н. Граборов, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и др.). Особенности учебной деятельности умственно отсталых (Стадненко, Баширова). Развитие изобразительной деятельности (Т.Н. Головина). Отношение к школе и учителю. Особенности письменной речи умственно отсталых и их значение в трудностях обучения умственно отсталых школьников. Структура письменной речи. Особенности письма и чтения умственно отсталых детей. Соотношение зрительно-пространственных представлений, мыслительное программирование письма, специфические нарушения письма, связанные с фонетико-фонематическими конструкциями, особенностями усвоения и переноса грамматических правил. Характеристика процесса чтения: сенсомоторный и семантический уровень, восприятие и осмысление текста. Индивидуальные особенности чтения. Возможности коррекции письменной речи в условиях специализированного школьного обучения. Особенности практических действий умственно отсталых детей (В.Г. Петрова). Психологические особенности трудовой деятельности умственно отсталых (Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, С.Д. Мирский, Б.И. Пинский и др.). Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых.
Практические занятия
  Раздел 1 «Общие вопросы психологии детей с нарушениями интеллекта»
Тема « Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития» 1. Основные условия, необходимые для нормального психического развития. 2. Основные этапы развития отечественной психологии умственно отсталого ребенка. 3. Предмет и задачи изучения умственно отсталых детей. 4. Принципы исследования психики умственно отсталых детей. 5. Методы изучения психики умственно отсталых: а) наблюдение; б) эксперимент; в) беседа г) анкетирование; д) катамнестический метод. 6. Количественный и качественный анализ полученных во время исследования данных. 7. Значение комплексного изучения психики умственно отсталых детей и школьников для совершенствования учебно-воспитательной и коррекционной работы.
  Раздел 2 «Психологическая характеристика когнитивной деятельности детей с нарушениями интеллекта»
Тема «Особенности речи детей с умственной отсталостью» 1.Особенности речевой деятельности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста (недоразвитие сигнификативной, обобщающей, коммуникативной, контролирующей и регулирующей функций речи). 2.Особенности импрессивной речи умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. 3.Особенности экспрессивной (устной и письменной) речи умственно отсталых детей. 4.Развитие речи как фактор коррекции познавательной деятельности и личности умственно отсталых. 5. Особенности развития фонематического слуха у умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. 6. Особенности фонетической стороны речи умственно отсталых детей. 7. Особенности словарного запаса умственно отсталых детей. 8. Особенности грамматического строя речи умственно отсталых детей. 9. Особенности письменной речи умственно отсталых школьников. 10. Расстройства устной речи (заикание, косноязычие, дизартрия) у умственно отсталых детей. 11. Расстройства письменной речи (дислексия, дисграфия) у умственно отсталых детей.
  Раздел 3 «Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка»
Тема «Особенности ощущения и восприятия лиц с умственной отсталостью» 1.Особенности сенсорного познания умственно отсталыми детьми. 2. Развитие сенсорно-перцептивной способности в норме и при олигофрении. Покажите нарушения целостности, гармоничности процесса восприятия при поражениях ЦНС. 3. Становление восприятия в различные периоды детства. Свяжите с возникновением и развитием познавательных установок и ведущей деятельности. 4. Своеобразие анализирующего восприятия. 5. Социальная направленность умственно отсталых детей. 6. Основные признаки, составляющие условность плоскостного изображения. 7. Взгляд Л.С. Выготского на соотношение восприятия картины и ее словесной интерпритации. 8. Особенности ощущений. 9.Особенности зрительных восприятий умственно отсталых. 10.Особенности восприятия времени и пространства умственно отсталыми. 11.Особенности восприятия умственно отсталых. 12.Развитие восприятий у умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы.
Тема «Особенности внимания лиц с умственной отсталостью» 1. Свойства внимания умственно отсталых школьников. 2. Недоразвитие высших форм внимания и его причины. 3.Связь внимания с другими психическими явлениями: а) мышление и внимание; б) интересы и внимание; в) воля и внимание; г) потребности и внимание. 4.Значение внимания в учебной деятельности умственно отсталых школьников. 5.Коррекционная работа по развитию внимания у учащихся вспомогательной школы. 6. Решение психологических задач
Тема «Особенности мышления умственно отсталых детей» 1. Мыслительные операции умственно отсталых. 2. Формы и виды мышления умственно отсталых. 3. Основные особенности поведения умственно отсталых детей при решении проблемной ситуации, требующих использования вспомогательных предметов и орудий. 4. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых детей с точки зрения недоразвития знаково-символической деятельности. 5. Конкретность мышления — основной недостаток мыслительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. 6. Нарушения операционной стороны мышления умственно отсталых. 7. Личностные нарушения мышления: а) нарушение мотивации мышления; б) нарушение критичности мышления; в) нарушение целенаправленности мышления. 8. Решение психологических задач.
Тема «Особенности памяти и представлений умственно отсталых детей» 1. Своеобразие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения у умственно отсталых школьников. 2. Физиологические механизмы нарушений в процессах памяти. 3. Логическая и механическая память умственно отсталых. 4.Дефекты мышления, обусловливающие нарушения памяти умственно отсталых. 5. Нарушения мотивационного компонента памяти. 6. Представления памяти умственно отсталых и их особенности. 7. Условия, способствующие развитию высших форм памяти умственно отсталых. 8. Решение психологических задач
Тема «Расстройства поведения у детей и подростков с умственной отсталостью» 1.Распространенность расстройств поведения у умственно отсталых. 2. Классификация поведенческих расстройств. 3.Виды поведенческих расстройств. 4. Механизм возникновения нарушений поведения. 5.Возрастные и другие особенности поведения умственно отсталых. 6.Делинквентное поведение. 7.Гипердинамическое нарушение поведения. 8.Отказ от обучения. 9.Патологически измененные влечения. 10. Активное сексуальное поведение.
Тема «Вопросы психологической помощи детям с умственной отсталостью» 1. Абилитация детей с умственной отсталостью. 2. Специальные (коррекционные) дошкольные и школьные образовательные учреждения. 3.Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости. 4.Характеристика психологической помощи лицам с умственной отсталостью. 5.Основные принципы медикаментозной терапии детей с умственной отсталостью. 6. Профилактика умственной отсталости. 7. Лечебная педагогика как средство осуществления абилитации.
Тема «Роль трудового воспитания в социальной адаптации умственно отсталых детей» 1. Содержание трудового воспитания в школе для детей с умственной отсталостью. 2. Возможность социальной адаптации умственно отсталых детей. 3. Роль трудового воспитания в социальной адаптации умственно отсталых детей. 4.Проанализируйте особенности склонностей и профессиональной направленности умственно отсталых.
Лабораторные работы
Раздел 1 «Общие вопросы психологии детей с нарушениями интеллекта»
Тема «Современный подход к классификации умственной отсталости» 1.Наследственные болезни аминокислот, сопровождающиеся нарушением нервно-психического развития. 2.Органические ацидемии, сопровождающиеся нарушением нервно-психического развития. 3.Клинические формы умственной отсталости, в основе которых лежат генетические и хромосомные нарушения. 4.Описать клинические проявления синдрома Гулера. 5.Описать клинические проявления синдрома Клайнфельтера. 6. Описать клинические проявления микроцефалии.
  Раздел 2 «Психологическая характеристика когнитивной деятельности детей с нарушениями интеллекта»
Тема «Специфика развития умственно отсталого ребенка в дошкольном детстве» 1.Проанализировать причины и сущность нарушения механизмов предметной деятельности у умственно отсталых детей. 2.Проследить последствия недоразвития ведущей деятельности раннего возраста. 3.Сделать сравнительную таблицу основных психических новообразований в норме и при раннем органическом поражении ЦНС. 4.Особенности отношения умственно отсталого ребенка к окружающим людям. 5.Особенности ориентировочных действий умственно отсталых детей.  
Тема «Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников» 1.Проанализировать характер взаимодействия матери и ребенка с ранним органическим поражением ЦНС. 2.Описать своеобразие развития восприятия себя, взрослого и сверстников детьми с нарушением интеллекта. 3.Провести анализ овладения субьект-обьектными отношениями детьми с нарушениями интеллекта, связав его с формированием партнерских отношений в ролевой игре. 4.Связь ведущей деятельности в развитии произвольности поведения у детей с нарушениями интеллекта.
Тема «Особенности игровой деятельности умственно отсталых» 1.Описать организацию и содержание обучения сюжетно-ролевой игре. 2.Проанализировать содержание и методы формирования сюжетно-ролевой игре. 3.Описать особенности обучения сюжетно-ролевой игре умственно-отсталых. 4. Провести сравнительный анализ с особенностями обучения нормально развивающихся детей.
Тема «Психолого-педагогическое обследование с помощью игрового материала». Особенности игры как метода изучения дошкольников.
Тема «Ранняя диагностика умственно-отсталых детей» 1.Необходимость ранней диагностики детей Проблемы ранней диагностики. 2.Сравнить особенности психического развития нормально развивающего и умственно отсталого ребенка.
Тема «Методы исследования психических процессов умственно отсталых детей» 1.Особенности восприятия умственно отсталых детей. 2.Особенности мышления умственно отсталых детей. 3.Особенности памяти умственно отсталых детей.
Тема «Изучение межличностных отношений в классе вспомогательной школы». 1.Понятие о группах и коллективах во вспомогательной школе. 2.Сущность метода выбора и методика его использования во вспомогательной школе. Составление социограмм и матриц. 3.Особенности межличностных отношений учащихся вспомогательной школы. 4.Особенности коллектива умственно отсталых школьников.
Тема «Организация занятий по изобразительной деятельности у умственно отсталых» 1.Особенности построения занятия, его части. 2.Подготовительный период в обучении изобразительной деятельности. 3.Особенности обыгрывания предметов и их объемных изображений.

 

  1. Самостоятельная работа

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине включает следующие виды деятельности:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку;

- подготовку к экзамену.

 

Кол-во час Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Раздел 1 «Общие вопросы психологии детей с нарушениями интеллекта»
Тема «Основные понятия психологии умственно отсталого ребенка»
Тема «Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития».
Тема «Особенности ВНД лиц с умственной отсталостью»
Тема «Классификация степеней нарушения интеллекта»
Раздел 2 «Психологическая характеристика когнитивной деятельности детей с нарушениями интеллекта»
Тема «Особенности психического развития умственно отсталого ребенка в младенчестве и раннем детстве»
Тема «Особенности психического развития умственно отсталого дошкольника»
Раздел 3 «Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка»
Тема «Особенности ощущения и восприятия лиц с умственной отсталостью»
Тема «Особенности внимание дошкольников и школьников с умственной отсталостью»
Тема «Особенности мнестической деятельности детей дошкольного и школьного возраста с умственной отсталостью»
Тема «Особенности двигательной сферы детей с умственной отсталостью»
Тема «Особенности мышление умственно отсталых детей»
Тема «Особенности речи детей с умственной отсталостью»
Тема «Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей»
Тема «Особенности личностного развития умственно отсталого ребенка. Формирование самооценки»
Тема «Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью умственно отсталым ребенком»
Тема «Особенности учебной и трудовой деятельности лиц с умственной отсталостью»

Тематика рефератов

1. Ян Амос Коменский о необходимости обучать и воспитывать слабоумных детей

2. Деятельность Э. Сегена.

3. История воспитания и обучения умственно аномальных детей в Италии.

4. Сущность и формы благотворительности. Деятельность Е. К. Грачевой.

5. Мероприятия Советского государства по усовершенствованию руководства борьбой с детской дефективностью и беспризорностью.

6. Особенности развития фонематического слуха у умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

7. Особенности фонетической стороны речи умственно отсталых детей.

8. Особенности словарного запаса умственно отсталых детей.

9. Особенности грамматического строя речи умственно отсталых детей.

10. Особенности письменной речи умственно отсталых школьников.

11. Расстройства устной речи (заикание, косноязычие, дизартрия) у умственно отсталых детей.

12. Расстройства письменной речи (дислексия, дисграфия) у умственно отсталых детей.

13. История становления олигопсихологии как науки.

14. Нейрофизиологические, клинические, психологические подходы к анализу «ядерных» признаков умственной отсталости.

15. Основные положения теоретических взглядов Л.С. Выготс­кого на проблемы аномального развития (умственной отсталос­ти).

16. Принципы организации психологического эксперимента при изучении умственной отсталости.

17. Психологический анализ анамнестических сведений о ре­бенке с умственной отсталостью.

18.Нейрофизиологические, клинические, психологические подходы к анализу «ядерных» признаков умственной отсталости.

19.Современная классификация психического дизонтогенеза.

20.Основные положения теоретических взглядов Л.С. Выготского на проблемы аномального развития (умственной отсталости).

21.Принципы организации психологического эксперимента при изучении умственной отсталости.

22.Анализ понятий «психическое недоразвитие», «задержанное развитие», «поврежденное развитие», сходство и отличие.

23.Психологический анализ анамнестических сведений о ребенке с умственной отсталостью.

 



2016-09-16 319 Обсуждений (0)
Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)