Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 5. Государство и право России в период становления и расцвета абсолютизма



2016-09-15 1322 Обсуждений (0)
ТЕМА 5. Государство и право России в период становления и расцвета абсолютизма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Занятие 1.Модернизация государственного и общественного строя при Петре I (семинар с использованием метода мозгового штурма)

План:

1. Государственные реформы Петра I. Бюрократизация государственного аппарата.

2. Сословные реформы Петра I. Правовой статус сословий: дворянства, духовенства, городского населения, крестьян.

Нормативный материал:

Акт поднесения государю царю Петру I титула императора... 22 октября 1721 г.

О поручении Правительствующему Сенату... 2 марта 1711 г.

О должности Сената. 27 апреля 1722 г.

Об управлении во всех коллегиях... 12 декабря 1718 г.

О должности генерал-прокурора. 27 апреля 1722 г.

Об учреждении губерний и о расписании к ним городов. 18 декабря 1708 г.

Регламент или устав главного магистрата. 16 января 1721 г.

Регламент или устав Духовной коллегии. 25 января 1721 г.

Табель о рангах. 24 января 1722 г.

Литература: основная [1, 2, 4]; дополнительная [9, 16, 26, 38, 39, 59, 68, 73].

Задачи и упражнения

1. Какие из ниже перечисленных полномочий по петровскому законодательству принадлежали Сенату: а) комплектовать свой состав; б) заменять императора в момент его отсутствия; в) издавать законы; г) решать дела, по которым не могли принять решение соответствующие коллегии; д) рассматривать челобитные, поданные рекетмейстеру; е) назначать на должности чиновников госаппарата? (При ответе сошлитесь на соответствующие нормативные акты).

2. В 1722 году асессор провинциального суда Волобуев, не имевший дворянского происхождения, был принят на службу в качестве асессора в надворный суд Ингермандландской губернии. Мог ли он стать потомственным дворянином? Если да, то до какого чина он должен был дослужиться и сколько лет он должен был служить?

3. Раскройте содержание терминов: абсолютизм, империя, сословие, бюрократия.

Занятие 2. Законодательство Петра I

План

1. Изменения в регулировании имущественных отношений. Развитие права собственности. Обязательственные отношения.

2. Уголовное право: а) специфические особенности; б) понятие преступления, терминология; в) виды преступлений и наказаний.

3. Процессуальное право: а) судебная система; б) укрепление розыскных начал в судебном процессе по Указу 1697 г. и в «Кратком изображении процесов или судебных тяжеб»; в) Указ «О форме суда».

Нормативный материал:

О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах. 23 марта 1714 г.

Артикул воинский. 26 апреля 1715 г.

Краткое изображение процесов или судебных тяжеб. Март 1715 г.

О форме суда. 5 ноября 1723 г.

Литература: основная [1, 2, 4]; дополнительная [29, 39, 61, 65, 75].

Задачи и упражнения

1. Помещик Святогорский, многодетный, задолжав значительную сумму соседнему вотчиннику Ческидову, решил в 1721 году заложить свое имение, рассчитывая таким образом поправить свое материальное положение. Чтобы узаконить сделку, Святогорский обратился с прошением в Вотчинную коллегию. Какое постановление должна была принять Вотчинная коллегия?

2. Выделите новые виды договоров, нашедшие правовое закрепление в петровском законодательстве: а) договор купли-продажи; б) договор поклажи; в) договор личного найма; г)договор подряда; д) договор дарения; е) договор поставки; ж) договор изорничества; з) договор товарищества.

3. Ссылаясь на петровское законодательство, покажите, какими мотивами руководствовался Петр I, существенно изменив брачный возраст (лицам мужского пола было разрешено вступать в брак лишь при достижении 20 лет, женского пола – 17 лет).

4. В марте 1722 года дворянин И. Княжин за уклонение от воинской службы был подвергнут шельмованию. После приведения приговора в исполнение он провел ночь со своими старыми друзьями, а по возвращению был ограблен и побит. Позднее ему удалось задержать нападавших на него и доставить их в суд. Каким должно быть решение суда?

5. Раскройте содержание терминов: майорат, договор товарищества, состав преступления, вменяемость, формальная система доказательств.

Занятие 3. Государственно-правовое развитие России при Екатерине II. «Законная монархия»

План:

1. Политика «просвещенного абсолютизма». Реформирование центрального и местного аппарата управления.

2. Попытка систематизации российского законодательства. «Наказ» о составлении проекта нового уложения.

3. Жалованные грамоты дворянству и городам.

4. Реорганизация судебной системы.

Нормативный материал:

Учреждения для управления губерний всероссийской империи. 7 ноября 1775 г.

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. 21 апреля 1785 г.

Грамота на права и выгоды городам Российской империи. 21 апреля 1785 г.

Литература: основная [1, 2, 4]; дополнительная [10, 34, 35, 39, 44, 46, 51, 65, 73, 84, 86].

Задачи и упражнения

1. Опираясь на законодательство Екатерины II, дайте ответ на следующие вопросы: а) мог ли дворянин, женившийся на недворянке, сообщить ей дворянское звание; б) могла ли дворянка, вышедшая замуж за недворянина, лишиться своего состояния и могла ли она сообщить дворянство мужу и детям; в) кто мог лишить дворянина его «дворянского достоинства»; г) мог ли дворянин подвергаться телесным наказаниям; д) мог ли дворянин отказаться от государственной службы?

2. Проанализируйте принятые Екатериной II Жалованные грамоты дворянству и городам и покажите, какие изменения произошли в праве собственности по законодательству второй половины XVIII века.

3. В 1787 году командование воинской части, проходившей маршем через Киевскую губернию, распорядилось расквартировать своих солдат и офицеров не только в крестьянских избах, но и в доме местного помещика, в то время находившегося в Санкт-Петербурге. Правомерными ли были действия командования воинской части?



2016-09-15 1322 Обсуждений (0)
ТЕМА 5. Государство и право России в период становления и расцвета абсолютизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 5. Государство и право России в период становления и расцвета абсолютизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)