Изготовление моделей методом протяжки
Изначально отрисовывается и рассчитывается профиль будущей модели. Затем этот профиль переносится на лист метала. При помощи ножниц по металлу вырезается сам профиль. Нам нужна только внешняя часть абриса. После чего мы берем надфиля различной конфигурации и доводим шаблон до идеального состояния. Это необходимо для изготовления четкой модели. При помощи самой мелкой шкурки мы убираем заусенцы. Шаблон готов. Берем прямоугольный кусок ДСП и электролобзиком выпиливаем профиль будущей модели на 2-4 мм больше чем на металлическом шаблоне. Теперь собираем каретку. Выпиливаем две совершенно одинаковые стенки. Отмечаем место стыковки шаблона с несущими стенками на одинаковом расстоянии и закрепляем их на саморезы. После чего выпиливаем опору для руки и закрепляем ее поверх боковых стенок. Это добавляет нашей каретке (рис.8) дополнительную прочность. Прикручиваем ровную доску или брус к столу- это направляющая, по которой будет ездить каретка. Затворяем гипс. Делаем его погуще. Накладываем на стол и, упираясь кареткой в направляющую ведем от начала и до конца стола с одинаковой скоростью (рис.9). Излишки сливаются в ведро. После они накладываются сверху и т.д. такая операция производится в среднем 3-4 раза в зависимости от объема модели. И в самом конце затворяем очень жидкий гипс, так называемое молочко, и им закрываем поры и шероховатости на поверхности нашей модели. Снимаем модель со стола и распиливаем на модули. У меня получилось два модуля: центральный (рис.11) и угловой (рис.10). Угловой делается так: отпиливается кусок модели под 90˚.потом расчерчиваем место распила под 45˚. Повторяем эту операцию еще раз но уже в зеркальном отражении. Примораживаем части на гипс и доводим вручную шаблонами, циклями, резаками. Затем идет формовка. Шеллачим модели. Каждую модель хорошенько смачиваем, чтобы из нее вышел весь воздух после чего обрабатываем мыльно0масленой эмульсией. Ставим обечайки и заливаем лицевую сторону. Снимаем фаски и ставим обечайки, чтобы залить боковые стороны. Эти операции производим с каждой моделью. Сушка гипсовых форм. Сушка необходима для того, чтобы из гипса вышла химически связанная вода. В противном случае наши формы не смогут вбирать влагу из шамотированной массы, что в свою очередь не даст нашему изделию подвялиться в форме, дать первую усадку и в последствии отстать от гипсовой формы. Сушка проходит в принудительных условиях в электрической сушилке. Продолжительность сушки 8 часов в течении 2-ух дней, т.е. по 4 часа каждый день при температуре 70˚С. После всех этих операций идет ручная формовка. Ручная формовка. Берем волюшку шамота, отрезаем пласт и выкладываем его на стол. При помощи доски или бруса, в зависимость от того, что оказалось под рукой, выбиваем воздух. Это необходимо сделать, т.к. в противном случае во время обжига наше изделие может разорвать. Затем берем скалку и раскатываем пласт равнотолщинный(примерно 1,5-2см). Выкладываем его в стянутую шпагатом форму. Проминаем, чтобы он принял форму нашей модели. Теперь раскатываем еще такой же пласт и разрезаем его на две половины- это будущие боковины нашего изделия. Вкладываем их в форму и проминаем углы. Раскатываем колбаску и этим самым уплотняем углы. После чего выставляем из такого же пласта перегородку по середине. Она служит ребром жесткости. В течении примерно часа происходит переход шамота из пластичного состояния в коже-твердое состояние. Когда на стыке шамота и гипсовой формы появляется трещина, значит пора вытаскивать. Разнимаем форму. Сначала отсоединяем боковины. Если шамот до сих пор держит гипс, то нужно постучать резиновым молотком. Потом переворачиваем лицевую часть формы с полуфабрикатом. Полуфабрикат под своим весом отделяется от формы. Теперь смотрим нет ли трещин или «жмотин». Жмотины образуются, когда два пласта плохо пробиты между собой. Проминаем место где появились дефекты стекой, смачиваем и вминаем шамот, при помощи резинового шпателя выравниваем поверхность. Порой эти жмотины добавляют декоративность нашему изделию, являясь дополнительной фактурой. Этим методом были набиты «козырек» и «сапог» (рис.12) моего камина. Общее количество набивок составило 16 штук. Ручная лепка. Методом ручной лепки изготавливаются зеркало, топка и боковины стенки моего камина. Первоначально собираем каркасы под набивку. Они собираются из ДСП. Отрисовываем картон с расчетом на усадку. На листе ДСП расчерчиваем границы. Электролобзиком выпиливаем нужные размеры. Натягиваем целлофановую пленку для того, чтобы наш каркас не покоробился и не деформировался от влаги. Поверх натягиваем бумагу, сложенную в несколько слоев. Бумага нужна для того, чтобы шамот равномерно усаживался. Из ДСП выпиливаем боковые рамки. Прикручиваем их на саморезы и стягиваем металлическими уголками. Приступаем к набиранию массы. Берем куски шамота и бросаем в собранные каркасы . Тем самым выбиваем воздух. Накидав, начинаем пробивать при помощи бруска. Целью является приготовление однородного пласта. Затем раскатываем скалкой, чтобы определенная толщина соблюдалась на всей площади пласта. Рамка должна быть выше, чем само зеркало изделия, поэтому по борту увеличиваем высоту на 15см, соблюдая картон, отрисованый по проекту. Когда это сделали, приступаем к переносу рисунка на пласт. Далее начинаем моделировать объемы. В рельефе необходимо также соблюдать плановость, чтобы передать эффект перспективы. Хотя изображение достаточно условно, все равно нужно показать глубину пространства. Покрываем деревья и землю слоем шамота не более 5мм, тем самым определяем границы неба, затем постепенно начинаем наращивать планы от заднего к переднему☺. Постепенно дело доходит до рамки. Сначала при помощи деревянных шаблонов придаем рамкам определенную форму. Они представляют собой стилизованные стволы сосен. Их ветви заплетены в некий узор. Весь этот рельеф на рамке выбирался из общего объема. Это предает ему цельность и декоративность. После чего начинаем наносить фактуры. Вариантов фактур бесконечное множество. Я же остановился, непосредственно, на фактуре деревьев. Взяв кору, я вминал ее в поверхность как рамок, так и самого рельефа. Фактура обогащает работу, делает ее более интересной. Когда рельеф готов даем ему время подвялиться, затем снимаем боковины и разрезаем его. Рамка должна немного нависать над рельефом (для лучшей стыковки), поэтому режем внутрь под рамку. Затем каждую деталь в отдельности подрезаем внутрь, чтобы уменьшить площадь стыковки. Все это надо сделать, так как во время сушки возможна небольшая деформация. Сушка проходит сначала в естественных условиях. Каждую деталь по бокам обклеиваем мокрой бумагой. Это дает наиболее равномерное уменьшение линейных объемов и предотвращает поднятие краев. После чего все детали относятся в электрическую сушилку. Там проходит окончательный этап сушки. Шлифовку выполняют шкуркой. Сначала грубой, а затем мелкой. Для выравнивания горизонтальных и вертикальных площадок лучше натягивать шкурку на брус, потому что это увеличивает площадь шлифовки. Можно использовать как прямоугольный брус, так и круглый, который необходим для обработки сырца со сложной конфигурацией. Декорирование. Следующий этап- это декорирование. Материалами для декорирования являются пигменты, ангобы, глазури(как прозрачная, так и цветные). Ангобы - это подглазурные краски, в основе которых лежат легкоплавкие глины. Они бывают как белые, так и цветные это зависит от состава ангоба. Цветные ангобы (голубые, синие, зеленые, серые) получаются на основе белых ангобов с добавками окиси металлов (кобальта, хрома, меди, марганца и др.) или цветных пигментов, изготовляемых на керамических красочных заводах.По своему составу ангобы делятся на глинисто-песчанистые, имеющие высокую водопоглощаемость, и на флюсные с низкой водопоглощаемостью. Перед нанесением ангобного слоя необходимо смочить поверхность сырца. Это делается для лучшего сцепления, иначе ангобный слой может осыпаться как перед обжигом, так и после обжига. Ангобы имеют самую большую палитру оттенков, а при смешении между собой они дают более сдержанные оттенки. Рекомендуется не смешивать более 3 цветов. Это связанно с тем, что в противном случае цвет будет более «грязным». Также с помощью ангобов можно добиться акварельности в работе. Этого можно добиться уменьшением толщины ангобного покрытия. В практике встречается метод, когда ангоб смешивают 50×50 с прозрачной глазурью. Результатом чего является полуглянцевая поверхность. В процессе работы использовались 2 способа нанесения ангобного слоя такие, как кистевой и метод пульверизации. Во втором случае необходимо увеличить влажность ангоба для того, чтобы он не засорял распылитель и ложился на поверхность равномерно. Кистевым способом расписывались рельефные части такие, как деревья, птицы, снег, облако и луна. Смесью ангоба и глазури был покрыт очаг, символизирующий огонь. Пигментами являются цветонесушие оксиды металлов. Сюда преимущественно относятся: окислы титана, которые сообщают краске желтый цвет, окислы хрома - зеленый и красный, марганца - коричневый, фиолетовый и розовый, железа - желтый, красный и коричневый, кобальта - синий и голубой, никеля - коричневый и фиолетовый, меди - зеленый и сине-зеленый, урана - желтый цвет. Благородные металлы в виде окислов иридия сообщают черные цвета, а платина и золото соответственно серые и красные. Пигменты в состав подглазурных красок часто входят в виде шпинелей. Кроме того, пигменты содержат вещества, которые сами по себе не имеют окраски, но оказывают влияние на оттенки краски и улучшают ее рабочие свойства, как, например, окись олова, мел, каолин и др. В процессе декорирования можно использовать как в чистом виде, так и в смеси с прозрачной глазурью. В моем случае пигмент использовался один- оксид никеля. Для нанесения его на поверхность сырца приходилось его затворять его с водой. На тех участках, которые были покрыты толстым слоем пигмента, образовалась металлизация, а там, где тонкий слой - появился нежноумбровый оттенок. Коричнево-фиолетовый оттенок не получился из-за того, что пигмент не был покрыт прозрачной глазурью. В основе цветных глазурей лежит бесцветная прозрачная глазурь, которая в процессе обжига увеличивает прочность изделия за счет появления стекловидной пленки на его поверхности. Цветную глазурь можно приготовить самому, смешав прозрачную глазурь с пигментом (оксидом метала). В моей работе использовались несколько цветных глазурей: индиго, давший глубокий синий цвет; болотная – светлоумбровый; русская зеленая – глубокий зеленый; коричневая с чернотой и белая глухая (белая эмаль). Наносились они также 2-мя способами: кистевым и пульверизационным. Результат декорирования вполне достойный, т.к. почти все оттенки, заложенные в проекте, совпали. Обжиг Обжиг как завершающая стадия керамического производства включает в себя помимо термической обработки отформованного и высушенного сырца (в отдельных случаях декорированного в суховоздушном состоянии, например солями-растворами) также термическую обработку керамического изделия, политого глазурью (иногда предварительно декорированного подглазурной или по сырой глазури), и термическую обработку изделия с нанесенной надглазурной росписью. В зависимости от назначения и характера керамического материала его обжиг можно вести в один прием или в несколько приемов (стадий). Первый обжиг (так называемый утильный), например для фаянса, сводится к закреплению формы изделия и к приобретению материалом всех основных, присущих ему свойств. Второй обжиг (так называемый политой или глазурный) - к закреплению-глазури на материале, а для некоторых материалов, как, например, фарфоровых, также к приобретению присущих ему основных свойств, которые не были получены при первом обжиге. Третий обжиг (так называемый декоративный) сводится к закреплению на глазурованном материале надглазурной росписи. Этот обжиг, в свою очередь, может вестись в один или несколько приемов (в зависимости от количества и характера красок, наносимых на обожженный глазурованный материал). Изучение обжига сравнительно с сушкой представляется намного более сложным, так как в данном случае, наряду с физическими процессами протекают химические превращения обжигаемого материала. Превращение необожженной керамической массы под влиянием действия высоких температур в новый материал, обладающий камнеподобной структурой, обусловлен рядом сложных процессов, как, например, образованием стекловидной фазы, перекристаллизациями, модификационными изменениями (преимущественно кварца), получением различных новых соединений из основных составляющих керамической массы и т. д. Таким образом, при обжиге керамических масс имеют место сложные физические, химические и физико-химические процессы. Значение природы изменений, которые претерпевает керамическая масса в процессе обжига, и тех закономерностей, которые обусловливают образование заданного керамического материала, дают возможность квалифицированного ведения процесса обжига. Весь процесс обжига можно условно подразделить на три основных периода: период предварительного подогрева, собственно обжига и охлаждения. Первый период (предварительный подогрев) служит для прогрева сырца от начальной температуры (40-80°С) до температуры начала второго периода. В этом периоде все компоненты массы находятся в твердом состоянии, следовательно, протекание химических взаимодействий в данном случае идет очень медленно. Здесь особенно важно соблюдать плавный подъем температуры, так как резкие колебания последней могут привести к неравномерному прогреву сырца (в особенности по его толщине), что влечет за собой создание больших внутренних напряжений, а это, в свою очередь, приводит к разрушению обжигаемого изделия. Поэтому необходимо соблюдать равномерный прогрев сырца по всей толще садки в печи. В первом периоде обжига помимо прогрева сырца протекают процессы удаления гигроскопической и химически связанной влаги. Последняя выделяется главным образом за счет дегидратации глинистого вещества, идущей по уравнению Аl2О3 * 2SiO2 * 2Н2О = Аl2О3 * 2SiO2 + 2Н2О (при температуре около 600°С). В этом периоде имеют также место выгорание органических примесей и разложение карбонатов, например при температуре 800 - 850°С идет разложение карбонатов кальция: СаСО3 = СаО + СО2. Первый период заканчивается при температурах 800 - 950°С (в зависимости от характера обжигаемого материала). Второй период (собственно обжиг) служит для завершения процессов образования камнеподобного материала. Качество обожженного изделия определяется преимущественно в этом периоде. Здесь поддерживаются наиболее высокие температуры обжига. В начале данного периода керамический материал представляет собой массу, состоящую из маслосвязанных частичек, слегка смоченных жидкой фазой. Присутствие жидкой фазы обусловлено содержанием в исходных материалах легкоплавких веществ. Последние под влиянием повышенной температуры частично расплавляются с выделением легкоплавких смесей (эвтектик). При дальнейшем повышении температуры увеличивается количество жидкой фазы за счет полного расплавления легкоплавких составляющих, сопровождающееся образованием сложных силикатов. При температуре 1200 - 1400°С идет разложение алюмосиликатов, содержащихся в керамической массе, на свободные окислы с последующим образованием новых соединений. Например, безводный каолинит распадается на свободные окислы, которые соединяясь, выкристаллизовываются из жидкого расплава, образуя муллит (3Аl2О3 * 2SiO2), выделяющийся при этом избыточный кремнезем представляется преимущественно в виде кремнекислого стекла. Жидкая фаза мешает перерождению зерен β-кварца в кристобалит, сопровождающемуся увеличением объема (которое может достигнуть 20% сравнительно с первоначальным). Легкоплавкие составляющие, вступая в химическое взаимодействие с кварцем, дают жидкую фазу, которая способствует растворению неустойчивых модификаций кварца и, насыщаясь ими, выкристаллизовывает устойчивые модификации. Кроме того, жидкая фаза благодаря своей высокой вязкости и смачивающей способности мешает образовыванию трещин и содействует спеканию. Таким образом, жидкая фаза играет роль как бы пружины, смягчающей явления расширения кварца в результате его модификационных изменений. Она также играет роль цемента, заливающего трещины и поры, способствуя этим спеканию и получению монолитного материала. Из сказанного выше следует, что исходные материалы, не содержащие плавней, не могут дать качественного обожженного изделия в силу полного отсутствия жидкой фазы во втором периоде обжига. Однако избыток жидкой фазы, образующейся при обжиге в результате содержания в исходных материалах чрезмерно большого количества плавней, вызывает отрицательный эффект, так как при этом уменьшается огнеупорность массы и повышается способность к деформации. Третий период (охлаждение) служит для понижения температуры в печи с целью остужания обожженных изделий. Понижение температуры в печи, аналогично ее повышению, должно идти плавно. Скорость понижения зависит от характера обжигаемых изделий (толщины их стенок, степени спекания материала и др.). Например, чем толще стенки изделия, тем охлаждение должно идти медленнее. Действительно, многие изделия архитектурно-художественной керамики, например мозаичные плитки для полов, различные архитектурные вставки и др. не выдерживают быстрого охлаждения, они делаются хрупкими, трескаются, а иногда даже разрываются. Отсюда, как правило, вначале охлаждение необходимо вести медленно. Обычно в самом начале этого периода имеет место небольшая зона закала (перепад температур для большинства керамических материалов составляет около 30° в 1 ч). Опасность появления трещин особенно велика при температурах 600 - 400°С, где заметно сказывается влияние модификационных изменений кварца, имеющих место при температуре 575°С. В дальнейшем прохождение процесса охлаждения можно ускорить вплоть до его завершения, обычно допуская при этом перепад температур ориентировочно около 120 - 125° в 1 ч. Отсюда, суммируя особенности процессов, протекающих при обжиге, можно сделать вывод, что для получения качественного обожженного изделия необходимо соблюдать следующие основные условия: 1) наличие добавок в исходной керамической массе, обеспечивающих при обжиге образование вязкой жидкой фазы, которая обусловливает спекание массы и обладает хорошей смачивающей: способностью. При этом жидкая фаза должна также обладать свойством осуществлять растворение неустойчивых модификаций и продуктов разложения основных составляющих массы; 2) равномерное распределение легкоплавких добавок в отформованном и высушенном изделии, в противном случае избыток жидкой фазы, образующийся в отдельных участках изделия, ведет к возникновению сильных внутренних напряжений и более ранней деформации в процессе обжига; 3) достижение оптимальной температуры обжига с последующим выдерживанием ее в течение определенного времени, обеспечивающей возможность частичной перекристаллизации основных составляющих массы. Физико-химические процессы, протекающие при утильном и политом обжиге, в сумме отвечают физико-химическим процессам, протекающим при однократном обжиге изделия в соответствующих периодах обжига. Моя дипломная работа обжигалась двукратно, но каждый обжиг по своей сути являлся политым, т.к. он протекал при температуре 1050˚С. В связи с тем, что боковые стенки камина еще не были готовы к обжигу, пришлось за первый раз обжечь только зеркало с топкой. Т.к. я не был уверен в достаточной просушке сырца, пришло растянуть период прогрева до 300 минут при температуре 90˚С. Продолжительность обжига, включая все периоды от прогрева до полного остужения печи, заняло 3-е суток. Результатом обжига стали такие эффекты, как сборка глазури, матовость поверхности зеркала, металлизация пигмента, выгорка некоторых цветных глазурей (изумрудной, русской зеленой). Сборка получилась в связи с тем, что поверхность покрываемая глазурью не была проутилена. Следствием металлизации является увеличение концентрации пигмента на поверхности. Матовость- из-за того, что ангобы не были покрыты прозрачной глазурью. Во второй заход обжигались продекорированные боковые стороны и докрашенные элементы топки и зеркала. Результатом второго обжига стало то, что некоторые дефекты, которые были не желательные, были исправлены. Хотя, как говорится, дефекты в керамике- это дополнительные эффекты.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |