Урок 6. ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: узнавать образы природы в произведениях культуры; понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях; изготавливать игрушку из природных материалов по схеме. Метапредметные результаты: читать схему изготовления игрушки; систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры; узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Личностные результаты: понимать красоту произведений народного творчества; осознавать красоту природы, воплощённую в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки. Оборудование.У учителя — кассеты с записью народной песни, магнитофон; предметы традиционного быта народов своего края; изображения животных (конь, петух, лев); пейзаж с солнцем на голубом небе, с деревом в инее. У учащихся — сухая трава, солома или мочало, нитки, ножницы. Предварительная работа.Первый вариант — организуйте для учеников посещение краеведческого музея (экспозиция традиционного быта, народных промыслов). Второй вариант — если в самой школе есть музей народного быта, договоритесь с его руководителем об экскурсии. Третий вариант — проведите урок-экскурсию в краеведческий или школьный музей с последующим закреплением пройденного материала по рабочей тетради (с. 12—13). Ход урока Актуализация знаний и умений. Урок можно начать с краткого повторения в форме ответов на вопрос учителя: «О каких предметах культуры и при родных материалах вы узнали на предыдущих занятиях?» Для закрепления материала в рабочей тетради выполняются задания № 1 и № 2 (с. 12). Целеполагание. Далее предложите детям поделиться впечатлениями от экскурсии в музей и рассказать, какие образы природы они увидели в изделиях из ткани, прялках, старинной посуде, домашней утвари, традиционных игрушках. Аналитический этап. Затем откройте учебник на с. 14—15 и рассмотрите с учащимися изображения изделий народного творчества. Дети должны описать, как выглядят образы природы на них. Что бы увидеть, как мастер преображает небо, солнце, растения, петуха, коня, льва, сравните их с реалистическими изображениями или фотографиями. Если дети затрудняются это сделать, помогите им. Кружевное дерево в руках мастерицы не просто повторяет причуды зимней природы. Она создает орнамент по законам фантазии, воображения, соединяя белый цвет, напоминающий о снежной зиме, с летними цвета ми и листьями, похожими на узоры, которые мороз рисует на оконном стекле. Конь из глины имеет свой характер, словно настоящий, но мастер украсил его красными кругами с крестом — знаками огня. Это конь не простой, а солнечный, он несет собой свет на весь белый свет. А на полотенце выткан сказочный конь-птица, на двух птичьих ножках, с крыльями, хвост веером, словно цветущие ветви. Сказочно выглядит и лев, которого мастер вырезал на белом камне. Он улыбается, хвост процвел цветочным бутоном с пышными листьями. Петушок на липовой доске вырезан очень искус но. И хотя он не раскрашен, кажется, что сверкает много цветной радугой. Орнамент на деревянной прялке похож на голубое небо с сияющим добрым солнцем, словно картинка к народному присловью: Льет солнышко свет На старого, бывалого На весь Божий свет: Да на Ванюшку малого! Тренировочные упражнения. Далее выполняется задание № 3 в рабочей тетради (с.13). Дети рассматривают схему изготовления кукол и делают их сами (куклу девочки или мальчика). Если куклы будут сделаны из упругой соломы или сухой травы, их можно соединить в пары, поставить на ровную поверхность стола и ритмично постучать кулачками в такт плясовой музыке: куклы весело спляшут для ребят. Региональный компонент.Продолжение урока по первому, второму и третьему вариантам можно выстроить, обратившись к произведениям устно-поэтического, песенного, изобразительно-прикладного искусства народов своего края, в том числе — к национальному детскому фольклору. Физкультминуткимогут быть проведены в сопровождении народной музыки, в ритме детской считалки. Помощник, выбранный по желанию, перед классом делает ритмичные движения в такт мелодии. Остальные дети повторяют движения за ним. Физкультминутки можно провести и со считалкой. Дети подпрыгивают попеременно то на одной, то на другой ноге и хором скандируют считалку: — Ты куколка, я куколка, Петуховы дети Что ты долго не была? Ехали в карете. — Побоялась петуха; Стук, гром — cтекла вон. На последней фразе («стекла вон») дети хлопают в ладоши над головой. Рекомендации для занятий в семье.Посмотрите вместе с ребенком свежим взглядом на привычный домашний интерьер. Есть ли в нем предметы, в которых представлены образы природы? Обсудите с ребенком, из каких природных материалов выполнены предметы вашего домашнего обихода, как передал мастер в своей работе образы природы.
Урок 7. МЫ — ЛЮДИ
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): Предметные результаты: иметь первое самое общее представление о гендерных различиях на уровне понятий «человек», «люди», «мужчины», «женщины»; иметь первоначальное представление о традиционном костюме народов России; определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности. Метапредметные результаты: соотносить образ растущего дерева с последовательностью этапов индивидуальной человеческой жизни (от младенчества до старости); выявлять и перечислять особенности традиционного костюма и музыкально-поэтического творчества народов России; оценивать эмоционально – эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма и музыкально-поэтического творчества народов России. Личностные результаты: осознавать многообразие и красоту людей разного возраста, разной этнической принадлежности; понимать ценность семейного архива, дающего опору памяти о самых дорогих нам людях; осознавать красоту традиционного костюма; переживать на уроке радостное чувство единения друг с другом. Оборудование.У учителя — кассеты с записями песен народов своего края, магнитофон; подлинные предметы костюмного комплекса народов своего края или их изображения; фотографии мужчин и женщин разного возраста; несколько разноцветных клубочков (по одному на группу из 4—5 ребят), для жеребьевки — корзинка со скрученными полоска ми бумаги, на нескольких знак клубочка (соответственно числу клубочков). У учащихся — фотографии (или копии фотографий) близких детям людей разного пола и возраста. Предварительная работа.Первый вариант — организуйте для учеников посещение краеведческого музея (экспозиция традиционного женского и мужского костюма). Второй вариант — если в самой школе есть музей народного быта, договоритесь с его руководителем об экскурсии и покажите образец традиционного костюма. Попросите родителей помочь детям в отборе фотографий, их копировании для выполнения в классе задания по рабочей тетради. Третий вариант — проведите урок-экскурсию в краеведческий или школьный музей с последующим закреплением пройденного материала по рабочей тетради (с. 14—15). Ход урока Актуализация знаний и умений. Урок можно начать с краткого повторения в форме ответов на вопрос учителя: «О каких больших частях окружающего мира вы узнали на предыдущих занятиях?» (Природа, культура.) Затем вернитесь к с. 9 учебника. Учитель: «Перечисли те, что относится к живой природе. Вспомните, какой вывод вы сделали относительно места человека в мире живой природы. (Человек занимает особое место в мире живой природы). Почему? Поищем ответ на этот вопрос. Целеполагание. Взглянем друг на друга. Какие мы, люди?» (Мы очень разные. Мы мальчики и девочки. Есть среди нас темноволосые и черноглазые, есть светловолосые и светлоглазые. Ребятки — юные, как росточки растения. Учитель и родители — старше. Бабушки и дедушки еще постарше. Но общее у нас, разных по возрасту и внешности, то, что все мы люди.) Аналитический этап. Учитель: «Откройте учебник на с. 16—17 и рассмотрите фотографии людей. Как расположены эти фотографии? (Двумя рядами, растущими вверх. Слева — снизу вверх: фото графии девочки, девушки, молодой женщины, старушки. Справа — снизу вверх: фотографии мальчика, юноши, молодого мужчины, старика). Почему именно так расположены фотографии? (У всех народов детки сравниваются с молодыми растениями, которые тянутся вверх, к солнцу. В старых людях все народы мира ценят мудрость, знания; они как солнце, которое освещает все вокруг. Люди среднего возраста как стволы, от которых зависит крепость деревьев). Рассмотрите внимательно лица людей. Найдите подходящие слова, чтобы описать самое привлекательное в них. Попробуйте представить себе, как эти люди относились бы друг к другу, если бы они были родными, знакомыми, друзьями. Теперь еще раз пусть каждый взглянет на соседа и назовет одним словом самую привлекательную черту друг в друге». Тренировочные упражнения. Далее выполняется задание № 1 в рабочей тетради (с. 14—15). Выводы и обобщения. Затем учитель задает вопрос: «Как вы понимаете русскую пословицу «Глупые люди друг друга губят да погубляют; умные люди друг друга любят да пособляют»?» Региональный компонент.Предложите детям поделиться своими впечатлениями от экскурсии в музей и рассказать, какие костюмы они там видели, чьи это костюмы (мужские, женские), каким народам принадлежат, чем костюмы удивили и что в них понравилось. Затем вновь откройте учебник на с. 16—17. Предложите детям рассмотреть изображения людей в костюмах разных народов России и описать, как они выглядят. Читающие дети могут прочитать названия этих народов. Учитель: «Сравните, похожи ли костюмы людей в учебнике на костюмы, которые вы увидели в музее. Чем они похожи? Чем различаются? Послушайте песни народов своего края. Какие чувства они выражают? Понятны ли вам эти чувства? Бывают ли в вашей жизни минуты, когда переживаете такие же чувства?» Далее дети поют вместе с учителем. Учитель: «Подумай те, что чувствовал каждый из вас, когда пел вместе со всеми». Выслушайте ответы. Особо подчеркните те из них, в которых говорится о чувстве единения детей друг с другом во время пения. Сравните эти чувства с незримыми нитями, которые словно соединяют сердца разных людей воедино. Спросите детей, что такое «мы». (Мы — это я вместе с другим, с другими). Затем раздайте по жребию несколько разноцветных клубочков детям-ведущим (дети по очереди берут из корзинки полоски скрученной бумаги; у кого нарисован клубочек, тот его и получает). Предложите, чтобы каждый ведущий с помощью желающих создал группу из 4—5 человек, протянув вокруг всех ниточку из клубочка. Сделайте вывод о красоте людей разного возраста и разной этнической принадлежности: «У разных людей очень много общего, надо только уметь это увидеть. Мы, люди, составляем особую часть окружающего мира». Физкультминуткимогут быть проведены в сопровождении народной музыки. Помощник, выбранный по желанию, перед классом делает ритмичные движения в такт мелодии. Остальные дети повторяют движения за ним. Рекомендации для занятий в семье.Обсудите с ребенком классную работу в рабочей тетради на с. 14—15 и задание № 2. Выполните его с ребенком.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |