Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По специальностям «Правоведение»



2016-09-16 354 Обсуждений (0)
По специальностям «Правоведение» 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену по курсу

«Конституционное право Республики Беларусь»

Для студентов 2-го курса дневного, заочного отделений,

Го курса (2-го высшего образования)

по специальностям «Правоведение»

(2012-2013 уч.год).

 

1. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь.

…духовной и др. Предметом регулирования являются наиболее важные (фундаментальные) общественные отношения. В то же время предмет регулирования других отраслей права составляет какая-либо одна область жизни. В этом — принципиальное отличие конституционного права от всех остальных отраслей права.

 

Именно его предметом являются общественные отношения, возникающие при установлении основ общественного строя. Конституционное право содержит основополагающие принципы взаимоотношений государства и личности. Нормы конституционного права определяют сам процесс формирования права, они закрепляют систему государственной власти (статус государственных органов, форму государства, форму государственного устройства, форму правления), предусматривают формы собственности, принципы хозяйственной деятельности, виды юридических актов и их соотношение.

 

Конституционное право тесно связано со всеми отраслями права. Именно с него начинается формирование национального (внутригосударственного) права. В конституционном праве находятся истоки других отраслей права. Нормы данной отрасли получают свое дальнейшее развитие в таких отраслях права, как административное, гражданское, финансовое, трудовое, уголовное и др.

 

Конституционное право Республики Беларусь в своем развитии прошло несколько этапов, что выразилось в обновлении содержания текстов конституций, национального законодательства, теории и практики их применения.

2. Конституционно-правовые нормы и институты.

Значение слова «норма» происходит от латинского norma — руководящее начало, правило, образец. Правовая норма является разновидностью социальных норм, что обусловливает наличие у них как общих, так и специфических признаков.

 

Конституционно-правовые нормы, в свою очередь, имеют свойственные всем правовым нормам признаки.

 

Особенности конституционно-правовых норм: они включают особую сферу регулирования, имеют свои формы (источники), им присущ учредительный характер.

 

Субъектами, на которых распространяются конституционно-правовые нормы, являются не только граждане (человек), но и такие специфические категории, как народ, государство, избиратель, депутат, высшие органы власти (Президент, Парламент) и др. Конституционно-правовые нормы отличает особая структура. Их можно классифицировать по следующим признакам:

 

• по юридической силе: нормы-начала, нормы-принципы, устанавливая основополагающие правила поведения, обладают верховенством по отношению к иным нормам;

 

• методу правового регулирования: убеждение и принуждение как два основных метода;

 

• характеру предписаний: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;

 

• степени определенности содержащихся предписаний: императивные, диспозитивные;

 

• назначению в механизме правового регулирования: материальные и процессуальные;

 

• территории действия: действующие на всей территории республики, действующие в границах административно-территориальной единицы (например, решение местного референдума).

 

Конституционно-правовые институты — это определенные звенья отрасли конституционного права, действующие во взаимосвязи. Основной признак объединения норм в институт — это однородность регулируемых общественных отношений.

3. Конституционно-правовые отношения их субъекты, объекты, содержание.

Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

 

Конституционно-правовым отношениям присущи как общие, т. е. характерные и для других видов правоотношений, так и особенные черты. Например, конституционные нормы через определение основных начал, принципов регулируют уголовные, трудовые, жилищные, налоговые и другие виды отношений, но отличаются особым субъектным составом (например, народ, государство).

 

Основным субъектом конституционно-правовых отношений выступает человек, при этом не имеет значения, обладает он гражданством, является иностранцем или лицом без гражданства (апатридом).

 

Субъекты конституционно-правовых отношений не всегда являются равноправными. Одни и те же субъекты могут в зависимости от вида возникшего конституционного правоотношения меняться ролями: в одних случаях выступать властной стороной, а в других подчиненной (например, Президент и Парламент при решении вопросов о конституционно-правовой ответственности). Можно выделить несколько групп конституционно-правовых отношений. Прежде всего это конституционно-правовые отношения общего характера.

 

Конкретные конституционно-правовые отношения, в отличие от общих, характеризуются четким субъектным составом, наличием прав, свобод и обязанностей.

 

Для возникновения конкретного конституционного правоотношения необходимо наличие: 1) не менее двух субъектов (отдельный индивид не может находиться в правовом отношении с самим собой); 2) нормы права, регулирующей соответствующие общественные отношения; 3) праводееспособности субъектов (правосубъектности); 4) юридического факта.

 

Для возникновения, изменения и прекращения отдельных правоотношений в некоторых случаях требуется юридический состав, т. е. совокупность фактов. Например, для роспуска Палаты представителей или Совета Республики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь необходимо: 1) заключение Конституционного Суда о систематическом или грубом нарушении палатами Парламента Конституции (ч. 2 ст. 94); 2) отсутствие препятствий для принятия решения о роспуске (ч. 4 ст. 94).

 

Объектом конституционных правоотношений являются общественные отношения. Это могут быть материальные блага (заработная плата Президента, депутатов); нематериальные блага (жизнь, свобода, достоинство, право на национальную принадлежность); поведение, действия субъектов (ответственность депутатов за совершение уголовного правонарушения) и др.

4. Система конституционного права Республики Беларусь.

5. Источники конституционного права Республики Беларусь. Их общая характеристика и иерархия.

Среди важнейших источников (форм) права следует назвать:

 

1) нормативно-правовые акты государственных органов (сюда мы включаем и ставшие обязательными для Республики Беларусь в силу ратификации, присоединения, утверждения международные договоры);

 

2) правовые обычаи;

 

3) судебные и административные прецеденты.

 

Место, роль, совокупность источников права зависят от правовой системы того или иного государства.

 

Система нормативно-правовых актов в нашей республике определяется Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов.

 

Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом:

1) Конституция Республики Беларусь;

 

2) заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

 

3) конституционные законы (например, акты толкования Конституции);

4) международные договоры, действующие на территории республики;

5) законы, декреты и указы Президента (при этом указанные кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы; аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным законам, в частности закону о бюджете, они также должны стоять над всеми иными законами);

6) указы Президента, изданные на основе законов;

7) постановления Правительства и Национального банка Республики Беларусь;

8) нормативные акты министерств и ведомств. Замыкают эту иерархию нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами.

 

Определяя иерархию нормативных актов, следует помнить о норме, закрепленной в ст. 8 Конституции Республики Беларусь, согласно которой Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. По существу, эта норма является вектором развития правовой системы Беларуси, осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности. Особую специфику имеет вопрос о соотношении законов, принятых народом и Парламентом, о месте регламентов палат Парламента и иных органов в системе актов.

 

6. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь.

Конституционное право является ведущей основополагающей отраслью национальной правовой системы (да и других государств, исключая мусульманские страны, где главную роль играет не Конституция (если она имеется), а т.н. священная книга "Коран"). Такая роль данной отрасли права обусловлена, прежде всего, значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются ее нормами.

 

С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль права, той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более, противоречит им. Конкретизируем эти общие положения на примерах:

 

· Так, конституционное право определяет систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления. Следовательно, оно устанавливает основы административного права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления;

 

· В конституционное право входят нормы, закрепляющие экономический строй, формы собственности, право частной собственности граждан и право ее наследования. Эти нормы составляют основы гражданского права, регулирующего имущественные отношения;

 

· Конституционно-правовые нормы закрепляют основные права граждан: на труд, отдых и др. Эти нормы являются исходными для трудового права, которое регулирует трудовые отношения;

 

· Конституционное право закрепляет обязанности граждан соблюдать Конституцию, исполнять законы, уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц, при необходимости исполнять священный долг по защите Республики. Эти положения являются исходными для уголовного права;

 

· В конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности суда и прокуратуры. Следовательно, они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

 

Таким образом, конституционно-правовые нормы являются основой, на которой возникают общественные отношения, регулируемые другими отраслями права. Например, конституционно-правовая норма, закрепляющая право граждан на труд, регулирует отношения между гражданами и государством, где на стороне граждан - право на труд, на стороне государства - создание условий для полной занятости населения (ст.41 Конституции). Если гражданин реализует право на труд, т.е. поступает на работу, то этот юридический факт является основой для возникновения новых, уже трудовых отношений - отношений между гражданами и администрацией предприятия или учреждения.

7. Наука конституционного права Республики Беларусь, предмет, система, источники. Представители белорусской науки конституционного права, их труды.

Наука КП – сфера чел. Деятельности ,функции которой является выработка и теоритическая систематизация знаний о действительности.

Характерные черты научного знания:

1) Системность

2) Объективность

Наука КП изучает конституционно-правовые отношения ,а отрасль КП регулирует их.

Наука КП изучает закономерности такого регулирования. В результате формируется учение о КП ,представляющее собой систему взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, суждений, идей , концепций и теорий.

Предметом изучения КП являются , нормы КП ,что предполагает изучение содержания конституционно – правовых норм.

Наука КП направлена на изучение системы КП и норм ,т.е. КП как отрасли права.

В предмет КП входят акты конституционного законодательства. Наука выявляет их систему , иерархию и соподчиненность(юридич. силу), исследует состояния конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его с потребностями общественного развития ,предлагая пути совершенствования.

Существенный вклад науки появился в период 5ой конституции 1990-1994, затем ее редакции 1996,2004.

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.

 

Если, с одной стороны, конституционное право интегрирует (т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные положения. Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, являясь его логическим центром, вокруг которого расположены другие отрасли права.

 

Для раскрытия сущности конституционного права и его эффективности необходим анализ политических, со­циально-экономических процессов и обобщение реальной жизни как итога его реализации. Только таким путем можно дать оценку этой отрасли права.

Источники конституционного права в юридическом смысле — это формы (правовые акты), в которых закреп­ляются нормы права.

 

Среди правовых актов как форм (источников) конституционного права следует назвать Конституцию, международные договоры, законы, декреты, указы, постановления и другие правовые акты.

 

Основным источником конституционного права является Конституция. Ее положения всегда являются пер­вичными, учредительными. Конституция — это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак правового государства. Конституция является базой для развития отраслевого законодательства и в то же время решает основные вопросы развития общества.

 

Содержание нынешней Конституции Республики Беларусь свидетельствует о стремлении закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

 

Предметом конституционного права как науки является совокупность знаний, взглядов, разработанных кон­цепций, идей, представлений:

 

· о нормах конституционного права, их назначении, цели, воздействии на политические, экономические и социальные процессы;

 

· об эффективности норм права, их реализации, совершенствовании, взаимодействии с нормами других отраслей права (административного, финансового, гражданского, хозяйственного, трудового и др.);

 

· об отмене устаревших норм и выработке новых, о государственно-правовых отношениях, через которые ре­ализуются нормы конституционного права;

 

· о научном определении компетенции всех основ государства;

 

· о высоком реальном правовом статусе граждан демократического общества и государства.

 

Таким образом, само существование данной юридической науки обусловливается наличием конститу­ционного права как отрасли права. Это наука о конституционном праве как отрасли права.

 

От уровня науки конституционного права зависит уровень отраслевых правовых наук.

 

Источниками конституционного права как науки являются научные труды политических деятелей мира, дореволюционных русских и белорусских ученых-юристов, ученых союзных республик бывшего СССР, современных ученых СНГ и дальнего зарубежья в области конституционного права.

 

Предметом конституционного права как учебной дисциплины является методически обоснованная учебная литература, объясняющая теорию конкретных проблем науки конституционного права, его отдельных правовых институтов, а также даюшая толкование содержанию нормативных актов и практике их реализации.

 

Таким образом, учебная дисциплина как бы объединяет науку, нормы конституционного права и процесс их реализации.

8. Конституция Республики Беларусь: понятие, структура, юридические свойства.

Определить конституцию как явление можно с позиций исторического, социально-политического и правового развития.

 

С учетом исторического аспекта конституция — это документ, отражающий на момент его принятия уровень развития общественного и государственного строя в стране, ее место в мировой цивилизации.

 

Социально-политический аспект в подходе к конституции как к явлению позволяет определить ее в качестве регулятора социальных отношений, отражающего расстановку политических сил в обществе. Как правовое явление конституция — это основной закон государства, обладающий юридическим верховенством и являющийся фундаментом его правовой системы.

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, строение. Конституция — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами)1.

 

В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название — Основной Закон. Ранее предыдущие Конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее) название. Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.

 

Однако для определения конституции чисто формальной констатации ее основополагающего значения, как акта высшей юридической силы, недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального) значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, т. е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции закрепляют по меньшей мере два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования:

 

1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина,

 

2) организация государственной власти, —

 

а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

 

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

 

По мнению немецкого политического деятеля Ф. Лассаля, сущность конституции представляет собой «фактические отношения, силы, существующие в данном обществе»2. В современный период также принято считать, что конституция имеет социално-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям. Другой подход — чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций. Конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т. е. суть конституции — это закрепление в ней существующего конфликта между классами.

 

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция — это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

 

Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально, с учетом международных стандартов соблюдены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядов. Поэтому нередко конституция — это итог компромисса между ними, например между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как документа, юридически закрепляющего общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе1.

Юридические свойства Конституции Республики Беларусь

 

Юридические свойства Конституции Республики Беларусь — это характерные черты конституции как юридического документа.

 

Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Для конституции характерны ее верховенство и высшая юридическая сила.

 

Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность, устойчивость.

 

Конституция имеет надпозитивный характер, сформулированные в ней принципы являются вектором правотворческой и правоприменительной практики.

 

5. Форма и структура Конституции Республики Беларусь

 

Форма конституции — это способ фиксации конституционного материала (текста), т. е. в данном случае речь идет о внешнем проявлении конституции (внешней форме). Внутренняя форма — это ее структура, т. е. последовательное расположение ее статей, обеспечивающее юридическую связь между ними.

 

Конституционные нормы составляют содержание разделов и глав.

 

Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные, переходные положения.

 

Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции. Преамбула имеет нормативное содержание.

 

Основная часть Конституции состоит из восьми разделов; третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь глав).

Заключительные и переходные положения помещаются в разд. IX Конституции. Данный раздел позволяет правовыми средствами обеспечить переход к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции.

 

6. Действие Конституции Республики Беларусь, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции

 

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

 

В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

 

Согласно ст. 139 Конституции, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

 

Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конституционного требования.

 

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т. п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

 

Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

 

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Консти-туции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

 

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем народного голосования.

9. Порядок принятия, изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

 

В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

 

Согласно ст. 139 Конституции, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

 

Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конституционного требования.

 

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т. п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

 

Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

 

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Консти-туции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

 

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем народного голосования.

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.).

Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 г. I Всебелорусским съездом Советов. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была прямо закреплена в Конституции. Было провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая система государственных органов Беларуси, отменена частная собственность на землю, стали национальным достоянием образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия, введена всеобщая трудовая повинность.

 

Были и прогрессивные нормы, которые на практике, к сожалению, не всегда исполнялись. Провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на деле приоритет) пропаганды. Уничтожалась зависимость печати от капитала, однако на практике это привело к наличию только официально выражаемой точки зрения. Закреплялось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации). Было предусмотрено равенство независимо от расовой или национальной принадлежности.

 

Конституция 1927 г. на первый план также ставила права трудящегося. «Не трудящиеся» лишались ряда прав, например проводить общественные мероприятия. Почетное право защищать революцию с оружием в руках имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

 

Третья Конституция Беларуси была принята 19 февраля 1937 г. В ней были отражены факт победы социализма, господство социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности; перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство; отмена ограничений избирательных прав «не трудящихся»; равенство граждан. В целом расширен круг прав и свобод граждан, например, были предусмотрены нормы обеспечения неприкосновенности личности, жилища, личной переписки и др. К сожалению, провозглашенные в Конституции гарантии прав не были реализованы на практике.

 

Четвертая Конституция БССР была принята 13 апреля 1978 г. Верховным Советом БССР. К этому времени в 1977 г. была принята Конституция СССР, в которой провозглашалось построение развитого социализма и общенародного государства. По существу эти положения нашли отражение и в республиканской Конституции. К сожалению, ее недостатком явилась излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов ее исполнения, в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, что было прямо закреплено в соответствующих статьях Конституции. Органы государственной власти по существу были придатком единственной партии, действовавшей в обществе. Следует отметить, что Конституция 1978 г. после десяти лет действия (1989—1990) претерпела некоторые существенные изменения. Так, в 1989 г. в нее были внесены значительные изме нения, коснувшиеся порядка организации и деятельности Советов депутатов, в том числе Верховного Совета и его Президиума, проведения выборов и др. В 1990 г. были внесены изменения в отдельные статьи Конституции, что привело к ликвидации монополии компартии на власть.

 

Заслуживает внимания история подготовки и принятия Конституции 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь 22 июня 1990 г. принял решение об образовании Конституционной комиссии. Ее полный состав был определен 20 июля 1990 г. В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (ученые и практики). В рамках Конституционной комиссии сразу были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После подготовки проектов на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта. Надо сказать, что по существу проект Конституции был уже готов к середине 1991 г. Впервые он был рассмотрен на седьмой сессии Верховного Совета 11 ноября 1991 г. С докладом по проекту новой Конституции на сессии выступил заместитель Председателя Верховного Совета, руководитель рабочей группы В. И. Шолодонов, который дал развернутую характеристику проекта, раскрыл содержание проведенной работы, отметил, что в процессе подготовки проекта было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.

 

Обсуждение представленного документа было весьма острым и заинтересованным. Следует отметить, что, несмотря на множество замечаний по проекту, высказанных депутатами, существенной критики по структуре проекта не прозвучало. Самые острые разногласия между представителями различных политических течений возникли относительно того, какой должна быть наша республика — президентской или парламентской, а также о профессиональном статусе депутата, т. е. работают ли они только в Парламенте или совмещают свои депутатские обязанности с производственной и учебной деятельностью, об административно-территориальном устройстве и местном самоуправлении. Широкая дискуссия также развернулась относительно закрепления в Конституции государственности белорусского языка, возможности придания такого же статуса русскому языку. Если другие поднятые проблемы в ходе дальнейшей работы были достаточно легко решены, по ним были найдены оптимальные варианты ре шений, то отмеченный круг вопросов оставался до самой последней сессии, когда в итоге и была принята Конституция, весьма острым, вызывающим много критики и взаимных обвинений депутатов.

 

Верховный Совет 11 ноября 1991 г. принял постановление по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено было опубликовать проект в печати для народного обсуждения, а исполнительно-распорядительным органам местных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь.

 

К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991 г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта оживило дискуссию в обществе по Основному Закону страны, в Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, по радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов в целом одобрительно отнеслись к проекту.

 

По сравнению с седьмой сессией проект, представленный на десятую сессию, претерпел существенные изменения. Более четкое содержание получил разд. I «Основы конституционного строя» и прежде всего положения, связанные с закреплением государственного суверенитета, народовластия, некоторых иных институтов демократии, статуса белорусского языка. В разд. II «Личность, общество, государство» с учетом Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщей декларации прав человека, собственного исторического опыта были уточнены формулировки, относящиеся к правам, свободам и обязанностям граждан. Уделено особое внимание не только личным, политическим правам и свободам, но и социально-экономическим правам, особенно тем, которые вызвали наибольшую заинтересованность граждан в процессе обсуждения проекта, праву на труд, жилище, образование, медицинское об служивание. Претерпели существенные изменения другие разделы и главы проекта, при этом хотелось бы обратить внимание на два аспекта. Не отказываясь от провозглашенного принципа разделения властей, Конституционная комиссия представила на десятую сессию проект, где предусматривалась парламентская республика (Президент — Глава государства, при этом он не осуществляет руководство исполнительной властью).

 

Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. было поручено доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.

 

Этим же постановлением был утвержден один из важнейших документов, позволивших дисциплинировать работу над проектом Основного Закона и ввести ее в единое русло, — «Порядок завершения работы над проектом новой Конституции Республики Беларусь». По существу, после двух с половиной лет работы был принят специальный регламент деятельности Конституционной комиссии, нормы которого были выше по своей значимости, чем нормы Временного регламента Верховного Совета. В дальнейшем все депутаты неукоснительно придерживались той процедуры, которая была закреплена в нем.

&nb



2016-09-16 354 Обсуждений (0)
По специальностям «Правоведение» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По специальностям «Правоведение»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)