Знакомство с историей письменной речи
1) Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. След от него оставался лишь в мозгу того, кто его слышал. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удержать их в памяти. Может, магнитофоном воспользоваться? Да, хорошо бы, но тогда их и в помине не было. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. – Как вы думаете, какой же выход нашли древние люди? Мнения детей. Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. 2) Работа с учебником (с. 6). Прочитайте письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Киплинг. Как было написано первое письмо Однажды маленькая первобытная девочка и ее первобытный отец пошли к реке набить к обеду карпов. Но только отец начал охотиться, как его копье сломалось. Появился Незнакомец, которого Таффи решила послать за запасным копьем для отца. Но Незнакомец был из другого племени и не понимал, о чем говорила ему Таффи. Тогда девочка решила нарисовать акульим зубом на куске бересты картинку. «Сначала я нарисую, как папа ловил рыбу. Он вышел у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копье у него сломалось. А теперь я нарисую другое копье, то, которое ему нужно, черное. У меня вышло, будто он ударил папу в спину, но это потому, что мой акулий зуб… соскользнул, да и кусок бересты маловат. Вот копье, которое ты мне должен принести, а вот я. Я стою и посылаю тебя за копьем. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче…». Вы, дети, наверное, догадались, какой переполох наступил в племени, когда Незнакомец принёс по адресу это первое письмо. Как только Тешумай (мама Таффи) взглянула на картинку, она завизжала и кинулась на Незнакомца. Другие доисторические дамы разом повалили его наземь, и все шестеро уселись на него рядком, а Тешумай принялась вырывать у него из головы целые пучки волос. – Все очень понятно и просто, – сказала она. – Этот незнакомый мужчина проткнул моего Тегумая копьём и так напугал Таффи, что волосы у неё встали дыбом. Но этого ему было мало, и он принёс мне странную картинку, чтобы похвастаться своими злодействами. Глядите! – и она показала картинку всем доисторическим дамам. – Всё это ужасно, ужасно! Всё племя отправилось спасать Таффи и её отца. Они заставили Незнакомца привести их на берег реки. Там они нашли и Тегумая, и Таффи живыми и здоровыми. Таффи рассказала, что своим рисунком она только хотела передать просьбу, чтобы мама дала Незнакомцу для отца копьё. И тогда вождь племени сказал, что девочка сделала великое открытие: «…придёт день, когда люди назовут его умением писать. Покуда мы вместо писем будем посылать друг другу картинки, а в картинках – вы сами видите – не всегда можно разобраться как следует… Но придёт время, когда мы придумаем буквы и научимся при помощи букв читать и писать – и тогда у нас не будет ошибок». – К сожалению, сказка здесь дана в сокращении. Сокращено даже имя Таффи. Знаешь, как её звали в племени? Таффамай Металлумай, а это значит: Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлё-пать-за-то-что-она-такая-шалунья. Сокращён и конец сказки, потому что он не имеет к вам никакого отношения. – О чём девочка хотела сообщить? Мнения детей. Учитель может прочитать сказку «Как было написано первое письмо». (По Р. Киплингу.) 3) Работа на альбомном листе. – Нарисуйте то, о чём вы хотите сообщить всем. Рассмотрение и обсуждение рисунков. – Так ли вас поняли одноклассники? Почему? Мнения детей. 4) Придумали древние люди пиктограммы, чтобы более понятно выражать отдельные мысли. – Прочитайте пиктограмму-предложение. (Сова видит мышь.) – Как вы думаете, что обозначают чёрточки под рисунками? Мнения детей. – Это схема предложения. Каждое слово в схеме предложения обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы – завышенный левый край черты. В конце всегда ставится какой-то знак (здесь стоит точка). Учитель может предложить детям «рассказать» о каком-то событии посредством рисунка, а затем – посредством пиктограммы. –Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи (вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать». Можно, если есть время, сравнить с детьми две контрастные по настроению картины, например, полотна И. К. Айвазовского «Штиль» и «Девятый вал». – Почему все дети любят рисовать и рассматривать картинки? 5) Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас. – Посмотрите (с. 6) на слова, которые здесь записаны. – Какое из этих слов вы можете прочитать или увидеть в нём знакомые буквы? – На каком языке записано это слово? – А знаете ли вы, как пишется слово зима по-японски? По-английски? – Попробуйте написать эти слова сами. Дети пробуют написать на строчках под словами. – Запомните, как пишутся эти слова, и дома можете показать своим родителям, как пишется слово зима не только по-русски, но и по-японски, по-английски. – Что использовали для написания слов? (Буквы и иероглифы.) – Можем ли сказать, что для их написания мы использовали устную речь? почему? – В Азбуке, кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже вид речи, но какой? (Письменный.) И речь будет называться письменная. – Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте и чтения. Прогулка Только в лес мы все зашли, Появились комары. Руки вверх – хлопок, Руки вниз – хлопок. (Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.) Дальше по лесу шагаем – И медведя мы встречаем. Руки за голову кладём И вразвалочку идём. (Ходьба на внешней и внутренней сторонах ступней с покачиванием.)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |