IV. Работа с учебником (с. 85)
1. Чтение продолжения докучной сказки. – Меняется ли голос при чтении? Почему? 2. Самостоятельная работа. Детям предлагается самостоятельно разгадать кроссворд. 3. Впишите в клетку лишнюю букву. Объясните свой выбор. 4. Напишите слова во множественном числе. – Подчеркните безударные гласные в корне слов. – Определите на этой и предыдущей страницах, где проза, где стихи, где кроссворд, где грамматические задания. V. Итог урока.
Урок 79. МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ Цель: познакомить с буквой Ь, показать ее роль в словах. Ход урока I. Постановка темы и цели урока. – Вы любите сказки? Я вам предлагаю сегодня создать удивительную, добрую сказку. А её название вы определите сами. Было – угол, Стало – уголь. Было – мел, А стало – мель. Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? Мягкий знак! – Верно, ребята! Сегодня о чём мы будем говорить? II. Показ учителем буквы печатной и письменной. Сравнение букв. Печатание буквы в тетрадях. – Почему буква одна – маленькая? Какой звук обозначает эта буква? Для чего служит мягкий знак? Мягкий знак, мягкий знак – Без него нельзя никак. Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо «шесть» получили шест, Вместо «есть» напишем ест, Станут пенками «пеньки», Уголками – «угольки», «Банька» в банку превратится. Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. III. В гости пришли сказочные герои (герои могут быть любые): добрый Змей Горыныч, Карандаш, Буратино, Незнайка. – Сказочные персонажи приглашают нас в Царство мягкого знака. Но чтобы попасть туда, нужно произнести заклинание (дети прижимают Азбуку к груди). Грамматика, грамматика – Наука очень строгая! Пусть трудна, но без неё Плохое было бы житьё! Дети за учителем повторяют «заклинание». – Чтобы свободно продвигаться по этому Царству, нужно знать правила написания слов с мягким знаком, с которыми вы сегодня познакомитесь. А помогут нам в этом эти сказочные герои. Портреты героев висят на доске. IV. Работа над темой. 1. – Змей-Горыныч предлагает вам послушать сказку про мягкий знак. Г р а м м а т и ч е с к а я с к а з к а Жили-были в Азбуке буквы. И любили они ходить друг к другу в гости. Буквы жили не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. – Что ты за буква? – возмущались они. Вот это буква: Ь. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо, очень одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало: Без головы, а в шляпе, Одна нога – и та без сапога. (Гвоздь.) Стали буквы составлять слово гвоздь. Встали на нужные места, и вышло гвозд. – Что-то у нас не получается! – забеспокоились они. – Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твёрдый. Буква И говорит: – Встану я и обозначу мягкость Д, – быстро пристроилась она в конце. – Что получилось? (Гвозди.) – Но ведь у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть? – Давайте лучше я встану, – сказала Я. (Гвоздя.) – У нас опять ничего не получилось, ведь ты обозначаешь звук [а], – сказали буквы. – Что же буквам делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.) – Иди к нам, мягкий знак, – позвали его буквы. Он с радостью согласился им помочь и быстро встал в конец слова. – Что получилось? (Гвоздь.) Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. Вот, оказывается, какой он незаменимый, мягкий знак. Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. 2. Карандаш предлагает вам отгадать загадки, а отгадки напечатать на доске и в тетрадях. Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест клубнику, мёд, А зимой сосёт он лапу? (Медведь.) Льётся речка – мы лежим. Лёд на речке – мы бежим. (Коньки.) Число, которое больше шести, но меньше восьми? (Семь.) Висит за окошком Кулёк ледяной. Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька.) Первый месяц года? (Январь.) – Где в этих словах пишется мягкий знак? Для чего он нужен? На доске: Мягкость согласных звуков на письме обозначается Буква Ь в середине слова обозначает мягкость согласного – Посчитайте количество букв и звуков в словах. Что заметили? – Незнайка принёс сюрприз. Напечатал слова и доволен. Он думает, что мы их не прочитаем. Запись на доске: УГОЛ МЕЛ ЕЛ БРАТ СТАЛ ШЕСТ 1) Буратино решил проучить его. Как только Незнайка отвернулся, он написал Ь, и все слова исчезли, появились новые. – Давайте их прочитаем. – Какую роль играет Ь в словах? 2) Некоторые задания Буратино не смог выполнить. Помогите ему, ребята! а) Чем оканчивается осень? (Ь.) б) Спрячьте Ь в середине слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь. (Деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огоньки.) – Для чего нужен мягкий знак? На уроке можно использовать с. 89 Азбуки. IV. Итог урока. – Вы сегодня отлично справились с заданиями сказочных героев. Вы все становитесь учёными Царства мягкого знака. – Как вы думаете, всё ли вы узнали о мягком знаке? На дальнейших уроках вы узнаете ещё что-то новое об этой букве.
Урок 80. ВРЕМЕНА ГОДА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Цель: упражнять в чтении слов с изученными буквами, в словообразовании. Ход урока
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |