Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К. Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 г.»



2016-09-16 1190 Обсуждений (0)
К. Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» 0.00 из 5.00 0 оценок




В этом произведении Маркс разрабатывал исходные положения диалектического и исторического материализма, применяя их в критике классической буржуазной политэкономии, обосновывая тем самым свое мировоззрение. В этих рукописях Маркс еще не называет себя коммунистом, определяя свое учение как "реальный гуманизм" в отличие от буржуазного абстрактного гуманизма. Терминология Маркса, а также отдельные положения рукописи свидетельствуют о влиянии на него антропологического материализма Фейербаха, но важнейшие положения говорят о том, что Маркс уже преодолел ограниченность этой философии.

Главная идея "Рукописей…" — идея об определяющей роли труда, материального производства в антропологическом становлении и последующем развитии человечества. Создавая и развивая человека, труд, вместе с тем, поглощает все его силы, все его время, порабощает его, приводит к возникновению частной собственности, эксплуатации классов.

38. Марксизм: материалистическое понимание истории и проблема отчуждения.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о. он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд - форма деят, специф для чел, для р представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его “родовую” жизнь. Род челов. живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с природой. Эта связь – деятельный контакт с прир, в кот главное – труд, производство: ”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для р труд – лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к природе и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит, что у р отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Р-ие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм-сть трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?

Отч труд равнозначен сущ-нию частной собственности. Ч собств - основа экон жизни. На частнособственической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой. “Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в усл отчуждения калечит их, делает “частичными индивидами” или неразвитыми, недочелов существами. “Чатсная собств сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчеждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет, если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.

Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматривается М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присв человеком труда общей родовой сущност 4. гармонизации отношений между людьми.

Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природой в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по закону красоты. Внутренняя прир чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется чеовек, само природное развитие есть гармоничный рез-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.

39. Ленин В.И. как философ и теоретик

В первую очередь Ленин известен как философ, значительно развивший марксизм с точки зрения его практического применения политической реальности. Говоря о развитии марксизма, Ленин выделяет ряд объективных (общие условия возникновения, развитие и упрочение идеологии, накопленные объем и количество знаний, уровень развития науки) и субъективных (научная работа марксистов, внесение учения его идеологами в рабочее движение) сторон.

Ленин говорил, что марксизм имеет определенное ядро, систему основных принципов, которая всякий раз выступает в конкретных исторических условиях в качестве базы, объективно-теоретической предпосылки для творческого решения практических задач. При этом осуществляется двусторонняя связь между теорией и тем новым социально-историческим материалом, который дает жизнь. По отношению к уже установленным основоположениям марксизма это взаимодействие может означать их дальнейшее обогащение и развитие, видоизменение в частностях либо конкретизацию, уточнение пределов истинности определенных марксистских идей, временных или социальных границ их применения. тем самым в любом случае имеется некоторый позитивный научный итог. Если на базе известного в марксизме устанавливаются новые теоретические положения, то они делают прежние более точными и конкретными, повышая, так сказать, «концентрацию истинности» концептуального ядра доктрины, «удельный вес» абсолютно объективной истины марксизма не только за счет расширения пределов ее применения, но и за счет их сужения, конкретизации. В данном случае под теорией понимается прежде всего марксистская философия, а под практикой – марксизм как общественно-политическое течение. Т.е. ленинская трактовка марксизма учит: будучи наукой, марксизм, хотя и неравномерно, развивается по восходящей линии, подтверждая свою истинность в ходе теоретической практики и демонстрируя необратимость своего теоретического роста.

Оставаясь на словах (и во многом в действительности) верным Марксу, Ленин по существу оторвался от него и открыл в истории марксизма новую страницу. Однако все новое, что он ввел, можно свести к следующим принципам: 1. Значительное упрощение марксизма, полное сращивание его с материализмом; 2. В области диалектики – упор на антитезис в ущерб синтезу. Антитезис (политический символ революции), противоречие, есть главное в диалектике, синтез же носит временный, переходящий характер; 3. В области философии истории – учение о примате политики над экономикой, по крайней мере – в революционные эпохи (согласно классическому марксизму – политика есть лишь активизированное выражение экономики); 4. Огромная роль партии, которая фактически из средства зашиты интересов превратилась в самоцель, в самостоятельно существующую силу.

Философия в творчестве Ленина (как у всякого революционного марксиста) занимает особое место. Она представляет собой часть единого марксистского мировоззрения, фундаментальные принципы которого не подлежат никакому сомнению. Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере применения его на практике, конкретизации теории в свете новых исторических реалий и т.д. однако марксизм не только теория, но и связанная с ним практика – дело с конкретными историческими целями революционной борьбы и деятельности. Теория в марксизме не автономна и не самоценна, но всегда ориентирована на конкретные цели и обязана представлять интересы пролетариата, наделенного исторической миссией могильщика капитализма и строителя нового бесклассового общества.

Для Ленина теория вообще – прежде всего процесс и результат исследования определенных, вполне конкретных областей действительности.

Ленин, будучи материалистом, не только не тяготеет к релятивизму и скептицизму , но ненавидит их (по словам Бердяева) как порождение буржуазного духа. Ленин - абсолютист, он верит в абсолютную истину; хотя материализму очень трудно построить систему знания, опирающуюся на абсолютную истину, Ленина это не слишком беспокоит.

Что касается философского понятия материи, то оно зачастую у Ленина совпадает с понятием бытия вообще. Например «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях». Материя вообще признается неопределимой через род и вид, именно потому, что она есть всеобъемлющая реальность. Т.о. материальное признается единственным и объективным основанием человеческого духа, практики, объективного изменения в природе и обществе, базисом всякого изменения, способом, каким сознание, идеальное или субъективное, может быть не только выявлено, но и внешне организовано, объективировано и социализировано, обращено на достижение новых социальных отношений, на расцвет индивидуальности, а в конечном счете и на «самовозрастание» духа. Ленин-теоретик всецело полагается на суверенность объективноо мира, на мощь народных масс – творцов истории, на способность материи мира коренным образом меняться под воздействием целенаправленной, одухотворенной (в смысле правильно идеологически поставленной) и научно организованной человеческой практики.

Общечеловеческой морали для Ленина не существовало. Морально, утверждал он, все, что способствует осуществлению социализма; аморально все, что этому препятствует. Идеи добра и зла, справедливости и несправедливости были только идеалистическими выдумками, которые существовали для прикрывания благочестивыми сентенциями факт «эксплуатации трудящихся».

Ленин признавал человека деятельным существом, т.е. действующим, активным, преобразующим себя и окружающий мир. однако поиск человеческого счастья и борьба за него должны основываться на строжайшем и трезвом анализе действительности, т.е. на научном учете и знании того, что есть человек, каковы реальные закономерности и условия его существования.

Развивая материалистическое понимание истории, Ленин уделял большое значение исследованию таких феноменов XX века, как Мировая война, мировой революционный процесс, антиколониальное движение, мировое коммунистическое и рабочее движение.

Обобщая, можно сказать, что Ленин построил классический марксизм в «боевой порядок», внес определенные дополнения там, где это было необходимо для полкрепления революционной теории.

Ленинский этап в истории марксистской философии органично включил в себя не только закономерное завершение радикального замысла Марксовой революции и философии, но и богатое содержание отечественной, прежде всего – леворадикальной традиции.

Философским изысканиям изначально придавался прагматический социальный характер. Являясь безусловным сторонником идей революционизма и позитивности социального насилия, Л. как марксист, в первую очередь, выступал теоретиком и приверженцем учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. При этом особый акцент Л. делал на признании гражданской войны в качестве необходимого и неизбежного этапа разрешения классовых противоречий в обществе. По сути, классовая борьба трактовалась Л. лишь как эмбриональная стадия гражданской войны. Круг философских интересов Л. был сосредоточен на проблемах философии истории, рассматриваемых с ортодоксальных марксистских позиций. В тех случаях, когда в сфере внимания Л. оказывались гносеологические вопросы, он придавал им статус интеллектуального орудия во внутрипартийной (или даже внутрифракционной) борьбе. Последняя, как правило, характеризовалась Л. как форма разрешения антагонистического классового противоречия.

2й этап марксизма. Теории:

- применение идей марксизма в новых исторических условиях (при Лениние капитализм уже проявлял свои плохие стороны);

- защитил марксизм от врагов, в том числе и внутренних;

- попытался применить идеи на практике.

Философские взгляды в своих произведениях. «Филососфские тетради» - конспекты, когда самостоятельно изучал философию.

Статья «К вопросу о диалектике». Анализирует концепции развития:

- диалектическая;

- метафизическая – в марксизме как противоположность диалектич., исп. как синоним Ф.

По Ленину – 1я – жизнь, 2я – мертва.

Работа «Материализм и эмпириукрицитизм». Идея - на рубеже века – ломка традицион. изменений в науке (открытие радиоактивности, открытие электрона, теория относительности) .

40. Позитивизм: критика традиционной метафизики (Конт, Мах, Пуанкаре

В центре внимания П-ов неизменно находился вопрос о вз/отношения Ф и науки. Главный тезис позитивизма – все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения. П. против Ф как метафизики, но за Ф как особую науку. Только совокупность наук дает представление о мире в целом. Это была реакция на неспособнсть старой Ф решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней Ф-ии (о бытии, сущности, причинах) в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, поэтому они объявлены ложными и лишенными смысла. П принял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел.

Родоначальником позитивизма и одновременно представителем так называемого "первого позитивизма" следует считать французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857) ("закон интеллектуальной эволюции человечества", который в конечном итоге должен привести к созданию опирающейся на метод "позитивного мышления" (по сути - метод научной индукции) новой системы знаний и наук). О. Конт полагал, что данная система сможет более успешно удовлетворять растущие материальные потребности людей и рационально преобразовать человеческое общество.

В отличие от первого позитивизма, "второй позитивизм", или эмпириокритицизм, (критика чистого опыта), виднейшими представителями которого являлись Эрнст Мах (1838-1916) и Авенариус (1843-1896), перенес центр внимания с создания системы "положительного" знания на теорию "положительного" знания. Для достижения этой цели предлагалось трансформировать основополагающий для философии (прежней теории знания) "закон наименьшей затраты познавательных усилий" через т. н. "критику чистого опыта". Это означало, что вместо сведения всей действительности к нескольким абстрактным понятиям необходимо было устранять любые не подтверждающиеся опытным путем абстракции из действительно положительного - научного знания.

Как особое направление философия науки представлена впервые в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля. У. Уэвелла в форме позитивизма (от латинского positivus - положительный). В центре внимания их исследований оказались по преимуществу проблемы, связанные с изучением индуктивно-логических и психологических процедур опытного познания. Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) утверждал, что наука должна ограничится описанием внешних сторон объекта, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний. Проблемы, утверждения, понятия, которые не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил ложными или лишенными смысла. Отсюда - отрицание познавательной ценности философских исследований и утверждении, что задачи философии являются систематизация и обобщения социально-научного эмпирического знания.

В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. которые по существу определяли его развитие на различных исторических этапах. К этим исходным идеям относятся: гносеологический феноменализм - сведение научных знаний и совокупности чувственных данных и полная устранение "ненаблюдательного" из науки; методологический эмпиризм - стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки; дескриптивизм -сведение всех функций науки к описанию, но не обьяснению; полная элиминация традиционных философских проблем.

Второй формой позитивизма был эмпириокритизм или махизм (конец XIX в.). Его представители Эрнст Мах, Ричард Авенариус, Анри Пуанкаре. Главной сферой философского анализа стали содержательные основоположения науки. Внимание махистов было сосредоточено на анализе ощущений, чувственного опыта как такового. Они утверждали, продолжая традиции "первого" позитивизма, идеал "чисто описательной" науки и отвергали объяснительную часть, считая ее излишней, метафизической. При этом они отвергали понятия причинности, необходимости, субстанции и т.п., основываясь на феноменологическом принципе определения понятий через наблюдаемые данные. "Единственно существующим" признавался лишь опыт как совокупность всего "непосредственно наблюдаемого", которую махисты называли "элементами мира", якобы нейтральными относительно материи и сознания, но которые по существу оказывались "комплексом очищения".

Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия (онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи этой работы:

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология)

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.

3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том, что мы наз памятью.

Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического понимания того, что непостредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания.

- субъективный идеализм.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.”

Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире.

Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он пришел к ыводу , что вся матем м.б сведена к логике. Далее Р придал более шир значение методу лог анализа и объявил, что “логика - это сущность фил”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка.

Отождествляя всю фил с лог анализом яз, нп исключают из сферы фил почти вся ф. проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.

Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа “душа чел бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены.

Под фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт , что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказалось ,что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б. верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг предложенияим. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой др предложений., что не мб основой знания.

Пуанкаре - познаваемы лишь отношения, но не сущности. Невозможно познать мир целиком.

 

41. Феноменологическая программа реформирования философии (Э.Гуссерль

Феноменология - это философский метод или философская система, предложенная Эдмундом Густавом Гуссерлем в его монументальной работе «Логические Исследования», которую он опубликовал в трех томах с 1900 по 1913 года. Термин феноменология уже использовался в философских кругах с 1700 года. Тогда он означал абстрагирование сознания и опыта от их реальності интенциональных составляющих и обсуждение их в рамках философии. Также он обозначал исторические исследования в области самоосознания, начиная от первичных чувств и заканчивая разумной мыслью. Тем не менее, именно Гуссерль дал ей форму, которая существует в настоящее время. Он определил феноменологию, как философский метод для изучения сущностей, и акта введения этих сущностей в ткань повседневного опыта. Он считал ее трансцендентальной философией, которая имеет дело лишь с тем, что остается после того, как производится редукция. Он называл эту редукцию словом epoche, что означает заключение мнений в скобки или откладывание суждений. "Назад к предметам" - это было девизом Гуссерля, когда он говорил о каких- либо философских или научных предметах. Для того, чтобы вернуться к предметам, Гуссерль предполагал вводить в любой философский предмет, в виде его целостной части такую редукцию, которая утверждала бы существование мира до того, как начинается рефлексия. Он предполагал феноменологию как метод достижения живого опыта, как он возникает во времени и пространстве, это попытка напрямую описать опыт так, как он происходит, без остановки для определения его происхождения и объяснения его причин. Для того, чтобы выполнить эту задачу, Гуссерль предложил понятие epoche: полное изменение позиции, философ движется от самих вещей к их значениям, или, иначе говоря, от реальности воплощенных значений – ядра науки – к реальности значений, в том виде, в каком они переживаются непосредственно в окружающем мире. Позже, другие западные философы определяли и заново определяли феноменологию для того, чтобы приспособить ее к своим частным концепциям. Феноменология - это философия сознания. Гуссерль предполагал, что сознание всегда к чему-либо направлено, и оно несет в себе идеал.

Предметная область, которую исследует феноменология, является новой областью, а потому не имеет непротиворечиво сформированного категоріального аппарата философии. В этом и только в этом состоит сложность понимания проблем, поднятых Э.Гуссерлем и решаемых его последователями. Но речь-то идет о нашем сознании, о том, знаем ли мы, что такое наше сознание, можем ли мы понять другого человека, наделенного таким же сознанием (или не таким?); и если мы не понимаем другого, то что именно мы не понимаем, что не можем осознать нашим сознанием и, наконец, умеем ли мы им пользоваться. Феноменологический анализ "предполагает ... полное исключение каких бы то ни было допущений, установлений и убеждений" относительно объективности предмета, поскольку "феноменологические данные суть постижения времени", а поэтому "посредством феноменологического анализа нельзя обнаружить даже самую малость объективного времени", поскольку "переживаемое теперь, взятое как таковое, не есть точка объективного времени и т.д. Объективное пространство, объективное время и вместе с ними объективный мир действительных вещей и процессов - все это трансценденция". Порядок вещей и связи между ними, которые обнаруживает человек в собственных переживаниях, не встречаются в самом объективном мире, не является объективным порядком. Схватывание и удержание сознанием какого-либо предмета, считает Гуссерль, не означает схватывания объективности, не означает усмотрения объективной действительности. "Объективность принадлежит к "опыту" и притом к единству опыта, к закономерностям данных в опыте связей природы. Говоря феноменологически: объективность конституируется как раз не в "первичных" содержаниях, но в свойствах схватывания и в закономерностях, принадлежащих к сущности этих свойств". Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции В своей первой работе "Философия арифметики" Гуссерль исследует процесс образования понятия "число" (то, как образуется понятие "число"). В "Логических исследованиях" Гуссерль, напротив, анализирует содержание понятия "число" и утверждает, что предметом научного интереса ученого является не вещь-в-себе, а понятие о вещи-в-себе, как единство значения и смысла. Другими словами, ученый удивляется не самому предмету объективной реальности, а понятию об этом предмете, тому содержанию, которое имеется в представлении субъекта относительно данного понятия. Именно здесь, в "Логических исследованиях", Гуссерль наметил принципиальную установку на очищение научного исследования от всякого рода неявных предпосылок, тех. предпосылок, что носят метафизический характер. Чтобы достичь бесспорных основ знания, Гуссерль стремится сделать предмет науки нейтральным для познания, феноменологически очищенным - вот принцип феноменологической установки, или феноменологической редукции. Как феноменологически очистить существование предмета в мысли от формы проявления и множества функций? Как сделать, чтобы предмет мысли остался только предметом, без дополнительных функциональных, прагматических, ценностных и т.п. характеристик, т.е. без антропоморфного, субъективного содержания?

 

Эдмунд Гуссерль - немецкий философ - идеалист, основатель феноменологии, фигура, открывающая собой философию ХХ в.

Феноменология - учение о феноменах. Под феноменом в философии обычно понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Гуссерль же понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов.

Задача феноменологии - раскрытие смысла предмета, затемненного разноречивым мнением, словами и оценками. Обращение феноменологии "к самим предметам" связано с её отказом от натуралистической установки, противопоставляющей сознание и бытие. Ф. определяется Гуссерлем как "первая философия", как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения.=> как предметы, мир даны нашему сознанию? Как познаётся мир?. Он прибегает к помощи Канта и Декарта. С одной стороны, он опирается на индивидуальную интуицию по Декарту, а с др. стороны, - на Канта -на идею априорной структуры познания. (т.е. до опытную): всякий процесс познания имеет направленность на то, что он познает аинтенция (направленность на предмет). Следуя по пути рационализма Декарта, Г. стремился найти последние самоочевидные логические принципы и т.о. очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью т.н. феноменологич., или эйдической, редукции, цель которой - подготовить сознание к восприятию чистых сущностей (эйдосов), т.е. абстрагироваться (эпохе) от всего (чистое познание). Результат редукции - "чистая субъективность" (всё это приводит к возвращению сознания субъекта). Опыт для Г. - это не внешний опыт по манипуляции предметами, а опыт сознания.

Следующий шаг: он анализирует содержательные аспекты познания аинтенция наполняется сознанием, т.е. мы наделяем смыслом конкретный предмет. Здесь он анализирует связь между тем, что познается (ноэма) и познающей интенцией (ноэсис). (Ноэсис есть осмысливающая направленность сознания на объект, который в свою очередь, как носитель смысла (мыслимого содержания) есть ноэма, т.е. это раздельное описание объектов сознания и процессов их идеального построения).

Единичный субъект может познавать на основе того, чем обладает трансцендентальный субъект, тем самым он решает проблему общей значимости.

Трансцендентальный субъект - это интерсубъективный мир общезначимых истин, которые возвышаются над отдельными сознаниями и наполняет его смыслом. Это универсальная структура смыслообразования. (абсолютный опыт).

Генезис абс.опыта (происхождение) заключается в культуре, основу которой составляет жизненный мир (т.е. дорефлексивную активность человека - универс.поле различ.форм практики).- --> Взгляды Г.изменились от теории познания до проблем бытия. Ф. для Г. - это наука об априорных основаниях всех возможных предметов чел. опыта. Суть обновления рационализма Г.: стремиться выявить единство разума и всей полноты чел.бытия, включая и эмоц-чувств. аспекты, вплоть до телесности.

 

 

42. Проблема самореализации человека в философии экзистенциализма

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: религиозный Э(Ясперс, Марсель, Бердяев), атеистический Э(Сартр, Камю, Хайдеггер).

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния). Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Э-ты объявл предметом ф. – бытие. Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым, и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью. Для Сартра бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх”.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода. Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддаю<



2016-09-16 1190 Обсуждений (0)
К. Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К. Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 г.»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)