Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура и цивилизация. Этапы социокультурного развития человечества



2016-09-16 442 Обсуждений (0)
Культура и цивилизация. Этапы социокультурного развития человечества 0.00 из 5.00 0 оценок




Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития общества.

Ценность - это свойство того или иного общественного предмета/явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности.

Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие существование Цивилизация и ее продолжение. Цивилизация - социокультурное образование. Не цивилизация, а культура - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выражает личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняет F трансляции опыта, знаний, результатов чел. деятельности. Новые идеи включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется "социальный отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущего состояния развития общества.

В культуре и через культуру проявляется стремление человека преодолеть рамки своего временного, биологического существования. Человек как природное, биологическое существо подобно любым живым организмам движется по кругу: рождение-жизнь-смерть. Благодаря культуре, человек преодолевает природные границы своего существования, становится бессмертным. С получением бессмертия через крные ценности человек получает возможность осмыслить свое историческое развитие. В этом плане культура выполняет по отношению к человеческому бытию конструктивную функцию объективации не только сиюминутных целей и стремлений человека, но и его фундаментального призвания, связанного с формированием человека как универсального существа, утверждающего непреходящее, вечное. Субстанциональный смысл человеческого существования раскрывается именно в этом аспект культуры, которая выступает как основа развития человеческой индивидуальности, личности, воплощающей общечеловеческие цели и устремления, т.е. всечеловеческий смысл. Тем самым, культура выступает не просто как процесс создания идей, вещей, знаков, символов, форм и образов поведения, но и как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства или творчества.

Таким образом, культура - это связующее звено между природой и обществом. Она охватывает духовную и материальную сферу существования общества и выступает как форма проявления свободы и творчества, как средство самореализации и основных ценностей человека.

Определение культурно-историч. типа: 1. Полож-е ч-ка в общ-ве 2. Хар-р ценностей, принадлежащ. культуре 3. Тип мышл-я 4. Отнош-е к традициям и новациям.

Архаич. тип хар-ся синкретичностью, т.е. единством, неразделенностью. Реализ-ся в мифе, т.е. первичной синкретичной форме мировоззр-я. Формы культуры: ритуал (жестко организов. по-след-ть действий, относящаяся к конкр. ситуации и имеющая сакральный смысл). Культура ос-нована на мифе, существует с-ма табу. Традиционный тип появляется с началом развития гос-ва. В европ. культуре это античн-ть, средневековье, Возрожд-е. Но Востоке: Месопотамия, Шумер, Вавилон, Др. Индия, Китай. Этот тип основан на ценн-тях воспроизв-ва. Традиция - осн. ср-тво воспр-тва обществ. жизни. Ха-рактерна высокая нормативность, негативное отнош-е к новшествам, присутствут "короткие" соц. связи, основанные на личн. зав-ти. Личность осмысливает и оценивает себя как ч-ть "нас". Из корпоративн-ти следует нормативн-ть. В Европе эпоха Возр-я - переход от традиц. к ин-дустр. типу. Индустр. тип. В Европе развив-ся наука: созерцательная (теоретич.) и опирающаяся на экспе-римент. Умозрительность (матем-ка - язык науки). Основание - расцвет частн. предприним-ва, т.е. раздел-е эк-ки и гос-ва. Труд превращ-ся в товар. Появляются абстрактн. поср-ки между людьми: деньги и право. Индивидуализм и новизна становятся культурн. ценн-тями. Ценность науки - постоянные технич. новации, получение нового рез-та. В конце 18в. появл. идея об-ществ. прогресса, когда будущее становится мерилом настоящего. Расцвета и начало кризиса. В 19в. хар-ся массовой культурой, тиражированием (газеты, книги). Развив-ся массовая с-ма об-разов-я. Недостаток - появляются чел. массы, т.е. приобщ-е к культуре рассм-ся как должное. Здесь начин-ся противопоставл-е культуры и цивилиз-ии. Постиндустр. тип. (постмодерн) хар-ся фрагментарностью мира, ч-ка и культуры. Происходит децентрализ-я культурн. простр-ва, отсутствие авторитетов, множеств-ть интерпретации. По-ложит. сторона: внимание друг к другу. Недостаток - культура избытка (перенасыщенность знаниями и нехватка оценочных суждений).

Последний абзац в предыдущем.

Определение культурно-историч. типа:

1. Полож-е ч-ка в общ-ве

2. Хар-р ценностей, принадлежащ. культуре

3. Тип мышл-я

4. Отнош-е к традициям и новациям.

Архаич. тип хар-ся синкретичностью, т.е. единством, неразделенностью. Реализ-ся в мифе, т.е. первичной синкретичной форме мировоззр-я. Формы культуры: ритуал (жестко организов. послед-ть действий, относящаяся к конкр. ситуации и имеющая сакральный смысл). Культура основана на мифе, существует с-ма табу.

Традиционный тип появляется с началом развития гос-ва. В европ. культуре это античн-ть, средневековье, Возрожд-е. Но Востоке: Месопотамия, Шумер, Вавилон, Др. Индия, Китай. Этот тип основан на ценн-тях воспроизв-ва. Традиция — осн. ср-тво воспр-тва обществ. жизни. Характерна высокая нормативность, негативное отнош-е к новшествам, присутствут "короткие" соц. связи, основанные на личн. зав-ти. Личность осмысливает и оценивает себя как ч-ть "нас". Из корпоративн-ти следует нормативн-ть. В Европе эпоха Возр-я — переход от традиц. к индустр. типу.

Индустр. тип. В Европе развив-ся наука: созерцательная (теоретич.) и опирающаяся на эксперимент. Умозрительность (матем-ка — язык науки). Основание — расцвет частн. предприним-ва, т.е. раздел-е эк-ки и гос-ва. Труд превращ-ся в товар. Появляются абстрактн. поср-ки между людьми: деньги и право. Индивидуализм и новизна становятся культурн. ценн-тями. Ценность науки — постоянные технич. новации, получение нового рез-та. В конце 18в. появл. идея обществ. прогресса (см. 56), когда будущее становится мерилом настоящего. Расцвета и начало кризиса. В 19в. хар-ся массовой культурой, тиражированием (газеты, книги). Развив-ся массовая с-ма образов-я. Недостаток — появляются чел. массы, т.е. приобщ-е к культуре рассм-ся как должное. Здесь начин-ся противопоставл-е культуры и цивилиз-ии.

Постиндустр. тип. (постмодерн) хар-ся фрагментарностью мира, ч-ка и культуры. Происходит децентрализ-я культурн. простр-ва, отсутствие авторитетов, множеств-ть интерпретации. Положит. сторона: внимание друг к другу. Недостаток — культура избытка (перенасыщенность знаниями и нехватка оценочных суждений).

83. Идеология как феномен духовно-практической жизни общества. Общественная идеология и общественная психология

Идеология - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к другим классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном обществе является идеология господствующего класса, который держит в своих руках средства материального и духовного производства. Идеология - часть надстройки и необходимый фактор формирования идеологических (политических, правовых и др.) отношений. Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное место в его структуре как иной уровень по отношению к общественной психологии и обыденному сознанию и проявляет себя в различных формах общественного сознания. Соответственно различаются политическая и правовая идеология, философия и религия, нравственное и эстетическое сознание.

Первая попытка социологического исследования идеологии была предпринята немецким ученым К. Мангеймом. Как и Маркс, он полагал, что социальная функция идеологии реализуется в рамках отношений классового господства-подчинения. Если правящий класс пытается выдать свою познавательную перспективу (способ понимания общественно-политических явлений) за единственно истинную и пытается ее теоретически обосновать в этом качестве, то налицо духовное образование идеологического типа. По Мангейму, идеологиям противостоят утопии - духовные образования, порождаемые непривилегированными классами и выражающие их стремление к социальному реваншу. Утопии легко превращаются в идеологии, когда оппозиционные слои приходят к власти. Былая утопия при этом теряет свой радикализм и начинает так или иначе обосновывать неравенство.

Термин "идеология" древнегреческого происхождения и буквально означает "учение об идеях", поскольку состоит из двух слов: "идея" и " логос". В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство особенно характерно для политической идеологии, как комплекса идей о политической власти и о сфере политики в целом. Очевидно, что становление политической идеологии происходило вместе с появлением государства, и с этого времени формируются особые отношения между идеологией и политикой. Они характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.

При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она работает в том случае, когда происходит трансформация идеологических представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические идеологические структуры. Во-вторых, это интегративная модель. Для нее характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений существующих идейно-политических течений или новое пересечение идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой политической идеологии происходит в результате редукции, дзинтеграции, дивергенции, то есть "расщепления" идеологии уже существующей. В-четвертых, модель ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются в чистом виде.

Массовая (общественная) психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях - выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.

Идеология — стратегич. и тактич. с-ма, направл. на активн. обратн. возд-е на обществ. созн-е. Формир-е идеологии осущ-ся спец. и самост. группой людей — «идеологич. сословием». Кажд. класс порождает своих идеологов, призванных в теор. форме выразить политич. интересы класса. Сложн-ть соотнош-я м/у идеологией и обыд. созн-ем явл. причиной многочисл. политич. коллизий, начиная от тотальной анархизации масс и заканчивая предельно жесткими идеологич. формами тоталитаризма..

ИДЕОЛОГИЯ – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых субъективным образом осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

ИДЕОЛОГИЯ - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным образом познанной или "сконструированной" реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание. Фундируется тем, что Джемс обозначал как людская "воля к вере". Значительный элемент иррационализма, необходимо присущий любой И., обусловливает и реальный облик ее творцов: по мысли Лебона, "гениальные изобретатели ускоряют ход цивилизации, фанатики и страдающие галлюцинациями творят историю". В рамках И. (в контексте осознания людьми собственного отношения к действительности, а также существа социальных проблем и конфликтов) содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Ядром И. выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики. И. фундирована конфликтной природой мира политики, его выстроенностью по полюсной модели "враг - друг", кристаллизирующей сторонников той или иной И. Степень разработанности и наглядности образа идеологического противника правомерно полагать главным основанием сплоченности социальной группы - носителя И. Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии" (1845-1846) и позднейших работах понимали под И.: а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов; б) тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность. Согласно Марксу, "не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения". Действительность, по Марксу, предстает в зеркале И. в искаженном, перевернутом виде. И. оказывается иллюзорным сознанием. Марксово понимание И. трансформировалось благодаря Энгельсу, разделившему критический анализ иллюзий совпадения идей и интересов людей, осуществленный Фурье. Фурье критиковал "философов-идеологов" за их избыточный интерес к идеям, за ориентацию на изменение одного лишь сознания. В сложившемся марксизме И. понималась как "ложное сознание", порождаемое "классовым интересом" господствующих классов, стремящихся представить его "интересом всего общества". В дальнейшем в марксистской традиции негативное восприятие И. "эксплуататорских классов" образовывало оппозицию с И. "социалистической", воспринимаемой сугубо позитивно. И. обществ нетоталитарного (западного) типа характеризуется наличием самого мощного в истории идеологического аппарата, определенным "рамочным" плюрализмом (запрет на И. национал-социализма и расизма, "не поощрение" коммунистических взглядов), религиозной терпимостью, "рассеянностью" во всем объеме внеидеологических феноменов и т.п. Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 в. обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций И. Бахтин в своем истолковании И. попытался снять классово-политические контексты. "Идеологическое" для Бахтина - синоним семиотического, знакового вообще: "Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и пр.). Область И. совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак - там и И.". Бахтин противополагал И. - психологии как области "внутреннего знака" и "внутренней речи". Бахтин постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как "внутренний знак" тоже знак, а значит, и И. "индивидуальна", а в ряду социально-психологических явлений - выступает как "жизненная И.". Все психологическое, по мнению Бахтина, имеет свои семиотические основания: "Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание - фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путем абстракции от конкретных фактов социального выражения". Психологии Бахтин противопоставлял не И. вообще, а только ее социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и т.д. Для обозначения объективно существующих форм И. Бахтин использовал термин "идеологема". Трактовка И. как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов ее функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения ее исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма). Спецификация семиотических механизмов И. явилась одной из вершин философского творчества Р.Барта. В "Мифологиях" (1957) Барт объединил миф и И., называя их "метаязыком". Барт не считал целесообразным проводить между И. и мифом семиотическое разграничение, определяя И. как введенное в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка - как системы знаков, Барт определил миф и И. как "вторичные семиотические системы", "вторичные языки". Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного "языка" "опустошается", согласно Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и И. Мерцающее существование первичных смыслов исполняет функции алиби для концептов метаязыка, т.е. для означаемых мифа и И. Это алиби мотивирует идеологический знак, представляя связь формы с концептом как что-то "естественное" и "природное". Критическое отношение к мифу и И. приводит Барта к их описанию в образе вурдалака: "Миф же - это язык, не желающий умирать; из смыслов, которыми он питается, он извлекает ложное, деградированное бытие, он искусственно отсрочивает смерть смыслов и располагается в них со всеми удобствами, превращая их в говорящие трупы". Миф и И. звучат голосом языка-объекта, оживляя его для потребителя, чередуя его выпотрошенную форму с его исходным смыслом. Значение же самого метаязыка "натурализируется" в И. В "Основах семиологии" (1965) Р.Барт отмечал, что И. - это постоянный поиск ценностей и их те-матизация. В случае же фигуративизации, по Барту, идеологический дискурс становится мифологическим. Кристева использовала для исследования И. термин Бахтина "идеологема". Последняя определялась ею в качестве "интертекстуальной" функции, придающей тексту социальные и исторические координаты, а также связывающей текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство. И., по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя И., санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализаций. Избавиться от данных предпосылок невозможно, но возможно их прояснение в акте саморефлексии. Эко рассматривал коммуникативные функции И., которая "предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в целокупности их внутренних взаимоотношений" благодаря ограничению области возможных коннотаций. Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. И. выступает означаемым данного риторического субкода, и идеологические контексты формируются "склеротически отвердевшими сообщениями". Позже Эко описал И. как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их. Статус И. как воплощение связи дискурса с некоторой социальной топикой описывается в современной философии как ряд отношений правдоподобия. ("Референциального" - в контексте отношения с реальностями мира, "логического" - в плане соответствия жанровым и игровым закономерностям и т.д.) Нередко в рамки И. пытаются инкорпорировать чисто философские измерения (философию истории, местоположение в ней человека, сопряженные с ними оценочные суждения о возможных вариантах социального развития и желательного темпа последних). В этом контексте любая И., несущая в своей структуре некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, - утопична и эсхатологична. (Ср. у Манхейма: "в слове "идеология" имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его".) В тоталитарных обществах И. трансформируется в государственную религию с особыми догматами, священными книгами, апостолами, святыми, бого-человеками, литургией и т.д. Государство в этом случае выступает идеократической системой, в границах которой верховный жрец, могущий толковать и трансформировать постулаты И., выступает и высшим чиновником, и политическим лидером. (Бердяев именовал подобные общественные модели - "обратными теократиями".) Разрушение И. такого типа, неизбежное при переходе их на позиции терпимости и открытости к инаковым духовным образованиям, представляется не менее болезненной проблемой, чем даже процедуры передела собственности (ср. у Лебона: "нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов"). Согласно Жижеку, "фундаментальное измерение" И. следующее: "идеология - это не просто "ложное сознание", иллюзорная репрезентация действительности, скорее идеология есть сама эта действительность, которая уже должна пониматься как "идеологическая", - "идеологической" является социальная действительность, само существование которой предполагает не-знание со стороны субъектов этой действительности, не-знание, которое является сущностным для этой действительности /курсив автора - А.Г./. То есть такой социальный механизм, сам гомеостаз которого предполагает, что индивиды "не сознают, что они делают". "Идеологическое" не есть "ложное сознание" (социального) бытия, но само это бытие - в той мере, в какой это бытие имеет основание в "ложном сознании". Ретроспективно размышляя, пророчество Ницше о том, что в 20 ст. борьба за мировое господство будет осуществляться от имени тех или иных философских принципов, полностью реализовалось (ср. "Восток" и "Запад" как идеолого-политические образования) в виде несколько трансформированном: философские идеи заместились политико-идеологическими максимами. Результатом явилось крушение доверия людей к человеческой мысли как таковой - по Манхейму, это было, в первую очередь, обусловлено широким признанием того, что "мысль всех партий во все эпохи носит идеологический характер".

 

 

84. Религия как форма духовно-практического освоения мира

Религиозное сознание - одна из форм общественного сознания, т.е., наличие религиозных представлений соответствует дух. потр-тям ч-ка. Религия - это сложн. совокупное понятие, включающее в себя опред. методологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, религ. институты. конкрытные формы взаимоотнош-й между верующими и религиозной организ-ей. Религ. созн-е соответсвует объективным потр-тям чел. духа и, наравне с др. формами обществ. созн-я, явл. источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией восоржествующей в будущем справедливости. Сущн-тью религ. созн-я явл. иллюзорное удвоение мира, т.е. признание наряду с реальным, природным и соц. бытием второго, потустороннего, мира, в кот., согласно всем мир. религиям, находят или найдут свое идеальн. разреш-е все трвожащие чел. дух противоречия земного бытия.

Атрибутом религ. созн-я выступ. специально культивируемый нравственно-эмоц. акт - акт веры. Спецификой религ. веры явл. то, что ч-к реально чувчтвует и ощущает свою причастность к божественному, будучи психологически связанным с ним как с абс. нравств. гарантом.

Центр. объект религ. веры - идея бога, главная и самоценная идея, из кот. выводится все остальное содержание религии.

Возникнов-е религии в первобытн. общ-ве связ. с бессилием ч-ка перед силами природы. Религия была центр. формой обществ. созн-я в теч-е более чем 2 тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения, в которой сначала фил-я, затем наука и этика стали составлять ей своего рода конкур-ю.

Религия возникла на опред. этапе соц. развития, когда вихрь отчужденных соц. сил вокруг отдельного человека породил в нем неиссякаемую потр-ть в нравств. абсолюте.

Гносеологич. корни религии - это специфич. ос-ти чел. созн-я, делающие возможным формиров-е религ. представл-й.

Свобода совести - возм-ть выбора ч-ком религ. течения или отрицание религии.

Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов, присущих обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия — сознание массовое. Философия — сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия — всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

Сегодня вопросы религии, ее места в современном обществе, ее роли в нем, ее порази-тельной "живучести" привлекают всеобщее внимание и заставляют по-новому взгля-нуть на нашу историю. Культура и религия - исторически обусловленные социальные явления. Можно сказать, что религия имеет какие-то очень глубокие корни и не являет-ся "заблуждением", с которым легко может справиться наука. Религия тесно связана с иллюзорно-догматической формой отражения мира. Однако религия вовсе не ограни-чивается познанием мира, спектр ее задач намного шире. Поведение человека в окру-жающем мире опирается на знания о нем. Это знание формируется как бы в двух взаи-мосвязанных сферах: одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господ-ствуют чувства, сострадание, любовь к ближнему. У гармонично развитых людей оба источника знания, и логического, и эмоционального, находятся в известном равновесии и определяют поведение.

Религиозное сознание — одна из форм общественного сознания, т.е., наличие религиозных представлений соответствует дух. потр-тям ч-ка. Религия — это сложн. совокупное понятие, включающее в себя опред. методологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, религ. институты. конкрытные формы взаимоотнош-й между верующими и религиозной организ-ей. Религ. созн-е соответсвует объективным потр-тям чел. духа и, наравне с др. формами обществ. созн-я, явл. источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией восоржествующей в будущем справедливости. Сущн-тью религ. созн-я явл. иллюзорное удвоение мира, т.е. признание наряду с реальным, природным и соц. бытием второго, потустороннего, мира, в кот., согласно всем мир. религиям, находят или найдут свое идеальн. разреш-е все трвожащие чел. дух противоречия земного бытия.

Атрибутом религ. созн-я выступ. специально культивируемый нравственно-эмоц. акт — акт веры. Спецификой религ. веры явл. то, что ч-к реально чувчтвует и ощущает свою причастность к божественному, будучи психологически связанным с ним как с абс. нравств. гарантом.

Центр. объект религ. веры — идея бога, главная и самоценная идея, из кот. выводится все остальное содержание религии.

Возникнов-е религии в первобытн. общ-ве связ. с бессилием ч-ка перед силами природы. Религия была центр. формой обществ. созн-я в теч-е более чем 2 тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения, в которой сначала фил-я, затем наука и этика стали составлять ей своего рода конкур-ю.

Религия возникла на опред. этапе соц. развития, когда вихрь отчужденных соц. сил вокруг отдельного человека породил в нем неиссякаемую потр-ть в нравств. абсолюте.

Гносеологич. корни религии — это специфич. ос-ти чел. созн-я, делающие возможным формиров-е религ. представл-й.

Свобода совести — возм-ть выбора ч-ком религ. течения или отрицание религии

 

 

85. Мораль. Особенности нравственного сознания и поведения.

Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По "закону джунглей" эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель.

Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали.

Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства.

В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени.

В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.

Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества.

В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается



2016-09-16 442 Обсуждений (0)
Культура и цивилизация. Этапы социокультурного развития человечества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура и цивилизация. Этапы социокультурного развития человечества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)