Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение района плавания



2016-09-16 1092 Обсуждений (0)
Изучение района плавания 0.00 из 5.00 0 оценок




Навигационно-гидрографический и гидрометеорологический

Маршрут проходит по Азовскому, и Черному морям. После окончания погрузочных работ и оформления необходимых документов судно уходит в рейс.

Азовское море

Азовское море расположено между параллелями 45°17' и 47°ІТ сев. шир. и меридианами 34°49' и 39° 18' вост., долг. Протяженность его от косы Арабатская Стрелка до устья реки Дон 195 миль, а между вершинами Темрюкского и Белосарайского заливов 97 миль. Площадь Азовского моря 38 тыс. км2.

Азовское море соединяется Керченским проливом с Черным морем, а после сооружения Волго-Донского канала им. В. И. Ленина суда получили выход из Азовского моря в реку Волга. Канал имеет огромное народнохозяйственное значение — он связал все моря европейской части СССР.

Плавание по Азовскому морю вдали от берегов несложно, поскольку большинство опасностей лежит между береговой линией и изобатой 10 м. Исключение составляет Таганрогский залив, где глубины менее 10 м.

Плавание вблизи берегов осложняется не только наличием опасностей, но и довольно частыми сгонно-нагонными колебаниями уровня, которые опасны для судов как на переходе, так и во время стоянки.

При учете ветровых течений следует иметь в виду, что течение одного направления может сохраняться не более суток даже при продолжительных и сильных ветрах из-за нагона воды и вызванного им поворота течения против ветра.

Берега. Естественных ориентиров на берегах Азовского моря очень мало. Только на южном берегу приметно несколько мысов, холмов и гор.

Западный и восточный берега Азовского моря преимущественно плоски и однообразны. Во многих местах, особенно вблизи устьев рек, имеются плавни. Большая часть берегов окаймлена песчано-ракушечными пляжами. Южная часть восточного берега примерно от северного из рукавов дельты реки Кубань до вершины Ясинского залива представляет собой так называемые Приазовские плавни, пересеченные большим количеством рукавов и ериков. К N от вершины Ясинского залива восточный берег высокий и крутой. Лёса ни на западном, ни на восточном берегах моря нет, лишь кое-где встречаются заросли кустарника и группы деревьев. На западе коса Арабатская Стрелка отделяет от Азовского моря обширный, но мелководный залив Сиваш. Южный берег Азовского моря, образованный северными сторонами Керченского и Таманского полуостровов, холмист и обрывист; местами от него выступают утесистые мысы. В восточную часть южного берега вдается обширный Темрюкский залив, а в западную — Казантипский и Арабатский заливы.

Берега Керченского пролива высокие. В нем расположены Камыш-Бурунская и Керченская бухты, а также обширный Таманский залив. Местами от берегов пролива выступают песчаные косы, из которых наибольшими являются косы Тузла и Чушка.

Северный берег моря почти на всем протяжении круто обрывается

в море, На нем поднимаются курганы; во многих местах он прорезан балками. Характерной особенностью северного берега является наличие низких и длинных отмелых кос. Наибольшими из них являются косы Федотова, Обиточная и Бердянская. Берег между косами интенсивно размывается и отступает, вследствие чего образовались обширные

заливы: Утлюкский лиман, ограниченный с 5Е косой Федотова и ее продолжением — косой Бирючий Остров; залив Обиточный, расположенный между косами Федотова и Обиточная; Бердянский залив между Обиточной и Бердянской косам Белосарайский залив между Бердянской и, Белосарайский косами.

Северо-восточной частью моря является обширный, но мелководный Таганрогский залив, вытянутый в восточном направлении почти на 75 миль. В его берега вдается несколько небольших мелководных бухт, ограниченных косами. На южной стороне залива расположен мелко-водный Ейский лиман.

Проливы и острова. Единственным большим проливом в описываемом районе является Керченский пролив. Пролив мелководен, поэтому вдоль него почти на всем его протяжении прорыт канал, безопасность плавания по которому обеспечивается средствами навигационного оборудования. От основного канала отходят каналы, рекомендованные

пути и фарватеры, ведущие к портам, портовым и населенным пунктам пролива.

Узким проливом Тонкий залив Сиваш соединяется с Азовским морем.

Крупных островов в Азовском море нет. Имеются лишь небольшие

низкие острова: остров Ляпина — вблизи берега восточнее порта Жданов; искусственный островок Черепаха — на подходе к порту Таган-рог; Песчаные острова — на подходах к порту Ейск.

Глубины, рельеф дна и грунт. Азовское море мелководно. Макси-

мальная глубина его 15 м. Глубины в открытой части моря 10—13 м.

Наибольшая глубина во входе в Таганрогский залив 9,6 м; от входа

по направлению к вершине залива глубины постепенно уменьшаются

и в его вершине не превышают 5 м.

Дно моря очень ровное, лишь от кос простираются отмели. Грунт в основном мягкий. У берегов широкой полосой залегают песчаные грунты с примесью ракушки. Дно центральной части моря покрыто мягким илом. Скалистый грунт встречается лишь у южного берега моря.

Мягкость грунта обусловливает интенсивность наносов в каналах и на фарватерах. Поэтому каждый раз при намерении зайти в какой- либо порт обязательно следует справляться о глубине ведущего к нему канала или фарватера.

Земной магнетизм (эпоха 1980 г.). Магнитная изученность района удовлетворительная. На акватории моря магнитных наблюдений нет. Густая сеть пунктов магнитных наблюдений покрывает побережье.

Магнитное склонение изменяется от 5,6° Е на северо-востоке района (г. Ростов-на-Дону) до 4,6° Е на юго-западе района в Арабатском заливе (45°18' N. 35°30' Е).

Направление изогон северо-западное.

Среднегодовое изменение склонения на район Азовского моря равно
+О.О1 '

В районе Азовского моря суточные вариации магнитного склонения по магнитно-спокойным дням имеют вид простой суточной волны и зимой и летом.

Максимальное отклонение магнитной стрелки к востоку летом бывает около 8 ч, зимой около 9 ч.

Максимальное отклонение магнитной стрелки к западу наблюдается после полудня около 14 ч и зимой и летом.

Амплитуда суточных вариаций летом бывает около 11 мин дуги,
зимой — около 5 мин.

В годы высокой магнитной активности амплитуда суточных вариаций бывает в 1,5 раза больше, чем в годы минимума активности.

Во время очень больших магнитных бурь амплитуда колебаний магнитного склонения может достигать 1,5°.

Магнитная аномалия. На севере района отмечена одна аномальная область с пределами изменения от 1° Е до 6° Е.

Границы аномальной области показаны на картах.

Горизонтальная составляющая в описываемом районе изменяется от 0,216 Э на северо-востоке района (г. Ростов-на-Дону) до 0,226 Э на юго-западе района (Арабатский залив). Направление изодинам близко к широтному.

Магнитное наклонение изменяется от 64,0° N на северо-востоке района (г. Ростов-на-Дону) до 62,0° N на юго-западе района (Арабатский залив). Направление изоклин близко к широтному.

Особые физико-географические явления. В Темрюкском заливе между Пересыпским гирлом и станицей Голубицкая наблюдается вулканическая деятельность, вследствие чего здесь периодически возникают небольшие грязевые острова, которые затем быстро размываются. Такие острова наблюдались в указанном районе в расстоянии не более 3 миль от берега в 1799, 1814, 1880, 1906, 1924 и 1950 гг., а после 1950 г. почти ежегодно. Появлению островов обычно предшествуют гул и вырывающиеся из-под воды огонь и дым.

В результате вулканической деятельности и в Керченском проливе появлялись банки, на которые садились суда.

Такие опасности невозможно сразу обнаружить и нанести на карты, поэтому при плавании в этих районах рекомендуется соблюдать осторожность.

В Азовском море часто наблюдается явление рефракции, особенно весной и осенью. Чаще всего рефракция бывает в Таганрогском заливе, вблизи южной части восточного берега моря и у его западного берега.

Средства навигационного оборудования. Плавание в Азовском море хорошо обеспечено средствами навигационного оборудования. Почти на всех косах и на многих мысах установлены маяки или светящие знаки. Каналы, ведущие в порты, ограждаются вехами, светящими и несветящими буями, выставляемыми с расчетом обеспечения плавания в условиях пониженной видимости. Кроме того, все каналы оборудованы створами светящих знаков. Входы в порты и гавани, как правило, обозначены огнями. Многие опасности, особенно лежащие в не-большом расстоянии от фарватеров и рекомендованных путей, ограждаются светящими и несветящими буями или вехами. Однако на надежность местоположения вех и буев, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться не следует.

Зимой, большинство огней светящих знаков выключается. Те буи, которые обеспечивают мореплавание не круглый год, либо снимаются, либо заменяются зимними СНО (сигарообразными буями, рейсвехами), а вехи, как правило, снимаются.

Кроме визуальных средств навигационного оборудования, на берегах. Азовского моря установлено несколько радиомаяков.

Подробные сведения о визуальных средствах навигационного оборудования Азовского моря и о прекращении действия огней и замене (или снятии) буев на зимнее время помещаются в описании «Огни и знаки Черного и Азовского морей».

Сведения о радиотехнических средствах навигационного оборудования следует искать в описании «Радиотехнические средства навигационного оборудования СССР".

На отдельных участках берега Азовского моря, как правило на песчаных косах и низких берегах, установлены береговые радиолокационные пассивные отражатели (РЛП). Для улучшения опознавания РЛП установлены группами, образующими определенную геометрическую

фигуру. Дальность обнаружения радиолокационных отражателей зависит от их конструкции и типа судовой радиолокационной станции. Сведения о береговых РЛП помещаются в описании «Огни и знаки Черного и Азовского морей».

Районы с особым режимом плавания. В Азовском море и Керченском проливе 'имеются временно запретные и временно опасные районы

для плавания, временно опасные районы для плавания в навигационном отношении, запретные районы для постановки на якорь, лова рыбы

придонными орудиями лова, подводных и дноуглубительных работ, под-

водных взрывов и плавания с вытравленной якорь-цепью, районы

свалки грунта и бывшие районы свалки грунта.

Указания об особенностях плавания в этих районах и их границы приведены в руководстве «Режим плавания судов гражданских ведомств в Черном и Азовском морях (сводное описание)».

Для уменьшения опасности столкновения судов в местах интенсивного судоходства на подходах к Керченскому проливу с S и N, а также к Бердянскому и Таганрогскому заливам установлены системы разделения движения судов и рекомендованные пути одностороннего движения, а также рекомендованные пути двустороннего движения и фарватеры.

Суда, осуществляющие плавание по системам разделения движения и рекомендованным путям, фарватерам или вблизи них, должны действовать в соответствии с правилами МППСС-72 и правилами, помещенными в руководстве «Режим плавания судов гражданских ведомств в Черном и Азовском морях (сводное описание)».

Порты и якорные места. Наиболее значительными на Азовском море являются порты Бердянск и Жданов, открытые для захода иностранных судов, а также порты Ейск, Керчь и Таганрог, Большое значение имеет также морской и речной порт Ростов-на-Дону, являющийся местом перевалки грузов, прибывающих сюда по внутренним водным путям и предназначенных для доставки в порты Азовского и Черного морей.

Режим плавания в портах регламентируется Общими правилами морских торговых и рыбных портов Союза ССР. Требования, вытекающие из особенностей и специфики каждого порта, определяются обязательными постановлениями, издаваемыми администрацией порта. Краткие выдержки из таких обязательных постановлений приводятся в лоции в конце описания соответствующего порта в объеме, необходимом для обеспечения безопасного входа в порт.

Вблизи некоторых селений, расположенных на берегах Азовского моря, особенно на его северном берегу, имеются постоянные ш-ш сооружаемые на время навигации пристани, предназначенные для обслуживания рыболовных судов.

В Азовском море хорошо укрытых от волнения и ветров якорных мест немного. При северных ветрах стоянка удобна в заливах, расположенных у северного берега моря. При юго-западных ветрах в этих заливах возникают короткие, но высокие волны, из-за которых стоящие на якорях суда испытывают сильную беспорядочную качку; иногда во время такой качки при резких рывках рвутся якорные цепи. Для предотвращения этого рекомендуется вытравливать как можно больше якорной цепи. Отдавать второй якорь следует только в крайнем случае, когда нет уверенности в прочности якорной цепи.

От южных ветров можно укрыться в заливах, вдающихся в южный берег моря: Темрюкском, Казантипском и Арабатском.

Грунт в Азовском море повсеместно якоря держит хорошо.

Относительно спокойна якорная стоянка и в Таганрогском заливе. Хотя невысокие берега залива не в полной мере защищают его от ветра, но большого волнения в заливе обычно не возникает, а грунт якоря держит хорошо.

В Керченском проливе разрешается становиться на якорь только в районах якорных мест.

Ремонтные возможности и снабжение. Ремонт корпуса и механизмов судна можно произвести в портах Жданов, Керчь, Ростов-на-Дону и Таганрог. В остальных портах производится мелкий ремонт.

Пополнить запасы жидкого топлива, воды и продовольствия можно 40 во всех портах Азовского моря, а также в портовом пункте Геническ.

Лоцманская служба. Для проводки судов по Керчь-Еникальскому
каналу, а также от этого канала к портам Азовского моря и обратно
организована лоцманская служба. Лоцмана имеются в портах Керчь,
Жданов, Бердянск, Таганрог и Ростов-на-Дону.

Лоцманская проводка по Керчь-Еникальскому каналу и Азовскому морю обязательна для всех иностранных судов.

Советские суда обязаны брать лоцмана при плавании по Керченскому подходному каналу и подходному каналу портового пункта Аршинцево, а суда, имеющие валовую вместимость 3400 м3 (1200 рег. т) и более, — и по Керчь-Еникальскому каналу.

По заявке капитана советское судно может быть принято к лоцманской проводке и по Азовскому морю.

Прием и высадка лоцманов производятся:

а) при входе в Керченский пролив из Черного моря — у светящего
буя № 1 западный;

б) при входе в Керченский пролив из Азовского моря — у светящего
буя Варзовский осевой.

Иностранные суда принимаются к проводке у светящего буя № 1 западный и проводятся до приемных буев подходных каналов портов Жданов или Бердянск.

Вход в порты Бердянск и Жданов и выход из них производятся под Ю проводкой портовых лоцманов: для иностранных судов — в обязательном порядке, а для советских — в зависимости от их осадки.

Вход. в порт Таганрог и плавание по Азово-Донскому морскому каналу судов с осадкой более 3,2 м осуществляются только под проводкой лоцмана.

Спасательная служба. Специальных спасательных станций на Азовском море нет, но каждый порт располагает плавучими средствами, которые могут быть направлены на помощь судну, терпящему бедствие.

Навигационная информация. На район, описанный в лоции, некоторые радиостанции регулярно передают гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и прибрежные предупреждения (ПРИГІ).

Оповещение мореплавателей об изменениях навигационной обстановки и режима плавания осуществляется в рамках Всемирной службы навигационных предупреждений (ВСНП).

Подробные сведения об этих радиостанциях (режим работы, содержание передач, район обслуживания и др.) приводятся в руководствах «Расписание передач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей радиостанциями СССР» и «Расписание факсимильных гидрометеорологических радиопередач», издаваемых Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР.

Кроме того, в некоторых портах имеется служба портовой информации, радиостанции которой передают по запросу мореплавателей навигационную информацию на район порта и подходов к нему (ограждение, глубины, допустимая осадка, погода, движение судов на подходах к порту и т. п.).

Сообщение и связь. Между портами Азовского моря существует регулярное морское сообщение. Наиболее крупные порты Керчь, Бердянск, Жданов и Ростов-на-Дону связаны регулярными морскими рейсами и с портами Черного моря.

Все порты Азовского моря соединены с железнодорожной сетью страны.

В Азовское море впадают две крупные реки — Дон и Кубань — и несколько мелководных рек. Наибольшее значение имеет река Дон, впадающая в вершину Таганрогского залива. На участке от устья до порта Ростов-на-Дону эта река доступна для морских судов.

Судоходство по реке Кубань возможно на малых судах до города Краснодар, однако устье реки мелководно.

Население и населенные пункты. Берега Азовского моря, за исключением косы Арабатская Стрелка и Приазовских плавней, густо населены; местами населенные пункты тянутся непрерывной цепью. Самыми крупными являются города Керчь, Бердянск, Жданов, Таганрог, Ростов-на-Дону и Ейск.

 

Черное море

В настоящей лоции дается описание всех берегов Черного моря, а также Днестровского, Сухого, Березанского и Днепров­ского лиманов, устья реки Южный Буг до порта Николаев, устья реки Днепр до порта Херсон и Керченского пролива.

Черное море представляет собой вытянутый с запада на восток глу­бокий водоем. Наибольшая длина моря по параллели 42°29' сев. шир. между вершиной Бургасского залива и точкой, расположенной несколько севернее устья реки Ингури на восточном берегу, 620 миль. Наиболь­шая ширина моря по меридиану З1˚ 12' вост. долг. 332 мили, а наимень­шая ширина его по меридиану южной оконечности Крымского полуост­рова (мыса Сарыч) 144 мили. Площадь Черного моря 410000 км2. Общая длина береговой черты 2200 миль

Берега Черного моря отличаются большим разнообразием Здесь имеются и высокие, исключительные по красоте горы, и обширные низ­менности, и однообразные, слегка всхолмленные равнины. Наряду с участками, покрытыми богатой субтропической растительностью, можно встретить участки, совершенно лишенные какого бы то ни было расти­тельного покрова.

От устья реки Дунай до Севастопольской бухты берег сравнительно невысокий и пpeдcтaвляeт собой изpeзaннyю бaлкaми степь, местами оканчивающуюся у моря красноватыми обрывами, а местами низмен­ными песчаными полосами суши —_пересыпями, отделяющими от моря обширные соленые озера лиманы. Особенно много лиманов вблизи Одессы. Одни лиманы совершенно отделены от моря, другие временами сообщаются с ним; но есть и такие лиманы, которые имеют постоянный выход к морю. К последнему типу относятся, лиманы, образовавшиеся в устьях многоводных рек Днестр. Южный Буг и Днепр; вода в этих лиманах почти пресная. Постоянный выход к морю имеет также Сухой лиман. Весь северо-западный берег моря обрабатывается и летом занят под посевы. Вблизи городов и селений имеются сады; лесные полосы видны по всему северо-западному берегу.

Западный берег Крымского полуострова до Севастопольской бухты невысокий, обрывистый и сложен из пород красного цвета. У порта Сева­стополь обрывы имеют желтый цвет. Этот берег почти лишен расти­тельности и имеет вид однообразной, плоской равнины. У самого берега здесь имеется несколько озер; большинство из этих озер соленые.

К востоку от Севастопольской бухты берег заметно повышается. Вдоль всего южного берега Крыма от мыса Фиолент до порта Феодосия сначала тремя, а затем двумя параллельными хребтами простираются Крымские горы. Южный, самый высокий хребет, носящий название гряды Яйла, обрывается в море почти отвесными скалами. Особенно при­мечательны в этом отношении на западе описываемого участка мысы Айя, Ласпи и Айтодор. В некоторых местах (у мыса Сарыч и в вер­шине Ялтинского залива) горы несколько отступают от берега, и склоны их становятся более пологими. Дальше к востоку основной хребет Крым­ских гор отходит к северу от береговой черты и постепенно понижается, но склоны гор, расположенных непосредственно на берегу, и здесь обры­висты. Наиболее круто обрываются в море мысы Меганом и Аи-Фока и склоны горы Карадаг, представляющей собой давно потухший вулкан Южный берег Крыма богат растительностью. Здесь имеются виды растений, характерные для Балканского полуострова и Малой Азии; встречаются также отдельные средиземноморские виды; есть растения, свойственные лишь горному Крыму. Нижняя часть склонов гор до вы­соты 300—320 м изобилует вечнозелеными растениями, выше которых находятся лиственные и хвойные леса. Вершины прибрежных гор почти безлесны; лишь кое-где под защитой скал встречаются некоторые виды лиственных деревьев. На южных склонах гряды Яйла развита высоко­горная степная растительность. Керченский полуостров, являющийся восточной оконечностью Крымского полуострова, делится невысоким горным хребтом на две резко различные по рельефу части: северо-вос­точную и юго-западную. Северо-восточная часть полуострова холмиста; отдельные холмы достигают здесь высоты 180—190 м. Юго-западная часть полуострова представляет собой равнину, на которой лишь местами можно встретить невысокие холмы. Берега Керченского полуострова почти на всем протяжении обрывисты.

Восточный берег Черного моря гористый. Почти весь берег занят

отрогами Главного Кавказского хребта, который начинается у порта Анапа и тянется на OSO, постепенно удаляясь от берега моря. При­брежные горы повышаются с северо-запада на юго-восток и достигают наибольшей высоты (около 2000 м) в районе портов Туапсе и Сочи. Дальше к юго-востоку горы постепенно понижаются и совершенно отходят от береговой черты в районе долины реки Кодори. Местами отроги гор подходят вплотную к морю, образуя отвесные обрывы; имеются и террасистые склоны. Там, где горы несколько отступают от берега, склоны их более пологи. Самой высокой из прибрежных гор является гора Чугуш (шир. 43°48/ N, долг. 40°12' О) высотой 3243 м, находящаяся

в 25 милях к NO от порта Сочи.

Между устьем реки Кодори и городом Кобулети расположена обшир­ная Колхидская низменность. Здесь у порта Поти впадает в море круп­нейшая на восточном берегу Черного моря река Риони. Несколько юж­нее устья реки Риони вблизи берега моря находится большое озеро

Палеостоми, некогда бывшее, очевидно, заливом. К югу от города Кобу­лети берег снова становится гористым, а в районе порта Батуми высота отдельных гор уже превышает 1500 м. Вершины Главного Кавказского хребта, многие из которых хорошо видны при плавании вдоль восточного берега Черного моря, покрыты вечным снегом.

Прибрежные отроги Кавказских гор исключительно богаты расти­тельностью. Участок от Новороссийска и почти до Туапсе в общем напоминает берега Средиземного моря, особенно берега северной части Балканского полуострова. Прибрежные горы до высоты 150—200 м покрыты низкорослыми лесами и кустарниковыми зарослями с опадаю­щими на зиму листьями. Выше этой зоны растут леса, а начиная с высоты 400—500 м горы становятся безлесными и покрыты горно-степной и гор­но-луговой растительностью

На участке от Туапсе до Батуми по мере продвижения на юг расти­тельность становится все более богатой. Здесь произрастают вечнозеле­ные лиственные деревья и кустарники. Особенно роскошна раститель­ность вблизи порта Батуми. Здесь у мыса Зеленый имеется прекрасный ботанический сад с самыми различными видами субтропической и тро­пической растительности. Выше 600 м, примерно до высоты 1200 м, склоны прибрежных гор заняты лиственными лесами, а еще выше, примерно до высоты 1900 м, простирается полоса хвойного леса. Над зоной хвой­ных лесов располагаются субальпийские луга, а выше их на высоте 2200—3000 м находится альпийский пояс, растительность которого пред­ставлена низкорослыми альпийскими травами. Растительность Колхид­ской низменности по своему характеру мало отличается от раститель­ности нижних ярусов прилегающих гор, однако в ней преобладают широколиственные леса с некоторой примесью вечнозеленых пород.

С восточного берега в Черное море стекает большое количество рек, но все они, как правило, короткие и несудоходные; большинство из них имеет ярко выраженный горный характер. Наиболее значительными из них, кроме реки Риони, являются реки Бзипи, Кодори, Ингури, Хоби и Чорох.

Южный берег моря гористый. Вдоль него простираются высо­кие Восточные Понтийские и Западные Понтийские горы, образующие один горный хребет. Наибольшей высоты, около 4000 ж, горы достигают на участке, расположенном к югу и юго-западу от порта Батуми. Мно­гие вершины этих гор большую часть года покрыты снегом. Самыми высокими из них являются гора Качкар высотой 3937 ж, гора Верченик высотой 3711 ж, гора Карчхал высотой 3439 ж, гора Шувал высотой 3348 ж, гора Суюдаг высотой 2930 ж и некоторые другие горы, располо­женные в расстоянии до 25 миль от берега между портом Батуми и горо­дом Ризе. К западу горы постепенно понижаются, и у пролива Босфор высота их не превышает 300 м.

Почти на всем протяжении южный берег либо обрывист и скалист, либо спускается к морю террасами. Изредка встречается песчаный берег с выступающими в море скалистыми мысами.

Склоны Понтийских гор покрыты лесами, которые располагаются здесь огромными массивами. Лишь вблизи селений можно встретить кукурузные поля, фруктовые сады, виноградники и плантации табака. В районе города Ризе выращивают цитрусовые культуры.

Многочисленные реки, впадающие в Черное море с южного берега, не имеют навигационного значения. В верхнем, а в ряде случаев и в среднем течении эти реки низвергаются бурными потоками среди узких долин и ущелий, и только у устьев они становятся спокойными. Поэтому лишь по некоторым рекам на отдельных участках возможно движение на плотах и плоскодонных лодках. Важнейшими реками Турции являются реки Кызыл-Ирмак длиной 1151 км, река Сакарья длиной ; 790 км и река Ешиль-Ирмак длиной 416 км.

К западу от пролива Босфор берег сравнительно невысокий и имеет красноватый цвет в местах, где он образован песчаными россыпями, и более темный цвет в местах, покрытых растительностью. Мысы, высту­пающие в море на этом участке,- обрывисты.

Черноморский берег Болгарии образован восточными отрогами Бал­кан. К северу от мыса Калиакра этот скалистый берег постепенно понижается.

Для рельефа Болгарии вообще характерно общее понижение с запада на восток и широтное направление главных хребтов и равнин. Болгария пересечена густой сетью рек, большинство которых отличается неболь­шой протяженностью и имеет горный характер. Летом и осенью реки сильно мелеют, а некоторые почти полностью пересыхают и, за исклю­чением реки Дунай, совершенно не используются для судоходства. Реки черноморского берега Болгарии не образуют дельт. Многие из них впа­дают не непосредственно в море, а в соленые лиманы, соединенные с морем узкими протоками. Самой крупной рекой Болгарии, впадающей в Черное море, является река Камчия; длина ее 244 км. Озер в Болгарии мало и они большей частью имеют незначительные размеры.

Черноморский берег Румынии, за исключением дельты реки Дунай, является восточным уклоном северной части плодородного плато Доб­руджи, которое представляет собой здесь ровную степь с наклоном в сто­рону моря. В большей своей части эта степь распахана и занята посе­вами. Озер в Румынии мало. Крупнейшим из них является озеро Разелм, представляющее собой по существу лиман, соединенный с морем узкими проходами. Дельта реки Дунай низменна и почти безлесна; небольшие участки, занятые лесом, можно встретить только на берегах Георгиев­ского гирла. Некоторые из прибрежных селений окружены деревьями.

Берега Черного моря изрезаны незначительно; здесь нет крупных заливов и бухт Самыми значительными по величине являются Каркинитский залив, расположенный между материковым берегом и северо­-западным берегом Крымского полуострова, и Каламитский залив, вдаю­щийся в юго-западный берег Крымского полуострова. В южный берег Крымского полуострова вдается довольно обширный Феодосийский залив; у восточного берега Керченского пролива находится мелководный Таманский залив. У восточного берега моря, изрезанного меньше других его берегов, самой крупной является Новороссийская бухта. У южного берега наиболее значительны Синопский залив и бухты Самсун и Эрегли. В западный берег моря вдается довольно крупный Бургасский залив.

Заливы, образованные при впадении в Черное море некоторых круп­ных рек, носят название лиманов. Самыми большими лиманами в Чер­ном море являются Днестровский и Днепровский.

Единственным крупным полуостровом на Черном море, значительно изменяющим общее направление береговой черты, является Крымский полуостров. Этот полуостров соединяется с материком узким Перекоп­ским перешейком, к западу от которого находится Каркинитский залив, а к востоку со стороны Азовского моря залив Сиваш. Западной оконеч­ностью Крымского полуострова является полуостров Тарханкут; на востоке от Крымского полуострова отходит Керченский полуостров, отде­лённый Керченским проливом от Таманского полуострова.

Наиболее приметными мысами берегов Черного моря являются мысы Тарханкут, Херсонес, Сарыч, Меганом, Дооб, Пицунда, Чам, Инджебурун-Баба, Емине и Калиакра.

При плавании вдоль черноморского берега, особенно против участ­ков с высокими, крутыми и обрывистыми берегами, обладающими хорошими отражательными свойствами, условия радиолокационного ориен­тирования благоприятны

Проливы и острова. Черное море соединяется с Азовским морем мел­ководным Керченским проливом, через который прорыт канал для боль­ших судов. Проливом Босфор Черное море соединяется с Мраморным морем.

В Черном море нет крупных островов. Самым значительным по вели­чине является остров Змеиный, расположенный против дельты реки Дунай в 20 милях от берега. Площадь этого острова всего лишь l, 5 км2 У входа в Березанский лиман лежит небольшой остров Березань, а у южного берега моря в 50 милях восточнее пролива Босфор находится островок Кефкен. Они по своим размерам меньше острова Змеиный.

Несколько островков лежит в Бургасском заливе. Кроме того, вблизи берегов, особенно у южного берега Крымского полуострова, имеется несколько крупных надводных камней и скал, которые здесь также часто называют островками.

Глубины, рельеф дна и грунт. Чёрное море представляет собой глу­боководный бассейн с крутыми склонами. Изобата 100 м проходит почти везде параллельно берегу в расстоянии от 1, 5 до 6 миль от нeгo. Только в западной и северо-западной частях моря и у входа в Керченский про­лив эта изобата отходит от берега на 20—30 миль, а местами и на 80 миль. Наиболее мелководна северо-западная часть моря. Изобата 100 м идет здесь почти по прямой линии от мыса Емине по направлению к порту Евпатория, отделяя, большой мелководный район с глубинами, постепенно убывающими к северу. Изобаты 200, 500 и 1000 м идут параллельно изобате 100 м; вследствие крутых понижений дна они про­ходят на очень близком расстоянии от нее. Уклон дна на этих глубинах местами достигает 14°. Переход от глубин 1000 м к глубинам 1500 м и особенно от глубин 1500 м к глубинам 2000 и 2200 м более постепен­ный. Центральная часть моря имеет ровные глубины порядка 2000— 2200 м. Наибольшая глубина в Черном море 2258 м измерена в средней части моря на линии мысов Херсонес и Керемпе в 60 милях от южного берега.

В прибрежной полосе моря у скалистых берегов грунт преимущест­венно галька и гравий, а у низменных участков берега песок. На глуби­нах 20—30 м песок становится илистым, а на еще больших глубинах грунт постепенно переходит в глинистый ил. В этих слоях до глубины 200 м во многих местах встречаются большие скопления раковин. В се­веро-западной части моря между устьем реки Дунай и мысом Тарханкут на глубинах 50—60 м огромные площади заняты водорослями. На глу­бинах более 200 м грунт состоит из насыщенного сероводородом вязкого черного ила, который на воздухе быстро становится серым. На глубинах свыше 1500 м ил серо-синий; встречается ил с примесью глины

Земной магнетизм. На южные районы Черного моря имеются лишь единичные магнитные наблюдения. Более равномерная сеть пунктов магнитных наблюдений имеется в северных районах Чёрного моря.

Магнитное склонение для эпохи 1965 г. в пределах Чёрного моря, восточное и изменяется от 2°, 5 О юго-западной части моря до 6°, 0 О в северо-восточной его части. Изогоны имеют вид прямых линий и направлены на северо-запад. Величина склонения изменяется довольно равномерно. Скорость изменения среднегодовых значений склонения из года в год (вековой ход) невелика, что позволяет пользоваться одной и той же поправкой в течение нескольких лет.

Средства навигационного оборудования, установленные на берегах Черного моря, вполне обеспечивают безопасное плавание у берегов и подход к портам и якорным местам. Вход во все советские порты, а также в некоторые бухты обеспечивается створами светящих знаков и возможен в любое время суток. На большинстве мысов, далеко выдаю­щихся в море, установлены светящие знаки и маяки с дальностью види­мости от 10 до 25 миль.

При основных маяках Черного моря имеются радиомаяки и звуко­сигнальные установки, обеспечивающие плавание вдали "от берегов и в плохую видимость.

Плавучее ограждение на Черном море представлено светящими и несветящими буями и вехами, которые ограждают опасности, располо­женные вблизи вероятных путей следования судов, оси фарватеров ведущих к портам, а также бровки каналов в Днепровском и Сухом лиманах и Керченском проливе. На замерзающих участках моря зимой буи и вехи заменяются рейсвехами.

Подробные сведения на район Черного моря о визуальных и радио­технических средствах навигационного оборудования следует искать в советских описаниях: «Огни и знаки Черного и Азовского морей», «Ра­диотехнические средства навигационного оборудования Азовского, Черного и Средиземного морей», издания Гидрографического управления Министерства обороны.

порты и якорные места У берегов Черного моря расположено много портов и гаваней, в которых можно укрыться от ветров и волнения всех направлении. Крупнейшими черноморскими портами СССР являются Ильичевск, Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Туапсе, Поти и Батуми.

Большое значение для Турции имеют порты Самсун, Трабзон, Гиресун, Эрегли и Зонгулдак; последний является важным пунктом вывоза угля.(^западного берега Черного моря расположены болгарские порты Варна и Бургас и румынские порты Констанца и Сулина} Следует, однако, учитывать, что в портах восточного берега Черного моря наблю­даются некоторые местные явления (бора, «тягун»), затрудняющие стоянку в них.

Почти все заливы и бухты Черного моря, вследствие небольшой извилистости береговой черты открыты ветрам с моря. Все же в некоторых из них можно найти хорошее место для якорной стоянки.

От всех ветров, кроме северо-западного (который, кстати не производит здесь, большого волнения), можно укрыться в Гендровском заливе. Прекрасным убежищем является залив Игнеада при ветрах с берега можно спокойно отстаиваться в вершине Караджйнской бухты (у мыса 'Тарханкут), в Геленджикскои бухте, у мыса Пицунда, в бухтах Ризе Самсун и Эрегли, в Бургасском и Варненском заливах, к западу от мыса Калиакра, на Евпаторийском рейде.

Ремонтные возможности и снабжение и необходимый ремонт корпуса

и механизмов судна можно произвести в портах -Ильичевск,Одесса,Херсон, Феодосия, Батуми, Синоп, Зонгулдак, Бургас и Сулина.

Во всех крупных портах Черного моря можно пополнить запасы угля, жидкого топлива и воды и приобрести достаточное количество провизии. В некоторых портах (Николаев, Керчь) для получения угля необх<



2016-09-16 1092 Обсуждений (0)
Изучение района плавания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение района плавания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1092)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)