Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №2 – 2 ч



2016-09-16 1523 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №2 – 2 ч 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Личные неимущественные права автора.

а) Право авторства.

б) Право на имя.

в) Право на обнародование.

г) Право на защиту репутации автора.

д) Право на отзыв.

е) Право на опубликование.

2. Имущественные права автора.

а) Право на воспроизведение.

б) Право доступа.

г) Право на распространение и право на импорт.

д) Право на публичный показ и на публичное исполнение.

е) Право на передачу в эфир.

ж) Право на перевод.

з) Право на переработку, переделку и аранжировку произведения.

и) Право на вознаграждение

3. Права на произведения, созданные при выполнении служебного задания.

4. Свободное использование произведения.

Семинарское занятие №3 – 2 ч.

1. Понятие авторского договора.

2. Виды авторских договоров.

3. Элементы авторского договора.

4. Содержание авторского договора.

5. Ответственность по авторскому договору.

6. Прекращение авторского договора.

7. Понятие смежных прав.

8. Сфера действия смежных прав.

9. Срок действия смежных прав.

10. Права исполнителя.

11. Права производителя фонограммы.

12. Права организаций эфирного и кабельного вещания.

13. Понятие защиты авторских и смежных прав.

14. Субъекты права на защиту.

15. Формы и способы защиты авторских и смежных прав.

Практические задания.

Задача № 1

В период, когда основной состав артистов Тульского театра оперетты находился на летних гастролях, дирекция театра поручила режиссеру-постановщику Ворониной поставить оперетту «Веселая вдова» со вторым составом, пригласив на главные роли выпускников театральных училищ г. Москвы и Санкт-Петербурга. В процессе подготовки спектакля к Ворониной обратились редактор местной радиостанции с просьбой разрешить трансляцию первого выступления молодых исполнителей и представитель фирмы «Молодые голоса», который предлагал записать исполнение некоторых арий спектакля в коммерческих целях.

Когда Воронина рассказала об этих предложениях артистам, занятым в оперетте, последние выразили свое несогласие по той причине, что этим будут нарушены их права исполнителей. Однако они согласились, чтобы передача в эфир их исполнения, а также запись на фонограмму основных арий были осуществлены не в первом, а в последующих исполнениях оперетты.

Вопросы к задаче

1. Почему, по вашему мнению, местная радиостанция и фирма “Молодые голоса” обратились со своим предложением к режиссеру-постановщику спектакля, а не к дирекции театра?

2. Какие исключительные права исполнителей были бы нарушены в случае, если бы передача в эфир и запись исполнения в коммерческих целях были бы осуществлены при первом исполнении оперетты “Веселая вдова”?

3. Как должны быть оформлены отношения между режиссером-постановщиком оперетты и радиостанцией, между режиссером-постановщиком и фирмой “Молодые голоса”?

4. Каков порядок распределения вознаграждения за каждый вид использования исполнения оперетты “Веселая вдова” между членами коллектива молодых исполнителей?

Задача № 2

Буров, работая инженером в научно-исследовательском институте над выполнением служебного задания, создал счетчик тепла, не содержащий движущихся частей и не нуждающийся в электроэнергии. Счетчик представляет собой запаянный в стеклянной колбе проградуированный капилляр, внутри которого столбик ртути, разорванный капелькой электролита. С двух концов в капилляр введены электроды, к которым подключены термопары. Одну термопару устанавливают на вводе, другую — на выводе теплосети из квартиры. Разность температуры создает ток, который гонит капельку по капилляру.

Заявку на изобретение «Счетчик тепла» Буров подал в Роспатент, указав, что изобретение создано в связи с выполнением служебного задания. Однако ему было отказано в рассмотрении заявки со ссылкой на несоблюдение установленного порядка охраны изобретения, со­зданного автором в связи с выполнением служебного задания.

Вопросы к задаче

1. Кто является обладателем исключительного права на изобретение “Счетчик тепла”? Как осуществляется охрана этого изобретения?

Кто вправе подать заявку на это изобретение с целью получения патента?

2. Кто является автором изобретения “Счетчик тепла”?

3. В каком случае автором и обладателем исключительного права на данное изобретение могло бы быть одно и то же лицо?

 

Задача №3.

Захаров составил обширную антологию, разделив ее по содержанию на пять сборников. В сборники вошли стихотворные произведения как самого Захарова, так и более чем двухсот российских и зарубежных поэтов. Все стихотворения были ранее опубликованы их авторами, и источники заимствования в сборниках указаны.

В 1995 г. Захаров по договору передал исключительное право на антологию издательству «Двадцатый век» сроком на три года с правом переиздания в течение этого срока. В 1996 г. антология была издана. Тираж быстро разошелся, и через год издательство переиздало антологию. Узнав об этом, Захаров обвинил издательство в бездоговорном использовании его произведения и в судебном порядке потребовал возмещения убытков.

Во время рассмотрения дела в суде представитель издательства отрицал факт бездоговорного использования антологии. При этом он ссылался на договор, заключенный с истцом, согласно которому издательству предоставлялось право на переиздание произведения.

Вопросы к задаче

1. К какому типу произведений относится антология Захарова? Является ли она объектом авторского права?

2. Какие исключительные права автора антологии были использованы издательством «Двадцатый век»?

3. Какое обстоятельство послужило основанием для обвиненияЗахаровымиздательства в бездоговорном использовании антологии?

4. Правомерно ли требования Захарова к издательству о возмещении убытков?

5. Какие требования вправе предъявить Захаров к издательству в случае получения последним доходов от переиздания антологии?

6. Какое решение должен вынести суд?

Задача №4

Никольский, сотрудник одного из научно-исследовательских институтов МВД, получил задание разработать проект федерального закона, направленного на борьбу с похищениями людей, в январе 2006 г.

Проект был представлен руководству института в апреле того же года, но одобрен не был.

В феврале 2007 г. Никольский заключил с издательством авторский договор об издании практикума по уголовному праву для студентов юридических вузов, в который в качестве приложения был включен разработанный им проект федерального закона с указанием имени автора.

После выхода практикума в свет руководство научно-исследовательского института высказало Никольскому претензию о том, что он не вправе был публиковать проект федерального закона, к тому же под своим именем, без разрешения руководства института. По мнению же Никольского, он имеет исключительное право на этот проект, тем более что запрета на его публикацию он от руководства института не получил ни до, ни после выполнения задания.

Вопросы к задаче

1. Является ли проект федерального закона, разработанный Никольским, объектом авторского права

2. Принадлежит ли право авторства Никольскому как разработчику проекта федерального закона?

3. Вправе ли был Никольский опубликовать разработанный им проект федерального закона с указанием своего имени?

4. Были ли основания у руководства научно-исследовательского института для высказывания претензии Никольскому о неправомерном опубликовании им проекта федерального закона?

Задача № 5

Картину Лазутина «Неожиданная встреча» купил любитель живописи Лавров. Спустя год Лазутин обратился к Лаврову с просьбой предоставить ему возможность снять копию с картины. Однако последний заявил, что через несколько дней выставляет картину для про­дажи на аукционе, и в просьбе отказал.

На аукционе картина «Неожиданная встреча» была продана по цене, значительно превышающей предыдущую. Лазутин, присутствовавший на аукционе, потребовал от Лаврова уплатить причитающуюся ему долю от продажной цены картины. Однако тот отказался, заявив, что ничего не должен Лазутину, так как расплатился с ним полностью при покупке у него картины.

Вопросы к задаче

1. Правомерна ли просьба Лазутина о предоставлении ему собственником картины «Неожиданная встреча» Лавровым возможности снять с нее копию, и если да, как называется такое право?

2. В каком случае Лазутин имел право требовать от продавца написанной им картины вознаграждения после ее перепродажи? Как такое право называется? Как следует исчислять вознаграждение автору при перепродаже созданного им произведения изобразительного искусства?

16. Какие действия должен предпринять Лазутин дляосуществления праваследования?

 

Задача № 6

Режисер-постановщик Курская, сценарист Воронов и композитор Новиков заключили с фирмой «Росвидеофильм» договор на создание видеофильма по сценарию, написанному по одноименному роману Лютиковой «Заживо погребенная». При этом ими согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» были переданы фирме все исключительные права.

В процессе работы над произведением Новиковым были написаны несколько песен на слова известных поэтов. В видеофильм в качестве составной части вошли также произведения, созданные в процессе работы над ним оператором-постановщиком Голубевым, художником-постановщиком Ивлевым и другими специалистами.

Договор на создание видеофильма был выполнен в срок, и фирма полностью расплатилась с его авторами.

После публичного показа фильма по телевидению с указанием его изготовителя - фирмы «Росвидеофильм» Новиков в судебном порядке потребовал от нее возмещения убытков за публичное исполнение его песен без предварительного заключения с ним авторского договора, предусматривающего авторское вознаграждение за публичное исполнение его песен. Однако фирма «Росвидеофильм» иск не признала, заявив, что она уже полностью расплатилась с авторами видеофильма по договору на его создание.

Вопросы к задаче

1. Кто из перечисленных в задаче лиц являются соавторами видеофильма?

2. Какие исключительные права обязаны были передать авторы видеофильма его изготовителю - фирме «Росвидеофильм»?

3. В течение какого срока будут действовать исключительные права, переданные авторами видеофильма фирме «Росвидеофильм»?

4. Вправе ли Новиков требовать от фирмы возмещения ущерба за бездоговорное публичное исполнение его песен? Вправе ли он выставлять такое требование к указанной фирме в судебном порядке?

5. Какими правами пользуются. Голубев, Ивлев и другие специалисты как авторы произведений, вошедших составной частью в видеофильм?

6. Какое решение должен вынести суд?

Задача № 7

Иллюзионист Винокуров, будучи в г. Иркутске вместе со своей женой Лидией, заключил договор с устроителем концертов Лавочкиным на исполнение своих номеров в восьми эстрадных концертах. Одновременно он предложил фирме «Оникс», осуществляющей видеозапись, заключить с ним исполнительский лицензионный договор на запись его выступления в концерте. Однако последняя от заключения договора с Винокуровым отказалась на основании того, что им уже заключен договор с Лавочкиным на исполнение номеров в эстрадных концертах.

Во время третьего концерта у Винокурова случился сердечный приступ, от которого он скончался.

Лидия Винокурова обратилась к Лавочкину с требованием выплатить ей вознаграждение, причитавшееся мужу за выступления на трех концертах, но тот отказался, объяснив, что договор, на основе которого осуществлялось участие Винокурова в эстрадных концертах, не был им выполнен.

Вопросы к задаче

1. Имелись ли основания у фирмы «Оникс» - для отказа Винокурову заключить с ним исполнительский лицензионный договор на видеозапись его выступлений в эстрадном концерте?

2. Правомерно ли требование Л. Винокуровой к устроителю эстрадных концертов Лавочкину об уплате вознаграждения, причитавшегося ее умершему мужу за выступление на трех эстрадных концертах?

3. Правомерен ли отказ Лавочкина в выплате вознаграждения Л. Винокуровой, причитавшегося ее мужу за выступление на трех эстрадных концертах?

4. Какие действия и после наступления какого события вправе предпринять Л. Винокурова с целью взыскания с Лавочкина вознаграждения, причитавшегося ее мужу?

Задача № 8

Фирмой «Янтарь», занимающейся изготовлением фонограмм, был заключен исполнительский лицензионный договор с певцом Иконниковым на запись двух фонограмм с песнями в его исполнении. В договоре были указаны период записи (1 августа по 15 сентября текущего года), размер вознаграждения и время его выплаты - в конце срока договора.

10 августа была осуществлена запись первой фонограммы, и в этот же день Иконников потребовал выплаты половины вознаграждения. Фирма отказалась это сделать, объяснив, что данное требова­ние не соответствует договору.

В день записи второй фонограммы фирма «Янтарь» объявила певцу, что свое право на дальнейшую запись его песен она передала фирме «Сатурн», куда ему и следует обратиться.

Вопросы к задаче

1. Правомерно ли требование Иконникова о выплате ему половины после записи первой фонограммы?

2. Может ли Иконников требовать досрочной уплаты вознаграждения в случае записи второй фонограммы раньше срока, указанного в договоре?

3. Вправе ли фирма «Янтарь» передать свое право на запись фонограмм с исполнителем песен Иконниковым другой аналогичной фирме? Как назвать такую передачу прав? Обязан ли будет Иконников согласиться с такой передачей?

4. Обязана ли фирма «Янтарь» при передаче своих прав на запись песен Иконникова фирме «Сатурн» выплатить ему вознаграждение за запись первой фонограммы? Должна ли будет фирма «Сатурн» после записи второй фонограммы уплатить ему вознаграждение за обе фонограммы?

 

Глоссарий

Термин "авторское право"понимается в двух значениях:

- в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

- в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Выделяются следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:

- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ);

- сочетание личных интересов автора с интересами общества;

- неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

- свобода авторского договора.

Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересы общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой культуры.

Автору произведения принадлежат следующие права:

- исключительное право на произведение;

- право автора на имя;

- право авторства;

- право на неприкосновенность произведения;

- право на обнародование произведения.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором если не доказано иное.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

- латинской буквы «С» в окружности»

- имени или наименования правообладателя;

- года первого опубликования произведения.

Задания на самостоятельную подготовку

1. Как отражаются в общих нормах гражданского права особенности интеллектуальной деятельности и ее результатов.

2. Как трактует интеллектуальную собственность действующий ГК РФ.

3. В каких международных конвенциях об охране авторских и смежных прав участвует Российская Федерация.

4. Составьте схему «условия ограничения исключительных авторских прав».

5. Составьте текст авторского договора заказа.

6. Составьте текст авторского договора на литературное произведение.

 

Основная литература

1. Гражданский кодекс РФ (части 1, 2,3,4);

2. В.В. Погуляев Постатейный комментарий к Федеральному закону ''О коммерческой тайне''. Изд.: Юридический дом ''Юстицинформ'', 2005.;

3. И. Петренко Решающие формальности в авторском праве // Бизнес-адвокат. 2003. № 19;

4. М.М. Крюков О публичном использовании звукозаписей // Современное право. 2002. № 11;

5. А.В. Рахмилович Название произведения как объект авторского права // Журнал российского права. 2002. № 11.

Дополнительная литература

 

1. Конституция РФ, 1993.

2. Федеральный закон от 18.07.95г. «О рекламе»// СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.; с изм. на 02.11.2004 г.// РГ № 246, 05.11.2004.

3. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской федерации» от 17.11.95 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473, с изм. и доп. от 22.08.04 // РГ, № 188 от 31.08.04 г.

4. Федеральный закон от 20.02.95 г. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 5. с изм. на 10.01.03 г. // РГ № 5 от 15.01.03 г.

5 Белоконь Ю.Г. Защита интеллектуальной собственности: международно-экономические аспекты// Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 6.

6. Белов В.В. Интеллектуальная собственность законодательство и практика его применения. М., 2002.288 с.

7. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность от создания до использования. М., 2002. 207с.

8. Дегтярева И.В. Развирие института интеллектуальной собственности //Дегтярев И.В., Сенников Л.В. Уфа, 2003. – 192 с.

9. Международные конвенции об авторском праве. Комментарий. М., 1982.

10. Развитие института интеллектуальной собственности /И.В. Дегтярев, Н.Л. Сенников. Уфа, 2003. 192 с.

11. Сергеев А.П Право интеллектуальной собственности в РФ.М., 2000. – 751 С.

 



2016-09-16 1523 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №2 – 2 ч 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №2 – 2 ч

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1523)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)