Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историческое значение принятия христианства



2016-09-16 925 Обсуждений (0)
Историческое значение принятия христианства 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Утверждение христианской веры завершило процесс форми­рования древнерусской народности. Былая племенная рознь ухо­дила в прошлое. Единство веры, языка, культуры вытесняло про­шлые различия.

Понятие общности народа, его прошлого, настоящего и будущего нашло отражение в летописи. Свой труд летописец озаглавил «Откуда есть пошла русская земля». О различных славянских племенах, об их жизни и быте он говорит как о далеком прошлом. Причем понятие «русская земля» встречается во многих источниках.

2. Христианская религия являлась важнейшим фактором упро­чения Киевского государства. С принятием христианства устано­вилось централизованное церковное управление во главе с митро­политом, которого сначала присылали из Константинополя.

Затем константинопольский патриарх стал назначать на эту должность местного священнослужителя. В крупные города митрополит назначал епископов (сначала их было 6, а потом – 15). Создававши­еся на местах церкви и монастыри подчинялись епископу, а епископ – митрополиту. Строго организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. При Владимире Святославовиче из Византии пришел сборник церковных зако­нов – Кормчая книга (по-гречески Номоканон), по которой совершался церковный суд. Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI в. гражданского кодекса «Русской Правды». Установление единой веры, единого законодательства, единой власти киевского князя – таков итог развития Древнерусского государства в конце X в. – начале XI в.

3. Христианская религия придала новый статус княжеской власти. Церковь внесла убеждение в божественном происхождении и божественном предназначении светской власти. Это повысило авторитет князя, а также его ответственность. Свои действия он должен был сообразовывать с положением помазанника божьего. Митрополиты вмешивались во взаимоотношения князей, когда они принимали форму вражды и кровопролитных усобиц.

4. Произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений. Русь стала цивилизованным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения.

5. Крещение Руси стало поворотным этапом развития культуры.Приняв христианство в восточном, византийском варианте,Киевская Русь начала усваивать и древнюю иудеохристианскую культуру.Это привело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности.

Болгарские монахи Кирилл и Мефодий разработали славянский алфавит (кириллица), начали перевод церковных книг на славянский язык. Стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летопись и др.).Переписка книг стала на Руси, как и в других христианских странах, важнейшим делом монастырей. Монастыри становились центрами книжности и просвещения. Среди монахов появились врачи и учителя. Строительство церквей и монастырей способствовало развитию архитектуры, строительного искусства, живописи. Говоря в общем виде о роли христианства в развитии древнерусской культуры, необходимо иметь в виду некоторые особенности. Христианство пришло на Русь из Византии. Это обусловило упрочение культурных связей с Византией и ее влияние. Но внешнее влияние нельзя преувеличивать. Опираясь на достигнутый уровень развития культуры Византии, в Древней Руси развивались самобытная литература, искусство, архитектура. Внедрение славянской письменности и славянского языка в церковный обиход имело двоякое значение. С одной стороны, религия и культура в целом стали доступны широким массам. Но, с другой стороны, это привело к отрыву от греческого языка, от созданной на этом языке древнегреческой литературы, философии, истории.

6. С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Принятие христианства привело к смягчению нравов: постепенно была отменена кровная месть, на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести. Церковь провозглашала благотворительность и милосердие среди верующих заботу о нищих и беззащитных.

Христианская мораль ограничивала алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах, и даже в рабах, людей. При монастырях устраивались приюты для бездомных и престарелых (богадельни), оказывалась помощь больным. Церковь брала под свою защиту вдов и сирот, если они оказывались без посторонней помощи. Христианская мораль и вмешательство церкви серьезно влияли на семейные отношения – заключение брака, неодобрение развода, запрет многоженства, взаимоотношения супругов и всех членов семьи.

Неверно было бы преувеличивать морально-этическое воздействие христианской религии. Жестокость князей в междоусобицах среди наследников и потомков Владимира не уменьшилась. Монастыри превращались в крупных землевладельцев и эксплуатировали крестьян так же, как и светские феодалы.

7. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, устраненность от светской власти.

Распространилось православное мировоззрениестремление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду.

8. Церковь оказывала влияние на развитие социальных отношений. Утвердившийся идеологический стереотип о том, что принятие христианства способствовало усилению эксплуатации и упрочению власти феодалов, исторически неверен. Христианская мораль, не признающая неравенство между людьми, осуждала рабство (на Руси – холопство).Церковь осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясь церковными людьми, получали свободу. Круг церковных людей был довольно широк. К нему относились все, кто находился под покровительством церкви, в том числе и крестьяне, обрабатывавшие церковные земли. По сравнению с холопами князя они были относительно свободны.

Принятие христианства стало крупнейшим поворотом в жизни всего древнерусского общества и каждого человека. В целом, выбор Византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским:

авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом;

преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения мира;

стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал.

Однако Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.

 

Исторические термины

Бояре, боярин – 1) наиболее уважаемые старшие дружинники, составлявшие постоянный совет (думу) князя (у многих из них могла быть и своя дружина); 2) с XV в. крупные феодалы, высший слой служилых людей: главы (судьи) приказов или члены Боярской думы при царе; 3) в бытовом значении в XVII в. – все феодалы-помещики для зависимого от них населения (позже это слово модифицировалось в понятие «баре», «барин»).

Великий князь – 1) глава великого княжества на Руси X–XV вв., русского государства XV – сер. XVI вв.; 2) в Российской империи член императорской фамилии, родственник императора или императрицы; 3) часть полного титула Российского императора («Великий князь Финляндский» и пр.).

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси в X–XIV вв. (активно действовало в X–XI вв.) для обсуждения и решения важных общих дел: вопросов войны и мира, призвания и изгнания князей, принятия законов, заключения договоров с другими землями. Созывалось по звону вечевого колокола по инициативе власти или населения; не имело определённой периодичности. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранилось до конца XV – начала XVI в.

Владыка – 1) властелин, господин, государь; 2) название иерархов церкви (епископов, митрополитов, патриархов).

Вотчина (от слова «отчина», т.е. отцовская собственность) – 1) древнейший вид земельной собственности в России; родовое имение, переходившее по наследству. Возникло в Х–ХI вв. в процессе формирования частной феодальной собственности и превращения родоплеменной знати в земледельцев-феодалов, с XI–XV вв. господствующая форма землевладения; владельцами вотчин были бояре, монастыри, церкви, высшее духовенство; вотчины были освобождены от уплаты большей части государственных налогов и несения натуральных повинностей в пользу государства; 2) термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса наследственной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

Государство – исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы, который выполняет функции административного управления, защиты национальных интересов, социальной интеграции и мобилизации. Признаками государства являются: наличие территории и населения, на которое распространяется воздействие Г.; наличие институтов, регулирующих отношения в обществе; право, закрепляющее определённую систему норм, санкционированную государством; органы принуждения для организации правопорядка внутри государства и защиты от внешних вторжений.

Дань – форма централизованной редистрибуции, связанная с присвоением и распоряжением административным аппаратом государственной властью частью прибавочного продукта, являвшегося общинным достоянием. Дань характеризовалась следующими признаками: 1) взималась киевскими князьями с подвластных территорий в виде натурального и денежного оброка; 2) шла на содержание административного и военного аппарата государственной власти.

Дружина (от слова друг) – группа постоянных боевых соратников, друзей племенного вождя, а позже князя, составляли привилегированный слой общества. На Руси дружины как постоянные отряды воинов-советников складывались вокруг князей-вождей в период формирования классового общества и складывания древнерусского государства – в IX в., участвовали в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. (Выделение дружины – существенный этап в сознании классового общества и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.)

Закуп (от слова «купа» – ссуда) – сравнительно поздняя категория зависимых людей на Руси (с XII в.): разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику за ссуду, которая получалась от господина (крестьянин становился его слугой или работал на пашне за проценты от суммы долга).

Изгои –категория людей (в Древней Руси), лишившихся своего социального статуса. Так, князьями-изгоями называли князей, не имевших собственного княжества.

Киевская Русь – раннефеодальное древнерусское государство IX – начала XII в., которое сложилось в результате объединения племенных союзов восточных славян (полян, ильменских славян, кривичей и т.д.). Столица – Киев. С 1132 года начался распад государства и переход к политической раздробленности.

Князь – 1) вождь племени, с развитием феодализма – правитель государства; на Руси старший из князей назывался великим, другие – удельными; 2) почётный наследственный дворянский титул, жалованный царем за особые заслуги.

Люди – название свободного населения на Руси и в России.

Норманнская теория – направление в русской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (скандинавских варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформировано во второй четверти XVIII в. Иоганном Готфридом Байером, Герардом Фридрихом Миллером и др.

Отрок – младший дружинник в Киевской Руси (он же детский, гридин).

Погосты – места (пункты) сбора дани в Киевской Руси (IX–XI вв.).

Полюдье –1) система сбора дани в Киевской Руси, при которой осуществлялся объезд князем с дружиной (в определённое время года) подвластных ему земель с целью сбора дани; 2) сама дань неопределённых размеров (в более поздний период) (см. также: урок и погосты).

Рядович(или рядовник) – категория зависимого населения на Руси (XI–XII вв.). Вероятна его связь с «рядом».

Ряд – специальный договор.

Рядович(или рядовник) – категория зависимого населения на Руси (XI–XII вв.). Вероятна его связь с «рядом».

Смерды –полусвободное крестьянское население страны в период Киевской Руси, несшее повинности в пользу князя.

Съезды («снемы») князей – княжеские съезды в Киевской Руси, на которых рассматривались взаимные претензии, делились княжения и целовался на верховность крест. ( Первый из таких съездов – Любечский 1097 года.)

Тиун (тивун) –приказчик, управитель княжеского хозяйства в средневековой Руси.

Урок –размер дани, собираемой князем в Киевской Руси.

Холоп, холопы –1) рабы на Руси (X–XII в.); 2) в XVI–XVII вв. – вторая по численности категория феодально-зависимых людей, работавших на господина за ссуду (часто фиктивную) или дневное пропитание. Холопство было обельное (полное) и неполное.

Челядь(женский род – роба) – название рабов на Руси (X–XII вв.). «Челядь» – термин более раннего периода, который некоторое время сосуществовал с более новым термином – «холоп».

 

 



2016-09-16 925 Обсуждений (0)
Историческое значение принятия христианства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историческое значение принятия христианства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (925)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)