Теоретические основы изучения лексики и фразеологии в школе
Методологическая основа: системно-функциональный подход, синхронический с обращением к диахронии.
Лингвистическая основа: Учение о сущности языка. Положение о единстве языка и мышления, функции слова. Представление о лексике как о упорядоченной системе функционирующих единиц. Системность лексики проявляется в группировке слов, которые вступают друг с другом в различные отношения: · парадигматические, · синтагматические – сочетаемость слов, · ассоциативные. Следовательно, необходимо рассмотрение лексических единиц 1) в их взаимосвязи и взаимозависимости, в постоянном сопоставлении и противопоставлении, 2) в процессе функционирования (в текстах разных стилей и жанров). Усвоение лексики предполагает выявление и учет всего многообразия связей между лексическими единицами. Чем богаче представления ученика о объективно существующих в языке системных отношениях лексических единиц, тем шире его активный словарь. Знакомство с новой лексикой требует изучения системных связей новой лексической единицы. Психологическая основа: Положение о функциональной готовности ребенка к обучению (достаточном развитии психических функций). Положение о роли деятельности в формировании личности, в развитии языка и мышления. Закономерности усвоения речи (Какие?) Уровень мотивации ребенка к занятиям.
Обучение базируется на том, что психические образования возникают в ходе освоения индивидом окружающей действительности на чувственном и интеллектуальном уровне. Результатом интеллектуального отражения действительности являются понятия и суждения, которые выражаются в языковой форме. Овладеть понятием – значит а) усвоить связь между существенными признаками, б) усвоить связи между понятиями (усвоить систему понятий, т.е. содержание понятия раскрывается путем уяснения его взаимоотношений с другими понятиями). Следовательно, в обучении большое внимание должно быть уделено самостоятельно осуществляемым действиям учащихся по группировке понятий по смыслу, сближение одних и разграничение других. Речь идет о мыслительных операциях дифференциации и обобщения.
Собственно методическая основа: 1. Принципы усвоения родной речи, разработанные Л.П. Федоренко: · принцип понимания языковых значений «Все единицы языка, имеющие статус знака, т.е. соотносимые с внеязыковой реальностью предметного и мыслительного ряда, должны быть объяснены доступно учащимся»[1], · принцип развития чувства языка, · внимание к выразительности речи. 2. Принципы обогащения словарного запаса учащихся, обоснованные М.Т. Барановым: экстралингвистический, лексико-грамматический. Цель:создать условия для обогащения словарного запаса учащихся и предупреждения лексических ошибок в их устной и письменной речи. Обучающие задачи (лексические и фразеологические умения и навыки): 1. Дать представление о: – лексикологии и фразеологии как разделах лингвистики, – слове как основной единице языка, о роли слова в формировании мысли, выражении чувств; – функционировании слова в речи (о слове с точки зрения его употребления): о семантике, о связях и отношениях, в которые вступают лексемы РЯ, о лексике как развивающейся системе (устаревшие слова, неологизмы); – фразеологизме как языковой единице (показать сходство и различие со словом и словосочетанием, дать представление о системных отношениях во фразеологии); – о лексическом богатстве РЯ, источниках его пополнения; – о лексическом запасе человека как показателе его интеллектуального и речевого развития, об источниках пополнения речи. 2. Сформировать основные лексические понятия (лексика, фразеология, лексическое значение слова – прямое и переносное, слова однозначные и многозначные, омонимы, синонимы, антонимы, эмоционально и стилистически окрашенные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова (диалектная лексика, профессионализмы, жаргон), устаревшие слова и неологизмы, исконно русские и заимствованные слова; фразеологизмы). 3. Познакомить с нормами словоупотребления. 4. Научить: – определять ЛЗ слова и фразеологизма, отличать ЛЗ от ГЗ; – использовать различные способы толкования ЛЗ: по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа; – отличать многозначные слова от омонимов; – находить в тексте слова с переносным значением, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения; – находить в тексте и подбирать к данному слову синонимы; – описывать различия между синонимами и выбирать из ряда синонимов подходящий в данной речевой ситуации; – пользоваться словарем синонимов; – находить в тексте и подбирать к данному слову антоним; – использовать антонимы в собственной речи; – пользоваться словарем антонимов; – находить в тексте слова-омонимы; – различать значения слов-омонимов путем составления словосочетания и предложения; – сравнивать паронимы и устанавливать значение каждого; – находить эпитет, метафору, метонимию и другие средства выразительности в тексте, постигать их смысл; – использовать простейшие тропы и фигуры (олицетворение, сравнение, противопоставление) в собственной речи; – отличать фразеологическое сочетание от свободного, подбирать к фразеологизму синоним, антоним; – использовать фразеологизмы в собственной речи; – пользоваться толковым и фразеологическим словарями. – расширять свой словарный запас (согласно стандарту к концу начальной школы ученик должен иметь в своем активном словаре 2000-2500 общеупотребительных слов). – правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы (в свойственном им значении и с учетом речевой ситуации).
Развивающие задачи: Воспитательная задача Содержание и структура раздела. Принцип преемственности. В начальной школе теоретические сведения учащимся не сообщаются, но в ходе наблюдений учащиеся осознают слово как: – носитель смысла (значения); – имя предмета (явления); – единицу, образованную по определенной словообразовательной модели; – единицу, которая может употребляться в предложении и тексте в нескольких значениях (слова могут быть близкими и противоположными по смыслу, учатся подбирать наиболее подходящее по значению слово для более точного выражения мысли и чувства); – единицу, способную изменяться по числам, иногда по родам, иногда по лицам и т.д. Сведения, полученные в 1-4 кл. должны стать знаниями в среднем звене. Элементарные умения, заложенные в начальной школе, являются основой для расширения лингвистических представлений, для обобщения, классификации, систематизации программных понятий. Базовые понятия: 1. Слово, фразеологизм; лексика и фразеология как разделы лингвистики. 2. Понятия, характеризующие лексику с точки зрения: – семантики (лексическое значение, прямое/переносное значение; однозначные/многозначные слова; омонимы, синонимы, антонимы; эмоционально и стилистически окрашенные слова); – употребления в речи (общеупотребительные/необщеупотребительные: диалектная лексика/профессионализмы, жаргон), – происхождения: исконно русские/ заимствования; – неологизмы/устаревшие слова. 3. Лексические и фразеологические словари, их типы; авторы словарей (В.И. Даль, С.И. Ожегов); словарная статья, помета в словарной статье.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |