МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ (смирновская)
Место в школьном курсе, структура курса По традиционной программе в начальной школе изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения. Учатся различать части речи на основе общего значения, вопросов, форм словоизменения (склонения, спряжения). Союзы изучаются в связи с предложением. Изучается склонение существительных с ударными окончаниями по падежам. Учатся различать падежи по вопросам. Знакомятся с терминами «глаголы 1 и 2 спряжения». Видовые различия изучаются практически (по вопросам), термин «вид» не сообщается. С возвратными глаголами знакомятся практически. С наречиями знакомятся практически, термин «наречие» не вводится. Правописание большинства наречий усваивается в словарной работе. Знакомятся с частицей НЕ.
В среднем звене морфология изучается в несколько этапов, начинается с изучения наиболее частотных частей речи: 5 кл. – существительное, прилагательное, глагол. 6 кл. – повторяется изученное, добавляется числительное, местоимение. 7 кл. – причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие. Каждая часть речи изучается в следующих аспектах: · грамматические категории, · способы словообразования, · орфограммы, · стилистические особенности.
Связь с другими разделами школьного курса С орфографией: из 71 орфограммы 50 изучается на морфологии. Морфологические умения должны формироваться раньше орфографических и пунктуационных!!! С синтаксисом: квалификация слова как части речи требует учета синтаксических связей слова. Культура речи. Речь учащихся обогащается использованием отыменных предлогов, причастий, деепричастий, составных союзов. Учащиеся обучаются сознательно и правильно: · употреблять существительные на –мя, · согласовывать словоформы различных частей речи, · употреблять сложные прилагательные, · образовывать краткую форму и степень сравнения прилагательных; · расставлять ударения в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесена), · строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, · употреблять собирательные числительные, слова «оба, обе», · использовать в речи наречия-синонимы, союзы-синонимы, предлоги-синонимы, · выразительно читать предложения с модальными частицами и междометиями, · совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным материалом (избегать неоправданного повтора, употреблять глаголы настоящего и будущего времени при сообщении о событиях прошлого, употреблять местоимение 3 лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения, верно использовать местоимения как средства связи предложений и частей текста; верно употреблять инфинитив в значении разных наклонений глагола). Изучение морфологии на синтаксической основе. Типичные грамматические (морфологические) ошибки: а) ошибки в образовании словоформы: – множественного числа существительного (шофера, делов, чулков, носок – степени сравнения: красившее, более интереснее; – личных форм глагола и форм наклонения: жгет, ложит, хочут, ляжь, вылазь; – изменение неизменяемых слов: польты, кином, на пионине; – употребление словоформ с предлогами: согласно приказа, благодаря мамы; б) ошибки, связанные с употреблением форм в предложении: – несоблюдение правил сочетаемости видовых и временных форм глагола: Где ни появится Чапаев, всюду собиралось много народу. В конце романа видим Ниловну, которая на вокзале распространила листовки. – злоупотребление многочленными словосочетаниями (нанизывание падежей): для решения задачи успешной уборки урожая хлеба; – смешение форм повелительного наклонения с формой 2 л. Мн.ч. настоящего и будущего времени изъявительного наклонения: выберите себе книгу / когда выберете товар, пройдете к кассе. – неверное употребление деепричастных оборотов. Содержание
Порядок изучения конкретных частей речи может быть различным в действующих программах.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |