Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обучающие диктанты: их значение и методика проведения



2016-09-16 2381 Обсуждений (0)
Обучающие диктанты: их значение и методика проведения 4.75 из 5.00 4 оценки




Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал

Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.

- Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или - реже - предложения на закрепляемое правило.

- Распределительный диктант - это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

- Выборочно-распределительный диктант - это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

- Творческий диктант - это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

- Свободный диктант - это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

- Восстановленный диктант - это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

- По аналогии - это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

- Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

- Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы.

- Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

- Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.

. Вид работы по обучению орфографии и пунктуации, состоящий в записывании текста под диктовку

1.Предупр-й диктант –запис-ся заранее проанализ-й текст учениками под рук-м учителя.

2.объяснит-й – провер-ся и анализ-ся после записи

3.коммент-й – уч-к отчетливо пргов-т продикт-е учителем слово, запис-т его и коммент

4.выборочный дикт-т - из дикт запис-ся отд слова, словосоч-я в завис-ти от пост-й цели

5.творческий дикт-тв проц записи произв-ся изм-е дикт-го т-та.

6.свободный – интер. Текст чит-ся по абзацам, а уч-ки запис-т как запомнили

7.конр-обуч-й – уч-ки по ходу задают вопр.

По роли в учебном процессе:

-обучающий

-контрольный (полностью самост работа)

-контрольно-обуч (можн спрашивать, польз словарем)

По хар-ру язык материала:

-словарный

-из отдел предложений

-диктант-текст

По объему записи языкового материала:

-полный

-выборочный (слуховой или зрительный , выпис только с орфогр или без нее. Развивает внимание, умение обнаруживать изуч. орфогр)

-деформированный выбор диктант

По характеру записи язык материала:

-распределительный

-программированный (схема, цифровой, буквенный)

-графический (прямой – из схемы слово, обратный – слово записать схемой)

-морфологический (ч.р)

-фонетико-графический (транскрип)

По наличию изменений в язык материале (с элементами изложения(творческий и свободный) и сочинения(с продолжением))

По характеру восприятия язык материала(зрительный, слуховой, разученный (в классе), по памяти (дома), немой (пантомимический))

По времени объяснения наисанного (предупредительный, объяснительный, с письменным обоснованием)



2016-09-16 2381 Обсуждений (0)
Обучающие диктанты: их значение и методика проведения 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Обучающие диктанты: их значение и методика проведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)