Обучающие диктанты: их значение и методика проведения
Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию. Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты. - Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или - реже - предложения на закрепляемое правило. - Распределительный диктант - это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя. - Выборочно-распределительный диктант - это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы. - Творческий диктант - это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. - Свободный диктант - это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно. - Восстановленный диктант - это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям. - По аналогии - это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию. - Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему. - Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы. - Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно. - Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм. . Вид работы по обучению орфографии и пунктуации, состоящий в записывании текста под диктовку 1.Предупр-й диктант –запис-ся заранее проанализ-й текст учениками под рук-м учителя. 2.объяснит-й – провер-ся и анализ-ся после записи 3.коммент-й – уч-к отчетливо пргов-т продикт-е учителем слово, запис-т его и коммент 4.выборочный дикт-т - из дикт запис-ся отд слова, словосоч-я в завис-ти от пост-й цели 5.творческий дикт-тв проц записи произв-ся изм-е дикт-го т-та. 6.свободный – интер. Текст чит-ся по абзацам, а уч-ки запис-т как запомнили 7.конр-обуч-й – уч-ки по ходу задают вопр. По роли в учебном процессе: -обучающий -контрольный (полностью самост работа) -контрольно-обуч (можн спрашивать, польз словарем) По хар-ру язык материала: -словарный -из отдел предложений -диктант-текст По объему записи языкового материала: -полный -выборочный (слуховой или зрительный , выпис только с орфогр или без нее. Развивает внимание, умение обнаруживать изуч. орфогр) -деформированный выбор диктант По характеру записи язык материала: -распределительный -программированный (схема, цифровой, буквенный) -графический (прямой – из схемы слово, обратный – слово записать схемой) -морфологический (ч.р) -фонетико-графический (транскрип) По наличию изменений в язык материале (с элементами изложения(творческий и свободный) и сочинения(с продолжением)) По характеру восприятия язык материала(зрительный, слуховой, разученный (в классе), по памяти (дома), немой (пантомимический)) По времени объяснения наисанного (предупредительный, объяснительный, с письменным обоснованием)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |