Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из Повести Временных лет



2016-09-16 342 Обсуждений (0)
Из Повести Временных лет 0.00 из 5.00 0 оценок




Из документа (ПВЛ):

Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали − на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той…

Однако это красивая легенда. Выбор Владимиром христианства был обусловлен рядом объективных факторов. Во-первых, христианство уже имело прочные корни в Киеве. Его исповедовали бабка Владимира − княгиня Ольга и, возможно, его старший брат Ярополк. Во-вторых, христианство было официальной религией Византийской империи − наиболее могущественного европейского государства X в. и главного торгового партнера Руси.

В 987 г. флот Владимира подошел к Херсонесу (Корсуню) − столице византийских владений в Крыму. Владимир взял город и в обмен на возвращение его под власть империи потребовал прислать христианских священников для крещения (кроме того, Владимир потребовал отдать ему в жены сестру императора − Анну). В Корсуне Владимир и его дружина крестились.

В. Васнецов. Крещение святого князя Владимира

Согласно ПВЛ, в 988 г. греческие священники, привезенные Владимиром в Киев, массово окрестили жителей Киева, в потом и других русских городов. Однако не все исследователи согласны с летописной хронологией. Некоторые историки (О. М. Рапов, А. В. Карташев) полагают, что крещение киевлян происходило не в Днепре (как часто считают), а в его притоке Почайне, протекавшей по территории ремесленно-торгового района Киева − Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г. (известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни).

К. Лебедев. Крещение киевлян

Идол Перуна был свержен и утоплен в Днепре. Навязывание населению новой веры не обходилось без сопротивления. В ряде земель вспыхнули народные восстания (наиболее известное − в Новгороде). Отдаленные регионы (например, земля вятичей) еще несколько столетий держались старой веры. Даже там, где христианство утвердилось относительно быстро, языческие божества продолжали долгое время почитаться вместе с христианскими святыми либо же под видом христианских святых (Перун как Илия Пророк, Велес, «скотий бог», как св. Власий, покровитель скота). Кроме того, в полной мере сохранялась вера в низших божеств: домовых, русалок, леших. Подобное сочетание в массовом сознании язычества и христианства получило название двоеверие.

С. Иванов. Христиане и язычники

Несмотря на незавершенность христианизации, принятие новой веры имело исключительное значение для дальнейшей истории России. Вместе с христианством на Русь пришла высокая культура христианского мира (грамотность, иконопись, каменное строительство). Под влиянием христианства началось постепенное смягчение нравов восточных славян. Кроме того, принятие новой веры укрепило власть киевского князя. Христианская церковь учила, что любая власть происходит от Бога, и, соответственно, утверждала, что неповиновение князю является сопротивлением божественному замыслу. «Князь! Мы поставлены от Бога в земле русской, чтобы удержать вас от кровопролития», −говорил митрополит Киевский Никифор II (1195 г.) великому князю Рюрику Ростиславичу.

Итоги правления

Оценивая роль Владимира I в истории Древнерусского государства, можно утверждать, что при нем оно превратилось из союза слабо связанных друг с другом славянских племен в европейскую державу с мощной центральной властью и единой религией. В народной памяти Владимир под прозвищем «Красное Солнышко» сохранился как мудрый и великодушный князь, защитник русской земли от внешних врагов и заступник несправедливо обиженных. Христианская церковь сохранила память о Владимире как о крестителе Руси и возвела его в равноапостольный чин.



2016-09-16 342 Обсуждений (0)
Из Повести Временных лет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из Повести Временных лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)