Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модернизация и просвещение



2016-09-16 356 Обсуждений (0)
Модернизация и просвещение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План

1. Правление Екатерины Великой.

2. Внутренняя политика Павла I.

3. Внешняя политика России во второй половинеXVIII века.

 

Подготовка первого вопроса предполагает характеристику личности Екатерины II, условий ее вступления на трон. Объясните, что такое просвещенный абсолютизм, что составляло его идеологию. Охарактеризуйте основные реформы Екатерины II, направленные на превращение России в просвещенную монархию, такие как:

- созыв в 1767 г. комиссии для составления нового свода законов – Уложения;

- губернская реформа 1775 г., городская реформа 1785 г., Жалованная грамота дворянству 1785 г.;

- секуляризация церковных земель, принцип веротерпимости, указ благочиния, культурные преобразования.

В заключение сделайте вывод о значении преобразований Екатерины II, о развитии просветительства как общественного явления (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н Радищев).

Характеристику экономического развития начните с приведения данных о росте территории страны, ее населения и его структуры. Поясните, что ведущей отраслью экономики являлось сельское хозяйство, развивающееся вширь и вглубь, однако в недрах крепостнического хозяйства зарождались капиталистические отношения.

Раскрывая второй вопрос, дайте характеристику личности Павла I (1796-1801), его концепции власти (сильная абсолютная власть монарха, бесправие всех сословий перед монархом). Дайте анализ основных преобразований Павла I: изданию в 1797 г. нового закона о престолонаследии с целью недопущения повторения хаоса дворцовых переворотов; сокращению привилегий дворянства, предусмотренных в Жалованной грамоте дворянству Екатерины II.

Охарактеризуйте политику императора в области просвещения (духовного и светского) и культуры в целом; в финансовой сфере (попытки оздоровления финансов через стандарт серебряного рубля и изъятия ассигнаций); жесткие меры по укреплению дисциплины в армии.

Сделайте выводы, что целью проводимых Павлом реформ было укрепление самодержавия, ограничение произвола дворянства во имя собственного произвола, наведения в стране порядка и дисциплины. Дайте краткую характеристику внешней политики Павла I, главным направлением которой была борьба с распространением французской революции и с завоевательными устремлениями Наполеона (участие России в антифранцузской коалиции совместно с Англией и Австрией). Объясните причины выхода России из коалиции и смену внешнеполитического курса.

В заключение сделайте общие выводы о политике Павла I.

Определяя содержание третьего вопроса, основными задачами внешней политики России, можно оценить обеспечение безопасности страны, приобретение новых территорий для развития промышленности и торговли. Поясните, что внешняя политика имела три главных направления. Первым и главным из них была борьба за южные моря – Черное и Азовское, вылившаяся в две русско-турецкие войны. Дайте оценку побед России в войнах с Турцией (приобретение земель, торговых морских путей, право иметь флот на Черном море, присоединение Крыма, освоение юга, строительство городов).

Охарактеризуйте польское направление внешней политики России: осложнение польского вопроса в связи с ослаблением Польши и раздел ее территории европейскими странами, в числе которых была и Россия (1772, 1793, 1795). В результате трех разделов она получила Белоруссию, Правобережную Украину, Литву и Курляндию. В итоге украинский и белорусский народы воссоединились с народами России, но Польша перестала существовать как самостоятельное государство.

Наконец, отметьте, что во второй половине века велась русско-шведская война, Россия поддержала США в их борьбе за независимость и выступила против революционной Франции. Подведите итоги внешней политики России, позитивные для развития промышленности и торговли, превращение России в крупную европейскую державу, в состав ее, кроме западных земель, вошли калмыцкие степи, горный Алтай, Курильские и Алеутские острова, Аляска.

 

Вопросы для самоконтроля

1. XVIII век в европейской и мировой истории.

2. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии 1767 г.

3. Указ благочиния 1782 г. и его влияние на правоохранительную систему Российской империи.

4. Русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.

5. Участие России в разделах Речи Посполитой (1773, 1793, 1795 гг.).

6. Личность Павла I.

7. Итальянский и швейцарский походы А. Суворова.

 

Используемая литература: [1, 5, 8, 10, 13, 20, 35].

 

Тема 6. Российская империя и мир.

Особенности развития в первой половине XIX века

 

План

1. Внутренняя политика Александра I. М. Сперанский.

2. Отечественная война 1812 года

3. Основные направления развития российского государства в годы правления Николая I (1825-1855 гг.)

4. Крымская война 1853-1855 гг.

 

Вопрос 1. Внутренняя политика Александра I. М. Сперанский. В результате очередного (и последнего) дворцового заговора, 12 марта 1801 г. к власти приходит старший сын Павла I Александр (1777 г.р.). Новый император издал ряд указов, отменивших введенные отцом карательные меры. Он восстановил действие жалованных грамот дворянству и городам, вернул из тюрем и ссылок осужденных Тайной экспедицией, распустив ее. Он учредил «комиссию о составлении законов», запретил применение пыток.

ВокругАлександра I формируется кружок его ближайших советников, названный «негласным комитетом». В его состав вошли гр. П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, князь А. Чарторыйский. Ими был задуман и осуществлен целый ряд реформ. Так, вопрос о крестьянской реформе обсуждался «негласным комитетом» два года. Однако упразднить крепостничество не решились. В феврале 1803 г. был издан указ о «свободных хлебопашцах», позволявший крестьянам выкупать свою свободу. Воспользовались этим правом не более 50 тыс. душ.

Реформа образования начала проводиться с1803 г. Учреждалось 4-х типа учебных заведений: 1) сельские приходские школы; 2) уездные училища; 3) губернские училища и гимназии; 4) университеты. Вся Россия была поделена на 6 учебных округов. В 1805 г. действовало 6 университетов, 42 гимназии и 405 уездных училищ.

Внешняя политика первых лет правления. В 1801 г. Грузия, спасаясь от давления Персии, попросила о вхождении в Россию. Александр I принял эту просьбу. Обиженные персы в 1804 г. объявили России войну. В 1813 г. она закончилась присоединением Грузии, Гурии, Мингрелии, Абхазии, Дагестана и Азербайджана. В 1804 г. Наполеон объявил себя императором и проявил стремление к овладению всей Европой. Когда оказались захваченными значительные территории Германии и Италии, Александр I решил присоединиться к Австрии в военных действиях против Франции. Но в 1807 г. два императора заключили Тильзитский мир и союз против Англии. В 1806 г. началась очередная война с Турцией, которая протекала без решительных действий. С 1811 г. главнокомандующим назначили генерала Кутузова. В результате уже через год Турция была вынуждена подписать мир. Успешной была и война 1808-1809 гг. со Швецией. В результате к России отошла вся Финляндия.

Реформа государственного управления.Заметный след в создании основ современных структур власти внес сын сельского священника, а впоследствии ближайший сподвижник Александра I М.М. Сперанский. Он был руководителем Комиссии по составлению законов, и одновременно готовил план государственных преобразований. Сперанский предложил формировать три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Первая должна была образовываться волостными, уездными, губернскими и Государственной думами. Представители низших дум формировали состав вышестоящих. Планировалось, что Государственная Дума будет собираться ежегодно для рассмотрения и одобрения законопроектов и бюджета.

Судебную власть составляли суды: волостные (мирские, т.е. общественные); уездные и губернские (судьи – выборные профессионалы, работали с присяжными заседателями). Высшую судебную инстанцию составлял Сенат.

Исполнительную власть составляли бы волостные, уездные и губернские правления, назначаемые соответствующими думами, а так же министерства. К наиболее значимым событиям его правления относят издание Манифеста от 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. В числе первых восьми были образованы министерства внутренних дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения, военно-сухопутных сил, военно-морских дел, иностранных дел. На правах министерства было учреждено Казначейство. Вышел указ, определивший Сенат как высшее государственное учреждение России с функциями «хранителя законов». Существовавшие до этого коллегии страдали безответственностью, медлительностью в решении задач. Абсолютизация власти на этом этапе усиливала государство. Однако преобразования не получили своего завершения. В 1812 г. Сперанский был отстранен от должности и сослан.

Вторая половина правления Александра I (после 1815 г.) характеризуется отступлением от реформаторской деятельности и разгулом реакции. Поводом послужили солдатские волнения в лейб-гвардии Семеновском полку. Император оценил их как предвестник революции. Особую роль в повороте к консервативным взглядам сыграл генерал А.А. Аракчеев, в руках которого сосредоточилось гражданское и военное управление. Он создал военные поселения, образование подчинил церкви.

Начавшееся светлыми надеждами царствование Александра I заканчивалось при всеобщем недовольстве и реакции.

Вопрос 2. Отечественная война 1812 года. Весной 1812 г. Александр I обратился к Наполеону с требованием вывести войска с территорий Пруссии и герцогства Варшавского. Наполеон посчитал это для себя оскорбительным. Он хотел стать властелином мира и лишь остается для этого завоевать Россию, а потому давно готовился к войне. Поводом же послужило несоблюдение Россией морской блокады Англии, что предусматривалось Тильзитским миром.

В июне 1812 г. 600-тысячная «великая армия» Наполеона форсировала Неман и вторглась в пределы России. Александр I противопоставил ему три группировки численностью в 200 тыс. человек. 1-я армия под командованием военного министра генерала М.Б. Барклай де Толли располагалась в Литве. 2-я армия генерала П.И. Багратиона сосредоточилась в Белоруссии. 3-я армия под руководством генерала А.П. Тормасова прикрывала киевское направление. Французы активно наступали, и задачей русских войск стало объединение трех армий, недопущение их уничтожения поодиночке. В конце июля 1-я и 2-я армии соединились у Смоленска, битва за который стала славной страницей военной истории. Французы потеряли здесь более 20 тыс. солдат. Население покинуло город.

Первоначально главнокомандующим русских сил был сам император, но, будучи плохим военным стратегом, он поручил эти функции Барклай де Толли. Это был прекрасный генерал, но в массах укреплялось мнение, что беспрерывные отступления связаны с его «немецким» происхождением. Уступив общественному мнению, император назначил на этот пост популярного генерала М.И. Кутузова. Моральный дух в армии стал подниматься.

Новый главнокомандующий Кутузов понимал, что остановить врага еще невозможно ввиду явного перевеса сил. Он пытался измотать неприятеля в ходе отступления. Большое значение придавалось ведению партизанской войны. До сих пор в памяти народной живут имена предводителей партизанских отрядов крестьян Герасима Кудрина, Василисы Кожиной, офицеров Д.В. Давыдова, А.Н. Сеславина, А.С. Фигнера. Однако общество требовало от армии генерального сражения. И Кутузов на него решился.

В 120 верстах от Москвы и в 10 - от Можайска под селом Бородино войска заняли позиции, и 26 августа состоялся решающий бой. У французов насчитывалось 587 орудий и 135 тыс. солдат; у русских - 624 орудия и 120 тыс. человек. Сражение началось с длительной артиллерийской подготовки. Наполеон направил основные силы на левый фланг (Багратионовы флеши). После семи мощных атак они были взяты и русские отошли на запасные позиции. В центре была захвачена батарея Раевского, но отступили войска лишь на 800 метров. Сражение длилось 15 часов. Потери русских превысили 40 тыс. человек, французов – около 60 тыс. Кутузов отстоял свои позиции, но решил отступить для сохранения войска.. Силы Наполеона были надломлены..

Александр I требовал нового сражения. 1 сентября на военном совете в деревне Фили Кутузов принимает решение сдать Москву без боя.. 2-го сентября французы вошли в охваченный пожарами город.

Кутузов, сделав вид, что отступает к Рязани, переместил войска на Калужскую дорогу, закрыв путь к военным заводам и арсеналам. Начинались холода. 6 октября Наполеон оставил Москву, нацелившись на южные районы. Но прорваться не удалось. Под Тарутиным и Малоярославцем были даны сражения, заставившие повернуть французов на уже разоренную Смоленскую дорогу. Под ударами русских войск и партизан французская армия таяла на глазах. Особенно гибельной оказалась переправа через р. Березину, где убитыми, ранеными и пленными потеряли около 30 тыс. человек. 25 декабря нашествие было ликвидировано. Однако Наполеон пытался собрать во Франции новую армию.

Александр I принял решение освободить Европу от ига Наполеона. К нему присоединились войска Пруссии и Австрии. Трехдневная «битва народов» под Лейпцигом в октябре 1813 г. ознаменовала победу союзников. 1 января 1814 г. русские войска перешли французскую границу, а в марте вступили в Париж. На престол была восстановлена династия Бурбонов. Наполеону передали во владение о. Эльбу. Но в 1815 г. поверженный император вновь возвратился во Францию, войска перешли на его сторону. Союзники снова открыли военные действия и разбили его при Ватерлоо (Бельгия). Сам же Наполеон был сослан на о. Св. Елены.

Решением Венского конгресса основанное Наполеоном герцогство Варшавское было подчинено Российской империей под именем царства Польского. Другие же польские земли отошли Пруссии и Австрии. Монархи этих держав 14 сентября 1815 г. заключили «священный союз».

Вопрос 3. Основные направления развития российского государства и общества в годы правления Николая I (1825-1855 гг.). Пришедшиеся на начало правления Николая I восстание декабристов и Французская революция (1830 г.) наложили отпечаток на характер внутренней политики, проводимой им. Императору представлялось, что укрепление самодержавия возможно почти исключительно только силовым давлением. Современники отмечали, что солдатская казарма – политический идеал нового царя. Для усиления единоначалия в 1826 года Николай I реформировал личный секретариат в подобие параллельного правительства, – в Собственную его императорского величества канцелярию (СЕИВК).

Первое отделение оставалось секретариатом царя. Второе отделение занималось кодификацией законов. Четвертое отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями, впоследствии получило название «ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны». Пятое отделение управляло государственным имуществом. Шестое отделение занималось проблемами Закавказья.

Особого внимания заслуживает Третье отделение. В январе 1826 года генерал граф А.Х. Бенкендорф предложил императору создать высшую полицию. 25 июня 1826 года Николай I издал Указ об учреждении корпуса жандармов и назначении Бенкендорфа его шефом. Особую канцелярию МВД преобразовали в III-е отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Новое учреждение сосредоточило руководство тайными и политическими полицейскими операциями.

Штат III-го отделения был невелик - 16 человек (в 1842 г. - 40 человек) и представлял собой «мозговой центр» так называемой высшей полиции. Для практической реализации разработок ему была подчинена жандармерия. С 1836 года ее формирования свели в Отдельный корпус жандармов. Империя была поделена сначала на 5, потом на 8 жандармских округов. В короткий срок создана разветвленная агентурная сеть, отражавшая настроения в обществе.

Российская империя превращалась в полицейское государство. Для закрепления существовавших устоев в 1830 г. М.М. Сперанским было составлено Полное собрание Законов Российской Империи в 45 томах, объединившее все основные нормативные акты, вышедшие до воцарения Николая I. Через три года публикуется Свод Законов Российской Империи в 15 томах, включивший в себя только действующие законы. При Николае I завершилось формирование русской бюрократии. Если в конце XVIII в. насчитывалось около 16 тыс. чиновников, то к середине XIX в. их было 61,5 тыс.

Более 10 раз Николай I созывал секретные или «негласные» комитеты для решения проблемы крепостничества. Но что-то изменить он так и не решился. Вышел лишь Закон об «обязанных крестьянах», позволявший освобождаться от крепостной зависимости при добровольном пожелании помещиков.

Общественная жизнь России во второй четверти XIX века. В начале 30-х годов министр просвещения С.С. Уваров сформулировал «теорию официальной народности». Суть ее сводилась к триединой формуле «православие, самодержавие, народность». Двигателем прогресса в России признавалось самодержавие, поддерживаемое народом, воспитанном на идеалах православия. Среди интеллигенции разгорались споры о путях развития общества.

Все разнообразие взглядов можно было объединить в две большие группы – славянофилов и западников. Первые объединяли консерваторов и придерживались теории официальной народности, считали, что у России свой особый путь развития. Представителями этого течения были братья Аксаковы, А.С. Хомяков и др. Западники же высказывали позицию либералов. Они считали, что Россия – часть Европы, и основные закономерности развития для них общие. Обособление от Запада ведет к отставанию. Идеологами западничества были Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, И.И. Панаев. Несмотря на разногласия, оба течения настаивали на необходимости отмены крепостного строя.

Появляются пропагандисты социалистических идей. Белинский и Герцен разделяли их взгляды, но считали, что достижение намеченных целей возможно только посредством революции. Таким образом, невзирая на репрессии, российское общество при Николае I в социально-политическом отношении значительно выросло. Оно начинало требовать серьезных перемен.

Общественная жизнь активизировалась. Издавался ряд прогрессивных журналов и газет («Полярная звезда», «Колокол»). Появляются кружки Грановского, Герцена, Белинского… В эти годы творили Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Гоголь. Первую русскую оперу написал Глинка. Всемирную известность получили картины Брюллова, Иванова, Айвазовского; исследования математиков Лобачевского, Чебышева и др.

 



2016-09-16 356 Обсуждений (0)
Модернизация и просвещение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модернизация и просвещение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)