Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Особенности развития СССР в 30-е годы



2016-09-16 1546 Обсуждений (0)
Тема 10. Особенности развития СССР в 30-е годы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План

1. НЭП – экономические ожидания и пути их реализации.

2. Курс на индустриализацию и коллективизацию. Экономическое

развитие СССР в 30-е годы

3. Характер и причины репрессий 30-х годов.

4. Внешняя политика и международное положение СССР в предвоенный период

 

При подготовке первого вопроса, необходимо уяснить, что после окончания Гражданской войны острейший экономический и социально-политический кризис угрожал самому существованию власти коммунистов. Основным решением X съезда РКП(б) (8-16 марта 1921 г.) стала резолюция о замене продразверстки натуральным налогом. Она и положила начало новой экономической политике (НЭП). Далее следует оценить значение курса на расширение кооперации, улучшение снабжения крестьян промышленными товарами и сельскохозяйственной техникой, эффективность мер нэпа в сельском хозяйстве.

В промышленности сохранялись государственная собственность и плановая система развития. Успешно осуществлялся план ГОЭЛРО (государственной электрификации России). Всеобщая уравниловка заменялась оплатой «по труду». Допускалась частная торговля. В 1925 г. промышленность достигла уровня 1913 г. Охарактеризуйте другие изменения в связи с нэпом.

Раскрывая второй вопрос, следует сделать упор на том, что индустриализация и, отчасти – коллективизация, были элементами нэп. Покажите, что индустриализация в СССР – это процесс создания крупного машинного производства и, прежде всего, отраслей, производивших орудия и средства производства (группа «А»). Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. Проанализируйте источники индустриализации. В качестве источника, например, были использованы «индустриальные займы» у населения. Немалую выручку валюты давала распродажа государством за границу художественных ценностей. Подчеркните, что главным источником валютных средств было продаваемое за границу зерно и сельхозпродукты.

Охарактеризуйте первую пятилетку 1928–1932 годов, назовите важнейшие ее стройки. Вторая пятилетка (1933-1937) была утверждена на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Всего за годы второй пятилетки было построено 4500 крупных промышленных предприятий. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х годов вышел на 2-е место в мире после США. Подчеркните, что во второй пятилетке началось стахановское движение, направленное на максимальное использование новой техники и повышение производительности труда. Третья пятилетка (1938-1942) была свернута из-за войны. Тем не менее, в результате индустриализации в годы довоенных пятилеток Советский Союз совершил промышленный рывок.

Коллективизация сельского хозяйства, проходившая в СССР в конце 20-х – в 30-е гг., – это форсированное насильственное объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы), подконтрольные государству, прямой переход от мелкого крестьянского хозяйства к крупному коллективному без переходных форм кооперации. Курс на коллективизацию был взят XV съездом ВКП(б) в декабре 1927 г.

Расскажите, что коллективизация проводилась в два этапа. Первый: 1928-1929 гг. – конфискация и обобществление скота, создание колхозов по местной инициативе. Второй этап: 1930-1932 гг. После постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации» началась спланированная в Москве кампания «сплошной коллективизации» в заранее установленные сроки..

Важно отметить, что параллельно с коллективизацией, согласно постановлению ЦК компартии от 30 января 1930 г. «О мерах по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», проводилась политика «ликвидации кулачества как класса». Приведите примеры голода 1932–1933 гг. Насильственная коллективизация привела к раскрестьяниванию страны, а у советского руководства на ряд десятилетий вперед прочно укоренился взгляд на колхозы как на источник дешевой сельхозпродукции и столь же дешевой рабочей силы.

Третий вопрос требует не только запоминания происходивших событий, но и глубокого анализа причин зарождения диктатуры.

Вспомните, что с декабря 1922 г. Ленин фактически отошел от управления государством. В коммунистической партии началась ожесточенная борьба за власть. В апреле 1922 г. в РКП(б) впервые была введена должность Генерального секретаря. После избрания на нее И. Сталина (Джугашвили), началось формирование партийного аппарата из лично преданных ему лиц для усиления собственных позиций в руководстве. Борьба Сталина за власть началась в 1923 г. Его главный – Л. Троцкий, в 1925 г. был снят с ключевых постов. В конечном итоге, троцкистско-зиновьевский блок потерпел поражение. Все видные представители блока были исключены из партии, а позже репрессированы.

В 1928 г. начался последний этап борьбы Сталина за установление единоличной власти. На этом отрезке времени его главными противниками оказались Н. Бухарин, А. Рыков и М. Томский, обвиненные Генсеком в «правом уклоне». В СССР начало формироваться тоталитарное государство, которое окончательно сложилось в 30-е годы: осуществлялся массовый террор, преследовались и уничтожались инакомыслящие, действовали концлагеря, складывался культ личности вождя. В июне 1937 г. состоялся судебный процесс, приведший к расстрелу многих видных военачальников. Проведите анализ сущности тоталитарного государства.

Четвертый вопрос нацелен на освещение внешней политики советского государства в 20 – 30-е годы. Начните с того, что в результате Первой мировой войны, а также Гражданской войны в России в мире складывается принципиально новая геополитическая ситуация. Одной из важнейших задач внешней политики Советской России был выход из изоляции и достижение международного признания. Охарактеризуйте состоявшуюся в апреле – мае 1922 г. Генуэзскую конференцию европейских стран (Италия). Расскажите, что было достигнуто советской делегацией в Генуе.

В первой половине 30-х гг. Советскому Союзу удалось укрепить свое внешнеполитическое положение и поднять международный авторитет. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. Более подробно раскройте основные внешнеполитические действия СССР. В 1936 г. между Германией и Японией был заключен Антикоминтерновский пакт, направленный против СССР. В 1937 г. к нему присоединилась Италия. В конце 30-х гг. советское руководство начало сближение с руководством гитлеровской Германии.

В сентябре 1938 г. в Мюнхене было подписано соглашение Германии и Италии с Англией и Францией, в результате которого Гитлеру предоставлялась возможность расчленить Чехословакию. Это было расценено СССР, как стремление Запада направить агрессивный потенциал гитлеровской Германии еще далее на восток – против Советского Союза. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. СССР, выполняя союзнические обязательства, направил части Красной Армии для отражения агрессии.

Особо отметьте, что в 1939 г. СССР предпринял попытку создать блок государств для предотвращения фашисткой агрессии. Позиции западных держав оказались неконструктивными. 23 августа 1939 г. в Москве Молотов и Риббентроп подписали Пакт о ненападении между СССР и Германией на 10 лет. Дополните, что к пакту прилагался секретный протокол, согласно которому Восточная и Северная Европа разделялась на сферы влияния между Германией и СССР. Пользуясь этим, Советский Союз присоединил к себе территории ряда восточноевропейских государств. Оцените эти события более детально.

Вопросы для самоконтроля

1. Кризис нэпа и ее свертывание.

2. I-й и II-ой пятилетние планы развития народного хозяйства СССР.

3. Кооперирование деревни и переход к сплошной коллективизации.

4. Формирование командно-административной системы и ее действие в социально-политической жизни общества.

5. Действие командно-административной системы в духовной жизни общества.

6. Концепция системы европейской коллективной безопасности во второй половине 1930-х годов и непоследовательность борьбы за нее.

7. Пакт о ненападении с Германией и его тайные статьи.

8. Советско-финская война.

 

Используемая литература: [1, 2 (ч. 2), 3, 8, 11, 14, 23, 42].

 



2016-09-16 1546 Обсуждений (0)
Тема 10. Особенности развития СССР в 30-е годы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Особенности развития СССР в 30-е годы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1546)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)