Нормативные источники к теме 1
Практикум Конституционное право Российской Федерации
Автор-составитель: кандидат юридических наук, доцент С. В. Евдокимов
Нижний Новгород
Практикум представляет собой сборник задач по конституционному праву России. Задачи составлены с учетом современного российского конституционного законодательства. Рекомендуется для проведения практических занятий по курсу «Конституционное право» и смежным дисциплинам. Предназначен для преподавателей и студентов юридических факультетов и вузов.
Содержание Предисловие…..………………………………………………………………4 Тема 1. Конституционное право России - отрасль права, юридическая наука, учебная дисциплина……………………………6 Тема 2. Теоретические основы конституции. Конституция Российской Федерации….…………………………………………….13 Тема 3. Основы конституционного строя России….………………………...19 Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации…………………………………………32 Тема 5. Конституционное право, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации…..………………………..42 Тема 6. Федеративное устройство России……………………………………54 Тема 7. Избирательная система и избирательное право России….…………61 Тема 8. Президент Российской Федерации…..…………………………....….68 Тема 9. Федеральное Собрание Российской Федерации….…………………76 Тема 10. Правительство Российской Федерации….………………….………87 Тема 11. Конституционные основы судебной власти в России. Прокуратура Российской Федерации…………………………………………………….…..90 Тема 12. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации………………..……………………………………………………..99
.
Предисловие Цель этого практикума - помочь преподавателю учить, а студентам (слушателям)- учиться. Его задача - дать возможность в рамках курса конституционного права освоить не только теорию, но и механизм практического применения конституционно-правовых норм. Практикой судов Российской Федерации общей юрисдикции после 1995 года стало прямое, непосредственное применение норм Конституции Российской Федерации при решении гражданских и административных дел. В связи с этим особую актуальность приобретает выработка у студентов (слушателей) юридических вузов навыков решения юридических казусов, проверка знаний действующего конституционного законодательства посредством ответов на проблемные вопросы . Решение задач позволит проверить знания студентами (слушателями): содержания норм Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных актов, являющихся источниками конституционного права России; решений Конституционного Суда РФ; определения понятий основных научно-правовых категорий, используемых законодательством и наукой конституционного права. При решении задачи следует выделить: обстоятельства, имеющие юридическое значение для решения поставленного вопроса; определить нормативные правовые акты, регулирующие данные правовые отношения; найти конкретные правовые нормы, посредством анализа которых можно найти ответ на поставленный вопрос и решить задачу. В решении задач обязательно должна быть ссылка на статью Конституции РФ или иного нормативного правового акта, а также изложено собственное толкование смысла заложенного в ней решения анализируемой ситуации. Нормативные источники по конкретным темам указаны в соответствующих разделах практикума. Следует иметь в виду, что учебные издания не всегда поспевают за обновлением законодательства. О новых актах и обновлениях действующих документов студенты (слушатели) получают информацию на лекциях и семинарских занятиях. Целесообразнее всего пользоваться справочными системами «Консультант Плюс» и «Гарант», чтобы находить там последние редакции соответствующих актов, со всеми изменениями и дополнениями.
При составлении практикума был использован материал следующих изданий: Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебно-методическое пособие для семинарских занятий. М.: ОАО Издательский дом «Городец»,-2004.-112с. Авакьян С. А. Конституционное право России: Практикум.: ОАО Издательский дом «Городец» ,-2007.-400с. Анисимов Л. Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программы. -М.: ЗАО Юстицинформ,- 2006-168с. Белов С. А. Конституционное право России: Практикум. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. Ун-та,- 2004.-96с. Беляков Н. Н. Права человека: Практикум- 2-е изд.- М.: Амалфея,- 2007.- 196с. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий курс для вузов.-М.: Издательство НОРМА( Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М),-2000.-408с. Нудненко Л. А. Практикум по конституционному праву Российской Федерации: учеб. Пособие/отв. ред. Е. И. Козлова.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект.- 2006 .-576с ./ Румынина В. В. Конституционное право Российской Федерации: Рабочая тетрадь.- М.: Мастерство: Высшая школа.- 2000.-80с. Чиркин В.Е. Конституционное право России. Практикум.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрист.-2004.-618с. Щукин А. С., Кирин С. В. Конституционное право: Семинарские занятия: Учебное пособие.-М.: Издательский Центр «Академия»; Мастерство.-2002.-128с.
Тема 1. Конституционное право России — отрасль права, юридическая наука, учебная дисциплина. Задача 1
ООО «Кварц» и ЗАО «Лазурит» получили разрешение от Администрации Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Администрацию города представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности. Одновременно против ЗАО «Тромбон» и администрации Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета «Медный всадник» выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр. Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично-правового от частноправового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права? Задача 2 Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII был регламентирован порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Указанное постановление Президиума Верховного Совета СССР до 2002 года было не отменено, предмет его регулирования лишь частично был урегулирован действующими законодательными актами Российской Федерации. Гражданин Н.С.Шулер обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод некоторыми нормами указанного постановления. Конституционный Суд РФ отказал в приеме жалобы, сославшись на то, что Конституционный Суд РФ по жалобам граждан рассматривает конституционность только тех законов, которые применены или подлежат применению в конкретном деле. Какое место в системе правовых актов СССР и РФ занимает постановление Президиума Верховного Совета СССР, и каким образом можно было обжаловать содержание его норм в рамках современной судебной системы Российской Федерации? Является ли Российская Федерация правопреемницей правовых актов СССР? Каково действие нормативных актов СССР и РСФСР в современной России? Если указанное постановление Президиума Верховного Совета СССР было бы признано не соответствующим Конституции РФ, то каким актом оно могло быть отменено или изменено? Требуется (достаточно) принятие постановления Правительства РФ, Указа Президента РФ или Федерального закона? Задача 3 Указом Президента РФ № 1444 от 7 августа 2000г. было утверждено Положение об Управлении делами Президента - органе исполнительной власти, которому были переданы полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Данный Указ был оспорен в Конституционном Суде РФ на том основании, что Конституция не предоставляет ни Президенту РФ, ни органам исполнительной власти права осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности парламента. Представители Государственной Думы потребовали прекратить осуществление полномочий Управления делами Президента до окончания рассмотрения дела. Представитель Президента возражал, ссылаясь на то, что Конституция не запрещает указанным осуществлять подобную деятельность, а, отказывая в требовании приостановить деятельность Управления делами, сослался на презумпцию конституционности нормативных актов. Какие вам известны конституционно-правовые принципы и презумпции? Какое решение должен вынести Конституционный Суд?
Задача 4
Постановлением Государственной Думы РФ было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд РФ, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п.13 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 г. №12-II, признал постановление не соответствующим Конституции РФ. Однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег. Могут ли выступить в качестве источников конститу -ционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента, и каковы их особенности? Задача 5
Общественная организация «Общество защиты прав потребителей "Альтернатива"» обратилась в Верховный Суд РФ с требованием в интересах потребителей признать «Правила пользования электрической энергией», утвержденные Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР, утратившими силу, ссылаясь на то, что они не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а поэтому в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не подлежат применению. Представитель министерства в судебном заседании заявил, что указанные Правила в 1982 г. в соответствии с установленным порядком были выпущены тиражом 200 тыс. экземпляров и разосланы для свободной продажи. Установленный Конституцией РФ 1993г. порядок опубликования в официальных изданиях, равно как и общее требование о применении только опубликованных нормативных актов, распространяется лишь на акты, принятые после вступления в силуКонституции РФ. Какое решение следовало было принять по этому делу? Задача 6
Договорам между кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В. Н. Штыбиковым и типографией газеты «На страже Родины» был заключен гражданско-правовой договор об издании агитационных материалов. В изданных листовках не были указаны необходимые данные в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательная комиссия потребовала от кандидата прекратить их распространение и пригрозила привлечь его к ответственности по ст. 5.12 КоАП РФ - «Изготовление и распространение анонимных агитационных материалов». На это кандидат В. Н. Штыбиков заявил, что договор он заключал не как кандидат, а как обычный гражданин; что ответственность должен нести не он, а типография, поскольку именно типография не выполнила необходимые требования закона. Кто является сторонами в данном правоотношении? Кто и какую должен нести ответственность? Определите объект конституционно-правовых (в данном избирательно-правовых) отношений? Задача 7 На основании ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Смольнинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга возвратил гражданину А. Р. Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со ст. 23-27 ГПК РФ. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления Синевин указал, что Конституция РФ (ст. 47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого это дело отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст. 118). Следовательно, делает вывод Синевин, подсудность каждого суда должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК РФ неправомерен. В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом? В какой части вопросы организации судебной системы относятся к предмету регулирования конституционного права и Федерального конституционного закона, а в какой части — к предмету процессуального законодательства?
Задача 8
Гражданин Н. К. Абелев припарковал свой автомобиль в зоне действия знака «Остановка запрещена». Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Абелев посчитал действия ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированное ст. 35 Конституции РФ. ГИБДД представило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством. Какое решение следует вынести в случае передачи дела в суд? Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом в отличие от административного права? Задача 9 Прокурор г. Петровска возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации «Свидетели Иеговы», разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело было возбуждено по ст. 148 Уголовного кодекса РФ -«Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести ». Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституция РФ не раскрывает понятие «право на свободу совести» и не дает определение религиозного обряда. Действия, совершаемые членами организации «Свидетели Иеговы», не являются религиозным обрядом. Кроме того, Конституция РФ не содержит санкции на нарушение нормы о свободе совести, следовательно, в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция. Подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты? В чем специфика такого элемента конституционно-правовой нормы, как санкция? Обладают ли нормы Конституции РФ свойствами прямого действия?
Задача 10
В 1995 г. Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала норма Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы РФ, устанавливавшая смешанную несвязанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему. Одна из сторон утверждала, что Конституция РФ прямо не закрепляет тип избирательной системы, следовательно, нормы, регулирующие конкретные правоотношения, в ней отсутствуют, и предмета для рассмотрения Конституционного Суда РФ нет и не может быть. Другая сторона возражала, что Конституционный Суд РФ вправе проверять закон на соответствие норме, регулирующей конкретное правоотношение, а на соответствие норме-принципу, опрееля ее правовое содержание. Большинство конституционных норм носит абстрактный характер, характер норм-принципов, и именно поэтому для их толкования создан специальный орган — орган конституционной юстиции. В чем особенности метода конституционного регулирования? Чем отличаются нормы конституционного права от норм других отраслей права? Позиция какой стороны вам представляется более правильной и почему? Задача 11 Опираясь на текст ст. 56,65,66,70,84,87,88,103,114,118,128,135 и 137 Конституции РФ, составьте перечень вопросов, по которым Конституцией предусмотрено принятие федеральных конституционных законов.
Задача 12 Перечислите факты российской действительности, которые, по-вашему мнению, оказывают негативное влияние на состояние конституционно-правовых институтов в нашей стране.
Задача 13 Подлежат ли разрешению в судах общей юрисдикции требования о признании положений конституций и уставов субъектов Российской Федерации противоречащими федеральным законам? Имеется ли по данной проблеме правовая позиция Конституционного Суда РФ? Задача 14 Подлежат ли разрешению в судах общей юрисдикции требования о признании положений законов субъектов Российской Федерации противоречащими федеральным законам? Задача 15 Назовите фамилии дореволюционных ученых-представителей науки государственного(конституционного) права, развивших идеи: а) естественного права; б) юридического позитивизма; в) социологического позитивизма.
Нормативные источники к теме 1
Конституция Российской Федерации М.-2008. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ.-1994.-№13.-Ст.1447 Федеральный конституционный суд от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ.-1997.-№1.-Ст.1 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации-М.,2007. Уголовный кодекс Российской Федерации -М., 2007. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации –М.,2007. Федеральный закон от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //СЗ РФ.-2002.-№24.-Ст.2253 Федеральный закон от 18 мая 2005г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» //СЗ РФ.-2005.-№21.-Ст.1919 Федеральный закон от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях» //СЗ РФ.-1995-№21.-Ст.1930 Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004г. «Об Администрации Президента Российской Федерации» //СЗ РФ.-2004-№13.-Ст.1188 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998г. //СЗ РФ.-1998.-№7.-Ст-801 (с изменением и дополнением)
Тема 2. Теоретические основы конституции. Конституция Российской Федерации.
Задача 1 Представьте, что Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. Совет Федерации направил примятый закон в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ с напоминанием о том, что они должны рассмотреть закон в срок не позднее года со дня его принятия Советом Федерации? Получилось так, что требуемое большинство — 2/3 субъектов РФ — рассмотрели и одобрили закон в более сжатые сроки. 1) Должен ли Совет Федерации ждать, пока закон рассмот- 2) Как бы вы посоветовали поступить Совету Федерации в Задача 2
Штат Майами в 2006г. вышел из состава США, образовав независимое суверенное государство. В качестве Конституции был использован текст Конституции США с изъятиями относительно федеративного устройства и без внесенных в него после принятия поправок, в том числе без так называемого «Билля о правах». Одновременно Республика Майами присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. При обращении граждан с жалобами суды Республики решали дела, ссылаясь на Конвенцию. Однако Ассоциация международного права заявила, что в Республике действует фиктивная Конституция. Может ли Конституция носить фиктивный характер? Является ли в данной ситуации Конституция Майами фиктивной?
Задача 3
Ирак. 2003г. Оккупационные власти и их сторонники предлагают населению на референдуме утвердить проект новой Конституции Ирака взамен действующей, принятой 16июля 1970 г. Предлагается исключить из Конституции руководящую роль партии Баас,провозгласить демократическую парламентскую республику, правовое государство, свободу вероисповедания и равенство религий. В ответ высказываются различные мнения. Одни считают, что Конституция необходима, но поскольку Ирак является частью исламского мира, то, как и во многих арабских странах (Египте, Иране, Сирии), необходимо установить в Конституции ислам в качестве государственной религии, а в качестве основы правопорядка — исламское право (шариат). Другие выступают вообще против принятия Конституции, поскольку шариат не предусматривает существование каких-то основополагающих законов, кроме Корана и Сунны. Какие функции должна выполнять Конституция? В чем состоят правовая, идеологическая и социальная функции Конституции?
Задача 4
Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное Собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов. Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?
Задача 5
Немецкий юрист Томас Маунц писал: «…толкователь, смотря по обстоятельствам, может понимать Конституцию лучше, чем понимали ее авторы самого текста». Объясните смысл данной фразы. Согласны ли вы с мнением ученого?
Задача 6
Во время подготовки проекта Конституции РФ в одном из проектов было предусмотрено, что изменения и дополнения в текст Конституции РФ могут вноситься конституционным законом, обычным федеральным законом, а в некоторых случаях — Указом Президента РФ. Возражая против такого порядка изменения, ученые-юристы утверждали, что текст Конституции РФ должен изменяться в особом порядке. Теория конституции не допускает изменения конституционного текста даже путем принятия обычных федеральных законов, и тем более — указов Президента. Отстаивая свою идею, авторы проекта заявляли, что теория должна следовать практике, а не наоборот; так же, как существуют сверхжесткие конституции, должны быть сверхгибкие, так как в этом существует практическая потребность. В окончательном тексте Конституции РФ возможность изменения с помощью обычных федеральных законов была устранена, а возможность изменения с помощью указов Президента, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-II, сведена к дополнению названий субъектов РФ в ст. 65 Конституции РФ. Тем самым предмет спора сохранился. Каков обычный порядок внесения изменений в текст конституции? Каким образом отличаются конституции по порядку их принятия? Какая позиция в приведенном споре представляется Вам более обоснованной? Задача 7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела заявление А. В. Ениклеевой о признании недействительным Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражданина. Суд сослался на п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в котором разъяснено, что согласно ч. I ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате ст. 1 Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» была признана недействующей в части возможности отзыва депутата за невыполнение депутатских обязанностей или требований Конституции РФ либо закона. Также были признаны недействительными ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 11 названного Закона. В чем состоит принцип прямого действия Конституции РФ? Какой орган осуществляет функцию охраны Конституции РФ? В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию РФ непосредственно?
Задача 8
Государственная Дума Федерального Собрания обратилась с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации. Государственная Дума в своем запросе исходит из того, что Конституция Российской Федерации не определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования субъекта Российской Федерации в ст. 65 Конституции РФ. Представитель заявителя полагает, что указанное изменение может вноситься указом Президента РФ. Прав ли заявитель? Если да - аргументируйте данную правовую позицию.
Задача 9
Представьте, что в Государственную Думу внесен проект закона РФ о поправке к Конституции, который предлагает одновременно изменения и дополнения в разные статьи глав 3 – 8 Конституции (в части полномочий Президента РФ, Государственной Думы, местного самоуправления и т. д.). Государственная Дума отказывается рассматривать законопроект по тому основанию, что Федеральный закон « О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» гласит (п. 2 ст. 2): «Одним законом Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста». Как вы предлагаете толковать понятие «взаимосвязанные изменения»?
Нормативные источники к теме 2 Конституция Российской Федерации 1993 года. Проекты Конституции РФ 1991-1993 гг.: подготовленный Конституционной комиссией; представленный Президентом РФ; одобренный Конституционным совещанием; подготовленный группой депутатов – коммунистов; подготовленный по решению Политсовета РДДР; подготовленный рабочей группой под руководством С. М. Шахрая (опубликованы см.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 1-е изд. М., 1997; 2-е изд. М., 2000): Федеральный закон от 6 февраля 1998г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.-№10.-Ст. 1146. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», в ред. Федерального закона от 31 октября 2005г. // СЗ РФ. -2001. -№ 52 (ч.1). -Ст. 4916; -2005. -№45. -Ст. 4581. Постановления Конституционного Суда РФ по вопросам толкования Конституции РФ: от 23 марта 1995 г. по делу о толковании части 4 статьи 105 статьи 106 // С3 РФ. -1995. -№ 13. -Ст. 1207; от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 3), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)// СЗ РФ. 1995. №216. ---Ст. 1451; от 31 октября 1995 г. по делу о толковании статьи 136 // С3 РФ. -1995. -№45. --Ст. 4408; от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании части 2 статьи 137 // СЗ РФ. -1995, -№49. -Ст. 4868; от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений статьи 107 // СЗ РФ. -1996. -№18. -Ст. 2253; от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ. -------1997. -№29. -Ст. 3581; от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 // СЗ РФ. -1998. -№25. -Ст. 3004. от 11 декабря 1998 г. по делу о толковании части 4 статьи 111 // СЗ РФ. -1998. -№52. -Ст. 6447; от 27 января 1999 г. по делу о толковании статей 71 (п. «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) // С3 РФ. -1999. -№6. -Ст. 866; от 6 июля 1999 г. по делу о толковании статьи 92 (части 2 и 3) // СЗ РФ. -1999. -№29. -Ст. 3773; от 11 ноября 1999 г. по делу о толковании статей 84 (пункт «б»), (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) // СЗ РФ. -1999. -№47. -Ст. 5787. от 11 июля 2000 г. по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2)// СЗ РФ. -2000. -№29. -Ст. 3118. Указы Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996 г., 9 июня 2001 г. и 25 июля 2003 г. о включении новых наименований субъектов РФ в статью 65 Конституции Российской Федерации // С3 РФ. -1996. -№3. -Ст. 152; -№7. -Ст. 676; -2001.- №24. -Ст. 2421; -2003. -№30. -Ст. 3051.
Тема 3. Основы конституционного строя России.
Задача 1 Уставами некоторых политических партий предусмотрено, что лица, не являющиеся членами партии, но разделяющие ее идеологию, являются сторонниками партии. Сторонники, в соответствии с уставами этих партий, обладают определенными правами и обязанностями, перечень которых уже, чем перечень прав членов, однако позволяют однозначно идентифицировать, что гражданин разделяет цели и задачи партии. Генеральный прокурор РФ обратился в руководящие органы этих партий с представлением о нарушении указанными положениями действующего законодательства. Прокурор посчитал, что участие в деятельности политической Партии в подобной форме закон не допускает. Поскольку разница между сторонниками и членами партии, определяемая по тому, насколько разделяются ее цели и задачи, очень невелика, для сторонников следует устанавливать те же ограничения, что и для членов, а для этого необходимо их формально приравнять к членам партии. Предусмотрена ли законом категория сторонников политической партии? Допустима ли она в соответствии с законом? Может ли быть сторонником то лицо, которому законом запрещено быть членом политической партии?
Задача 2
Политическая партия «В поддержку крупного бизнеса", зарегистрированная в Министерстве юстиции РФ, обратилась в Конституционный Суд РФ с требованием признать не соответствующими Конституции РФ положения Федерального закона «О политических партиях» в той части, в какой они предусматривают государственное финансирование на основании критериев, установленных п. 5 ст. 33 закона. По мнению заявителей, которым отказали в выдаче денег из федерального бюджета, государственное финансирование осуществляется в целях покрытия расходов политических партий на их участие в выборах, а расходы партии несут независимо от результата участия в избирательной кампании. Кроме того, равные обязанности, возлагаемые на политические партии, предполагают равные права, в том числе и право на государственное финансирование. Наконец, участием политической партии в выборах признается также участие в региональных избирательных кампаниях. Следовательно, по результатам участия в этих выборах также должна выплачиваться компенсация расходов. Оцените приведенные доводы. Задача 3
На партийной конференции партии «Яблоко» было принято решение не поддерживать представленный Правительством РФ в Государственную Думу РФ проект закона о бюджете на очередной финансовый год. Идя вразрез с решением партийного органа, ряд членов партии — депутатов Государственной Думы — проголосовали за принятие бюджета в первом чтении. Обсуждая поступок своих товарищей по партии, Генеральный совет принял решение об исключении этих депутатов из членов партии, поскольку они своими действиями нанесли партии политический ущерб. Однако депутаты обжаловали решение Генерального совета в суд, ссылаясь на то, что п. 9 ст. 23 Федерального закона устанавливает следующее: члены партии не связаны ее решениями в своей служебной деятельности. Исключений в данной статье не содержится. Представитель Генерального совета партии, возражая на жалобу, в суде заявил, что данное правило, как следует из положений п. 3 ст. 10 того же закона, не распространяется на депутатов Государственной Думы. Кроме того, вопрос об исключении члена партии — внутреннее решение, которое не может быть предметом правового регулирования и судебного разбирательства. Партия вправе сама определять, что есть политический ущерб ее имиджу и применять к своим членам необходимые санкции. Решите дело.
Задача 4
Министр иностранных дел РФ подал заявление о вступлении в члены Либерально-демократической партии России. Комитет по международным связям Государственной Думы РФ выступил с заявлением, требуя от министра сложения своих полномочий. По мнению депутатов, государственный служащий не вправе использовать свое должностное положение в интересах политических партий. Являться членом политической партии и не использовать в ее интересах свое служебное положение невозможно, поэтому он обязан подать в отставку. Заявления о сложении полномочий не было подано, поэтому Президент РФ как гарант Конституции РФ и соблюдения законности обязан отправить министра в отставку, тем более что пребывание в столь скандальной партии бросает тень на весь состав Правительства РФ. Выступив с ответным заявлением, министр отметил, что он лишь подал заявление, однако членом партии станет только после рассмотрения и удовлетворения этого заявления. Уходить в отставку он не обязан, так как действующим законодательством запрет на членство в политических партиях для лиц, замещающих государственные должности категории «А», не установлен, а членство в партии вовсе не означает использования служебного положения в партийных интересах. Каким образом оформляется прием в члены политической партии? Каким категориям граждан в настоящее время запрещено быть членом политической партии? Оцените приведенные аргументы с точки зрения действующего законодательства. Задача 5 В Министерство юстиции РФ было подано заявление о начале процесса создания партии «Бичи Сибири». Рассмотрев представленные документы, Минюст заявил, что создание такой партии невозможно, поскольку принципы ее организации, выраженные в названии, противоречат закону. Возможна ли организация партии по территориальному признаку и на основе социальной принадлежности? Правомерен ли отказ в регистрации организационного комитета? Задача 6 В проекте Устава конституционно-демократической политической партии России, представленном для регистрации, было указано, что функцией генерального политического совета партии является обеспечение международного сотрудничества, а также организация представительств партии за пределами Российской Федерации. Регистрирующий орган отказал в регистрации партии на том основании, чтоуказанные положения Устава противоречат требованиям ст. 5 и п. 4 и 6 ст. 9 Федерального закона «Ополитических партиях». Отказ был обжалован в суд. Организационный Комитет партии заявил, что в указанных нормах содержитсязапрет на деятельность иностранных политических партий в России, но запрета на деятельность российских политических партий за рубежом не установлено. Какое решение должен принять суд?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (950)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |