Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации



2016-09-16 597 Обсуждений (0)
Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

1. принципы выборов Президента Российской Федерации; его статус и компетенцию; порядок отрешения от должности;

2. механизм формирования парламента России Федерального Собрания; полномочия его палат: Совета Федерации и Государственной Думы; процедуры принятия законов;

3. механизм формирования Правительства Российской Федерации; его компетенцию и ответственность;

4. структура и принципы деятельности органов судебной власти;

5. принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления в России.

 

Представляется, что обозначенные группы общественных отношений являются наиболее важными составляющими предмета конституционного регулирования.

Содержания конституционно - правовых отношений, их особенности и виды будут рассмотрены в последующих вопросах лекции. Кроме того, современная политическая и экономическая системы усложнились и будут развиваться дальше, что повлечет за собой расширение предмета конституционного регулирования.

Следующим отличительным признаком каждой отрасли права является ее метод.

Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов юридического взаимодействия на специальную область общественных отношений[13].

В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов, средств и форм систематического правового воздействия участников общественных отношений, на весь комплекс социальных явлений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общественных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения, упорядочивания их развитие, законодатель избирает такие приемы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на общественные отношения.

Политическая практика является критерием истинности многих конституционных установлений. Политический фактор преобладает в конституционном праве, здесь, по сравнению с иными отраслями, он наиболее выражен. В этом одна из особенностей метода данной отрасли права. Вторая его существенная сторона состоит в широком использовании приемов и средств, типичных для нравственного регулирования, для воздействия на поведение участников общественных отношений норм морали[14]. Как и каждая отрасль, конституционного право содержит универсальные способы воздействия на общественные отношения, а именно: возложение обязанностей, запрет, дозволение.

Важной формой конституционно - правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (часть 2 ст. 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (часть 4 статьи 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен и метод дозволения: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ).

Итак, конституционное право использует разнообразные приемы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо различны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права.

Его суть - в сочетании и взаимопроникновении приемов и способов воздействия на общественные отношения, типичных для политического, нравственного и правового регулирования[15].

Выявив предмет и метод конституционного права, раскрыв его существенные качества, можно сформулировать наиболее общее определение данной отрасли права.

 

Конституционное право России - это основополагающая (базовая) отрасль всей системы права Российской Федерации, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, федеративное устройство, основы организации и деятельности системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Наиболее общая дефиниция, охватывающая самые важные объекты регулирования. Из определения видно, что оно оставляет без внимания некоторые более частные предметы (государственный язык, государственные символы, порядок внесения поправок в Конституцию РФ), хотя, конечно, и им могло бы найтись место.

В отечественной и зарубежной юридической литературе можно встретить более краткие определения, дававшиеся конституционному (государственному) праву. Они тоже имеют право на существование, хотя, многие из них содержат формальную оценку рассматриваемой отрасли[16].

Почему же конституционно право называют основополагающей отраслью?

В первую очередь из-за особенностей регулируемых им общественных отношений. Конституционные правоотношения составляют начало для всех иных отношений, регулируемых другими отраслями права, так как именно в них закреплены основы устройства общества и государства, основные права, свободы и обязанности граждан, так как они предопределяют многие сферы общественного развития.

Все отрасли права основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и основных начал деятельности органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права, как ведущей отрасли правовой системы обусловлены и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов их издающие, соотношение их юридической силы.

Нормы конституционного права образуют наиболее важные (важные) институты системы права, они являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми другими отраслями права, которые исходят из принципов, закрепленных в конституционном праве.

Так нормы конституционного права России (статьи 77, 78, глава 6 Конституции РФ), определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, устанавливают основные начала для административного права.

Для трудового права исходными положениями будут являться такие нормы конституционного права как: статьи 7, 37 Конституции РФ.

Закрепляя формы собственности (часть 2 статьи 8; часть 2 статьи 9 Конституции РФ), права собственника (статьи 34, 35, 36 Конституции РФ), принципы хозяйствования (часть 1 статья 8; часть 2 статья 34 Конституции РФ) - конституционное право закладывает основы для гражданского, уголовного, земельного права.

Определяя основы бюджетной системы России, системы налогов (статьи 57, 75 Конституции РФ), нормы конституционного права предопределяют основы финансового права.

Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия (глава 7 Конституции РФ), права граждан в сфере судопроизводства (статьи 20, 21, 22, 46, 47 Конституции РФ и др.) - конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовно - процессуального права и др. отраслей.

Конституционное право тесно взаимодействует с другими отраслями не только посредством установления основополагающих принципов, определяющих общую целенаправленность правового регулирования, основ отношений, обязательных для всего права, но и в процессе реализации конституционно - правовых норм. Так, конституционно - правовые нормы, закрепляющие права человека и гражданина, порождают отношения между государством и личностью. Реализация же конкретным человеком любого конституционного права порождает правоотношения другой отраслевой принадлежности: административно - правовые, трудовые, гражданские, финансовые и т.д.

Особое значение на современном этапе приобретает взаимоотношение конституционного права с международным правом. Значительные новшества внесены в Конституцию РФ 1993 года в части соотношения международного права с внутригосударственным правом. Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Соответственно закреплено: «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Здесь следует иметь в виду, что статья 15 Конституции отнесена к числу положений, составляющих основы конституционного строя, и соответственно возможность ее изменения на перспективу крайне проблематична.

Отсылка к международным договорам и общепризнанным нормам международного права содержится и в ряде других конституционных статей. Так, гл.2 «Права и свободы человека и гражданина» открывается положением о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17). В этой же главе отсылка к международным содержится также в ст.62 и ст.63, регламентирующих вопросы гражданства и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Центральное место конституционного права в системе российского права не следует понимать в том смысле, что оно включает, объединяет все отрасли права. Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права.

Вместе с тем, в научной литературе в большей или меньшей степени допускается тенденция к преувеличению значения либо конституционного законодательства, либо отраслевого. Некоторые ученые правильно предостерегают, что необходимо использовать правильное, т.е. взвешенное, представление об их взаимоотношениях. Конституция, как и нормы других отраслей, составляют лишь часть единой системы. Поэтому суждение об институтах конституционного права и об институтах различных отраслей права можно сделать лишь на основании их обобщенного анализа (17).

Завершая краткий анализ взаимоотношения конституционного права с иными отраслями, необходимо подчеркнуть, что это широкая и многозначная тема. Были рассмотрены лишь некоторые вопросы на примере гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, и иных отраслей. Но и на их основе можно сделать общий вывод о том, что положения конституционного права развиваются и конкретизируются другими отраслями, а последние, в свою очередь, черпают идеи и принципы из конституционного права.




2016-09-16 597 Обсуждений (0)
Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)