Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федеративное устройство России



2016-09-16 839 Обсуждений (0)
Федеративное устройство России 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача 1

Прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и общества о признании противоречащими, недействующими и не подлежащими применению некоторых положений закона Тюменской области от 30.03.2001 "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области".

В обосновании своих доводов прокурор указывает, что правовое регулирование вопросов о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях является компетенцией Российской Федерации и ее субъектов. Областной Закон правовое регулирование в этой сфере предоставил и соответствующим муниципальным образованиям.

Областной Закон гласит, что объявление религиозных праздников нерабочими днями производится по согласованию с органами местного самоуправления. Кроме того, нормами областного Закона установлено, что исчисление срока деятельности религиозной группы производится с момента выдачи органами местного самоуправления подтверждения по установленной губернатором Тюменской области форме, а федеральный закон такого подтверждения не требует. Далее, областной Закон установил запрет на проведение публичных мероприятий, оскорбляющих религиозные чувства граждан, на расстоянии менее чем в 25 метрах от культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов. Органам местного самоуправления представлено право принимать решения по увеличению указанного расстояния.

Коллегия Верховного Суда РФ не поддержала доводы прокурора, посчитав, что противоречия федерального и регионального законодательства отсутствуют. Чья позиция правильна? Как распределяется компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации в сфере регулирования деятельности религиозных объединений?

Задача 2

В конституциях республик Алтай, Башкортостан, Адыгея содержались положения о том, что эти республики, названные в ст.5 Конституции РФ государствами, обладают собственным суверенитетом, то есть являются суверенными государствами, из чего следуют возможности установления гражданства республик, утверждения права аннулирования норм федерального права, построения взаимоотношения с федеральным центром на договорных началах. Как оценить эти положения с точки зрения соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству? Что такое суверенитет и обладают ли суверенитетом субъекты федерации? В чем состоит теория делимости суверенитета и применима ли она к построению федерации в России? В какой степени используется договор как способ построения взаимоотношений между федеральным центром и субъектами?

Задача 3

В части 2 статьи 76 Конституции РФ говорится о возможности принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этой связи можно было бы предположить, что по вопросам, которые согласно статье 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении, не предусмотрено издание никаких других нормативных правовых актов, кроме законов. Однако, с другой стороны, и в части 1 статьи 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ, ничего не сказано о подзаконных нормативных актах. По этой логике получается, что и по вопросам, которые согласно статье 71 Конституции РФ находятся в ведении РФ, не предусмотрено издание никаких других нормативных правовых актов, кроме законов. Допустимо ли принятие федеральных подзаконных нормативных актов по вопросам совместного ведения? Найдите в Конституции РФ нормы, подтверждающие возможность принятия таких актов Президентом РФ и Правительством РФ.

Задача 4

В Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г. и в нескольких актах Республики Татарстан 1991 года о референдуме относительно ее государственного статуса утверждалось стремление многонационального народа Республики Татарстан развивать и укреплять государственность республики и поддерживает провозглашенную в Декларации цель формирования демократического правового государства, в котором гражданам гарантируется равенство независимо от национальной принадлежности и вероисповедания. Кроме того, положениями Декларации устанавливался новый статус Республики Татарстан вне состава Российской Федерации и верховенство республиканских законов над федеральными. Какие противоречия Конституции и законодательству Российской Федерации содержатся в этих актах?

Задача 5

Летом 1995 года Конституционный Суд рассматривал дело по запросу Совета Федерации и группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности двух Указов Президента РФ - о восстановлении конституционной законности в Чеченской Республике и обеспечении там государственной безопасности. Заявители считали, что глава государства явно превысил пределы своих конституционных полномочий, развязав войну, допустил серьезные нарушения прав и свобод человека и гражданина, превысил пределы вмешательства в права субъектов федерации. Оцените позиции сторон.

Что такое государственная целостность Российской Федерации? Возможны ли односторонние действия по изменению статуса субъекта Федерации и его выходу из состава Российской Федерации? В каком порядке может быть изменен статус субъекта Федерации?

Задача 6

Указом Президента РФ созданы сначала семь, а в настоящее время – девять федеральных округов, каждый из которых объединяет в себе несколько субъектов федерации. Между тем, Конституция РФ не предусматривает создание такой единицы в системе федеративного устройства. Можно ли считать данный указ противоречащим Конституции РФ?

Задача 7

Согласно договору от 8 декабря 1999 года создан Союз России и Белоруссии. Согласно договору, Российская Федерация и Республика Беларусь создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство.

Проанализируйте приведенные ниже положения Договора и ответьте на вопросы: какова конституционно-правовая природа данного объединения? является ли Союз новым государством, конфедерацией, федерацией? можете ли вы привести примеры аналогичных объединений?

 

Статья 2

1. Целями Союзного государства являются:

создание единого экономического пространства

проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

формирование единой правовой системы демократического государства;

проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

3. По мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции.

 

Статья 3

1. Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств - участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств.

2. Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами - участниками.

 

Статья 4

1. Для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства.

2. Государственную власть в государствах - участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы.

 

Статья 5

Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.

 

Статья 6

1. Каждое государство - участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

2. Государства - участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами - участниками по взаимной договоренности.

 

Статья 7

1. Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств - участников.

2. Государства - участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства.

3. Внешней границей Союзного государства являются границы государств - участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств - участников.

4. До принятия нормативно-правового акта Союзного государства о государственной границе охрана внешней границы Союзного государства осуществляется в порядке, установленном государствами - участниками на момент подписания настоящего Договора.

 

Статья 10

1. Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности.

2. Государственная символика Союзного государства устанавливается Парламентом Союзного государства и подлежит утверждению Высшим Государственным Советом.

 

Статья 11

Официальными языками Союзного государства являются государственные языки государств - участников без ущерба для конституционного статуса их государственных языков. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык.

 

Статья 13

1. Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.

2. До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств - участников продолжают хождение их национальные денежные единицы. Переход к единой денежной единице (валюте) осуществляется в соответствии со статьей 22 настоящего Договора.

 

Задача 8

Государственная Думы Томской области обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности п. 3 ч. 1ст. 1.3 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которому к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, решением Томского областного суда от 17 мая 2005 года признана недействующей и не подлежащей применению статья 24.8 Закона Томской области от 9 ноября 2001 года «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области», которой предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа за распитие пива на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа пива на разлив. Принимая это решение, Томский областной суд указал, что в силу части первой статьи 1.3 КоАП Российской Федерации применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений данной статьи, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, в частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. По мнению заявителя, норма пункта 3 части первой статьи 1.3 КоАП Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, ее статье 72 (пункт «к» части 1), так как лишает субъектов Российской Федерации права по вопросам совместного ведения вводить дополнительные правила и ограничения, которые отсутствуют в федеральном законодательстве, а также устанавливать административную ответственность за нарушение правил и ограничений, закрепленных федеральным законом, в случаях когда последним не предусмотрена ответственность за их несоблюдение. Прав ли заявитель?

Задача 9

 

Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 1 ст. 21 и пункт 4 ст. 11 Закона Республики Бурятия от 19.06.1996 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Бурятия».

Согласно пункту 1 ст. 21 названного Закона депутат в период исполнения своих депутатских полномочий не может быть уволен с работы, отчислен из учебного заведения по инициативе администрации организации без согласия соответствующего Совета. По мнению прокурора органы государственной власти Республики Бурятия превысили свои полномочия в сфере регулирования трудовых отношений и вторглись в компетенцию федеральных органов государственной власти, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ установление порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. Порядок отчисления из образовательного учреждения определяется уставом учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствует ли позиция прокурора требованиям Конституции РФ?

 

Задача 10

 

Группа депутатов Государственной Думы обратилась с запросом в Конституционный Суд о проверке соответствия Конституции положений Конституций республик Адыгея, Татарстан, Башкортостан, Северная Осетия – Алания, Коми о суверенитете (государственном суверенитете) республики как субъекта Российской Федерации, о принадлежности республике высшей (т.е. верховной) власти на своей территории, о том, что народ республики является носителем суверенитета и источником (единственным источником) власти; вытекающие из принципа суверенитета положения о верховенстве, высшей юридической силе конституции республики и ее законов, о праве республики приостанавливать действие правовых актов Российской Федерации на своей территории; о договорном характере статуса республики как субъекта Российской Федерации, о договорном характере вхождения республики в состав Российской Федерации (и, следовательно, пребывания, нахождения в составе Российской Федерации), о статусе республики как субъекта международного права; положения, регулирующие отношения собственности на природные ресурсы, находящиеся на территории республики, порядок владения, пользования и распоряжения ими. Какую позицию должен занять Конституционный Суд?

 

Задача 11

 

Администрация Хабаровского края, Правительство Республики Карелия обратились в Конституционный Суд Российской Федерации. По их мнению, отсутствие разграничения государственной собственности (лесного фонда) на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации и отнесение лесного фонда лишь к федеральной собственности неправомерно, фактически лишает субъекты Российской Федерации конституционного права совместно с Федерацией владеть, пользоваться и распоряжаться лесным фондом, находящимся на его территории; федеральный законодатель не имеет полномочий отнести лесной фонд к федеральной собственности и разграничить компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, поскольку в Конституции РФ не закреплен порядок разграничения государственной собственности и не разграничены полномочия между органами государственной власти федерации и ее субъектов в данной области; при решении указанных вопросов необходимо руководствоваться нормами Федеративного договора от 31 марта 1992 года. Какое решение примет Суд?

 

Задача 12

 

Конституция РФ, провозглашая равноправие субъектов РФ (часть 1 статьи 5), особо выделяет их равноправие между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (часть 4 статьи 5). Однако принцип равноправия субъектов РФ не исключает вхождения автономного округа в состав края, области.

В запросе Думы Корякского автономного округа оспаривается конституционность положений, содержащихся в пунктах 2 и 3 статьи 26.6, пунктом 2 статьи 26.16, абзацем вторым пункта 1 статьи 26.17.Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". По мнению заявителя, эти положения, касающиеся разграничения полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа, порядка и источников формирования бюджета автономного округа, входящего в состав края, области, противоречат статьям 3, 5 (части 1 и 4), 11 (части 2 и 3), 15 (части 1 и 3), 66 (части 2 и 5) и 72 Конституции Российской Федерации, поскольку ведут к ограничению конституционных прав автономных округов, входящих в состав края, области, как равноправных субъектов Российской Федерации. Заявитель утверждает, что наделение органов государственной власти края, области рядом полномочий на территории входящих в их состав автономных округов, сопряженное с изъятием соответствующих полномочий у органов государственной власти автономных округов и непредоставлением таких полномочий органам государственной власти автономных округов, означает изменение компетенции как органов государственной власти краев, областей, так и органов государственной власти автономных округов, что влечет за собой изменение статуса этих субъектов Российской Федерации по сравнению с тем, как он установлен в Конституции Российской Федерации. Как следует решить дело? Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения процесса образования новых субъектов в составе РФ – Пермского, Камчатского и Красноярского краев.

 

Задача 13

 

Пять областей: Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская и Пермская приняли решение об объединении в один крупный субъект - Уральский край. В Свердловской и Челябинской областях это решение было принято на заседаниях их законодательных органов, в Курганской и Оренбургской - оформлено указами губернаторов, а в Пермской - решением областного референдума. Причем на территории Коми-Пермяцкого автономного округа, входящего в состав Пермской области, референдум не проводился из-за отрицательного отношения губернатора и окружной Думы к идее объединения.

Предусмотрена ли Конституцией РФ возможность затеянного объединения? Если да, то в каком порядке должно осуществляться подобное объединение?

 

Задача 14

 

Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение о выходе из состава Тюменской области и о непосредственном вхождении в состав Российской Федерации. В обоснование своего решения депутаты сослались на ст. 5 Конституции РФ, фиксирующую равноправие всех субъектов, а также на решение Конституционного Суда по "чукотскому" делу. В этом решении суд, как известно, признал конституционным Закон РФ от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации", в том числе и потому, что округ не изменил своего статуса и не вышел из состава России.

Правомерно ли решение Думы Ямало-Ненецкого автономного округа? Подумайте, чем руководствовались органы государственной власти Чукотский автономный округ, принимая решение о непосредственном вхождении в Россию? Сохраняет ли для округов такую возможность действующая российская Конституция? Дайте анализ решения Конституционного Суда по делу о толковании части 4 ст. 66 Конституции РФ.

 

Задача 15

В запросе Губернатора Нижегородской области оспаривается конституционность законов Нижегородской области от 26 июля 2004 года «О внесении изменений в статью 28 Устава Нижегородской области» и «О внесении изменений в статью 8 Закона Нижегородской области «О Правительстве Нижегородской области».

Согласно указанным статьям Устава и Закона Нижегородской области «О Правительстве Нижегородской области» к ведению Законодательного Собрания Нижегородской области отнесено согласование назначения на должность министров Правительства Нижегородской области, в ведении которых находятся экономика и развитие предпринимательства, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, здравоохранение и культура.

Губернатор Нижегородской области в своем запросе утверждает, что законы Нижегородской области от 26 июля 2004 года «О внесении изменений в статью 28 Устава Нижегородской области» и «О внесении изменений в статью 8 Закона Нижегородской области «О Правительстве Нижегородской области» противоречат положениям Конституции Российской Федерации, закрепляющим основы конституционного строя Российской Федерации, в том числе принципы разделения властей и самостоятельности органов государственной власти, а также содержащимся в Конституции Российской Федерации предписаниям о порядке организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Каковы позиции федерального законодателя и Конституционного Суда о возможности согласования законодательным органом власти субъекта федерации назначения на должности руководителей органов исполнительной власти субъекта федерации?

 

Задача 16

Приведите научные аргументы и их правовое обоснование в пользу того, что Российская Федерация является симметричной или асимметричной.

 

Задача 17

Закреплялось ли в нормах конституционного права когда-либо в истории России право выхода субъекта из состава федерации? Произведите анализ всех конституций РСФСР и СССР по этому вопросу. Закрепляет ли действующая Конституция это право? Означает ли отсутствие прямого запрета возможность выхода субъекта РФ из состава федерации? Подразумевает ли изменение статуса субъекта федерации право выхода из ее состава, учитывая положения части 5 статьи 66 Конституции РФ: «Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом»?

 

Задача 18

Проанализируйте положения Конституции Республики Татарстан на предмет соответствия Конституции Российской Федерации.

Статья 1

1. Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и ДоговоромРоссийской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ.

Статья 5

1. Территория Республики Татарстан едина и неприкосновенна.

2. Границы между Республикой Татарстан и субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 6

Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций.

Статья 7

Республика Татарстан вступает в отношения с субъектами Российской Федерации, заключает договоры и соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности совместных организаций.

 



2016-09-16 839 Обсуждений (0)
Федеративное устройство России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федеративное устройство России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (839)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)