Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Единство общего, особенного и отдельного



2016-09-16 1143 Обсуждений (0)
Единство общего, особенного и отдельного 0.00 из 5.00 0 оценок




Ни общее, ни особенное, ни отдельное в человеке и человечестве не существуют сами по себе — в чистом виде, так сказать. Они имеют место только вместе — в каждой личности и группе.

Идея единства общего, особенного и отдельного дает понимание сложности, называемой человеком.

Закон единства общего, особенного и отдельного в любом человеке объясняет, почему все люди могут смеяться и плакать, но каждый смеется и плачет по различным поводам.

Никто никогда, нигде не мог бы жить без толики самоуважения, но уважают себя люди за разное.

В каждом из нас живет желание быть ценимым, нужным или значимым. Каждый хотел бы, чтобы с ним считались. Но представления людей о содержании своей значимости, о том, за что с ними должны считаться люди, отношение которых к себе им важно, весьма различаются.

Единство человека, человечества и его истории констатирует закономерность индивидуальных и временны 2 х различий. Иными словами, любое своеобразие личности или эпохи представляет собой частный случай (модификацию) всеобщих законов.

Единство общего, особенного и отдельного открывает возможность для реалистического анализа и синтеза человековедческого знания. Открывает возможность учиться пониманию человека у истории, у других людей и у искусства.

Законы педагогики пробивают себе дорогу сквозь гигантскую толщу индивидуальных различий и вариаций. Фиксация особенного и отдельного важна и как условие сопоставимости, проверки и обобщения эмпирических данных.

Массовая природа объекта педагогики и предмета педагогической антропологии заставляет рассматривать любое педагогическое обобщение — от факта до понятия и закона — как среднюю многочисленных отклонений, как внутреннюю тенденцию .

Поэтому педагогическое мышление — одновременно и вероятностно-статистическое, решающее проблемы в терминах общего и особенного, и конкретно-диагностическое, исследующее их в терминах отдельного.

Единство человеческой жизни. Одним из проявлений закона единства общего, особенного и единичного в человеке предстает единство всех возрастных этапов в жизни личности. Иными словами, — единство личности при всей ее изменчивости, но и серьезная модифицируемость личности при всем ее единстве.

С учетом указанного закона в формулу "ребенок — отец человека" приходится вносить немало оговорок и уточнений.

Любой индивид способен к пожизненному изменению, но человек остается при этом самим собой, т.е. сохраняет некое единство личности, свое неповторимое своеобразие, свою отдельность .

Детство и последующая жизн ь. "Человек взрослеет, но детская душа живет в нем; ничто не умирает в человеке, пока он жив. Мое прежнее я, еще вчера такое живое и пылкое, таясь, живет во мне и сегодня, и стоит мне отрешиться от злобы дня, как оно всплывает на поверхность", — констатировал Хосе Ортега-и- Гассет (1883—1955).

Как показал П.П. Блонский (1884—1941), по мере взросления человека вырастает сначала незаметная, а затем все более отчетливая грань между ранним детством и следующим периодом жизни. И эта грань закрывает от нас, живущих уже другими интересами, наши первоначальные впечатления.

Но когда приходит старость с ее ослабленным вниманием к "злобе дня", тогда в нас оживают надолго затихшие образы детства.

Память стариков, столь слабая в отношении новых впечатлений, отличается особой ясностью и остротой в воспроизведении образов далекого детства. И та психическая преграда, которая мешала образам детства всплывать в нашем сознании, исчезает.

Таким образом, скудость у нас воспоминаний детства объясняется не "вытеснением" материала, не конфликтами, которые разыгрываются в детской душе, а перемещением интересов, создающим психические затруднения для всплывания воспоминаний из раннего детства.

Если кажется, что в нашей душе сохранилось мало воспоминаний от детства, то стоит начать активно вспоминать, а еще лучше — писать воспоминания из жизни, чтобы постепенно круг воспоминаний стал расширяться.

В человеке на самом деле живет детство, но оно сложно взаимодействует с ним взрослым.

Пластичность человека как зако н. Исторические примеры показывают, что любой человек оперирует тем материалом, который заложен в него рано. И все-таки это не делает нас рабами собственного детства.

Например, широкий и легкий человек со временем может ожесточиться, а добрый стать скупым.

Чем старше человек, тем менее он изменчив. Но все-таки изменчив.

Когда мы уверяем, что человек не перерождается, мы берем относительно однородный период в истории его среды, свободный от резких катаклизмов в общественной и (или) личной жизни. Когда мы можем сравнивать человека с самим собой вне зависимости от медленно текущих событий.

Но нам хорошо известно об очень быстром изменении взрослых людей в условиях государственного террора, деспотии, равно как и в ситуации быстрой отмены жесткого давления государства на человека.

Человек снабжен силой заменять свои основоположения и критически их переосмысливать, строить свою жизнь, свою деятельность, свое взаимоотношение с миром по новым принципам.

Человек рождается настолько пластичным, гибким, изменчивым по сравнению с любым другим существом на земле, что его наследуемые и приобретенные свойства могут приобретать самые неожиданные формы.

Вместе с тем человек не беззащитен перед воздействиями окружающей среды. Напротив, мы говорим о многократно опосредствованном и невероятно сложном взаимодействии природных и социальных факторов его развития.

 

Лекция 4. МЕТОД

В науке важен не только результат, но и способ, которым этот результат был получен. Нужны доказательства, нужны процедуры, нужен метод. Наука постольку наука, поскольку она располагает методом приобретения и проверки, совершенствования и уточнения знания.

Именно метод позволяет науке решать ее задачи, разрабатывать свою проблематику.

Метод педагогической антропологии призван: 1) аналитически исследовать человека как воспитателя и воспитуемого; 2) синтезировать данные различных областей человековедения; 3) параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию; 4) опытным и экспериментальным путями изучать многочисленные факты, факторы, процессы и явления изменений в личности и в коллективах; 5) строить дедуктивно-гипотетические и индуктивно-эмпирические модели и теории — системы основных идей в пределах своего предмета. Давать целостное представление о закономерностях в своей области познания.

Анализ и синтез

Главный метод педагогической антропологии — исторический.

Использование педагогической антропологией данных и результатов истории облегчается, в частности с помощью их сопоставительного анализа .

В "мировом процессе подражания" педагогика не может не увидеть как объяснений множества видов воспитательной и учебной практики, так и огромного резерва для полезных и уместных заимствований. Одновременно педагогика приобретает в результате сравнительно-исторических исследований прочные основания для использования национальных традиций, всего предшествующего хода общественного развития.

Синтез. Данные конкретных наук о человеке только тогда могут быть усвоены педагогикой, когда их синтез доведен до превращения их в понятия. Постоянно развивающаяся система таких понятий позволяет строить предмет педагогической антропологии как необходимого "посредника" между педагогикой и всем многообразием человекознания. Понятийная система педагогической антропологии, как и всякая иная, строится с помощью общих методов науки: анализа, синтеза, сравнения, аналогии, индукции, дедукции и пр.

Педагогическая антропология осуществляет нужный ей синтез человекознания, не существующий вне этих ее интегративных усилий.

Педагогическая антропология не плетется в хвосте полученного другими областями познания данных о человеке, его развитии и поведении, но вопрошает их. Она рассматривает свою объектную сферу с точки зрения своего предмета — собственной проблематики, и она располагает надежными методами самостоятельных научных изысканий.

Педагогический синтез знания необходим еще по одной причине. Без систематических контактов между физиологией, социологией, иными науками и педагогикой неизбежны так называемые ошибки неосведомленности. Речь идет о незнании фактов, закономерностей и методов, жизненно важных для решения проблем данной области знания.

Этот синтез педагогическая антропология осуществляет, в частности, с помощью герменевтики.



2016-09-16 1143 Обсуждений (0)
Единство общего, особенного и отдельного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Единство общего, особенного и отдельного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)