Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение эмпирических закономерностей



2016-09-16 457 Обсуждений (0)
Изучение эмпирических закономерностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Начинать изучение законов педагогической антропологии приходится с установления фактов. Научный факт серьезно отличается от житейского, бытового, который представляет собой простую фиксацию явления или события.

Научный факт является обобщением , поскольку единичное событие не может служить основанием для предложений и утверждений науки.

Например, высказывание "Ребенок рождается беспомощным" — научный факт. А сообщение типа "Анечка К. (14,5 мес.) научилась ходить" не есть научный факт: оно еще ничего не обобщает.

Научный факт существует только в системе фактов, в свою очередь входящих в состав теоретических обобщений более высокого уровня. Таковыми являются принципы, законы, категории, нормы.

Обнаружение факто в. В науке особенно хорошо разработаны два средства получения надежных обобщений на уровне факта: 1) многофакторный эксперимент и 2) массовое статистическое обследование. Оба они предоставляют науке данные о диапазоне разброса единичных и особенных признаков под действием внешних и внутренних факторов в их игре и взаимной обусловленности.

Знание об этом диапазоне разброса обладает большой познавательной силой. Оно определяет собой специфику данного факта — совокупность особенного и единичного в нем.

Факт педагогической науки должен быть инвариантен по отношению к различным способам и средствам его получения и относительно теорий, которые его объясняют.

Основной аппарат исследования полученных фактов задается вариационной статистикой.

Изучение фактов облегчается также исчислением классов в смысле Д. Гильберта. То же следует сказать о теории множеств и исчислении предикатов. Наряду с названными, в аппарат получения научных фактов педагогики входят методы исследования операций, линейного и динамического программирования.

Диапазон норм ы. Любое свойство человеческой личности, любая способность, параметр характера, элемент мировоззрения, все, что есть в человеке, существует в некоем разбросе, в диапазоне колебаний.

Многообразие этих черт укладывается в рамки известного, т.е. имеющего свои пределы диапазона . Иными словами, и изменчивость отдельного человека, и индивидуальные различия между людьми, и исторически происшедшие трансформации homo sapiens — все имеет свои совершенно определенные границы.

Границы, которые измеримы. Они составляют диапазон нормы , за пределами которого начинаются отклонения от нормы ( девиации ) — пограничные состояния и патология.

Стало быть, норма неоднозначна. Она всегда составляет целую область количественных и качественных изменений человеческих свойств.

Сказанное относится, разумеется, и к диапазонам патологии.

Определение диапазоно в. Для нахождения нормы и девиаций необходимы индуктивные обобщения. Необходимо восхождение от отдельного к особенному и общему.

Исследование отдельного, определение удельного веса общего в особенном, поиск закономерностей в каждом отдельном случае — необходимая предпосылка и метод получения научных фактов.

В простейшем случае распределение вероятностей изучаемого свойства задается указанием его возможных значений и соответствующих им вероятностей. Однако выявление диапазона колебаний необходимо, но недостаточно.

Нужна еще и функция распределения (плотность вероятностей). Часто для целей исследования человеческих свойств достаточно равномерного (или прямоугольного) распределения. Это, как известно, распределение вероятностей случайной величины, принимающей значение в своем диапазоне с постоянной плотностью вероятности. Таков, например, диапазон размеров стопы.

Но когда данная случайная величина представляет собой сумму большого числа независимых случайных величин, каждая из которых играет в образовании всей суммы незначительную роль, возникает так называемое нормальное распределение. Оно в наибольшей степени эвристично.

Нормальное распределение (закон распределения вероятностей Гаусса). И при статистическом обследовании характеров, личностных свойств и тому подобного, и в ходе многофакторного эксперимента появляется нормальное распределение.

Кривая нормального распределения позволяет наглядно представить результаты итоговых показателей, относящихся к исследованию практически любых проявлений человека. Не только рождений, убийств и самоубийств, но и добродетелей, и пороков.

Нормальное распределение любого свойства, обнаруженного в какой-либо выборке испытуемых людей, наглядно показывает, в каком именно оно лежит диапазоне и как оно изменяется внутри определенного пространства.

Мы можем его измерить, это пространство, в котором заключено подавляющее большинство обследуемых случаев (условную норму) и разброс этих случаев. Можем определить вероятность, с которой встречаются отклонения от нормы.

Применение закономерностей на практик е. Чисто эмпирический путь индивидуализации малоперспективен. Он действует в слишком узких рамках — он лишен силы закономерного.

Между любым общим в педагогике (теорией, принципом, рекомендацией и т.п.) и конкретным случаем его применения лежит особенное и единичное. Их необходимо изучить прежде, чем позволительно применение теоретических обобщений.

Восхождение от общего к отдельному предполагает диагностику на базе достоверной семиотики, а также интерпретацию диагностических данных.

 



2016-09-16 457 Обсуждений (0)
Изучение эмпирических закономерностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение эмпирических закономерностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (457)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)