Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биологические программы



2016-09-16 1056 Обсуждений (0)
Биологические программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Генотип и фенотип.Под индивидуальным развитием понимаются постепенные, т.е. прижизненные изменения в росте, форме и функциях организма, развернутые во времени.

В их ходе генетический потенциал ( генотип ) разворачивается в функционирующие зрелые системы ( фенотип ) — конкретное выражение анатомических, психологических и иных признаков.

Термин генотип означает наследственные "инструкции", программы развития, передаваемые от одного поколения к другому в генах. Фенотип — термин, означающий функционирующий развившийся организм.

Фенотипы представляют собой продукты взаимодействия генетической инструкции с условиями ее реализации. Они даются взаимной связью и поддержкой генотипа и среды.

Генотип оплодотворенной яйцеклетки несет в себе программу физического развития, которая состоит в достижении зрелости и присущей ей сложности организма в целом и составляющих его органов.

Созревание организма вовлекает не только рост, но также и процессы качественных изменений — развитие.

Структурное и функциональное развити е. В развитии можно различить процесс, в котором системы органов структурно дифференцируются, и процесс, в ходе которого клетки и ткани обретают только им свойственные функции.

В большинстве случаев оба процесса тесно связаны: определенная структура может требоваться, чтобы отправлялась необходимая физиологическая функция. Но часто эти процессы протекают не синхронно. Например, мозг может достигать своего полного морфологического и функционального развития прежде, чем завершится становление репродуктивной системы.

Структурное и функциональное изменение может быть нормальным или аномальным.

Нормальное и аномальное развити е. Функциональная ненормальность организма заключается в неспособности системы отправлять необходимые функции, например производить тот или иной гормон, тип клетки. Структурная ненормальность состоит в необычном морфологическом строении каких-то составляющих орган или организм элементов, в расположении этих элементов, в неполном их созревании.

Диапазон нормы, как правило, довольно широк, и недоразвитием или аномальным развитием признается только весьма серьезное отклонение от обычного созревания. Отклонения в развитии происходят под влиянием вредностей, с которыми сталкиваются особи в окружающей их среде, типа некоторых химикалий. Присутствие необычных генов также может иметь своим следствием отклонения от нормальных процессов развития.

Прогрессивное и регрессивное развити е. Нормальные процессы развития в большинстве растений и животных прогрессивны, когда они ведут к увеличениям в размерах и сложности и к дополнению новых элементов к их системе.

Достигнув зрелости, организм вступает в полосу инволюции — регрессивного развития. Такие регрессивные изменения — составная часть нормальной истории жизни организмов. Они ведут к старению и смерти организма.

Самая простая форма развития — рост (обычно увеличение) органа, системы или структуры. Рост, однако, редко происходит без сопутствующих химических или функциональных изменений.

Способность к развитию передается по механизмам воспроизводства живого, т.е. в строго программируемой, генетически предопределенной последовательности.

Наследственность.Уникальность каждого организма заложена уже в его наследственности.

Дело в том, что передача тех или иных черт, особенностей (в генетических терминах — признаков) от предков к потомкам всегда есть своеобразное, особое сочетание генетического материала, не буквально возобновляющее родителей в потомках.

Законы перекомбинирования родительского наследственного материала при слиянии двух половых клеток таковы, что генотип каждого организма оказывается уникальным. За исключением монозиготных (однояйцовых) близнецов не существует полностью идентичных генотипов.

Генетически заданные программы развития реализуются только во взаимодействии с факторами внешней среды. Любой ген активизируется единственно при наличии соответствующей ему среды. Без неё активность гена может либо не проявиться вообще, либо резко снизиться.

Все генные процессы выявляются при условии их модификации средой. Иными словами, никакая генетическая черта не может ни существовать, ни стать значимой без содействия окружающей среды.

Биологически наследуемые особенности нервной системы и сомы предопределяют собой развитие особи только опосредствованно — через его среду, прежде всего, питание . На этом фундаментальном свойстве генов основано предупреждение и лечение множества наследственных заболеваний.

Среда в силах менять до известных границ биологически детерминированные черты особи .

Таким образом, наследственности в абстрактной, "чистой" и самодостаточной форме, т.е. вне и помимо среды, в природе не существует.

Единство наследственности и приобретенных характеристик.Наследованные, врожденные и приобретенные особенности организма неотрывны, едины. Приобретенные черты суть унаследованные и врожденные ее характеристики, модифицированные средой и всей прижизненной историей особи.

Генетические факторы играют видную роль не в передаче определенных образцов поведения животных, а в готовности организмов отвечать на давление окружающей среды специфическими способами.

В широком смысле все индивидуальные свойства до некоторой степени унаследованы, поскольку они зависят от генотипа организма, и до некоторой степени приобретены, так как они развиваются и модифицируются окружающей средой.

Наряду с этим каждый аспект живого (структурный — так же, как и поведенческий) до некоторой степени определяется наследственностью и в известной мере — опытом . Например, мускулы могут в ходе онтогенеза стать большими или меньшими в зависимости от природы опыта, которому они подвергаются. Но возможность такой модификации не бесконечна из-за генетических ограничений.

Одни формы поведения чрезвычайно мало подвержены изменениям под влиянием опыта. Другие типы поведения в огромной степени зависят от опыта, более того, появляются только благодаря соответствующей тренировке. Существуют различные промежуточные уровни.

Казалось бы, моторика особи меньше других функций подчинена средовым влияниям. Но питание и сенсорный опыт, накопленный при решении двигательных задач, вносят существенный вклад в формирование образа движения, его плавности, точности, стабильности.

Все сказанное о развитие любых организмов имеет отношение и к человеку.

Биологическая специфика человека. Человеческий организм уступает многим животным в скорости передвижения, физической силе и т.п. Но у человека есть самолеты и спутники, автомобили и велосипеды, парусники и теплоходы, подводные лодки и подземные поезда.

Механическое несовершенство человеческого таза выражается в чрезмерно затрудненных родах. Но человек рождается с самой большой (по отношению к остальному телу) головой из всех известных нам существ. Это возможно благодаря уникальной мягкости и подвижности хрящевого покрытия головы у новорожденного.

Человек расплачивается за двуногое прямохождение специфическими заболеваниями. Но, научившись излечиваться от них, он много выиграл благодаря высвобождению рук.

От природы человек получил большой запас прочности — при всей хрупкости и несовершенстве его биологической природы. Горбатая карлица с риском для жизни рождает геркулеса, богатыря. Пятидесятилетняя шизофреничка с глубоким расстройством мышления производит на свет абсолютно здоровую красавицу, доживающую до преклонного возраста без каких-либо отклонений от соматической, физиологической, психологической нормы.

Понятие неблагоприятной биологической наследственности — весьма неточное. В каждом отдельном случае новорожденный нуждается в очень серьезном наблюдении и исследовании, прежде чем появится возможность самой постановки вопроса о неблагоприятной наследственности.

Взаимодействие генетического материала человека со средой.И наследственность, и физическое и сенсорное питание (среда) всегда важны для каждого человеческого проявления.

Так, при рецессивной наследственной болезни, называемой галактосемией, дефектен фермент, необходимый для обмена веществ, — галактоза. Единственный источник галактозы в диете ребенка — молоко, которое в этом случае его отравляет. Терапевтическая манипуляция окружающей средой — исключение всех естественных форм молока из питания ребенка и замена их синтетическим молоком без галактозы — обеспечивает нормальное развитие новорожденного.

Все человеческие болезни имеют генетический компонент. Основанием медицинской терапии является модификация окружающей среды. Чем больше мы узнаем природу молекулярных и клеточных дисфункций, связанных с такими болезнями, тем более их лечение зависит от терапевтической манипуляции окружающей средой.

До 90 % злокачественных образований у людей связано с факторами внешней среды (канцерогенными веществами). Только приблизительно 5 % раковых образований имеет явный генетический причинный компонент.

Но сказанное не значит, что по отдельности наследственность и среда эквивалентны для каждой из характеристик личности. В разных отношениях их роли обнаруживаются по-разному.

Например, пигментация радужной оболочки глаза находится под наследственным контролем. Эта особенность является относительно независимой от таких факторов внешней среды, как диета или климат.

С другой стороны, не оправдано предположить, что рост, масса или интеллект так же мало определяются средой, как цвет глаз. У высоких ростом родителей могут быть малорослые дети, у худых — тучные.

Отклонение роста однояйцовых близнецов от средней величины составляет меньше половины отклонений для всех других родных братьев и сестер.

Масса тела еще в большей степени, чем рост, подвержена изменению факторами окружающей среды. Влияние среды на однояйцовых близнецов, которые выросли обособленно (в разных семьях), сказывается в относительно большем среднем различии в массе тела по сравнению с однояйцовыми близнецами, воспитываемыми вместе.

Мышцы человеческого тела только на 30 % формируются — благодаря генетической программе — хромосомами родителей, а на 70 % зависят от прижизненной активности человека.

Норма созревания и начала половой зрелости зависит от сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Во многих случаях половая зрелость наступает позже при условии плохого питания. Дети в многодетных семьях растут медленнее, чем другие.

Среди новорожденных имеются заметные различия в активности, пассивности и реактивности.

Психогенетика сообщает, что сходство в поведении монозиготных близнецов-младенцев (общительность, импульсивность, эмоциональная чувствительность, агрессивность, дружелюбие и т.п.) не больше, чем среди дизиготных близнецов в общей окружающей среде.

Генетические факторы объясняют приблизительно 50 % от диапазона различий, обнаруженных в данной популяции. Большинство остальных различий относятся не к общей для малышей окружающей среде, а к тому уникальному окружающему каждого из них мирку, который создается их взаимодействием с членами семьи и друг с другом.

Подобные результаты получены для близнецов, вырастающих как вместе, так и отдельно.

Темперамент врожден человеку. Если у ребенка холерический темперамент, у него более быстрая реакция, он вспыльчивый. Но это не значит, что ему легче стать хулиганом, чем сангвинику или флегматику.

А.Р. Лурия продемонстрировал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например зрительная память) — в меньшей степени, а для формирования высших психических функций (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

Мыслительные способности в огромной степени зависят от духовной пищи, которую получают дети в ходе воспитания и из окружающей их среды.

Сила, скорость, точность, системность, многосторонность и другие характеристики ума отдельного человека в большой степени определяются биологически наследуемыми особенностями и нервной ткани, и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. Но различия в содержании ума, в системе понятий, которыми он оперирует, имеют своей причиной взаимодействие человека с окружающей его культурной средой и его индивидуальный опыт.

Акселерация.С середины XIX в. в развитых странах мира наблюдается поразительная тенденция к ускоренному росту и созреванию детей.

Генетические и средовые аспекты акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы акселерации растут. Ускоряется половое созревание.

Имеются данные о форсировании умственного развития детей.

Улучшение питания — одна из главных причин акселерации. В особенности — большее количество белка и повышение калорийности пищи на ранней стадии развития.

Акселерации способствуют также достижения медицины, иммунизация населения, ослабление физической нагрузки, смешение этносов.

Таким образом, и в процессе акселерации основное значение имеет комплекс средовых воздействий, влияющих на индивидуальное развитие человека при реализации его наследственной программы.

Развитие сексуальности.Биологическая программа развития человека задает весьма широкий диапазон для ее наполнения средой. В нее легко укладывается и половое развитие людей.

Конкретные формы и типы человеческой сексуальности должны быть приписаны и биологической программе, и психологическим факторам научения, и особенностям среды, в которой вырастает и живет человек. Половое развитие способно к сложной трансформации. Оно может принимать формы и патологической регрессии, и сублимации.

Сексуальное влечение всецело подтверждает мысль о единстве биологических и культурных программ развития человека. Объект сексуального влечения не предопределен биологически, способы его удовлетворения изменчивы. Они связаны с функциями тех или иных телесных органов, но способны сопровождать самые различные виды деятельности, примыкая к ним.

Разнообразие телесных источников сексуального возбуждения свидетельствует о том, что сексуальное влечение у человека тесно связано с игрою представлений и фантазий, в которых оно обретает конкретную форму.

В развитии сексуальности человека различают детский (инфантильный и пубертатный ) и взрослый (постпубертатный ) периоды, причем первый пролагает путь второму.

Детская и постпубертатная сексуальность настолько сближаются, что окончательный тип сексуальности, случается, во многом складывается уже в детстве.

Инфантильный перио д. Человеческий младенец рождается со способностью сексуального отклика на прямое осязательное возбуждение. Только позже и постепенно индивид научается распознавать и интерпретировать другие стимулы как сексуального, так и несексуального характера.

Впоследствии и исподволь вырабатывает он в себе сексуальную привлекательность мужского или женского типа.

Мало-помалу учится человек управлять своими сексуальными импульсами и адекватно реагировать на соответствующие стимулы.

Тем не менее в нем изначально присутствуют зачаточные формы полового влечения. Эта общая и разлитая сексуальность младенца становится в ходе развития человека все более и более разработанной, дифференцированной и определенной, специфической.

Как правило, уже на четвертом году жизни ребенок безошибочно идентифицирует свой пол. Он думает о себе непосредственно как о мальчике или девочке и начинает обращаться к другим согласно их полу. Открытие своего пола дается ребенку в процессе научения методом наблюдений, проб и ошибок. Путем учета одобрений и неодобрений со стороны старших, ровесников и всего его окружения.

Довольно быстро ребенок узнает, например, что ему разрешено касаться любой части своего тела или тела другого человека, кроме анально-генитальной области. Ребенок, потирающий свои гениталии, находит, что это быстро привлекает неодобрительное внимание взрослых.

Ощущение запретности этой области тела закрепляется большим беспокойством окружающих по поводу "выделительного поведения" ребенка. Успешный контроль над функциями мочевого пузыря и кишечника хвалят; потерю контроля встречают разочарованием, упреком и выражением отвращения.

Постепенно ребенку становится очевидным, что анально-половая зона — не просто сфера табу, но и весьма важная область. Почти неизбежно гениталии у ребенка начинают ассоциироваться с беспокойством и стыдом.

Именно это отношение к репродуктивной области тела нередко фиксируется в естественных языках, и ребенок усваивает его. Так, в немецком и русском языках половые органы именуются "срамом" (позорными, постыдными местами). В английском и французском — "интимными местами" (т.е. чем-то, что до 2 лжно скрывать).

Нарастающий половой опыт ребенка приобретается им в ходе сексуально окрашенных игр со сверстниками, мастурбации, иногда в результате наблюдения или подслушивания полового акта.

То или иное восприятие ребенком, ставшим случайным свидетелем полового акта, увиденного и (или) услышанного им, зависит от его эмоционального отношения к участникам коитуса. От всей апперцептивной массы его предшествующего опыта.

Результаты такого атипичного опыта сообразны с тем, как ребенок их интерпретирует и как реагируют на него взрослые, если этот опыт становится объектом их внимания. Созерцание ребенком коитуса безопасно, если он интерпретирует его как "игривую борьбу", но вредно, если он рассматривает половой акт как проявление враждебного, агрессивного поведения.

Известны также случаи полового контакта ребенка с взрослыми или другими детьми. Вовлечение детей в развратные действия взрослых может казаться им просто любопытной и бессмысленной игрой, но может вызывать отвращение и стать травмой, оставляющей пожизненные психические шрамы. Иногда половые контакты с взрослыми могут нравиться ребенку, и он начинает стремиться к ним.

Реакция родителей и окружающих во многом определяет интерпретацию ребенком того или иного элемента его сексуального опыта. Подчас тривиальный и быстро забываемый ребенком случай становится для него глубоко травмирующим, если он сталкивается с криками матери, гневом отца и его донимают расспросами окружающие люди.

Некоторые атипичные события подобного рода способны закрепить ассоциации, которые сохраняются в течение последующих лет жизни.

Ребенок может связывать одежду, особенно нижнее белье, чулки и ботинки с полом и сексом и таким образом заложить основание для позднее проявляющегося фетишизма или трансвестизма. У других детей формируется ассоциация между наказанием, болью и половым удовлетворением, что впоследствии может привести к садизму, мазохизму или садомазохизму.

Пубертатный перио д. Во время и непосредственно после этапа ускоренного полового созревания дети нередко страдают гиперсексуальностью. Почти непрерывный половой импульс требует разрядки. Он становится слишком заметным, чтобы заставить признать тех, кто отказывался это делать прежде, что дети имеют половые реакции и способности.

В этот ответственный момент сексуального развития человека его здоровое настоящее и будущее в большой мере зависят от двух главных обстоятельств. Первое — от отношений и стандартов по отношению к сексуальному поведению, преобладающих в референтной группе ребенка. Второе — от отношений индивида к самому себе.

Решающее влияние среды на подростка и здесь, как и во всем остальном, складывается из стихийных процессов научения (социализации) и из воспитательных, т.е. целенаправленных воздействий на него взрослых людей, требующих от него выполнения своих предписаний.

Во всех случаях подросток прислушивается к тем, кого он ценит, уважает, любит, или к тем, кому он склонен подражать.

Совершающийся в пубертатный период выбор сексуального объекта часто происходит по образцу отношения подростка к самому себе. В сексуальном объекте представлена та или иная сторона личности самого растущего человека.

Это, по Фрейду, нарциссический выбор. В работе "К введению в нарциссизм" (1914) Фрейд рисует такую его картину: "Человек может любить, согласно нарциссической схеме, то, каков есть он сам. То, каким он был. То, каким он хотел бы быть. Человека, который был частью его самого".

В трех первых случаях выбор может основываться на образе или идеале, и сходство с избранным объектом может быть частичным, ограниченным лишь рядом существенных признаков. Идеал строится чаще всего по сходству с любимым важным взрослым и (или) по контрасту с нелюбимым.

В четвертом случае имеется в виду любовь, которую мать питает к своему ребенку, некогда бывшему "частью ее самой". Вместе с тем в научной литературе описываются "нарциссические женщины", которые, строго говоря, любят лишь самих себя, причем почти так же, как их любят мужчины. Они испытывают потребность не в том, чтобы самим любить, но в том, чтобы их любили, и им нравится такой мужчина, который на это способен.

Очень часто при выборе сексуального объекта молодые люди повторяют свое детское отношение к матери и (или) другим важным взрослым.

В этом случае мы имеем дело с выбором объекта по примыканию — выбор, при котором объект любви сходен с образами родителей, обеспечивающих ребенку питание, заботу и защиту. Основание такого выбора в том, что сексуальные влечения первоначально примыкают к влечениям к самосохранению.

Постпубертатный перио д. Каждый человек имеет глубокую потребность в половой любви, связанной с ощущением своей полноценности и с самоуважением. Сексуальная активность — необходимая предпосылка человеческого счастья. Она выступает для индивида доказательством того, что он привлекателен, желанен, оценен и, возможно, любим. Это доказательство необходимо для поддержания личностью чувства собственного достоинства.

В современном обществе еще немало установок и отношений к полу, которые препятствуют развитию сексуально здоровых людей. Вокруг секса существует аура подозрительности, враждебности и беспокойства. Она едва ли способствует развитию теплых, доверчивых отношений между мужчинами и женщинами. Очень немногие полностью избегают бесполезных и (или) вредных ограничений и предрассудков, которыми их снабдил социум на предшествующих этапах индивидуального развития.

Половой импульс является слишком сильным, постоянным и возобновляемым, чтобы нормальная половая деятельность не разрушила постепенно выносимые из детства неадекватные чувства вины или стыда.

Большинство людей, в конечном счете, достигают, по крайней мере, терпимого полового регулирования. Некоторые, однако, остаются в постоянном затруднении относительно полового поведения. К счастью, любовь или сильное увлечение обычно преодолевают негативизм в половых отношениях, которые теряют оттенок болезненно напряженной соревновательности, чуть ли не наступления и обороны, скепсиса и насмешки.



2016-09-16 1056 Обсуждений (0)
Биологические программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Биологические программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1056)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)