Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физиологической основой теории компенсации стала теория системогенеза П.К. Анохина и рефлекторная теория И.П. Павлова



2016-09-16 1100 Обсуждений (0)
Физиологической основой теории компенсации стала теория системогенеза П.К. Анохина и рефлекторная теория И.П. Павлова 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 2.

Компенсация слепоты и слабовидения

 

· Литература:

 

Литвак А.Г. О соотношении понятий «компенсации» и «коррекции» // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1967. с. 108-119

Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблемы дефектологии. Сост. Т.М.Лифанова. М., 1995.

Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., 1956.

Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

 

 

В тифлопсихологии проблема компенсации зрительного дефекта является ключевой. Знание механизмов, путей и условий компенсации зрительного дефекта необходимо для обоснования методов, средств и приемов индивидуально-дифференцированной учебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы со слепыми и слабовидящими детьми, способствующей всестороннему развитию их личности, подготовленности к самостоятельной жизни и труду.

В тифлопсихологии теория компенсации прошла долгий и трудный путь развития, отмеченный порой противостоянием различных концепций компенсации утраченного зрения. Многие из них были направлены на поиски источника вызванной слепотой глубочайшей перестройки всех сил организма, т.е. источника компенсации утраченного зрения.

В период древности, средние века и значительную часть новой истории существовала вера с огромной долей мистицизма в компенсаторные возможности слепоты. Общее убеждение тех времен: «…у слепых развиваются высшие, мистические силы души, …им доступно духовное знание и видение вместо утраченного физического зрения» [12, с.463].

В эпоху просвещения (XVIII век), когда «на место мистики была поставлена наука, на место предубеждения – опыт и изучение» [12, c.464], когда началось воспитание и образование слепых, приобщение их к социальной жизни и культуре, зародилось учение о викариате органов чувств (викариат от латинского vicarius – заместитель, замещение).

В работе «Слепой ребенок» Л.С.Выготский поясняет, что «согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышенным функционированием и развитием других органов. Как в случае отсутствия или болезни одного из парных органов – например, почки и легкого, другой, здоровый орган компенсаторно развивается, увеличивается и заступает место больного, принимая на себя часть его функций, так и дефект зрения вызывает усиленное развитие слуха, осязания и других оставшихся чувств» [12, с.464]. Такое понимание компенсации слепоты находило свое отражение в легендах о сверхнормальной остроте осязания у слепых, об их одаренности исключительным слухом (и поэтому каждый слепой – обязательно музыкант), а также слепым приписывалось недоступное зрячим «шестое чувство». По мнению Л.С.Выготского, в основе этих легенд лежали истинные наблюдения и факты из жизни слепых, но ложно истолкованные.

В дальнейшем развивающаяся экспериментальная психология опровергла эти факты. Было установлено, что у слепых и слух, и осязание могут быть менее развиты, чем у зрячих. А в тех случаях, где имеет место повышение функции осязания и слуха, «это явление оказывается вторичным, зависимым, производным, скорее следствием развития, чем его причиной. Указанное явление возникает не из прямой физиологической компенсации дефекта зрения (как увеличение почки), а очень сложным и косвенным путем общей социально-психологической компенсации…» [12, с. 464].

Противостояло теории викариата понимание компенсации как явления, полностью детерминированного социальными воздействиями. В абсолют возводилась общественная природа человека, а природное, биологическое в нем игнорировалось. Поэтому развитие компенсации объяснялось только социальными причинами. Отсюда следовало, что психика слепых, поставленных в одинаковые с нормально видящими условия обучения и воспитания, не будет иметь каких-либо особенностей по сравнению со зрячими.

Анализируя историю развития теории компенсации, А.Г. Литвак выделяет четыре этапа:

1) проявление духовных сил;

2) чисто биологическое формирование автоматического «изо­щрения» сохранных анализаторов;

3) социологизация;

4) материалистический детерминизм.

Кроме социальных и биологических детерминант, определяю­щих развитие слепых, он описал также аномальный специфиче­ский фактор, отличающийся по своему влиянию от социального и биологического.

В основе всех теорий, объясняющих возможность компенса­ции, лежат два основных постулата:

1) использование человеком с недостатками развития сохра­нившихся анализаторов;

2) включение высших психических функций в процесс позна­ния.

Основы современной научной теории компенсации заложил Л.С.Выготский. Ее основные положения получили дальнейшее научно-теоретическое развитие в работах Р.М.Боскис, Т.А.Власовой, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагина, Р.Е.Левиной, А.Г.Литвака, В.И.Лубовского, Л.И.Солнцевой и др. В современном понимании компенсация – это «своеобразный процесс развития, в условиях которого формируются новые динамические системы условных связей; возникают различного рода замещения, происходит исправление и восстановление нарушенных или недоразвитых функций; формируются способы действия и усвоения социального опыта; развиваются физические и умственные способности ребенка в целом» [7; с.465].

Согласно данному определению, зрительный дефект, как всякий психический или физический недостаток, вызывающий отклонения от нормального развития, обуславливает автоматическое включение компенсаторных функций организма на биологическом и физиологическом уровнях.

Материальным носителем компенсаторных перестроек является центральная нервная система, и потому формирование механизмов компенсации подчиняется законам высшей нервной деятельности/

Физиологической основой теории компенсации стала теория системогенеза П.К. Анохина и рефлекторная теория И.П. Павлова.

Компенсация не только физиологически, но и биологически обусловленное явление. Биологическая обусловленность компенсации проявляется в том, что в основе различного рода замещений, восстановления и исправления нарушенных или недоразвитых функций лежит мобилизация резервных возможностей центральной нервной системы, сложившихся в процессе филогенетического и онтогенетического развития.

Биологическая обусловленность компенсации подтверждается тем, что уровень сложности компенсаторной приспособляемости зависит от уровня развития центральной нервной системы. Об этом свидетельствует состояние зрительных зон головного мозга после утраты зрения: животных потеря зрения ведет к разрушению нервных клеток в зрительной зоне головного мозга, у ослепших людей никаких патологических изменений в морфологической структуре мозга не обнаружено. Последний факт объясняется высоким уровнем развития центральной нервной системы человека, благодаря чему возможно осуществление ею сложной динамической системы связей между различными мозговыми центрами, в ряду которых и зрительная зона коры больших полушарий. Такая активация ее деятельности препятствует морфологическим изменениям в ней. Морфологические изменения мозговой ткани наблюдаются только у рано ослепших или лиц со значительным стажем слепоты.

Анализ компенсации слепоты и слабовидения только на физиологическом и биологическом уровнях для тифлопсихологии является неполным. Компенсация – это процесс сложной перестройки всей психической деятельности человека из-за нарушения такой важной психической функции, как зрение. И данный психический процесс без вмешательства извне «не может быть достаточно полным» [41, с.39].

Л.С.Выготский утверждал, что «под давлением социальных требований зрячих формируются и развиваются компенсаторные способности при дефекте зрения»[1]. В зависимости от условий воспитания и обучения возникают различного рода перестройки и замещения утраченных зрительных функций. Данная зависимость обуславливается тем, что «сущность компенсации у человека заключается не столько в биологической приспособляемости организма, сколько в формировании способов действий и усвоения социального опыта в условиях сознательной, целенаправленной деятельности» [7, c.467]. Формирование способов усвоения социального опыта базируется на использовании высших форм психической деятельности, а не на элементарных функциях. Ведущую роль в процессах компенсации играет сознание, обусловленное социальными отношениями. В связи с этим компенсация дефекта зрения связана с развитием всех сторон личности слепого и слабовидящего.

Общественная обусловленность компенсации наиболее ярко проявляет себя в процессе развития ребенка с врожденным или рано приобретенным дефектом зрения. В зависимости от содержания, методов, условий обучения и воспитания у него формируются приемы, способы действия и усвоения социального опыта в условиях визуальной депривации, социальные мотивы, потребности, которые постепенно становятся движущей силой его развития.

В связи с этим современная тифлопсихология рассматривает развитие ребенка с дефектом зрения «как своеобразный компенсаторный процесс, в ходе которого на каждой стадии образуются «психологические системы», обеспечивающие продвижение в развитии, а в структуре каждой стадии развиваются стержневые образования, обеспечивающие обходные пути развития» [54, с.12].

Компенсация дефекта у ребенка происходит иначе, поскольку в детском возрасте многие функции центральной нервной системы находятся в стадии формирования, образуют функциональные системы, развиваются новые способы действия и усвоения социального опыта, определяются способности и лич­ность ребенка в целом. Огромные возможности компенсации у детей основываются на сохранных, нормально функционирующих, корковых, замыкательных механизмах, с помощью которых при опоре на зрительный, кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы образуются сложные слухо-двигательно-тактильные функциональные системы связей. «Эти системы, - го­ворит М.И. Земцова,[2] - являются физиологической основой разви­тия высших форм познавательной деятельности: анализирующего наблюдения, мышления, речи, воссоздающего воображения, логи­ческой памяти, произвольного внимания, - которые играют основ­ную роль в процессах компенсации».

Существуют различные формы восполнения слепоты:

ü органическая, или внутрисистемная, при которой перестрой­ка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

ü межсистемная, основанная на мобилизации резервных воз­можностей, находящихся за пределами нарушенной функциональ­ной системы, на установлении и формировании новых, анализаторных, нервных связей с использованием обходных путей, вклю­чением сложных механизмов адаптации и восстановления вторич­но нарушенных функций.

Сложившиеся механизмы компенсации имеют стадии, ха­рактеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей. Стадия компенсации зависит от времени наступления дефекта, вида сформированных к моменту его появ­ления связей, возраста ребенка, степени поражения анализатора, уровня его физического и психического развития, индивидуаль­ных и личностных особенностей, социальных условий воспитания, а также от организующей и направляющей роли взрослого, учиты­вающего эту специфику.

Солнцева Л.И. выделяет следующие стадии развития компенсации.

На первой стадии - это комплексные двигательно-кинестетические восприятия, осязание, слух, образование глобальных межфункциональных и внутрифункциональных связей в процессе осуществления общения и предметной деятельности.

На второй - речь и ее роль в общении и предметной деятельности, которая позволяет корригировать отста­вание в локомоторном развитии слепого, возникшее из-за отсутст­вия зрительного контроля за действием руки, ее направленностью и точностью движений. Подражание взрослым в воспроизведении речевого материала, музыкального ритма позволяет использовать его в мануальной деятельности, воспроизводя действия, отрабо­танные вместе со взрослым, используя кинестетический контроль.

Третья стадия включает в себя развитие и появление образов представлений, укрепление их связей с предметным миром, воз­можность «видеть» объекты в их отсутствии, оперировать образ­ами в воображаемой ситуации. Это создает предпосылки для воз­никновения творческой игры как условия активизации развития слепого.

Четвертая стадия характеризуется активным включени­ем речи, памяти, мышления как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме в сенсорное отражение слепым внешнего мира[3].

Компенсация слепоты по своей сути не является замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоот­ношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяю­щих воспринимать и использовать информацию из внешнего мира для адекватного отражения и поведения в соответствии с условия­ми жизни и деятельности. Исследования, проведенные в послед­ние годы, показывают, что понимание компенсации зрительной недостаточности как образования гибких динамических систем взаимодействия различных психических структур находит непо­средственное отражение в педагогической практике обучения и воспитания детей с поражением зрения. Это выражается в созда­нии комплекса специальных коррекционных занятий, обеспечи­вающих восполнение нарушенных или полностью утерянных зри­тельных функций, и осуществляется в различных формах учебной, игровой и практической деятельности. На каждой стадии компен­сации предполагается, по крайней мере, два компонента:

ü совокупность операций и способов, с помощью которых
осуществляется деятельность;

ü формирование определенного уровня психических процес­сов, которые эти способы контролируют и направляют.

Эти два параметра выделяются в первую очередь потому, что именно они являются специфическими при выполнении различ­ных видов деятельности детьми со зрительными дефектами. Нали­чие глубоких нарушений зрения или тотальная слепота требуют иного способа контроля. Если в норме он осуществляется с помо­щью зрения, то при слепоте или слабовидении - это или кинесте­тический или инструментальный, контроль, с помощью техниче­ских средств.

Компенсация частичного дефекта протекает по тем же законам, что и тотального, единственное отличие - включение в систему компенсации информации от нарушенного анализатора. При этом изменяется соотношение коррекции и компенсации. В случае час­тичного дефекта начинает играть большую роль коррекция пер­вичного нарушения, развитие слуха, осязания, зрения. Основная же идея компенсации как для тотального, так и для частичного дефек­та остается правомерной - включение в сенсорный акт познания высших познавательных процессов, использование прошлого опы­та, активная роль предметно-практической деятельности. Этот путь позволяет эффективно компенсировать влияние сенсорного дефек­та на общее психическое развитие детей с нарушениями зрения.


1. [1] Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Проблемы дефектологии. Сост. Т.М.Лифанова. М., 1995.

 

[2] Земцова М.И. Основы компенсации дефектов у аномальных детей //
Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М.: Просвещение, 1965

[3] Солнцева Л.И. Формирование компенсаторных процессов у детей до­школьного возраста. - М.: Педагогика, 1980.

 



2016-09-16 1100 Обсуждений (0)
Физиологической основой теории компенсации стала теория системогенеза П.К. Анохина и рефлекторная теория И.П. Павлова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физиологической основой теории компенсации стала теория системогенеза П.К. Анохина и рефлекторная теория И.П. Павлова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1100)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)