Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Видеозапись при проведении осмотра места происшествия



2016-09-16 4552 Обсуждений (0)
Видеозапись при проведении осмотра места происшествия 4.50 из 5.00 4 оценки




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет экспертов-криминалистов

Кафедра криминалистической техники

 

 

Булгаков В. Г., Курин А. А.

 

Видеозапись при проведении осмотра места происшествия

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

курсантам по выполнению практических работ

по проведению семинарских и практических занятий

по курсу

СУДЕБНАЯ ВИДЕОЗАПИСЬ

 

 

для слушателей 2 "К" курса,

4 семестр обучения

 

 

ВОЛГОГРАД 2006

Практическая работа № 3

Видеозапись при проведении осмотра места происшествия

 

Цель занятия: освоить особенности составления сценарного плана проведения видеозаписи при проведении следственных действий и получить практические навыки видеосъёмки при осмотре места происшествия.

 

1. Общий порядок применения видеозаписи в ходе проведения следственных действий.

 

Решение о применении видеозаписи при проведении следственных действий принимается следователем, как правило, в связи с ее очевидным преимуществом перед иными способами фиксации их процесса и результатов. При этом учитывается возможность не только более полно и наглядно зафиксировать фактические данные, имеющие доказательственное значение, но и обеспечить в дальнейшем их объективную оценку. Например, при проведении следственных осмотров, экспериментов, предъявления на опознание и тому подобных действий очень важно зафиксировать не только результат, но и «путь к нему» – соблюдение норм УПК, регламентирующих порядок действий, особенности тактики их проведения и поведение при этом участников и т.д.

Приняв решение о применении видеозаписи, следователь конкретизирует ее задачи в предстоящем следственном действии. Для этого целесообразно разделить его мысленно на отдельные этапы, являющиеся узловыми в данном процессуальном действии, продумать, что будет главным в видеозаписи, требующим более детальной фиксации (запечатления с разных точек), какие пояснения и комментарии должны быть даны при этом.

При проведении видеозаписи в ходе сложных следственных действий (эксперимент, проверка показаний на месте) целесообразно предварительно ознакомиться с местом их осуществления. В ходе его следует представить, где и какие события будут происходить, с каких точек должна производиться видеозапись. При необходимости в таких случаях рекомендуется составлять письменный план следственного действия, в котором определяются его узловые моменты, фиксируемые средствами видеотехники, и основные приемы фиксации. Желательно также заготовить хотя бы вводную часть фонограммы, рабочие записи о процессуальном порядке предъявления для опознания, об участниках следственного действия и разъяснении им их процессуальных прав и обязанностей.

На этой стадии должны быть решены и организационные вопросы, касающиеся понятых, специалистов, других участников следственного действия.

Особое внимание уделяется проверке комплектности и исправности, подготовке к работе видеоаппаратуры: наличие запасных видеокассет, аккумуляторных батарей, дополнительных источников освещения и удлинительного кабеля, штативов и струбцин для крепления источников, выносного микрофона или радиомикрофона. На этой же стадии необходимо принять решение о том, где и на какой аппаратуре будет просматриваться видеозапись после окончания следственного действия.

Главным же в подготовительной стадии всегда является четкое уяснение задачи: что снимать, с какой целью, каким образом, в течение какого периода. В зависимости от характера следственного действия, места и времени его проведения эти вопросы можно решать либо предварительно, либо по ходу проводимого действия. В результате решения приведенных выше вопросов должен быть составлен так называемый сценарный план, который может быть оформлен в письменном виде. В этом плане необходимо отразить последовательность запечатления эпизодов, ориентировочные точки нахождения оператора с камерой, масштабы изображения, места размещения участников следственного действия. В сценарном плане проведения видеозаписи необходимо отразить последовательность запечатления эпизодов исходя из материалов дела (показаний свидетелей, протоколов осмотров, фототаблиц и т.д.), ориентировочные точки нахождения оператора с камерой, масштабы изображения, места размещения всех участников следственного действия.

В качестве специалистов (операторов) для проведения видеозаписи привлекаются лица, обладающие навыками работы с соответствующей аппаратурой. Видеофонограмма, как и протокол следственного действия, состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть видеофильма начинается с фиксации лица, осуществляющего данное следственное действие, которое называет свою должность, фамилию и сообщает, какое следственное действие и по какому уголовному делу проводится, дату, время, место видеозаписи и кем она проводится. Поочередно называется каждый участник следственного действия, который также фиксируется крупным планом.

Заключительная часть представляет собой удостоверение всеми участниками следственного действия правильности зафиксированного и записывается после просмотра видеофонограммы всеми участниками следственного действия. Если видеозапись производилась в неблагоприятных условиях, то просмотр и запись заключительной части могут осуществляться в помещении по возвращении.

Видеозапись, обеспечивая максимальную полноту фиксации, позволяет сохранить эмоциональную окраску речи и видимые проявления поведения участников следственных действий. Материалы видеозаписи не требуют лабораторной обработки и могут быть воспроизведены сразу же после съемки. Однако следует отметить, что видеозапись не заменяет протоколирование, а лишь его дополняет.

2. Применение видеозаписи при предъявлении для опознания, в ходе обыска, допроса и очной ставки.

 

Полученные видеофильмы могут использоваться в других следственных действиях, например, для предъявления в качестве доказательств при допросе, проведении опознания по видео-, фотоизображениям объектов (особенно эффективно использование видеозаписи при опознания по функциональным признакам).

Видеозапись при допросе. Зафиксировать обстановку, где происходил допрос, показания и особенности поведения допрашиваемого, его реакцию на задаваемые вопросы, ответы, паузы, ритм речи и т.п. позволяет видеозапись при допросе.

Естественно, видеозапись применяется далеко не при каждом допросе и не по каждому делу. Применять ее целесообразно при расследовании преступлений тяжких и особо тяжких, когда при допросе могут быть получены весомые доказательства, когда лицо дало согласие сотрудничать со следствием, когда с ним установлены доверительные отношения. При этом все же не следует исключать вероятность последующего отказа от показаний, что можно будет дезавуировать демонстрацией видеозаписи.

С позиций криминалистической тактики видеозапись допроса необходима:

• для установления факта самооговора, когда у следователя имеются данные на этот счет;

• при допросе в отношении совершения серии преступлений, когда предстоит дифференцировать однотипные, сходные эпизоды (по способу совершения, по месту совершения, по сокрытию следов);

• при расследовании преступлений прошлых лет, когда за давностью времени многие обстоятельства забыты и предстоит длительная работа по уточнению деталей;

• для фиксации важных для дела показаний, которые могут быть продемонстрированы в суде, например по ходатайству прокурора, поддерживающего обвинение. Известные сложности при видеозаписи допроса представляет сама процедура, когда человеку предстоит давать показания перед объективом фиксирующей его камеры. Допрос для большинства лиц — это определенная психологическая нагрузка, а в сочетании с видеофиксацией необычность состояния еще более усиливается. Поэтому от следователя требуется немалый такт, терпение и корректность поведения, чтобы убедить допрашиваемого в необходимости видеозаписи. Аргументы могут быть различные, и следователь отбирает их по своему усмотрению, однако в любом случае он должен обратить внимание допрашиваемого на то, что данные предварительного следствия не подлежат разглашению и что по ходатайству лица (или его адвоката) дело может быть заслушано в закрытом заседании – при наличии достаточных оснований.

Видеозапись при предъявлении для опознания. Применение видеозаписи при проведении данного следственного действия преследует несколько целей. Основные из них:

• запечатлеть процессуальный порядок проведения этого следственного действия с учетом его особенностей (предложение опознаваемому занять любое место среди предъявляемых лиц, приглашение опознающего в помещение, где находятся предъявляемые);

• продемонстрировать сходство по внешним признакам предъявляемых объектов (в том числе лиц);

• запечатлеть момент опознания, реакцию опознающего, его показания при опознании, сопоставление называемых им признаков с наблюдаемыми в действительности;

• продемонстрировать функциональные признаки опознаваемого (походку, жесты, мимику, голос, речь), на которые обратил внимание опознающий.

Указанные цели определяют особенности видеозаписи предъявления для опознания.

Для видеозаписи предъявления для опознания следует обязательно пригласить специалиста (оператора), выбрать достаточно просторное помещение, в котором предстоит разместить аппаратуру и участников следственного действия. Это не менее семи лиц при опознании, а если опознаваемый находится под стражей, – еще и охрана.

Видеозапись предъявления для опознания может осуществляться не только при опознании людей, но и предметов. Например, если предстоит предъявить вещи сложной цветовой гаммы или имеющие сложный рисунок ткани, трудно передаваемый словесно и достаточно невыразительный на черно-белой фотографии. Видеозапись опознания таких и подобных им объектов повысит достоверность опознания.

 

3. Применение видеозаписи в ходе осмотра места происшествия.

 

Осмотр места происшествия одно из самых сложных и важных для дальнейшего расследования следственных действий. Видеозапись, применяемая для фиксации данного следственного действия, представляет больше возможностей исследования места происшествия суду, повышает объективность оценки полученных при осмотре доказательств. Видеозапись приобретает особое значение, если дело в дальнейшем расследуется не тем следователем, который вел осмотр, а другим.

Следует отметить, что существенную помощь для быстрой, точной и наглядной фиксации видеосъемка оказывает при осмотре мест происшествия, связанных с крушениями, авариями, катастрофами и пожарами, когда необходимо принимать меры для скорейшей ликвидации последствий происшедшего, что неразрывно связано с изменением первоначальной обстановки.

Применение видеозаписи при осмотре места происшествия наиболее эффективно когда:

– осмотр начинается до окончания происшествия (например, пожар);

– необходимо срочно устранить последствия происшествия, что неизбежно влечет за собой изменение первоначальной обстановки (например, ДТП);

– описание результатов осмотра связано с использованием специальной терминологии, восприятие которой крайне затруднительно при отсутствии наглядного фактического материала;

– при осмотре места происшествия в неблагоприятных метеорологических условиях (снегопад, дождь), если возникает опасность быстрого исчезновения или повреждения следов расследуемого преступления.

Применение видеозаписи в перечисленных случаях не должно исключать фотографирования места происшествия.

Особенностью в этих случаях является внезапность выезда, так что до прибытия на место происшествия условия записи звука и изображения неизвестны. Подготовиться и составить план в данном случае некогда, поэтому видеокамера должна всегда находится в состоянии полной готовности.

После прибытия на место и его статического осмотра следователь дает специалисту устные указания относительно предметов и обстоятельств, подлежащих запечатлению. Наиболее удачные точки съемки, приемы и методы должен выбрать сам специалист.

Вначале производится ориентирующая съемка места происшествия. Для этого посредством панорамирования производят видеозапись объектов, которые не могут быть перемешены и видоизменены за короткий отрезок времени.

Затем, методом обзорной съемки нужно запечатлеть обстановку на месте происшествия.

Точку съемки рациональней выбирать на некотором возвышении, чтобы иметь в поле зрения камеры всю обстановку. Такой точкой может быть, например, смотровая площадка на крыше передвижной криминалистической лаборатории, стол в помещении и др.

Далее следует перейти к фиксации действий следователя по осмотру наиболее важных объектов и запечатлению последних с разных точек для создания о них полного представления. Съемку объектов нужно производить от общего к частному. То есть, снимая объект средним планом объект на фоне близлежащих предметов. После этого объект дается крупным планом с акцентированием внимания на его индивидуальных особенностях и деталях. Момент изъятия и вид изымаемых следов и объектов, их упаковку и опечатывание тоже следует подвергать видеосъёмке, фиксируя пояснения следователя по ходу действий. Наиболее целесообразной является, конечно, непрерывная фиксация всего процесса, т. е. обстановки на месте происшествия и действий следователя по ее изучению. Съемка отдельных предметов обстановки не дает полного представления о ходе и результатах осмотра, она будет подобна серии фотографий, так как динамика следственного действия остается за кадром и впоследствии будет затруднена оценка тщательности исследования места происшествия. Однако возможна и выборочная фиксация: обнаруживая в ходе осмотра места происшествия важные объекты, следователь предлагает специалисту их заснять, сопровождая фиксацию пояснениями, производством измерений, изъятием следов и объектов, изготовлением слепков, оттисков и т. п.

Выбор того или иного способа фиксации зависит от размеров места происшествия, количества и характера подлежащих запечатлению объектов, т. е. от конкретных условий и ситуации на месте. Важнейшее места происшествий необходимо снимать полностью, что исключит возникающие при поверхностном осмотре негативные последствия, ведущие к утрате важной информации и нераскрытию преступления. Заканчивается съемка фиксацией заявлений и замечаний присутствующих по поводу осмотра места происшествия и произведенной видеозаписи.

Точки съемки выбираются с таким расчетом, чтобы иметь максимальный обзор. При этом должна быть обеспечена безопасность всех участников следственного действия, включая специалистов, осуществляющих видеоза­пись.

Видеозапись на месте происшествия целесообразно осуществлять методом перекрестной съемки, панорамируя видеокамерой по горизонтали и вертикали. Сначала целесообразно сделать с двух – трех противоположных точек ориентирующую съемку, переходя в каждой точке на более крупный масштаб изображения, т. е. на обзорную съемку. Затем осуществить съемку средним и крупным планом узлов, имеющих существенное значение для дела.

Выполняя действия по видеозаписи, необходимо давать пояснения в микрофон (краткие комментарии) в отношении основных объектов, находящихся в кадре: что фиксируется, с какой целью, с какой точки и т. п. Все пояснения необходимо делать четко, ясно, достаточно громким голосом.

Следует учитывать длительность фиксации группы объектов или отдельных из них. При определении длительности необходимо исходить из того, что демонстрация соответствующего фрагмента видеозаписи должна дать достаточно полное и правильное представление любому лицу, просматривающему эту запись (эксперту, прокурору, суду, иному участнику процесса).

Если во время осмотра произошли изменения обстановки, осуществляется повторная видеозапись измененных участков с соответствующими пояснениями.

Видеосъемка используется и при фиксации места происшествия при наличии на нем трупа. Особенно это относится к местам происшествия, находящимся на открытой местности, и к преступлениям, совершенным в условиях неочевидности.

Если видеозапись места обнаружения трупа осуществляется на открытой местности, то после включения камеры в пояснении указывается местоположение данного участка и его характеристика (географическое название места, его расположение по отношению к ближайшему населенному пункту, шоссе, железнодорожной станции и т. п.).

Видеосъемку начинают с обзора места, осуществляя его методом горизонтальной панорамы. Затем переходят к съемке трупа и окружающих его предметов. При видеозаписи трупа видеокамеру располагают так, чтобы оптическая ось объектива была перпендикулярна (или близка к перпендикулярной) к продольной оси тела трупа. Это позволит избежать перспективных искажений, неизбежных при близких расстояниях съемки. Съемку со стороны головы или ног осуществляют только в тех случаях, когда необходимо зафиксировать какие-либо детали: повреждения, характерную для совершенного преступления позу трупа, предметы, находящиеся около трупа и т.п.

Методами узловой и детальной видеозаписи фиксируют положение и позу трупа, состояние его одежды, повреждения на одежде и на открытых участках тела.

Наилучшие результаты подобной фиксации достигаются панорамированием видеокамерой с точек, расположенных над трупом сверху. Если труп обнаружен в малогабаритном помещении (в ванной, туалете, тамбуре поезда, в багажнике автомобиля и т. п.), съемку производят с самых разных точек движущейся видеокамерой.

При осмотре места происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях с помощью видеозаписи может быть зафиксирован замер расстояния от трупа до транспортного средства, длина тормозного пути транспортного средства и т. п. В этих случаях в пояснениях должны быть обозначены замеряемые величины и полученные результаты.

Видеозапись повреждений одежды и тела трупа осуществляется по методу масштабной съемки. Переходя от среднего плана к крупному, фиксируют наиболее важные детали. Подробные пояснения при этом должен давать специалист в области судебной медицины, привлекаемый к осмотру трупа на месте его обнаружения

 

Выполнение практических заданий:

 

Задание 1. Ознакомившись с фабулой дела, подготовить сценарный и схематический план для съёмки учебного видеофильма следственного действия «Осмотр места происшествия».

Задание 2. По указанию преподавателя в соответствии с фабулой дела произвести съёмку учебного видеофильма «Осмотр места происшествия».

Задание 3. Предъявить для просмотра отснятый видеоматериал.

 

Порядок выполнения работы:

 

Ознакомиться с методическими рекомендациями, уяснить цель, задачи практической работы и особенности ее выполнения.

Получить задание у преподавателя на подгруппу курсантов, распределить роли участников следственного действия (следователь, специалист-криминалист, специалист-оператор, понятые и др.).

В соответствии с фабулой дела, подготовить сценарный план учебного видеофильма «Осмотр места происшествия» и наметить на схемах двора факультета и криминалистического полигона точки и направления съёмки. Подготовить примерный текст протокола для озвучивания его в ходе проведения следственного действия.

Подготовить оборудование к работе: зарядить батарейный блок, проверить исправность видеокамеры и принадлежностей, поместить кассету в видеокамеру.

Провести съёмку учебного видеофильма «Осмотр места происшествия».

Произвести демонстрацию сделанного видеофильма.

 

Содержание отчета:

 

Отчет по практической работе будут составлять сценарный план, схема съёмки и отснятый видеофильм.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Перечислите организационные и методические основы применения видеозаписи в ходе проведения различных следственных действий.

2. При проведении, каких следственных действий наиболее целесообразно применение видеозаписи?

3. Что относят к процессуальному оформлению результатов применения видеозаписи в ходе проведения следственных действий ?

4. Какие сведения должны быть указаны в протоколе в случае применения видеозаписи при производстве следственных действий ?

5. Какие видеофильмы могут выступать в качестве вещественных доказательств по уголовным делам ?

6. Укажите этапы проведения видеосъёмки в ходе осмотра места происшествия.

7. Каковы особенности методики видеосъемки при осмотре места происшествия ?

 

Литература:

 

1. Булгаков В.Г., Курин А.А. Видеозапись при проведении следственных действий. Методические рекомендации. – Волгоград: Перемена, 2003. – 28 с.

2. Булгаков В.Г., Курин А.А. Изобразительные средства и операторские приемы криминалистической видеозаписи. Методические рекомендации. – Волгоград: Перемена, 2003. – 20 с.

3. Булгаков В.Г., Курин А.А. Технические средства криминалистической видеозаписи. Методические рекомендации. – Волгоград: Перемена, 2003. – 40 с.

4. Криминалистическая видеозапись: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ю. Трубицына, О.А. Щеглова. – М.: Изд-во «Щит-М», 2004. – 208 с.

5. Судебная фотография и видеозапись: учебник / Зотчев В.А., Булгаков В.Г., Курин А.А. – Волгоград: ВА МВД России, 2005. – 816 с.

6. Газизов В. А., Филиппов А. Г. Видеозапись и ее использование при производстве следственных действий: Учебное пособие. М., МЦ при ГУК МВД России,1997. – 80 с.

7. Приказчиков В. П., Резван А. П., Пухов Е. И. и др. Тактика аудиозаписи и видеосъёмки при производстве следственных действий: Учеб.-практ. Пособие. –Волгоград: ВЮИ МВД России, 2000. –80 с.

8. Ищенко Е. П., Ищенко П. П., Зотчев В. А. Криминалистическая фотография и видеозапись: Учеб.-практ. пособие / Под ред. проф. Е. П. Ищенко. –М.: Юристъ, 1999.- 438 с.

9. Горинов Ю. А., Рогозин Ю. С., Скоромников К. С. Судебная киносъемка и видеозапись: Учебное пособие. ВСШ МВД СССР, 1980. – 96 с.

10. Криминалистическая видеозапись: Учебное пособие / под ред. Заслуженного юриста РФ Б. Н. Морозова и П. А. Голикова. – Саратов: СЮИ МВД России, 2001. – 106 с.

11. Газизов В. А., Филиппов А. Г. Видеозапись и ее использование при раскрытии и расследовании преступлений: Учебное пособие. М.: Издательство «Щит-М», 1998. – 136 с.

12. Грабовский В. Д., Лысов Н. Н. Использование средств фотокиносъёмки и видеозаписи для фиксации следов преступления: Учебно-справочное пособие. – Горький: ГВШ МВД СССР, 1988. – 112 с.

13. Применение фотосъёмки, звуко- и видеозаписи в борьбе с организованной преступностью Учебное пособие / Дмитриев Е. Н., Кочетков А. Т., Полуэктов С. С. и др. – М.: ЭКЦ МВД РФ, 1992. – 48 с.

14. Носов А. В., Молоканов В. Н. Использование видеозаписи при расследовании преступлений: Учеб. практ. пособие. – Волгоград, Перемена, 1996. – 60 с.



2016-09-16 4552 Обсуждений (0)
Видеозапись при проведении осмотра места происшествия 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Видеозапись при проведении осмотра места происшествия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4552)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)