Методика № 11. Исключение предметов
ЗАДАНИЕ. Исключение предметов. Цель: исследование категориального мышления; выявления уровня обобщения. Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу: 1) каждый раз изменяется позиция «лишней картинки»; 2) используются «провокации»: по цвету, форме, величине, стилю изображения. Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета». Ход выполнения задания: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он показывает «лишний предмет», а затем обосновывает принцип выделения. Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в дейст венном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя «лишний» предмет способом противопоставления (например: это обувь, а это - не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам. Методика № 12. Сюжетные картинки. ЗАДАНИЕ 1. Объяснение сюжетных картин. Цель: выявление возможности осмысления ситуации, содержания картины на основе аналитико-синтетической деятельности. Материал: сюжетные картины, изображающие какое-либо событие - простые, наглядно изображающие все детали соответствующего события (с явным смыслом); усложненные, в которых общий смысл может быть понят только из сопоставления ряда деталей и с помощью ряда заключений, которые ребенок должен сделать (со скрытым смыслом); - нелепицы. Инструкция: «Расскажи, что здесь происходит. Придумай об этом рассказ». Диапазон применения: от 5-ти лет и старше по возрастающей сложности. Норма выполнения: дети с 5-ти лет составляют связные рассказы с элементами фантазирования. При анализе нелепиц у них возникают адекватные эмоциональные реакции. ЗАДАНИЕ 2. Установление последовательности событий. Цель: выявление способности понимать связь событий и строить умозаключения. Материал: серии сюжетных картин (от 3-х до 6-ти картинок в серии): - с явным смыслом сюжета; - со скрытым смыслом сюжета; - с незавершенным концом действия. Инструкция: на картинках - одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Ход выполнения задания: ребенку предлагается серия сюжетных картинок, которые он раскладывает, а затем по выстроенному сюжету составляет рассказ. Диапазон применения: предлагается детям с 5-ти лет, владеющим речью. Норма выполнения: дети 5-ти лет справляются с серией из 3-4-х картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними.
Методика № 13. Тексты. ЗАДАНИЕ. Объяснение сюжета, выраженного в словесной форме (текст). Цель: выяснение возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое). Материал: текст (рассказ, басня), содержащий ряд существенных и побочных деталей, которые нужно проанализировать для понимания основного смысла. Инструкция: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи». Ход выполнения задания: ребенку зачитывают текст и просят пересказать его. После пересказа проводится беседа, направленная на выяснение глубины понимания смысла (форма вопросно-ответная). Диапазон применения: начиная с 5-ти лет. Норма выполнения: дети пятилетнего возраста самостоятельно пересказывают текст, фиксируя внимание на существенных деталях Им доступно понимание скрытого смысла, что раскрывается в беседе.
Методика № 14. Метафоры, пословицы, фразы. ЗАДАНИЕ. Понимание скрытого смысла высказывания. Экспериментальная методика разработана Б.В.Зейгарник. Цель: выяснение возможности оперирования смыслом, понимание переносного смысла, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины. Материал: таблицы, на которых написаны тексты метафор, пословиц и фраз. Инструкция: Прочитай пословицу и подбери к ней фразу из имеющихся. Ход выполнения задания: предлагается таблица, на которой написаны тексты пословиц (или метафор), к каждой из пословиц положить фразу, по содержанию соответствующую пословице. Диапазон применения: для детей школьного возраста.
Методика № 15. Исследование экспрессивной речи ЗАДАНИЕ 1. Диалог. Цель: исследование возможности речевого общения в ситуации обследования. Материал: десять вопросов. Порядок проведения диалога: задание как бы продолжает естественную беседу с ребенком. Никаких инструкций предварительно не дается, но в ходе диалога можно стимулировать развернутые ответы («Скажи об этом подробнее»). ДИАЛОГ . Сколько тебе лет? 2. С кем ты сюда пришел? 3. Как зовут твою маму? 4. Где ты живешь? (На какой улице?) 5. На каком этаже ваша квартира? 6. Кто самый старший в вашей семье? 7. Что ты делал вчера днем (вечером)? 8. Что тебе давали на завтрак? 9. Что ты любишь делать вечером? 10.Где ты был (отдыхал) летом? (в воскресенье?)
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |