Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление существительных, прилагательных числительных, местоимений, глагольных форм, наречий, служебных частей речи



2016-09-16 549 Обсуждений (0)
Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление существительных, прилагательных числительных, местоимений, глагольных форм, наречий, служебных частей речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Прочитайте текст. Используя его информацию, запишите ответ на вопрос: Чем могут отличаться морфологические вариантные формы?

Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм или, по определению ученых, морфологических синонимичных форм . Одни из них признаются нормативными, другие – воспринимаются как ошибки. Одни характерны для научного и официально-делового стиля, другие – для разговорного или художественного. Например, в официально-деловом стиле мы пишем: лаборант Иванова, секретарь Сафонова, в разговорном - лаборантка, секретарша. Вариантные формы могут различаться семантикой (значением) слов. Так, форма корпусы имеет значение «тела, туловища людей и животных»; форма корпуса – 1) строения, здания (шестиэтажные корпуса); 2) оболочка механизма (корпуса часов); 3) крупные воинские части (танковые корпуса). Неразличение значений э того слова приводит к ошибке, свойственной просторечию. Например: При отборе кандидатов в секции штанги и борьбы следует обращать внимание на корпуса ( следует – корпусы) спортсменов. Корпусы (следует – корпуса) узлов, металлические цилиндры, кольца – огромны.

Вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Формы типа бухгалтера, шофера обладают просторечной окраской, формы торта, соуса, супа, трюма, боцмана свойственны профессиональной речи (литературные – боцманы, соусы, трюмы, торты).

Разговорную окраску имеют образования женского рода типа: бухгалтерша, секретарша, конькобежка.

Профессиональной речи принадлежат такие формы множественного числа, как дифференцирования, применения и т.п.( эти отвлеченные существительные в общелитературном употреблении форм множественного числа не образуют).

В официально-деловом стиле существительные, обозначающие должности и звания, употребляются в форме мужского рода и в том случае, когда они относятся к лицам женского рода,например: бухгалтер, секретарь, лаборант. Несклоняемые существительные, называющие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду : коммюнике, алиби, купе, регби. Исключения: кофе, сирокко – мужского рода, салями, колибри – женского.

Несклоняемые существительные, являющиеся географическими названиями, согласуются с прилагательными и глаголами по форме нарицательных существительных: многомиллионный Токио (город), большой Сочи; Конго текла величаво (река); Конго расположено в Африке (государство).

Род несклоняемых сложносокращенных слов определяется родовой принадлежностью основного слова, входящего в словосочетание: АЗС ( ж.р.), МГУ (м.р.).

Точность и правильность речи связана не только с удачным выбором слова, но и с умением выбрать нужную форму этого слова, так как многие формы слов (например, форма числа, рода, падежа имени существительного, формы времени, лица глагола и др.) характеризуются различными стилистическими свойствами, обладают богатыми стилистическими возможностями.

Как известно, некоторые имена существительные мужского рода имеют в родительном падеже единственного числа две формы: много народа – много народу; стакан чая – стакан чаю. Формына–у(-ю)имеют разговорный оттенок.

Двоякие формы встречаются и в предложном падеже единственного числа существительных: например, в отпуске – в отпуску.

Формы на –е (обычно без ударения) присущи книжной речи, на – у - разговорной. Употребляется это окончание и во фразеологизмах: быть на хорошем счету, куртка на меху.

Существительные в винительном падеже, употребляемые при глаголах совершенного вида, не выражают количественных значений, а только называют объект (купить колбасу), а в родительном падеже указывается на использование части названного продукта (купить колбасы).

Вариантные формы множественного числа существительных мужского рода с окончаниями –и/-ы, -а/-я могут быть связаны с разными значениями слов : образы – образа, пропуски пропуска, однако значительно чаще отличаются стилистической окраской.

Формы с ударным окончанием -а / -я широко распространены в быту и профессиональном просторечии, откуда они активно проникают в письменную речь. Число форм на –а/-я, узаконенных литературной нормой, непрерывно растет. Так, формы берега, голоса, закрома, края и др. вытеснили параллельные формы на –и/-ы; вошли в употребление такие слова, как директора, ордера, профессора, векселя. В некоторых случаях норма допускает варианты: инспектора – инспекторы, слесаря – слесари, фельдшера – фельдшеры и др. Следует, однако, учитывать, что официально-деловому и научному стилю формы на –и/-ы предпочтительнее.

Следует обратить внимание и на формы родительного падежа множественного числа существительных мужского рода. К усеченным формам относятся:

1) названия лиц по национальному признаку: грузин, лезгин, цыган и др., но белорусов, киргизов, монголов, якутов и др.;

2) названия лиц по военной специальности, званию и т.п.: гусар, партизан, солдат и др., но минеров, саперов, а также капитанов, майоров, штурманов и др.;

3) названия парных предметов одежды, обуви: ботинок, валенок, сапог, чулок, а также погон, но носков;

4) наименования единиц измерения: ватт, вольт, миллибар, ом и др. (письменной речи более свойственны формы гектаров, граммов, кулонов, микронов, дюймов, фунтов, футов, фунтов,, ярдов;

5) ннижно-письменным стилям свойственны полные формы названий плодов и овощей: абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, а также шампиньонов. Усеченные формы (абрикос, апельсин, помидор и др.) считаются разговорными.

Существуют варианты образования форм родительного падежа множественного числа некоторых существительных женского и среднего рода, а также слов, употребляемых только в форме множественного числа. Литературными являются формы : барж, долей, грабель, домен, свечей, сплетен, блюдец, побережий, ремесел, русел и др.

Ответьте на вопросы:

1. Какие синонимические формы рода имен существительных Вы знает? Охарактеризуйте их функционально-стилистические особенности.

2. Как определяется род несклоняемых существительных и сложносокращенных слов?

3. Какие варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода вы знаете? Отметьте их стилистические особенности.

4. Какие есть варианты окончаний винительного падежа существительных? Отметьте их стилистические особенности.

5. Каковы стилистические особенности вариантных окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода?

6. В чем заключаются стилистические особенности употребления падежных окончаний множественного числа существительных ?



2016-09-16 549 Обсуждений (0)
Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление существительных, прилагательных числительных, местоимений, глагольных форм, наречий, служебных частей речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление существительных, прилагательных числительных, местоимений, глагольных форм, наречий, служебных частей речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (549)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)