Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние системы пенсионного обеспечения



2016-09-16 761 Обсуждений (0)
Состояние системы пенсионного обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В России насчитывается около 39 млн получателей пенсий. Подавляющее большинство из них – получатели трудовой пенсии, у которых она является основным, а зачастую и единственным источником существования. Именно это обстоятельство предопределяет особую значимость системы пенсионного обеспечения.

Обновление и реформа российского пенсионного законодательства началась в конце 1990 г. с принятием Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Закон о пенсиях 1990 г.). Его основная идея состояла в том, чтобы создать в стране систему обязательного пенсионного страхования. С ее помощью предполагалось решить главную извечную проблему и задачу – повышение уровня материального обеспечения пенсионеров. Уровень пенсионного обеспечения в конечном счете определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались страховые взносы, и, во-вторых, объемом его заработка, на основе которого уплачивались в эти годы страховые взносы.

В Законе о пенсиях 1990 г. понятно и доступно была изложена формула расчета трудовой пенсии, которую можно обобщенно представить так:

♦ достижение законодательно установленного пенсионного возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин, а для назначения льготных пенсий возраст снижен на 10–15 лет);

♦ наличие трудового стажа законодательно определенной продолжительности (25 и 20 лет – соответственно для мужчин и женщин, сниженная продолжительность стажа для льготных пенсионеров);

♦ 55 % заработка – при наличии требуемого стажа плюс 1 % от заработка за каждый полный год стажа, сверх требуемого по закону, но не более 75 % заработка.

Наличие такого порядка определения суммы трудовой пенсии стимулировало занятость населения, придавая стабильность пенсионной системе в целом. При этом в нормах Закона о пенсиях 1990 г. были воплощены все основные функции социального обеспечения. Например, экономическая и производственная функции явно отражались в приведенной выше пенсионной формуле. Демографическая функция проявлялась в стаже, необходимом для назначения пенсии, например учитывался период ухода за тремя детьми в возрасте до трех лет в общей сложности не более девяти лет, и т. д.

Эти показатели определяли в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного работника и дифференциацию (различия) в размерах пенсий застрахованных лиц, членов их семей. Уровень пенсионного обеспечения считается одним из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый конкретный период времени.

В последующие десять лет в силу разных причин ни повышение, ни стабильность реального уровня пенсий не были обеспечены. Даже самый высокий размер трудовой пенсии по старости, выплачиваемой за многолетний труд, оказался ниже прожиточного минимума, установленного в стране. (По составу потребительской корзины, которая является основой для определения прожиточного минимума, его было бы правильно именовать минимумом физиологического выживания.) Уровень пенсий не смог обеспечить выживание тех лиц, кто вынужден был жить только на одну пенсию.

Принятие Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» лишь усугубило положение дел в отношении работающих пенсионеров. Для них был установлен новый механизм исчисления размеров пенсий – с 1 февраля 1998 г. введен индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП).

Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся путем умножения размера пенсии в процентах, полагающихся в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. При этом максимальный размер пенсии не ограничивался, но при определении ИКП устанавливался предел отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не свыше 1,2, а на первом этапе не свыше 0,7. Предполагалось, что подобное внедрение усилит заинтересованность граждан в приобретении страхового стажа, позволит существенно увеличить размеры пенсий, повысив тем самым гарантированность пенсионных прав граждан.

Однако срок введения ИКП (в течение которого среднемесячный заработок пенсионера должен относиться к среднемесячной заработной плате в стране как 0,7) так и не был определен ни Законом о пенсиях 1990 г., ни подзаконными актами. При помощи нового порядка исчисления можно повысить размеры пенсий, но при условии объективно установленной средней заработной платы в стране. Правительство Российской Федерации установило ее с 1 февраля 1998 г. на уровне 760 руб. Эта сумма не отражала реальной заработной платы и искусственно занижала размеры пенсий. Введение нового порядка исчисления и увеличения пенсий с применением ИКП существенно не повысило гарантированность пенсионных прав граждан.

Пенсионная система превратилась в уравнительную систему пенсий; дифференциация в зависимости от длительности трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада), первоначально заложенная в Законе о пенсиях 1990 г., была фактически ликвидирована. Пенсии для большинства ее получателей стали незначительно различаться в зависимости от того, как долго, на какой работе и с каким заработком трудился человек до выхода на пенсию.

Помимо политических и экономических причин, повлиявших на состояние пенсионного обеспечения в этот период, положение дел в этой сфере жизни общества усугубилось законодательным и подзаконным правовым регулированием отношений в сфере пенсионного страхования. Многочисленные поправки к Закону о пенсиях 1990 г. осуществлялись путем принятия законов, подзаконных актов – указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, актов отдельных министерств и ведомств. В итоге данные нормативные правовые акты изменили страховую сущность Закона о пенсиях 1990 г., привели начавшуюся пенсионную реформу к результату, противоположному ее первоначальному замыслу.

Указанные и иные причины, к которым можно отнести продолжавшееся обнищание подавляющей части пенсионеров, циклические (большие и малые) экономические кризисы в стране и за рубежом привели к необходимости выработки новых подходов к проводимой в России пенсионной реформе.

В середине 90-х гг. XX в. разрабатываются и принимаются правовые решения о проведении в стране пенсионной реформы.

Первая Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации была одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. Корректировка ее отдельных положений последовала в дальнейшем после принятия актов, например Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. (с последующими изменениями) «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. (с последующими изменениями) «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 гг.)».

В основу изменений пенсионного обеспечения с 1 января 2002 г. заложена Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2001 г.

Проведение пенсионной реформы обосновывалось необходимостью создания условий для равенства всех категорий застрахованных лиц в ходе формирования ими своих пенсионных прав независимо от рода занятий и места проживания. Поэтому в стране была внедрена сложная и многозвенная пенсионная модель – пенсионная система, сочетающая разные подходы при ее построении.

Структурно общая пенсионная система в современной России состоит из нескольких подсистем (относительно самостоятельных пенсионных систем), а именно:

♦ обязательного пенсионного страхования;

♦ государственного пенсионного обеспечения;

♦ профессионального пенсионного обеспечения;

♦ добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения в негосударственных пенсионных фондах.

Первые две системы названы неудачно, так как в любом случае они являются государственными пенсионными системами. Их установление и правовое регулирование пенсионных отношений осуществляется государством. Вероятно, законодатель хотел в таком наименовании показать разные источники их финансирования. Рассмотрим каждую из вышеприведенных пенсионных систем.

Обязательное пенсионное страхование сочетает в себе разные методы (подходы) формирования трудовой пенсии – солидарный, распределительный и накопительный.

Трудовая пенсия изначально состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Сама структура трудовой пенсии зависит от общих условий, установленных законодательством, и возраста застрахованных лиц, которым она назначается:

♦ для лиц 1967 г. рождения и моложе пенсия состоит из базовой, страховой и накопительной частей;

♦ для мужчин 1953–1966 гг. рождения и женщин 1957–1966 гг. рождения – базовой, страховой частей и накопительной части, но только за 2002–2004 гг. (с 1 января 2005 г. они были исключены из накопительного пенсионного обеспечения);

♦ для мужчин 1953 г. рождения и старше, женщин 1957 г. рождения и старше – базовой и страховой частей.

Их выплата осуществлялась за счет разных финансовых источников:

♦ базовая часть трудовой пенсии финансировалась из федерального бюджета. До 1 января 2005 г. она производилась за счет части ЕСН по ставке 14 %. С 1 января 2005 г. 6% от ЕСН направляется в федеральный бюджет. В то же время требование об использовании ее на финансирование базовой части трудовой пенсии из НК РФ исключено;

♦ страховая часть трудовой пенсии обеспечивается из текущих поступлений страховых взносов за наемных работников по тарифу 14 % (для лиц 1966 г. рождения и старше) и 10 % (для лиц 1967 г. рождения и моложе). Работодатели-организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, уплачивают за своих работников взносы на страховую часть трудовой пенсии по тарифу 10,3 или 6,3 % соответственно в зависимости от возраста. Индивидуальные предприниматели (и иные приравненные к ним по условиям уплаты взносов категории застрахованных лиц) уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, часть которого направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии;

♦ накопительная часть трудовой пенсии формируется за счет страховых взносов за наемных работников по тарифу 4 % для лиц 1967 г. рождения и моложе, который увеличился с 1 января 2008 г. до 6 %, а также части фиксированного платежа и доходов от инвестирования пенсионных накоплений.

Государственное пенсионное обеспечение предоставляется федеральным государственным служащим (гражданской, военной, правоохранительной службы); нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовые и иные виды пенсий; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; лицам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных аварий и катастроф. Такие пенсионные выплаты финансируются из федерального бюджета за счет общих налоговых поступлений.

Профессиональное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсионные системы) предполагалось ввести для лиц, работающих в особых условиях труда. Их труд связан с опасностью, вредностью, тяжестью, напряженностью и интенсивностью. То есть риск утраты трудоспособности работниками обусловлен условиями труда (специальным трудовым стажем), поэтому для них предусмотрен выход на пенсию ранее общеустановленного возраста (досрочно). Финансироваться они должны были за счет отдельных страховых платежей, предназначенных на эти цели. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает сохранение права отдельных категорий граждан на досрочное установление трудовых пенсий. Статья 27 данного закона устанавливает категории работников, имеющих такое право. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости из ПФР было сохранено только за теми, кто на 1 января 2003 г. отработал не менее половины требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали менее этого срока, пенсии должны устанавливаться по правилам профессиональной пенсионной системы, образованной согласно нормам отдельного федерального закона (его принятие предусмотрено программой пенсионной реформы). Однако до настоящего времени закон о профессиональных пенсиях не принят.

Добровольное (дополнительное) пенсионное обеспечение и негосударственные пенсионные фонды появились до начала проведения пенсионной реформы[136]. Однако до настоящего времени такое пенсионное обеспечение не получило широкого развития. Причин этому несколько, главные из них: а) низкая заработная плата подавляющего большинства работающих лиц, что не позволяет им делать отчисления на формирование негосударственных пенсий[137]; б) устойчиво сложившееся недоверие населения к таким фондам; в) незначительная доходность инвестирования пенсионных накоплений, находящихся в ведении управляющих компаний.

Итак, трудовая пенсия могла состоять из базовой, страховой и накопительной частей, которые выполняют принципиально различные функции. Каждая из частей трудовой пенсии формировалась, исчислялась и индексировалась по отдельным правилам, с привлечением норм других актов – Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», НК РФ и пр.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливалась в твердой сумме для всех пенсионеров, получивших право на трудовую пенсию, независимо от продолжительности стажа и размера заработка. В некоторых случаях (например, наличие иждивенцев, достижение 80 лет, I группа инвалидности) базовая часть устанавливалась в повышенном размере. По сути своей она представляла собой государственное социальное пособие. Иными словами, базовую часть пенсии следует рассматривать в качестве государственного пенсионного пособия – как государственную гарантию минимального пенсионного обеспечения, не имеющую ничего общего с обязательным пенсионным страхованием.

По своему экономическому содержанию базовая часть трудовой пенсии находится вне рамок обязательного пенсионного страхования (страховой пенсионной системы) и должна быть отнесена к государственному пенсионному обеспечению.

Страховая часть трудовой пенсии носит учетный характер. Это связано с тем, что суммы страховых взносов, уплачиваемые за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение страхового стажа, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в виде расчетного пенсионного капитала (РПК). Страховая часть трудовой пенсии отражается в формуле соответственно:

для трудовой пенсии по старости – СЧ = РПК / Т,

для трудовой пенсии по инвалидности – СЧ = РПК / (Т × К),

для трудовой пенсии по случаю потери кормильца —

 

СЧ = РПК / (Т × К) / КН,

 

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии;

РПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (в 2002 г. – 144 месяца), который затем постепенно увеличивается;

К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида к 180 месяцам;

КН – количество нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

 

По достижении застрахованным лицом пенсионного возраста или при выходе на пенсию по другим основаниям (кроме старости) суммы взносов, поступивших в течение трудовой деятельности застрахованного лица на страховую часть его пенсии с учетом проведенных за этот период индексаций, делятся на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, а также на отношение нормативной продолжительности страхового стажа к 180 месяцам (для пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) и дополнительно на число иждивенцев (для пенсий по случаю потери кормильца).

Индексация пенсий, а также граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

В ходе реформы предполагается предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию дополнительного пенсионного страхования (обеспечения) путем стимулирования образования пенсионных накоплений и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных, а также по созданию условий для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, формирующихся за счет дополнительных добровольных отчислений работодателей в соответствующие негосударственные пенсионные фонды.

Таким образом, пенсионной реформой декларировалось решение следующих задач. Во-первых, гарантировать определенный уровень пенсии независимо от стажа и заработка. Во-вторых, избежать уравниловки, но при этом обеспечить разумный разрыв между максимальным и минимальным размерами трудовой пенсии. В-третьих, через налоговую систему найти стимул для постепенного выхода заработков из тени. В-четвертых, распределить финансовые риски во времени, а ответственность – между федеральным бюджетом и ПФР.

Итак, современная пенсионная система состоит из двух подсистем (относительно самостоятельных пенсионных систем):

♦ обязательного пенсионного страхования (условно назовем ее страховой пенсионной системой);

♦ государственного пенсионного обеспечения (условно – бюджетная пенсионная система).

Указанные системы подразделяются в зависимости от источников, за счет которых выплачиваются пенсии; круга лиц, которым предоставляются пенсии; юридических фактов – социальных рисков (страхового и нестрахового характера); условий установления пенсий; правового регулирования и пр.

Страховая пенсионная система охватывает работников, иные категории занятых лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и членов их семей, а также граждан, добровольно вступивших в страховые отношения.

Вторая пенсионная система финансируется за счет ассигнований из государственного бюджета. Под ее воздействие подпадают государственные служащие; военнослужащие и приравненные к ним лица; их семьи; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных аварий и катастроф; нетрудоспособные граждане-инвалиды, в том числе инвалиды детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей; граждане – представители малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию по страховой системе.

Названные пенсионные системы не существуют отдельно друг от друга. Пенсионные выплаты одной системы могут дополняться выплатами пенсий из другой.

 

Понятие и виды пенсий

 

Современное пенсионное обеспечение в России, будучи совокупностью различных общественных отношений, представляет собой также комплексное правовое образование. Правовые нормы, составляющие такой комплекс, регулируют три различные по характеру группы общественных отношений. В первую входят отношения по формированию соответствующих денежных средств, за счет которых выплачиваются пенсии и иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторую группу составляют отношения по материальному обеспечению граждан пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, и есть пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения – процедурные и процессуальные отношения. Третья группа – это отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения, регулируемые административным правом.

Пенсионное право может рассматриваться как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный предмет правового регулирования – пенсионные отношения и обширный массив нормативных правовых предписаний. В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения – пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Иными словами, в данном случае речь идет об отраслевых правовых нормах в зависимости от вида пенсий.

В пенсионном законодательстве нет общего понятия пенсии, так как отсутствует кодифицированный акт, который регулировал бы все пенсионные отношения. Признаки пенсии выводятся из ее определений, которые содержатся в разных пенсионных актах. На основе анализа их норм можно выявить главные признаки. К ним относятся: наступление определенных жизненных обстоятельств – достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца, длительная профессиональная деятельность. Эти обстоятельства выступают в качестве юридического факта (в сложном составе – с другими фактами), с которым возникает (или может возникнуть) право на пенсию. Размер пенсии определяется, как правило, на основе заработка (трудового дохода) и рассчитывается на месяц. Исходя из названных признаков можно дать следующее общее определение пенсии.

Государственная пенсия – это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, а также иных категорий лиц в случаях, установленных законодательством за счет специально предназначенных для этого средств финансовых источников.

Критерии выделения пенсий существуют разные. К таковым можно отнести: социальные риски, с которыми связывается право на пенсию; финансовые ресурсы, за счет которых производятся выплаты пенсий; наличие связи с трудом или ее отсутствие; категории лиц, которым назначаются пенсии; нормативные акты, на основании которых устанавливаются пенсии, и др.

В зависимости от жизненных обстоятельств выделяются трудовые пенсии, входящие в систему пенсионного страхования, и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Все эти пенсии являются государственными, так как устанавливаются государством в законодательном порядке.

В Федеральных законах от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» даны понятия вышеназванных видов пенсий.

С позиции требований юридической техники и логической структуры акта данная формулировка трудовой пенсии вызывает ряд вопросов принципиального характера. Во-первых, целевое предназначение трудовой пенсии заключается в материальном обеспечении работающих и иных категорий лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Это обеспечение им предоставляется с момента наступления жизненных обстоятельств; таковыми признаются старость, инвалидность, потеря кормильца, т. е. социальные страховые случаи (о них шла речь в главе I Общей части настоящего учебника). В данном случае речь идет о трудовой, т. е. страховой пенсии. Это означает, что все положения Закона об обязательном социальном страховании должны распространяться в полном объеме и на обеспечение трудовыми пенсиями застрахованных лиц и членов их семей (в случае смерти) по страховой пенсионной системе.

Во-вторых, использование термина «компенсация» в данном контексте вызывает возражения. Компенсация утраченного заработка – это всего лишь способ определения размера пенсии. Кроме этого, компенсация пенсии как один из способов повышения ее размера должна применяться в связи с увеличением стоимости жизни. Отсюда начисление компенсации должно осуществляться после того, как размер пенсии будет признан обеспечивающим удовлетворительное существование пенсионера.

В-третьих, связь данной пенсии с трудом очевидна. Следовательно, трудовая пенсия заработана трудом. Значит, речь должна идти о возмещении утраченного заработка застрахованным гражданам при наступлении перечисленных выше социальных страховых случаев.

В-четвертых, нет упоминания о лицах, которые добровольно вступили в отношения по обязательному пенсионному страхованию с целью получения в будущем соответствующей пенсии. Естественно, возникает вопрос: они обеспечиваются трудовыми пенсиями по Закону 2001 г. о трудовых пенсиях? Если следовать буквальному толкованию содержания в вышеупомянутом определении трудовой пенсии, то получаем ответ: нет. Но это не совсем так. Нормы Закона 2001 г. о пенсионном страховании дают положительный ответ на этот вопрос.

В-пятых, в анализируемом понятии трудовой пенсии нет упоминания о финансовом источнике, за счет которого производятся эти пенсионные выплаты. Очевидно, что речь идет о средствах ПФР. Государство должно выступать полным гарантом сохранности и приумножения этих средств. Возникает закономерный вопрос: государство выступает таким гарантом или же несет неопределенную субсидиарную ответственность вместе со страховщиком, каковым является ПФР? Таким образом, законодательное определение трудовой пенсии не может признаваться корректным в правовом аспекте.

Исходя из этого трудовая пенсия может быть определена так: это ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая за счет средств обязательного пенсионного страхования застрахованным гражданам, на которых такое страхование распространяется, при наступлении страховых пенсионных случаев (соответствующего пенсионного возраста, инвалидности, смерти кормильца).

Пенсии бюджетной пенсионной системы также делятся на виды: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии[138].

Существует классификация пенсий по контингенту их получателей, например пенсии для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии федеральным государственным служащим, военнослужащим и пр.

Пенсии классифицируются по нормативным актам, на основании которых они назначены. Например, есть пенсии по Закону 2001 г. о трудовых пенсиях, по Закону 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении и по Закону о пенсиях военнослужащих 1993 г. и т. д.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Право на получение двух пенсий специально оговорено в законодательстве. К этому кругу лиц относят, например, граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы; участников Великой Отечественной войны; родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), и др.

Таким образом, в настоящее время структура новой пенсионной системы состоит из двух подсистем. Первая из них – это обязательное пенсионное страхование. Отношения по обеспечению трудовыми пенсиями, условия и нормы их предоставления регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Одновременно с этим актом необходимо применять нормы Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В нем определены права и обязанности страхователей, застрахованных лиц и страховщиков, порядок уплаты взносов и их ставки в зависимости от возраста застрахованного лица и вида деятельности.

Вторая система – это пенсии, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этот закон регулирует условия и нормы предоставления за счет средств федерального бюджета социальных пенсий, пенсий чернобыльцам, государственным служащим, военнослужащим и приравненным к ним гражданам.

Негосударственное и дополнительное пенсионное страхование и обеспечение и отношения, связанные с ними, как отмечалось выше, регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативными правовыми актами.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций. Такая возможность установления региональных пенсионных выплат предусмотрена Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На практике собственники средств (организации или органы власти), как правило, принимают решения (на определенный срок, например на год) об установлении доплат к пенсии ветеранам производства, всем жителям территории или их отдельным категориям. Эти доплаты к пенсии устанавливаются в размере, определяемом собственником этих средств (в фиксированном размере, в размере доплаты до уровня прожиточного минимума субъекта Российской Федерации и т. п.).

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Каковы основные положения пенсионной реформы в России?

2. Назовите две пенсионные системы, которые имеются в стране, и укажите критерии, с помощью которых можно определить виды пенсий.

3. По каким признакам разграничивают государственные и негосударственные пенсии?

 

 



2016-09-16 761 Обсуждений (0)
Состояние системы пенсионного обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние системы пенсионного обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (761)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.054 сек.)