Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы государственного устройства. Подформой государственного устройства понимается совокупность способов устройства



2016-09-16 465 Обсуждений (0)
Формы государственного устройства. Подформой государственного устройства понимается совокупность способов устройства 0.00 из 5.00 0 оценок




Подформой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к террито­рии, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями.

Унитарное государство представляет собой простое, цельное го­сударство, отдельные части которого иногда могут обладать автоно­мией. Большинство уни­тарных государств имеют определенное административно-террито­риальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укла­дывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком го­сударстве существует единая система высших органов и единое зако­нодательство. В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судеб­ной), решения которой являются обязательными для субъектов феде­рации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие ор­ганы государственной власти членов, частей, субъектов федерации. Территория союзной федерации состоит из совокупности территории ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы. В настоящее время Россия, США. Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще все­го специальным нормативным актом или конституцией союзного госу­дарства.

Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, ноет временный характер В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).

Конфедеративное объединение предполагает создание высших ор­ганов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает.

 

Политический режим

Политический режим — это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в данном государстве. Политические (государственные) режимы могут быть де­мократическими и антидемократическими.

Начнем с антидемократических режимов как исторически более древних. Здесь:

— государство препятствует свободному развитию лично­сти,

— существует тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества,

— происходит огосударствление всех общественных орга­низаций,

— милитаризуется общественная жизнь,

— существует неравенство наций,

— нет религиозной свободы и т.п. Разновидностями антидемократических режимов являют­ся:

1. Деспотический режим (от греч. despoteia — неограни­ченная власть).

2. Тиранический режим основан на единоличном правле­нии. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государствен­ного переворота.

3. Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, цельный). Тотальное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

4. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма.

5. Авторитарный режим, при котором государственная власть не формируется и не контролируется народом.

Демократические режимы выступают в виде буржуазно-демократической парламентской системы или в виде прези­дентского правления. Либерально-демократические и демок­ратические режимы характеризуются следующими призна­ками:

1. Признание народа в качестве источника власти.

2. Выборность основных органов государства и должно­стных лиц, их подотчетность избирателям.

3. Провозглашение и осуществление основных демокра­тических прав и свобод.

4. Равенство всех граждан перед законом.

5. Легальное выражение плюрализма интересов в обще­стве.

 

Право.

ПРАВО - это система общеобязательных норм, выражающих государственную волю и являющихся государственным регулятором общественных отношений.

СУЩНОСТЬ права состоит в "государственной воле", которая находит отражение в нормах права. Сущность права – это общая воля, как результата согласования интересов, выраженная в законе или иным способом признаваемая государством.

НОРМА - это общеобязательное правило поведения, охраняемое государством. По большей части это - правило поведения, которое:

а) либо ЗАПРЕЩАЕТ какие-то действия- запрещающие нормы;

б) либо ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПРАВА, РАЗРЕШАЕТ определенные действия - дозволяющие нормы;

в) либо ОБЯЗЫВАЕТ произвести какие-то действия -обязывающие нормы.

В формально-юридическом смысле ИСТОЧНИК ПРАВА - это форма выражения государственной воли. Различают такие, в частности, виды источников права:

1) правовой ОБЫЧАЙ;

2) нормативный акт;

3) судебный прецедент, судебное решение.

Структурными элементами системы права являются:

• НОРМА;

• ИНСТИТУТ;

• ОТРАСЛЬ

Публичное право - область государственных дел, область власти и подчинения; оно связано с публичной властью, носителем которой является государство; другими словами, обеспечивает публичные интересы государства.

К частному праву относятся: гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, международное частное право и др. Отнесение отраслей к частному или публичному праву имеет до некоторый степени условный характер.

 

 

10. Нормы права.НОРМА - это общеобязательное правило поведения, охраняемое государством. По большей части это - правило поведения, которое:

а) либо ЗАПРЕЩАЕТ какие-то действия- запрещающие нормы;

б) либо ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПРАВА, РАЗРЕШАЕТ определенные действия - дозволяющие нормы;

в) либо ОБЯЗЫВАЕТ произвести какие-то действия -обязывающие нормы.

 

ГИПОТЕЗА - это указание на субъектов и на условия, при которых реализуется, действует норма. ДИСПОЗИЦИЯ - это само правило поведения, из которого проистекают права и/или обязанности субъектов права. САНКЦИЯ - это указание на ответственность в случае нарушения нормы. Санкции подразделяются на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, гражданско-правовые.

В зависимости от СУБЪЕКТОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА различаются: законодательные нормы; подзаконные нормы; нормы судебного прецедента.

В зависимости от ПРЕДМЕТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ нормы подразделяются, в частности, на:

• нормы конституционного права;

• нормы гражданского права;

• нормы уголовного права;

• нормы административного права; и тд.

Отраслевые нормы делятся на МАТЕРИАЛЬНЫЕ и ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ. Материальные нормы - это правили поведения субъектов права, которые регулируют общественные отношения. Процессуальные нормы - это правила разрешения споров между субъектами права, правила, регулирующие отношения с участием суда.

На основании такого критерия, как МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (другими словами, каким образом осуществляется регулирование), нормы подразделяются на :

императивные нормы; они не позволяют находящимся в правоотношении субъектам права отступать от установленных предписаний - изменять права, обязанности, запреты.

· диспозитивные нормы; они предоставляют возможность участникам правоотношения мисамим договориться о своих взаимных правах и обязанностях; если же стороны не сделают это, то вступает в действие установленный обязательный резервный вариант поведения.

рекомендательные нормы; они устанавливают желательные для государства варианты поведения.

 

Система права.

Структурными элементами системы права являются:

• НОРМА;

• ИНСТИТУТ;

• ОТРАСЛЬ

В каждой отрасли выделяются общая и особенная части. В общую часть отрасли входят нормы, обслуживающие особенную часть отрасли. Особенная часть конкретизирует общую часть отрасли.

Различают отрасли материальные и процессуальные. К материальным относятся названные выше отрасли, к процессуальным - гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и конституционно-процессуальное право.

Право подразделяется также на ЧАСТНОЕ и ПУБЛИЧНОЕ право. Публичное право - область государственных дел, область власти и подчинения; оно связано с публичной властью, носителем которой является государство; другими словами, обеспечивает публичные интересы государства.

К публичному праву относятся: конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное, международное право, международное экономическое право и др.

Частное право - область частных дел; оно обслуживает интересы лиц, не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве равноправных субъектов,

К частному праву относятся: гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, международное частное право и др. Отнесение отраслей к частному или публичному праву имеет до некоторый степени условный характер.

 

Правовые семьи.

Современная наука в обобщенном виде называет следу­ющие правовые семьи: германо-романская семья, англо­саксонская семья, религиозная. Существует научное направление, изучающее эти семьи, выясняющие, что в них общего, в чем их различие. Это так называемое сравнительное правоведение или компаративизм.

Правовая система – совокупность внутренне согласованных взаимосвязей юридических средств, с помощью которых гос-во регулирует отношения в обществе.

Континентальная правовая семья.

Это система европейского континентального права (Гер­мания, Франция, Италия, Испания, Швеция). Сюда же относятся страны Латинской Америки и ряд стран Африки. Научные школы – глоссаторы и постглоссаторы.

Основным признаком этой системы является то, что она сформировалась на основе римского права. Здесь есть хо­рошо разработанное законодательство, писаные Конститу­ции, кодексы, многочисленные подзаконные акты, различ­ные отрасли права. Особенно хорошо разработано граждан­ское право. Существует развитая судебная система, призна­ется верховенство закона. Акты судебной практики имеют характер вспомогательных источников права. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией.



2016-09-16 465 Обсуждений (0)
Формы государственного устройства. Подформой государственного устройства понимается совокупность способов устройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы государственного устройства. Подформой государственного устройства понимается совокупность способов устройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)