Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тюркский каганат (552-603гг.)



2016-09-16 514 Обсуждений (0)
Тюркский каганат (552-603гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 4

Лекция 1 Введение в историю Казахстана ……………………………..

Лекция 2 Казахстан в эпоху тюрков (VI-XII века) ……………………. 12

Лекция 3 Казахстан в эпоху монгольских завоеваний и монгольского господства …………………………………………………………………. 23

Лекция 4 Образование казахской народности и Казахского ханства ….. 29

Лекция 5 Казахстан в первой четверти XVIII вв. Казахско-джунгарские войны ………………………………………………………………………. 35

Лекция 6 Казахстан и Россия в условиях нового времени. Начало присоединения Казахстана к России …………………………………….. 40 Лекция 7 Национально-освободительное движение казахского народа под руководством К. Касымова (1837-1847годы) …………………………… 44

Лекция 8 Коллективизация сельского хозяйства - трагедия народа

Казахстана ………………………………………………………………… .. 49

Лекция 9 Индустриализация в Казахстане: цели, особенности, темпы и

результаты ………………………………………………………………. …. 54

Лекция 10 Казахстан в годы политических репрессий ( 30-е годы XXв).. 60 Лекция 11 Казахстан в годы Великой Отечественной войны

(1941 – 1945гг) ……………………………………………………………… 67

Лекция 12 Казахстан в эпоху реформ Н.С.Хрущева (1953-1964 годы) … 86

Лекция 13 Политика «перестройки» в СССР (1985 – 1991гг). Казахстаннапути к независимости…………………………………………………… 93

Заключение………………………………………………………………… 103

Тестовые задания………………………………………………………….. 104

Список использованной литературы…………………………………….. 114

Терминологический словарь……………………………………………... 117

Приложение. Фотографии памятников истории……………………….. 121

 

 

Введение

 

После обретения независимости Республики Казахстан, в 1991 году, ученые смогли начать глубокое и всестороннее изучение истории Казахстана, казахского народа, как одного из древних тюркских народов. В 1992 г. дисциплина «История Казахстана» была введена как обязательная во всех учебных заведениях нашего государства. Цель данного учебного пособия помочь студентам КГМУ разобраться в наиболее сложных темах отечественной истории, которые сформулированы автором в соответствии с основными разделами и ключевыми темами типовой и рабочей программ по данной дисциплине. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев не раз говорил о необходимости формирования на основе истории мировоззрения и национальной идентичности. В данном учебном пособии мы попытались затронуть вопросы как древней, средневековой, так и новой и новейшей истории Казахстана, уделив особенное внимание сложным, трагическим и героическим событиям – XX века-коллективизации, индустриализации, политическим репрессиям 30-х годов, Великой Отечественной войне, «оттепели»-50-ых годов и Целине, а также периоду перестройки и распаду СССР. В конце пособия помещен словарь наиболее часто встречающихся исторических терминов, а также приложение с фотографиями предметов материальной культуры древности, средневековья, некоторыми архитектурными памятниками, как прошедших эпох, так и современности, что позволяет, на наш взгляд, лучше представить, по каким источникам ученые изучают историю своего народа и государства. В тестовых заданиях представлены 40 тестов по всем темам, рассмотренным в данном пособии. Это должно способствовать, на наш взгляд самостоятельной работе студентов, т.к. после ознакомления с материалом лекции, студент может выбрать для решения соответствующие данной теме тесты и проверить, насколько хорошо он усвоил материал каждой лекции. Данное учебное пособие может использоваться для подготовки к сдаче Государственного экзамена по истории Казахстана.

 

Лекция №1. Введение в историю Казахстана

План

1. Цели и задачи курса Истории Казахстана.

2. Периодизация истории Казахстана.

3. Источники и их виды. Историография.

4. Актуальные проблемы отечественной истории.

 

Любое современное государство стремится познать своё прошлое, гордится своей историей, желает показать свой вклад в мировую цивилизацию. Современная историческая наука исходит из того, что каждый народ или, по - другому, - этнос, большой или малый, каждое государство независимо от своего размера представляет из себя часть истории мирового цивилизационного процесса, в особенности, его культуры. Как отметил в одной из своих статей выдающийся казахский учёный – филолог, поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов «…есть малые и большие народы, но нет невеликих в мире равных… » Это значит, что «…все народы – участники и акционеры любой цивилизации, и каждый из нас сегодня наследник всей истории человечества». Республика Казахстан молодое государство, оно появилось на политической карте мира менее двух десятков лет назад. В то же время, на Евразийском континенте есть немало государств, чья история насчитывает тысячу и более лет. Это Франция, Англия. Это Россия- наш главный стратегический партнер. Это Иран, на земле которого существовала и процветала Персия – рабовладельческая империя древности 2,5 тысячи лет назад, это, наконец, государства Индии и Китая, история которых насчитывает несколько тысяч лет. Можем ли мы гордиться своей историей, внес ли Казахстан существенный вклад в мировую цивилизацию по сравнению с этими государствами и их народами? Есть ли позади нас, в прошлом, такие великие деятели и такие события, чем мы, потомки могли бы гордиться?

В советский период, истории народов, проживающих в огромной стране - СССР, созданной в границах бывшей Российской империи, уделялось очень мало внимания, особенно кочевым в прошлом, народам Средней Азии. С обретением Казахстаном независимости, в 1991 году, когда ушел в прошлое идеологический диктат одной правящей партии над учеными и открылись для свободного доступа архивы, появилась возможность глубоко и непредвзято изучать историю тюркских народов Евразии и особенно, казахского этноса, как одного из самых крупных в семье тюркских народов. Отсюда можно вывести главную цель курса – истории Казахстана – проследить происхождение и становление казахского народа, государственности на древней земле Казахстана, а так же определить место и роль Казахстана и этносов населявших его в мировой истории и культуре, в особенности, в исторических судьбах народов Евразии.

Работы Казахстанских учёных в последние десятилетия убедительно доказали что история Казахстана, казахского этноса уходит в глубь веков и насчитывает как минимум 3 тысячелетия. Так, уже в середине 1-го тысячелетия до н.э., т.е. примерно 2,5 тысячи лет назад, на земле Казахстана и Средней Азии процветала цивилизация кочевников, саков, чьи мастера создали неповторимый «скифский звериный стиль» в древнем искусстве. На рубеже нашей эры воинственные кочевники гунны положили начало, великому переселению народов, пройдя степи и полупустыни Центральной Азии и принеся племенам и народам, жившим на территории Казахстана свой антропологический тип и черты своего кочевого хозяйства и культуры. Позже, в V в. н.э. во главе со своим вождем – Атиллой, вместе со многими другими племенами Евразии, среди которых были и предки славян, гунны обрушились на Европу, разгромив одряхлевшую от рабства Римскую империю, а позднее, поселившись на европейской земле, были ассимилированы европейцами. В середине I тысячелетия н.э. когда в Западной Европе только зарождаются первые королевства, на территории Казахстана и Средней Азии появляются первые степные империи - государства, созданные древними тюрками – Тюркский, Западнотюркский каганаты, государства тюргешей, карлуков. В этих раннефеодальных государствах был правитель, классовое неравенство, имелась письменность, была столица и многие другие атрибуты государства. Позже тюркские народы, продвигаясь на запад, вступали в тесные контакты со славянами и другими народами и государствами Европы. Эти факты лишний раз доказывают, насколько тесно между собой были связаны исторические судьбы народов Евразии и убедительно отвергают точку зрения, которая господствовала в европейской науке на протяжении веков, согласно которой кочевые народы не могли иметь «богатого» прошлого, своей истории, т.е. были более отсталыми по сравнению с цивилизованной, оседло-земледельческой Европой.

Среди задач, которые решает История можно выделить следующие:

1. Гносеологическая, которая формирует знания о прошлом своего народа, своего государства.

2. Аксеологическая, которая формирует у людей чувство сопричастности к истории своего Отечества, вырабатывает гражданственность у поколения.

3. Праксеологическая, вырабатывающая навыки самостоятельного анализа и оценки сложных исторических явлений, которые влияют на основы поведения и деятельности людей.

4. Прогностическая, открывающая перед человечеством новые горизонты познания, являющаяся точкой опоры для будущего.

5. Консолидирующая, которая сплачивает людей в единое целое, в общность, в народ, делая его, субъектом, частью мировой истории, всего человечества.

 

 

Что бы легче изучать историю любого народа и государства, его прошлого, удобно разделить её на периоды, соответствующие тому или иному этапу в развитии данного государства и народов населявших его в разные исторические эпохи. Казахстанские историки в своих работах дают нам, в основном, похожие между собой, во многом, совпадающие, в хронологическом плане схемы периодизации, из которых мы выберем общую, наиболее простую и понятную на наш взгляд. Эта периодизация указана в 5-ти томнике по «Истории Казахстана с древнейших времен», изданном в 2000 году в Алма-ате.

Периодизация истории Казахстана выглядит следующим образом:

 

1-ый период - древнейший (2,5 млн. лет назад - начало 1 тысячелетия до н.э.), от начала каменного века до конца бронзового.

2-ой период – древний (начало 1 тысячелетия до н.э. – середина 1тысячелетия н.э.), существование сакских племен, сарматов, усуней, кангюев, гуннов.

3-ий период - средневековый (с середины 6 века до 18 века)

а) раннее средневековье (середина 6 века – 10- ый век.) – время существования Тюркского, Западнотюркского, Тюргешского каганатов, государств Карлуков, Кимаков, Огузов.

б) развитое средневековье (10-ый – 15-ый века) – до монгольского нашествия: (государство Караханидов, Кыпчакское ханство); после монгольского нашествия (Золотая Орда, Ак-Орда, Могулистан, Ногайская Орда, ханство Абулхаира).

в) позднее средневековье (15-ый век – 18-ый век) – образование Казахского ханства, и до начала присоединения Казахстана к России.

 

4-ый период – новое время (18-ый век- начало 20 – го века) – Казахстан в составе Российской империи.

5-ый период – новейшее время (с 1917года до наших дней).

а) Казахстан в советскую эпоху (с 1917 до 1991года).

б) Казахстан в эпоху независимости (с 1991 до наших дней).

 

 

Теперь обратимся к источникам. Источники, дающие учёным знания о прошлом отечества, бывают вещественными и письменными.

К вещественным источникам относятся вещи, т.е. предметы, которые можно осязать, дотронуться до них. Это орудия туда, стоянки наших далёких предков, останки древних городов, наскальные рисунки, захоронения (смотри фото 1,2,3,12 из приложения). Письменные источники появляются гораздо позже вещественных, в эпоху древности. Это исторические хроники правителей, записки путешественников, древние летописи, отчеты дипломатов всех времен и народов, письма, переписка, работы учёных - историков.

Следующий вид источников – устные, т.е. те, которые передавались из уст в уста на протяжении веков. Это устное народное творчество – эпические сказания, былины, песни на исторические темы, сказки, героический эпос, наконец, сохранившаяся у многих тюркских народов родословная – шежире.

Ученые выделяют такой вид источников как этнографические, т.е. предметы утвари, посуду, национальную одежду, другие предметы быта, представляющие культуру данного этноса в прошлые века.

Историография это своего рода история самой исторической науки, которая показывает, как развивались исторические знания на протяжении веков, какие письменные источники были созданы за весь предшествующий период по данной проблематике. Самым ранним письменным источником является «библия» зороастризма - «Авеста», которая относится к началу I тысячелетия до н.э. Бехистунская надпись Дария I (середина 1 тыс. до н.э.) рассказывает о событиях начала правления Дария I (V в. до н.э.). Находится этот памятник на территории современного Ирана близ г. Керманшах, на высоте 105 м. над дорогой, которая в древности являлась торговым путём, соединяющим страны древнего Востока между собой. В этом письменном памятнике сообщается о древних насельниках территории Казахстана. Геродот, античный автор, которого называют «отцом истории», в своем труде - «История» (V в до н.э.) сообщает о племенах массагетов, их обычаях, хозяйстве. Другой античный автор - Плиний старший в I в. н.э. сообщает о племенах, живущих за Сырдарьей, отождествляя скифов с саками. Со II века до н.э. появляются китайские письменные источники, в которых имеются сведения о племенах усуней и кангюев. Это, в частности, « Исторические записки » Сыма Цяня – «отца» китайской истории.

Первые древнетюркские письменные источники – это надписи на каменных стеллах в честь первых тюркских каганов – Бильге-кагана и Кюль – Тегина.. Датируются эти письмена VIII в. н.э. С X в. появляются сочинения арабских географов и историков, в которых сообщается о тюркских племенах, их хозяйстве, культуре, городах на Шелковом пути. Это такие авторы как Ибн Аль Факих (нач X в ), Гардизи (X в), Макдиси (X в). Древнерусские летописи «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», повествуют о племенах половцев, пришедших из Дешт-и-кыпчака, об их взаимоотношениях со славянами и другими народами. Арабский путешественник Ибн-Батут, посетивший Дешт-и-кыпчак в XIV оставил подробные описания хозяйства, образа жизни, культуры кыпчаков. Важнейшие сведения о возникновении казахского ханства, первых казахских ханах и их взаимоотношениях с соседними народами сообщает нам автор Мухаммед Хайдар Дулати. (первая половина XVI) в работе «Тарих-и-Рашиди». Немало сведений о казахах, их происхождении так же содержится в работе «Записки бухарского гостя» Ибн Рузбихана (XVI в ), в «Сборнике летописей» Кудыргали Жалаири (начало XVII века.). В 70-х годах XVIII века в казахских степях побывала экспедиция Российской академии наук во главе с П.Палласом. Участники экспедиции И. Фальк и И. Геоги в своих записках описали быт, хозяйство казахов, указали на природные богатства казахских степей. И. Бичурин, ученый китаист свои научные труды (XIX век) посвятил истории и этнографии тюркоязычных народов, основываясь на древних китайских письменных источниках.

А. Левшин, русский ученый написал труд под названием «Описание киргиз-кайсацких орд и степей». (1832 год). Его, Чокан Валиханов называл «Геродотом казахской истории». Ч. Валиханов (1835-1865) в своих трудах изучал вопросы истории, этнографии казахов, пытался решить вопрос о происхождении казахского этноса и трёх жузов. Академик В. Бартольд посвятил Казахстану и его истории ряд своих работ (конец XIX нач XX). Одной из проблем, волновавших ученого была проблема возникновения жузов. Представители казахской интеллигенции (начало XX). - А Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие в своих статьях поднимали вопросы борьбы народа за социальное и национальное освобождение. Так, работа М. Тынышпаева «Материалы к истории киргиз- казахского народа» посвящена происхождению казахского этноса, генеалогии казахских родов и племен. В 1911 году выходит работа Шакарима Кудайбердиева, «Шежире - родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» посвященная этногенезу казахов их политической истории на основе их родословной, древних преданий и легенд. Советский период в истории Казахстана знаменуется появлением первых профессиональных ученых - историков из числа казахов. Это С. Асдендиаров профессор истории, написавший фундаментальный труд «История Казахстана с древнейших времен» (1935). Казахстанский историк Ермухан Бекмаханов в 1943 году в соавторстве с А.Панкратовым, М. Вяткиным и Н. Дружининым подготовил труд «История Казахской ССР». В 1947 году Е. Бекмаханов выпускает монографию «Казахстан в 20-40 гг XIX века» посвященную восстанию К. Касымова. Среди историков советского периода, внесших свой вклад в разработку ключевых вопросов истории Казахстана, следует отметить таких авторов как М. Козыбаев, М. Муканов, М. Даулбаев, Д. Шаймуханов, Ж. Абылхожин, В. Татимов и многих других. Новый расцвет исторической науки начался с обретением Казахстаном независимости. Так, в 1992 г во всех учебных заведениях республики была введена обязательная дисциплина «История Казахстана». В этом же году выходит книга С. Кляшторного и Т.Султанова «Казахстан: летопись трёх тысячелетий», которая охватывала период истории Казахстана с II тыс. до н.э., то есть с племен эпохи бронзы до конца XVII века. В 1996 год началось издание фундаментального труда «История Казахстана» в пяти томах, выпуск которого не завершен (вышло 3 тома). Важные задачи поставлены перед исторической наукой президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, в особенности, в книге « В потоке истории» (1996), где прослеживается кратко весь тернистый путь становления казахского этноса и государственности на земле Казахстана и говорится о необходимости формирования на основе истории мировоззрения и национальной идентичности

Как отмечалось выше, в советский период, несмотря на ряд серьёзных научных работ по истории Казахстана история, в целом, нивелировалась, из неё убирались острые углы, опускались «ненужные» имена, а отдельные факты, которые могли бросить тень на советскую систему и роль правящей партии замалчивались. С этой точки зрения, на наш взгляд, среди актуальных проблем истории Казахстана можно выделить следующие: место и роль цивилизации древних тюрков в судьбах народов Евразии и их общей, евразийской культуре. Это особенности появления государств у номадов, -

этногенез казахской народности и образование Казахского ханства, социальная структура и социальные отношения в средневековом казахском обществе, эпоха вхождения Казахстана в состав Российской Империи, национально - освободительные движения, место и роль казахской интеллигенции в освободительном движении в начале XX века, судьба партии «Алаш» и ее лидеров. В советский период, безусловно, актуальны, малоизученны такие вопросы отечественной истории, как эпоха гражданской войны в Казахстане, голод 1931-1933 гг. и его последствия, политические репрессии 30- начала 50-х годов, Казахстан в годы тоталитарного режима, период «развитого» социализма в истории Казахстана, причины и последствия экологических бедствий в республике (Арал, Балхаш, Семипалатинский полигон). Безусловно, актуальны также такие проблемы, как написание правдивых портретов великих исторических деятелей – хана Аблая, К. Касымова, видных батыров и биев, представителей казахской интеллигенции, а так же изучение казахской диаспоры в других странах мира. В заключение, уместно, на наш взгляд, напомнить известную формулу, что без истории нет народа, а без прошлого нет будущего… Человек, лишенный прошлого, не знающий своих корней и хотя бы, в общих чертах, истории своего народа и государства, уподобляется мыслящему механизму, роботу, или, образно говоря, «манкурту», лишенному памяти, которым можно манипулировать, управлять как марионеткой. Поэтому подлинная задача данной дисциплины не только учить, но и воспитывать свой народ, особенно свою молодежь, формируя у нее активную гражданскую позицию.

 

 

Лекция № 2. Казахстан в эпоху тюрков (VI-XII вв)

План

1. Открытие древнетюркской письменности.

2.Государства древних тюрков: Тюркский, Западнотюркский, Тюргешский каганаты, государства Карлуков, Караханидов. Государство Огузов. Кимаки. Кыпчакское ханство.

3. Великий Шелковый путь и его роль в жизни тюрков.

 

 

В III-IV веках нашей эры происходит процесс формирования древнетюркского этноса, который предвосхищает начало новой эпохи в Евразийских степях. В этот период происходит процесс социального развития и политической консолидации древнетюркских племен, которые создали очаг цивилизации, существенно повлияв на судьбы народов и государств Евразии. Прошли годы, пролетели столетия, и в европейской науке сложилось устойчивое мнение, что цивилизации в евразийских степях, в особенности у кочевых народов, в средневековье как таковой не было, т.к. письменность отсутствовала, а значит, не было писанных правителем законов, указов, а значит, о государственности в ту эпоху говорить не приходится. Такое «европоцентристское» представление в науке, да и в среде ученых Российской империи, господствовало долгое время. Между тем в течение почти двух веков, начиная с 20-х годов XVIII века и до конца XIX в, ученые накапливали факты, говорящие о том, что тысячу лет назад в степях Евразии, южной Сибири, Поволжья процветал древний народ, имевший свою письменность, законы, а значит правителей, определенную территорию, и другие атрибуты государственности. Речь шла о надписях на огромных погребальных камнях, каменных стеллах с неизвестным письмом. Ученые Д. Мессершмидт, М Кастрен, Н. Ядринцев, А. Гейкель нашли и обследовали каменные «послания» древних на юге Сибири, на Енисее, на Орхоне, в Манчжурии, начиная с XVIII и до конца XIX вв. Впервые расшифровывал «сибирское» письмо в начале 90-х XIX века датский ученый-лингвист Вильгельм Томсен. Сделал это он с помощью письма древних германцев - рун. Это лишний раз доказывает, что в древности все народы Евразии имели тесные культурные контакты, между собой, заимствуя друг у друга не только элементы хозяйства, но и культурные достижения, в частности, письменность. Первое слово, которое прочел и расшифровал В.Томсен, было - «тенгри». С этого момента ученый мир узнал о существовании письменной культуры древних тюрков, поклоняющихся богу неба Тенгри, их письменности, которая была утрачена в последующие эпохи. Появилась возможность узнать о жизни древних тюрков, их государствах, правителях от «них самих». Время забвения их цивилизации кончилось.

Тюркский каганат (552-603гг.)

Согласно письменам древних тюркских летописцев, основателями тюркского каганата являются Бумын каган и Истеми каган. В считанные годы тюрки во главе со своим предводителями достигли политического господства в Евразии. В период наибольшей экспансии территория тюркского каганата простиралась от Корейского полуострова на востоке, до северокавказских степей на западе и от Ирана на юге, до Сибири на севере. Следует отметить, что в 587 году тюрки овладели Средней Азией и стали хозяевами торгового Шелкового пути. Заняв огромные пространства Евразии, тюрки стали активными участниками мировой политики того времени. Через их территорию шли караваны с Востока в страны Европы и Византию. Культуре высокоразвитых стран того времени тюрки противопоставляли свою культуру, как отмечал историк Л. Гумилёв. При этом, Тюркский каганат стал связующим звеном между цивилизациями востока (Китай, Индия, Иран) и странами Средиземноморья и Западной Европы. Древние тюрки поклонялись Богу неба - Тенгри. В честь умерших ставили каменные балбалы, на которых изображали лицо и фигуру человека, иногда с прижатой к животу чашей (смотри фото 3 из приложения). Изображение лиц ясно показывает современному исследователю монголоидные черты древних тюрков.

Будучи воинственным народом, кочевниками и лихими наездниками того времени, тюрки совершали набеги на соседние народы и государства, захватывая пленных, которых превращали в рабов. В середине VI века тюрки разгромили своих соседей аваров, затем киргизов на Енисее, киданей в Маньчжурии (северо-восточная часть современного Китая); даже северный Китай вынужден был подчиниться тюркам. Китайские источники впервые упоминают термин «тюрк» в середине VI в (542 г). Далее этот термин распространяется в других странах: в Византии, Индии, в Согдиане, у сирийцев, арабов, иранцев и других народов. Наибольший интерес представляют, на наш взгляд, отношения тюрков с Китаем, которые включали в себя периоды дипломатических контактов и соглашений, а также затяжных воин. Китайцы считали тюрков потомками гуннов, однако полагали, что китайская цивилизация «выше», культурнее, и поэтому называли кочевников «северными варварами». Длительные войны с тюрками даже привели к отражению этой тревожной для Китая эпохи в поэзии. Так, у знаменитых китайских поэтов первой половины VIII в, Ли Бо и Ду Фу можно прочесть немало поэтических строк на эту тему. Вот одно из стихотворений:

Приграничные варвары

С гор в наступленье пошли

И выводят бойцов из печальных

Солдатских дворов.

Командиры раздали нагрудные

Знаки свои,

Значит вновь воевать нам средь

Мёрзлых и желтых песков.

Словно лук изогнулась на небе луна,

Белый иней блестит на поверхности наших мечей,

К пограничной заставе не скоро вернусь я, жена.

Не грусти понапрасну, и слез понапрасну не лей.

Однако в конце VI в. усилились междоусобные распри внутри правящей династии тюрков из рода Ашина, это совпало со временем усиления Китая. В 603 году Тюркский каганат распался на Западный и Восточный.



2016-09-16 514 Обсуждений (0)
Тюркский каганат (552-603гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тюркский каганат (552-603гг.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)